Александр борисович раскин как папа был маленьким. Маленькие сказки Раскин когда папа был маленьким краткое содержание

27.11.2023

Леону Вершу,
когда он был маленьким
(Ведь все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит).

Когда рассказчику было шесть лет, он увидел в книге картинку, где удав глотал хищного зверя. Мальчик задумался и нарисовал нечто, очень напоминающее шляпу. Это был рисунок № 1.

— Не страшно ли вам? — спросил мальчик.

— Разве шляпа страшная? — спросили его в ответ.

Но это была вовсе не шляпа, а удав, проглотивший слона.

Рисунок № 2 изображал удава изнутри.

«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» .

Так рассказчик «отказался от карьеры художника» и выучился на летчика. Он облетел чуть ли не весь свет и много встречал взрослых. Если ему кто-то из взрослых казался понятливее других, он показывал ему свой рисунок № 1. «Но они все отвечали: «Это шляпа». И летчик «уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах».

Однажды рассказчику пришлось совершить вынужденную посадку в Сахаре. Летчик был один: ни пассажиров, ни механика. Он решил починить самолет сам, ведь иначе пришлось бы погибнуть.

«На тысячи миль вокруг не было никакого жилья». Однако на рассвете рассказчика «разбудил чей-то тоненький голосок».

«Он сказал:

— Пожалуйста, нарисуй мне барашка.

— Нарисуй мне барашка...

Я вскочил, будто надо мною грянул гром. Протер глаза».

Вместо описания, автор рисует нам портрет необыкновенного серьезного малыша. Вовсе не было похоже, что он заблудился. Отговариваясь неумением рисовать, летчик рисует «удава снаружи». И мальчик сразу угадывает, что это именно удав, проглотивший слона! Только у малыша дома все очень маленькое. Ему не нужен слишком опасный удав и слишком большой слон. Барашки, которых рисует летчик, малышу тоже не нравятся: один слишком хилый, другой слишком большой, третий слишком старый. Тогда, потеряв терпение, летчик рисует просто ящик с отверстиями.

И мальчик видит в ящике как раз такого барашка, как надо:

— Смотри-ка! Он уснул...

3, 4

Мальчик разглядывает самолет:

— Так ты тоже упал с неба?

В разговоре выясняется, что планета малыша и сама очень мала: «Если идти все прямо и прямо, далеко не уйдешь...» Для взрослых, которые любят цифры, сообщается, что планета носит название «астероид Б-612»

«Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами!»

Малыш рассказывает о своей планете не все подряд, а когда к слову придется. Так, например, выясняется, что планету одолевают зловредные семена баобабов. Это такие большие деревья, что они могут разорвать планету на части. Вот если бы барашек ел баобабы, когда они только начинают идти в рост!

— Есть такое твердое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету... Если волю дать баобабам, беды не миновать.

Рассказчик рисует маленькую планетку, которую разрывают страшные деревья. Он хочет донести до всех, «что это страшно важно и неотложно».

«О Маленький принц! Понемногу я понял, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение — любоваться закатом » .

На маленькой планетке достаточно только передвинуть стул на несколько шагов — и можно не ждать, когда солнце начнет опускаться за горизонт. Когда очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце. Однажды за один день малыш видел закат сорок три раза. Представляете, как ему было грустно?

Благодаря барашку рассказчик узнал секрет Маленького принца. Мальчик поинтересовался, зачем цветам шипы. Ведь барашки едят все цветы — даже те, у которых шипы?

Летчик старается отвернуть в своем самолете непослушную гайку и отвечает первое, что пришло в голову:

— Цветы выпускают шипы просто от злости.

— Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них шипы, их все боятся.

Летчик не хочет задумываться. Ему некогда. Он занят серьезным делом.

— Серьезным делом? — не на шутку рассердился принц.

И рассказывает об одной планете, где жил «человек с багровым лицом», Он был занят «серьезным делом»: складывал цифры. И прямо раздувался от гордости. «А на самом деле он не человек. Он гриб».

То, что барашки и цветы воюют друг с другом, куда важнее всех цифр в мире.

— Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд... Так вот: если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли!

Мальчик разрыдался. И летчик, забыв о непослушной гайке, баюкает его и обещает сделать для барашка намордник, нарисовать для цветка броню... «Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня? Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез...»

На планете Маленького принца всегда росли только простые скромные цветы. И вдруг на неизвестном ростке (малыш был встревожен: а вдруг это новая разновидность баобаба?) появился огромный бутон. Неведомая гостья все прихорашивалась. Наряжалась, примеряя лепестки. Однажды утром эти лепестки раскрылись.

— Ах, я совсем растрепанная... — сказала красавица.

Маленький принц не мог сдержать восторга:

— Как вы прекрасны!

— Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем...

Красавица не страдала избытком скромности, была горда и обидчива, капризна и требовательна. Она говорила, что с ее четырьмя шипами ей не страшны тигры, и тут же требовала поставить ширму от сквозняков и накрыть ее колпаком от вечерней прохлады.

Принц принимал ее слова слишком близко к сердцу. Он рассердился — и решил покинуть планету. Теперь он об этом жалеет:

— Надо было просто смотреть на розу и наслаждаться ее ароматом. Никогда не нужно слушать, что говорят цветы! Но я тогда был слишком молод, я не умел любить...

Маленький принц собрался улетать с перелетными птицами. Он тщательнее обычного прибрал свою планету, вычистил маленькие вулканы, на которых было так удобно разогревать ужин, вырвал ростки баобабов и простился с красавицей розой. Она неожиданно попросила у него прощения. Ни слова упрека! Принц был очень удивлен.

Она попросила больше не накрывать ее колпаком. Потом прибавила:

— Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок.

Принц путешествует по ближайшим к его планете астероидам.

На первом астероиде жил король. Это был очень мудрый король. Он отдавал подданным только те приказания, которые они могли выполнить. Ведь если отдаешь такие приказания, то тебе все повинуются беспрекословно. Вот захотелось Маленькому принцу зевнуть, — и король тут же повелел ему зевать.

«Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию», — совершенно правильно утверждает король. Мальчику становится скучно на маленькой планетке короля без подданных и он прощается с королем, который хотел бы его задержать.

Но раз принц без колебаний собрался в путь, то король кричит ему вслед:

— Назначаю тебя послом!

11-14

На второй планете принц встречает честолюбца. Он просит мальчика хлопать в ладоши, а сам раскланивается. Без признания того, что он самый умный, красивый и богатый на этой планете, где больше-то никого и нет, этот человек жить не может.

— Ну, довставь мне удовольствие, все равно восхищайся мной!

— Я восхищаюсь, — ответил Маленький принц, — но что тебе от этого за радость?

И отправился в путь.

На следующей планете жил пьяница, который пил оттого, что ему совестно. А совестно ему было оттого, что он пьет. И он хотел все забыть. Маленький принц пожалел беднягу и покинул планету, еще раз убедившись в том, что взрослые — «очень, очень странный народ».

На четвертой планете деловой человек считает звезды из любви к цифрам. Он даже не знает, что эти «маленькие блестящие штучки» называются звездами. Деловой человек думает, что он владеет этими небесными телами — ведь до него никто об этом не додумался.

Маленький принц говорит серьезному человеку, что на своей планете он поливает цветок и прочищает вулканы — и от этого есть польза. «А звездам от тебя нет никакой пользы...»

И простодушный мальчик продолжает путь, оставив делового человека с удивленно открытым ртом.

Пятая планета была самая маленькая. На ней помещались только фонарь да фонарщик. Каждую минуту фонарщик зажигал фонарь: «Добрый вечер!» И по истечении минуты гасил его: «Добрый день!» Когда-то планета вращалась медленно — и фонарщик по уговору зажигал фонарь вечером и гасил его утром. Он успевал выспаться — больше всего на свете он любит спать. А теперь за тридцать минут на планете проходит целый месяц. Но уговор есть уговор...

Мальчик понимает, что этот нелепый человек все-таки не так нелеп, как все, кого он встретил ранее. «Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок... Из всех них он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе...»

Маленький принц вздохнул.

«Вот с кем я мог бы подружиться, — подумал он еще. — Но его планетка слишком крохотная. Там нет места для двоих...»

Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой чудесной планетке еще по одной причине: за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!»

А это значило, что ему очень-очень грустно...

«Шестая планета была в десять раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги».

Это был географ — ученый, который знает, где находятся моря, реки, города... Но сам он не знает, есть ли на его планете океаны и горы. «Географ — слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы...»

Географ просит мальчика-путешественника рассказать о его планете. Маленький принц рассказывает о своих трех вулканах: двух действующих и одном потухшем. И еще — о своем цветке.

— Цветы мы не отмечаем... цветы эфемерны... — отвечает ученый. — ...Мы пишем о вещах вечных и неизменных.

То есть должен скоро исчезнуть. Вот что означает слово «эфемерный».

«Моя краса и радость недолговечны, — сказал себе Маленький принц, — и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»

Он пожалел о покинутом цветке, но мужество тотчас вернулось к нему.

Географ посоветовал мальчику посетить планету Земля.

16-19

«Итак, седьмая планета, которую он посетил, была Земля».

На Земле «насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев. А пока не изобрели электричество, приходилось держать еще и целую армию фонарщиков...

Однако есть на земле места, где людей нет. Это пустыни. Маленький принц оказался как раз в пустыне. Первым его собеседником стала змея.

— В пустыне все-таки одиноко... —сказал мальчик.

— Среди людей тоже одиноко, — заметила змея.

Змея сообщает мальчику, что хоть она и не толще пальца, но могущества у нее больше, чем в пальце короля. Каждого, кого она коснется, она возвращает «земле, из которой он вышел».

Змея обещала мальчику в день, когда он горько пожалеет о своей покинутой планете, вернуть его обратно...

В пустыне мальчику встретился только один цветок — невзрачный, о трех лепестках. На вопрос о людях цветок ответил, что видел их один раз, очень давно. Да и что в них интересного, в этих людях, — их носит ветром, у них нет корней. Это очень неудобно.

Поднявшись на высокую гору, Маленький принц увидел только скалы — «высокие и тонкие, как иглы».

И откликалось ему только эхо.

— Будем друзьями, я совсем один... — произнес мальчик.

— Один, один, один... — откликнулось эхо.

Маленький принц загрустил:

— Дома у меня был цветок, моя краса и радость, и он всегда заговаривал первым.

Через пески и снега путешественник добрался до сада, полного роз. И все они были похожи на его цветок! А его красавица говорила, что подобных ей нет во всей Вселенной!

Как бы она огорчилась, увидев все эти розы, раскашлялась и даже умерла бы — чтобы унизить принца.

Что у него было? Три вулкана и простая роза. Какой же он после этого принц?

«Он лег в траву и заплакал».

Вот тут-то и появился Лис.

Маленький принц восхитился:

— Какой ты красивый!.. Поиграй со мной!

Лис ответил, что он не может играть — он ведь не приручен.

— А как это — приручить? — спросил мальчик.

Лис начал издалека:

— Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мной. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других... Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля мне ни о чем не говорят. Но у тебя золотые волосы... Золотая пшеница будет напоминать мне тебя... Пожалуйста, приручи меня!

— А что для этого надо делать?

— Сперва сядь вон там, поодаль... Молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе... лучше всегда приходи в один и тот же час. Тогда я, если встреча назначена на четыре часа, уже с трех начну чувствовать себя счастливым. Я узнаю цену счастью! А ты приходишь всякий раз в другое время, и я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.

— А что такое обряды?

— Это нечто давно забытое. Такое, отчего один день становится непохожим на другие. Вот, например, охотники по четвергам танцуют с девушками — и я, Лис, отправляюсь на прогулку. Могу дойти до самых виноградников...

Маленький принц приручил Лиса. А потом настал час прощанья. И Лис сказал, что он будет плакать. Но ему не будет плохо: «Вспомни, что я говорил про золотые колосья».

Мальчик пошел взглянуть на розы.

— Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы еще ничто. Никто вас не приручил, вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился — и теперь он единственный в целом свете... Вот так и моя роза. Я заботился о ней, я слушал, как она жаловалась и как хвасталась. Я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.

И Лис открыл ему очень простой секрет:

— ...Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

— Я в ответе за мою розу, — сказал Маленький принц.

22, 23

Маленький принц рассказал о встрече со стрелочником. Этот человек переводил стрелки встречных поездов, где ехали тысячи людей. Мальчик спросил:

— Этим людям было нехорошо там, где они были прежде?

— Там хорошо, где нас нет, — ответил стрелочник.

И продолжил:

— Люди в вагонах спят или зевают... Только дети прижимаются носами к стеклам...

— Одни только дети прижимаются носами, — промолвил Маленький принц. — Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут...

— Их счастье, — сказал стрелочник.

Потом мальчик встретил продавца пилюль от жажды. Проглотишь такую пилюлю — и потом целую неделю не хочется пить. Это высвобождает пятьдесят три минуты в неделю. И делай в это время что хочешь!

«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, — подумал Маленький принц, — я бы просто-напросто пошел к роднику...»

24, 25

У летчика, трудящегося над починкой самолета, закончилась вода. Мальчик предложил ему пойти поискать колодец. Долго шли они молча.

— Знаешь, отчего хороша пустыня? — сказал малыш. — Оттого, что где-то в ней скрываются родники...

Ребенок уснул и летчик понес его на руках. Взрослый нес ребенка — и ему казалось, что он несет самое хрупкое сокровище. Верность мальчика цветку была подобна пламени светильника. «Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить...»

На рассвете летчик дошел до колодца. Он был точно как деревенский: ворот, веревка, ведро... И скрип ворота был, словно музыка.

Мальчик пил воду из ведра. Пил, закрыв глаза. «И это было как самый прекрасный пир на земле».

— На твоей планете люди выращивают пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, что они ищут, можно найти в одном-единственном глотке воды и в одной-единственной розе...

Выяснилось, что колодец находится почти в том месте, где год назад Маленький принц впервые очутился на Земле. Летчик слышит разговор мальчика со змеей. Взрослому очень страшно, предчувствие непоправимой беды овладевает им. Летчик отдает мальчику свои рисунки: портрет Лиса, планету с баобабами, и, конечно, барашка. А для барашка — намордник, чтобы тот не съел розу.

— Малыш, я хочу еще послушать, как ты смеешься...

Но мальчик сказал:

—Сегодня ночью моя звезда станет как раз над тем местам, где я упал год назад... Мое тело слишком тяжелое, я не могу забрать его с собой. Я сегодня вернусь домой. И ты тоже.

Я знаю: ты сумел исправить самолет... Знаешь... Сегодня ночью не приходи... тебе покажется, что мне больно, что я умираю. Но это не так... Не ходи. Вдруг змея ужалит и тебя? Змеи — они ведь злые... Правда, на двоих у нее не хватит яда.

Летчик все равно шел за своим маленьким другом. Но тот обратился к нему с просьбой — позволить сделать последний шаг одному.

Малыш сел на песок, потому что ему стало страшно. Но он вспомнил о своей розе, — такой слабой, такой простодушной.

«Точно желтая молния мелькнула у его ног. Мгновенье он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал — медленно, как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает вес звуки».

С тех пор прошло уже шесть лет. Рассказчик починил самолет и вернулся к своим товарищам. Он верит, что принц вернулся на свою планетку — ведь утром летчик не нашел на песке его тела.

«...По ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенцов...

Но... Когда я рисовал намордник для барашка, я забыл про ремешок! Маленький принц не сможет надеть его на барашка. И я спрашиваю себя: что-то делается там, на его планете? Вдруг барашек съел розу?

Взгляните на небо. И спросите себя: жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел?

Никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!»

Если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. «Тогда — очень прошу вас! — не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся... »

Мою дочь зовут Саша. Сейчас она взрослая девчонка.

Она была очень болезненным ребёнком. И как – то раз у неё очень сильно заболело ушко и целый день и ночь она, не переставая плакала. Я был готов заплакать вместе с ней. Пытался рассказывать разные весёлые случаи, прочитал много детских книг.

Один случай ей понравился. Здесь отец, когда был мальчиком, тоже получал наказание. Запомнив ту историю, начинала кричать, что у неё боль в ухе. И вот перед вами мои истории. В основном они весёлые, которые повышали настроение грустной, заболевшей доченьке.

Когда случаи прекращались, я рассказывал о других отцах.

Нынче она уже взрослая и без труда прочитывает огромные, толщенные книги.

И вот первая история.

Мальчику – маленькому папе, вручили большой мячик, очень красивый. Чтобы купить его родители поехали в Москву. Весь двор нашего маленького городка восхищался его красотой.Он никому его не давал и его стали обзывать жадным мальчиком.

После двух дней, ребята поспорили, что мяч не сможет лопнуть, попав под машину. Я решил доказать, что всё будет не так. И бросив мяч, получил чёрные остатки. После этого все дома меня долго ругали.

Одно событие в детстве моего папы – посещение цирка. Ему запомнилось, что животные укрощались от взгляда. И попробовав в парке, маленькая собачка ухватила зубами за его живот. После многочисленных уколов от бешенства, ему не захотелось этим заниматься.

Папа обожал чтение. Но, так как он перестал гулять, у него пытались забирать книги. Он прятался везде и на сеновале. В итоге зрение совсем упало.

Дети любят рассказы своих родителей. Больше проводите время с детьми.

Картинка или рисунок Когда папа был маленьким

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Про это Маяковский
  • Краткое содержание Руссо Об общественном договоре

    Жан-Жак Руссо житель Женевы, человек из бедной семьи. Человек с высокими духовными чувствами, находил себя наедине с природой. Именно духовность, давала ему мысли силы писать свои работы

  • Краткое содержание Пигмалион Бернарда Шоу

    Данное произведение повествует о том, как двое специалистов по лингвистике научили правильному английскому произношению простую девушку, продающую цветы на улицах Лондона.

  • Краткое содержание Пантелеев Честное слово

    Однажды летом мужчина зашёл в сад, и зачитавшись, не заметил, как наступил вечер. Он поторопился выйти, пока сад не закрылся, и услышал какой-то шум. Прислушавшись, он понял, что где-то в кустах плачет ребёнок.

  • Краткое содержание Воздушный корабль Лермонтов

    В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Воздушный корабль» рассказывается о волшебном корабле-призраке, который ежегодно в день смерти великого полководца и императора Наполеона причаливает к берегам острова

Когда кит съел всю рыбу, маленькая хитрая рыбка описала ему всю прелесть закуски-человека и рассказала, где его найти, но предупредила, что человек - беспокойное создание. Кит проглотил моряка вместе с его плотом и подтяжками. В желудка кита моряк стал бегать, прыгать и вообще вести себя весьма активно, так что кит почувствовал себя нехорошо. Когда он попросил свою добычу вылезти из желудка, моряк обещал подумать над этим, если кит отвезёт его домой, к белым утёсам Альбиона. Прежде чем идти домой, парень вставил киту в горло решётку из досок плота и подтяжек, так что тот смог есть только очень-очень мелких рыбок. А хитрая рыбка уплыла и спряталась в тине, под порогом экватора, потому что боялась, что кит рассердится на нее.

Как на спине верблюда появился горб

Когда земля была совсем новая, животные, которые помогали человеку, приходили к верблюду, живущему в середине огромной Воющей пустыни, и пытались привлечь и его к активной деятельности, но он отвечал только «грб» и забивал на их просьбы. Звери пожаловались джину; когда верблюд сказал ему своё обычное «грб», он наградил его горбом, чтобы зверь мог работать 3 дня без обеденных перерывов.

Как на коже носорога появились складки

Перс-огнепоклонник испёк сладкий хлеб с изюмом, но носорог загнал его на пальму и съел весь хлеб. Когда же носорог снял с себя всю свою гладкую кожу и пошёл купаться, человек насыпал в неё чёрствых крошек и подгоревших изюминок. Чтобы избавиться от покалываний, носорог стал тереться о пальму, но лишь натёр складки и напрочь стёр пуговицы.

Как леопард стал пятнистым

Все животные жили в пустыне Высокий Фельдт, где их легко находили охотники: человек и леопард. Чтобы уберечься, звери ушли в лес и обзавелись маскировочными полосками и пятнами. Мудрый Бабун посоветовал леопарду обзавестись пятнами, да и эфиопу тоже внести изменения в свою внешность. В лесу они словили зебру и жирафа; те показали охотникам, почему они могут слышать и чуять зверей, но не видят. ЭФиоп стал черным и покрыл леопарда отпечатками 5 пальцев.

Слон-дитя

Когда у слонов не было хобота, любопытный слонёнок задавал много вопросов, за что был неоднократно бит. Наконец, он захотел узнать, чем обедает крокодил. С этим вопросом он и обратился к крокодилу; тот схватил его за нос и стал затягивать в воду. Питон вытянул любопытного малыша за задние ноги, но нос слонёнка остался вытянутым. Им он мог доставать бананы, а также отколотить всех тех, кто до этого распускал лапы.

Просьба старого кенгуру

Кенгуру, у которого в те времена была пушистая шкурка и короткие лапы, попросил у трёх богов сделать его непохожим на других, и чтобы все о нем узнали к 5 часам вечера. Он так достал одного из богов, что тот попросил динго гоняться за кенгуру. В результате задние лапы кенгуру вытянулись, чтобы было удобнее прыгать. Но благодарить динго за приобретение кенгуру отказался.

Как появились броненосцы

Ягуариха рассказала своему неопытному сыну про ежа (его надо бросить в воду, чтобы развернулся) и черепаху (ее лучше выцарапать из панциря), но им удалось запутать несмышлёныша, который в результате охоты только больно уколол лапу. Чтобы спастись, черепаха стала учиться сворачиваться в клубок, а еж - плавать. В результате тренировок щитки черепахи разошлись, а иголки ежа слиплись. Ягуариха посоветовала сыну оставить их в покое и назвала новых зверюшек броненосцами.

Как было написано первое письмо

У первобытного человека по имени Тегулай Бопсулая сломалось копье. Пока он чинил его, дочь Тефи отправила с незнакомцем рисунок для мамы с просьбой прислать новое копье, но та испугалась странных рисунков и подняла всю деревню на избиение незнакомца (а его волосы вымазали глиной). Так появилась первая мысль о необходимости письменности.

Как была составлена первая азбука

Тегумай и Тефи за несколько дней придумали изображения букв: А похожа на открытый рот карпа, У - на его хвост, о - как камень или открытый рот и т. д. Буквы соединили в слова.

Морской краб, который играл с морем

В самые древние времена волшебник показал животным, как им надо играть, и они стали играть: бобр - в бобра, корова - в корову, и т. д. Для умного человека эта игра была слишком проста. Морской краб решил пропасовать и бочком упол в море. Это заметила лишь дочь Адама. Волшебник одобрил дела всех животных (например, куски земли, которые подбросил слон, он сделал Гималайскими горами). Но Адам пожаловался на приливы и отливы; выяснилось, что это хулиганит Краб. Волшебник сделал его маленьким и раз в год лишает брони. Маленькая девочка отдала крабу свои ножницы, чтобы он мог рыть норки и раскрывать орехи.

Человек был ленив и не хотел грести до берега. Чтобы море дважды в день работало на него, волшебник дал команду лунному старику и крысе, которая грызла его сеть (рыбак сетью потащил море мимо материков).

Кот, который гулял сам по себе

Мудрая первобытная женщина приручила зверей (собаку - вкусными костями, лошадь и корову - ароматным сеном). Кот, который гулял где хотел, наблюдал за всем этим (от собаки даже получил обещание вечной вражды за то, что не пошёл с ней на разведку); женщина обещала, что если похвалит кота раз - он может зайти в пещеру, два - сидеть возле огня, три - пить молоко по 3 раза в день. Женщина не хотела этого, но кот, играя с ее младенцем и словив мышь, трижды добился похвалы, что засвидетельствовала закрывавшая вход шкура, огонь и крынки с молоком. Но мужчина заключил с котом свой договор: если тот не будет всегда ловить мышей, то мужчина будет бросать в него одной из пяти своих вещей (сапогами, каменным топором, поленом и секирой), а собака обещала гонться за ним, если он не будет ласков с ребенком.

Мотылёк, который топнул ногой

У Сулеймана-ибн-Дауда было много сварливых жён и одна любимая жена Балкис, а также волшебное кольцо, которое вызывало джинов (однако Сулейман не хотел хвастаться своей силой и усмирять супруг с помощью джинов). В саду он однажды увидел супружескую чету мотыльков, которые ссорились, причём муж утверждал, что достаточно ему топнуть ногой - и весь дворец Сулеймана исчезнет. Наученная Балкин жена подначила его топнуть, а Сулейман, будучи в сговоре с мужем, приказал джинам унести замок в воздух. Так была усмирена не только жена мотылька, но и султанши-скандалистки.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Я хочу рассказать вам, как родилась эта книжка. Вот ее история. У меня есть дочка Саша. Теперь она уже большая девочка. Она сама теперь часто говорит: «Когда я была маленькая…» Так вот, когда Саша была совсем маленькой, она много болела. То у нее был грипп, то ангина. А потом болели уши. Если у вас когда-нибудь было воспаление среднего уха, то вам не надо объяснять, как это больно. А если не было, то тоже не надо объяснять – вы этого никогда не поймете.

Однажды у Саши так болело ухо, что она плакала целые сутки и почти не могла спать. Мне было так жалко ее, что я сам чуть не плакал. И я читал ей разные книги или рассказывал смешные истории. И вот я рассказал ей о том, как я был маленьким и бросил свой новый мяч под машину. Саше очень понравилась эта история. Ей понравилось, что папа тоже был маленьким, тоже шалил и не слушался и его тоже наказывали. Она запомнила это. И теперь, как только у нее начинало стрелять в ухе, она сразу же кричала: «Папа, папа, у меня болит ухо! Скорей расскажи, как ты был маленьким!» И я рассказывал ей все, что вы сейчас прочтете. Я выбирал истории посмешнее: ведь нужно было развеселить больную девочку. И еще я старался, чтобы моя дочка поняла, как нехорошо быть жадным, хвастунишкой, зазнайкой. Но это вовсе не значит, что я сам всю жизнь был таким. Просто я старался вспоминать только такие случаи. А когда мне их не хватало, я брал их у других знакомых пап. Ведь каждый из них тоже был когда-то маленьким. Так что все эти истории не выдуманы мной, а были на самом деле.

Теперь Саша выросла. Она болеет меньше и сама читает большие, толстые книги.

Но я решил, что, может быть, другим ребятам тоже интересно узнать про то, как один папа был маленьким.

Вот и все, ребята, что я хотел сказать вам. Нет, еще одну вещь я скажу вам по секрету. У этой книги есть продолжение. Оно будет для каждого из вас свое. Ведь каждый папа может рассказать, как он был маленьким. И мама тоже. Я бы сам хотел их послушать.

Ну вот, теперь все. До свидания, ребята! Желаю вам счастья и здоровья.

Уважающий вас

А. Раскин

КАК ПАПА БРОСИЛ МЯЧ ПОД АВТОМОБИЛЬ

Когда папа был еще маленьким и жил в маленьком городе Павлово-Посаде, ему подарили большой мяч удивительной красоты. Этот мяч был как солнце. Нет, он был даже лучше солнца. Во-первых, на него можно было смотреть не щурясь. И он был ровно в четыре раза красивее солнца, потому что он был четырех цветов. А солнце ведь только одного цвета, да и тот трудно разглядеть. Один бок у мяча был розовый, как пастила, другой – коричневый, как самый вкусный шоколад. Верх был синий, как небо, а низ зеленый, как трава. Такого мяча еще никогда не видели в маленьком городе Павлово-Посаде. За ним специально ездили в Москву. Но я думаю, что и в Москве было мало таких мячей. На него приходили смотреть не только дети, но и взрослые.

– Вот это мяч!- говорили все.

И это был действительно прекрасный мяч. И папа очень гордился. Он вел себя так, как будто этот мяч он сам выдумал, сделал и раскрасил в четыре цвета. Когда папа гордо выходил на улицу играть своим прекрасным мячом, со всех сторон сбегались мальчишки.

– Ой, какой мяч! – говорили они. – Дай поиграть!

Но папа хватал свой мяч и говорил:

– Не дам! Это мой мяч! Ни у кого такого нет! Его привезли из Москвы! Отойдите! Не трогайте мой мяч!

И тогда мальчишки сказали:

– Эх ты, жадина!

Но папа все равно не дал им своего чудесного мяча. Он играл с ним один. А одному играть очень скучно. И жадный папа нарочно играл около мальчишек, чтобы они ему завидовали.

И тогда мальчишки сказали так:

– Он жадный. Не будем с ним водиться!

И два дня они с ним не водились. А на третий день сказали так:

– Мяч у тебя ничего. Это верно. Он большой и раскрашен здорово. Но, если бросить его под машину, он лопнет, как самый плохой черный мячик. Так что нечего так уж задирать нос.

– Мой мяч никогда не лопнет! – гордо сказал папа, который к тому времени так зазнался, как будто его самого выкрасили в четыре цвета.

– Еще как лопнет! – смеялись мальчишки.

– Нет, не лопнет!

– А вот идет машина, – сказали мальчишки. – Ну, что же ты? Бросай! Или испугался?

И маленький папа бросил свой мяч под машину. На минуту все замерли. Мяч прокатился между передними колесами и угодил под правое заднее колесо. Машина вся перекосилась, переехала мяч и помчалась дальше. А мяч остался лежать совершенно невредимым.

– Не лопнул! Не лопнул! – закричал папа и побежал к своему мячу. Но тут раздался такой шум, как будто выстрелили из маленькой пушки. Это лопнул мяч. И когда папа добежал до него, он увидел только пыльную резиновую тряпку, совсем некрасивую и неинтересную. И тогда папа заплакал и побежал домой. А мальчишки хохотали изо всех сил.

– Лопнул! Лопнул! – кричали они. – Так тебе и надо, жадина!

Когда папа прибежал домой и сказал, что сам бросил свой чудный новый мяч под машину, его сразу же отшлепала бабушка. Вечером пришел с работы дедушка и тоже отшлепал его.

При этом он говорил:

– Бью не за мяч, а за глупость.

И долго еще потом все удивлялись: как это можно было бросить такой хороший мяч под машину?

– Только очень глупый мальчик мог сделать это! – говорили все.

И долго еще все дразнили папу и спрашивали:

– А где же твой новый мяч?

И только один дядя не смеялся. Он попросил папу все рассказать ему с самого начала. Потом он сказал:

– Нет, ты не глупый!

И папа очень обрадовался.

– Но зато ты жадный и хвастливый, – сказал дядя. – И это очень печально для тебя. Тот, кто хочет один играть со своим мячиком, всегда остается ни с чем. Так бывает и у детей, и у взрослых. Так будет и у тебя всю жизнь, если ты останешься таким же.

И тогда папа очень испугался, и заплакал изо всех сил, и сказал, что он не хочет быть жадным и хвастливым. Он плакал так долго и так громко, что дядя поверил ему и купил новый мяч. Правда, он был не так красив. Но зато все соседские мальчишки играли этим мячом. И было весело, и никто не дразнил папу жадиной.

КАК ПАПА УКРОЩАЛ СОБАЧКУ

Когда папа был еще маленьким, его повели в цирк. Это было очень интересно. Особенно ему понравился укротитель диких зверей. Он очень красиво одевался, очень красиво назывался, и его боялись все львы и тигры. У него был хлыст и пистолеты, но он ими почти не пользовался.

– И звери боятся моих глаз! – заявлял он с арены. – Мой взгляд – вот мое самое сильное оружие! Дикий зверь не выносит человеческого взгляда!

И правда, стоило ему посмотреть на льва, и тот садился на тумбу, прыгал на бочку и даже притворялся мертвым, не вынося его взгляда.

Оркестр играл туш, зрители хлопали в ладоши, все смотрели на укротителя, а он прижимал руки к сердцу и кланялся во все стороны. Это было великолепно! И папа решил, что он тоже станет укротителем. Для начала он задумал укротить своим взглядом какого-нибудь не очень дикого зверя. Ведь папа был еще маленький. Он понимал, что такие крупные звери, как лев и тигр, ему еще не по зубам. Начинать надо с собаки и, конечно, не очень большой, потому что большая собака – это уже почти маленький лев. А вот собака поменьше как раз пригодилась бы.

И такой случай вскоре представился.

В маленьком городе Павлово-Посаде был маленький городской сад. Теперь там большой парк культуры и отдыха, но ведь это было очень давно. В этот сад бабушка пошла гулять с маленьким папой. Папа играл, бабушка читала книжку, а неподалеку сидела нарядная дама с собачкой. Дама тоже читала книгу. А собачка была маленькая, беленькая, с большими черными глазами. Этими большими черными глазами она смотрела на маленького папу так, как будто говорила ему: «Я очень хочу укрощаться! Пожалуйста, мальчик, укроти меня. Я совершенно не выношу человеческого взгляда!»

Эрих Кестнер

КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Уроки Эриха Кестнера

Эрих Кестнер был чуть старше нашего века: он родился 23 февраля 1899 года, и об обстоятельствах, сопутствовавших этому событию, сам подробно и с юмором поведал в автобиографической книге «Когда я был маленьким». Нет надобности рассказывать читателям о его детских годах, учебе и семье: они имеют возможность из первых рук, от самого Кестнера узнать даже об отдаленных его предках и родственниках, об отце, шорнике и седельщике, которому пришлось со временем оставить собственное дело и наняться рабочим на чемоданную фабрику, о матери-парикмахерше, которая «день-деньской работает», «завивает щипцами волосы», чтобы сын мог получить образование. Процитированные слова, впрочем, взяты из повести «Эмиль и сыщики» - здесь, как и во многих других книгах писателя, тоже найдется немало автобиографического. Разве, читая описание поездки Эмиля на конке, мы не вспоминаем такую же (а может, ту же самую) конку, на которой ездил в детстве сам Кестнер? И, может, делая своего Максика, «мальчика из спичечной коробки», членом гимнастического союза Пихельштайна, писатель вспомнил себя, шестилетнего, пришедшего к старшим на занятия гимнастического общества? Фабиан, герой одноименного романа, уже взрослым человеком, в Берлине, получает от матери письмо. «Помнишь ли ты еще, - пишет мать, - как мы брали рюкзаки и отправлялись в путь?» Конечно, помнит, как помнил сам Кестнер (и описывал полвека спустя) свои собственные путешествия с матушкой. Он вообще был из тех, для кого память детства не просто дорога, но жизненно насущна: именно она, по его убеждению, позволяет человеку сохранять и поддерживать лучшее, драгоценнейшее в себе.

Роман «Фабиан», тоже в чем-то автобиографичный, может дать представление о годах позднейшей, послевоенной жизни писателя. Но о них потом. Повесть «Когда я был маленьким» завершается событиями августа 1914 года. «Началась мировая война, и кончилось мое детство». Исторический рубеж не просто совпал с возрастным. Для миллионов европейцев именно с этой даты, говоря словами поэта, начинался «не календарный - Настоящий Двадцатый Век». Уже постаревший, много переживший писатель с иронией и грустью вспоминает о последних мирных годах, о «беззаботных каникулах», об опереточных правителях и войсковых парадах, напоминавших цирковые представления. С иронией, потому что зерна будущих грозных событий зрели уже под видимостью внешнего благополучия: история предъявила жестокий счет тем, у кого не хватило проницательности и ответственности вовремя «снять с носа» розовые очки. С грустью, потому что после пережитых испытаний многие, даже самые язвительные и трезвые критики эпохи поневоле ощущали нечто вроде ностальгии, оглядываясь на ту безвозвратную пору.

В 1917 году, не успев закончить учительской семинарии, Эрих Кестнер был призван на военную службу. Он вернулся домой уже в 1919 году, после революции, свергнувшей в Германии монархию, собирался сдать учительский экзамен, но в последний момент передумал (о причинах писатель рассказывает в той же книге воспоминаний) и решил продолжить образование в университете. В Берлине, Ростоке, Лейпциге он изучал германистику, написал диссертацию «Возражения на статью Фридриха Великого „De la litterature allemande“» и все более убеждался, что подлинное его призвание - литература.

Первые стихи Кестнера появились в печати еще в 1920 году, в сборнике студенческих работ, но никем тогда замечены не были. Для заработка он начал сотрудничать в газетах, писал репортажи, рецензии, политические фельетоны, сатирические стихи. После скандала, вызванного публикацией одного из таких стихотворений, Кестнер вынужден был прекратить сотрудничество в леволиберальной газете «Нойе ляйпцигер цайтунг» и переехать в Берлин. Уже тогда сложились некоторые его рабочие привычки: он предпочитал, например, писать не дома, а в кафе, где надолго становился постоянным клиентом. Сложились и многие черты его литературного стиля; они со всей яркостью проявились в первом стихотворном сборнике Кестнера «Сердце на талии», который вышел в 1928 году и сразу же принес ему шумный успех.


Нам сейчас, пожалуй, даже трудно понять, почему эти стихи в свое время были так бурно встречены. Этого не объяснить одними лишь их поэтическими достоинствами. Они оказались на редкость созвучны веяниям времени - Кестнер удовлетворил ожидания читающей публики. «Это поэт, представляющий наше поколение, - писал один из тогдашних критиков. - Поэзия нашего времени не может звучать иначе… Рифмованные строки Кестнера были у всех на устах». Афористичные, четкие по форме, они входили в повседневный обиход, звучали с эстрад, становились крылатыми выражениями.

Мы знаем, что это было за время для Германии, читали о нем в романах Фаллады, Ремарка и многих других писателей. Время послевоенной инфляции и безработицы, массовых разорений и внезапных обогащений, время, когда среди идейной сумятицы, спекулируя на возрастающем недовольстве, обострении социальных противоречий, питаясь реваншистскими, милитаристскими, националистическими настроениями, все наглей поднимал голову фашизм.

Кестнер пишет обо всем этом. О безработных и жиреющих богачах, о самоубийцах и гибнущих детях, о драмах, что разыгрываются за стенами внешне благопристойных домов, в меблированных комнатах. Пишет с горечью, порой с вызывающей откровенностью, не боясь оскорбить чувствительный слух. В критике его поспешили отнести к направлению так называемого «лирического цинизма», по каким-то признакам сближая то с Брехтом, то с Тухольским; но гораздо очевидней, пожалуй, преемственная связь Кестнера с традициями гейневской иронии. Эта ирония переходит в сарказм, когда он обрушивается на обывательскую мораль, лживый пафос проповедников милитаризма и реакции («Ты знаешь край, где расцветают пушки»).

Многие темы этих первых стихов звучат и в наиболее знаменитом его романе «Фабиан» (1931). Герой романа еще полон воспоминаниями о войне. «По провинциям рассеяно множество уединенных домов, где все еще лежат искалеченные солдаты. Мужчины без рук и ног. Мужчины с устрашающе изуродованными лицами, без носа, без рта. Больничные сестры, которых ничем уже не испугаешь, вводят этим несчастным пищу через стеклянные трубочки, которые они вставляют в зарубцевавшееся отверстие, там, где некогда был рот. Рот, который смеялся, говорил, кричал».

Фабиан, молодой человек с университетским образованием, вынужден сочинять стихи для рекламной фирмы, но вдруг оказывается без работы. Мы следим за его странствиями по Берлину середины 20-х годов, наблюдаем сцены безотрадной жизни, моральной деградации. «Волшебный дар - видеть сквозь стены и занавешенные окна - сущая ерунда в сравнении со способностью стойко перенести увиденное», - замечает автор. Он называет своего героя «моралистом», и не без оснований: среди окружающей пошлости и грязи Фабиан ухитряется сохранить четкость нравственных критериев, достоинство и принципиальность. Он, несомненно, близок самому Кестнеру. Но, как и Кестнер, остро чувствуя неблагополучие, веяние надвигающейся катастрофы, не знает, что делать, как изменить жизнь.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех