Каким образом и когда закончилась жизнь робеспьера. Робеспьер, максимилиан

25.04.2024

Робеспьер (Максимилиан Мари Исидор robespierre) - известный франц. революционер, род. в Аррасе 6 мая 1758 г., обезглавлен в Париже 28 июля 1794 г. (10 термидора II-го года). Фамилия Р., кажется, ирландского происхождения; его отец и дед часто подписывались Derobespierre. Отец Р. - . адвокат, мать - дочь пивовара. Оставшись сиротой, Р. поступил в коллегию гор. Арраса, где отличался трудолюбием и примерным поведением. Среди его товарищей был Камилл Демулен. Состоя адвокатом в Аррасе, Р. много работал в области юриспруденции и литературы. Энциклопедисты, Монтескье, в особенности Руссо с одной стороны, условная манерность сентиментализма - с другой: вот почва, воспитавшая Р. Он писал много стихотворений, в сентиментальном духе, часто посвящая их дамам Арраса, и в 1789 г. был избран директором аррасской академии. Ко времени открытия генеральных штатов он опубликовал брошюру, где требовал реформирования местного провинциального собрания Артуа. Выбранный депутатом от третьего сословия, Р. сначала обращал на себя мало внимания.

Он говорил против военного закона, против разделения граждан на активных и пассивных, за допущение евреев к занятию общественных должностей. Жил он очень скромно, но всегда тщательно одевался. Постепенно. он сделался наиболее влиятельным членом якобинского клуба; в июне 1790 г. был выбран одним из секретарей собрания. Бегство короля вызвало речь Р., сразу прославившую его. В бегстве короля Р. видел противореволюционный заговор, составленный многими из членов национального собрания, врагов свободы, чтобы, при помощи короля и тиранов, подавить патриотов. Истина, свобода и общество, говорил он, для него дороже жизни, против которой, как ему мерещилось, были уже направлены "тысячи кинжалов". "Мы все умрем с тобою", восторженно воскликнул Камилл Демулен. Но Р. не высказался за республику: он ограничился предложением предать короля суду и спросить страну о форме правления. Во время народного мятежа на Марсовом поле (17 июля) Р. дрожал за свою жизнь и скрылся у одного из якобинцев. 30 сент. учредительное собрание разошлось, объявив, по предложению Р., что члены его не могут быть избираемы в законодательное собрание. В ноябре 1791 г. Р. был избран в Париже публичными обвинителем (accusateur public) и стал главой якобинского клуба. В апреле 1792 г. он сложил с себя обязанности обвинителя и основал якобинский журнал: "Defenseur de la constitution". В это время начались острые столкновения между жирондистами и монтаньярами по вопросу о войне. Р. был против войны и нападал в якобинском клубе и в печати на Бриссо и жирондистов.

В народном движении 20 июня Р. не принимал участия. 11 июля состоялось провозглашение "отечества в опасности" (речь Верньо), а 20 июля Р. произнес в якобинском клубе речь, в которой уже развивал программу терроризма. Корень всех страданий - говорил он - в исполнительной власти и в законодательном собрании. Необходимо исчезновение призрака, называемого королем, и учреждение национального конвента. 10 августа Р. сохранял выжидающее положение. Когда восстание удалось и вожаками его была образована коммуна, к ней, после других, примкнул, 11 августа, и Р. Главой ее, однако, был не он, а Дантон. 17 августа Р. был выбран в члены чрезвычайного суда, учрежденного Дантоном для наказания сообщников двора, но Р. отказался от участия в нем. 21 августа Р. был выбран одним из 24 депутатов Парижа в национальный конвент, но не получил преобладающего числа голосов; перевес был на стороне умеренных. В первые же дни существования конвента в нем вспыхнула вражда между жирондистами и якобинцами, обвинявшими друг друга в стремлении к диктатуре. 24 сентября Ребекки горячо напал на Р. и якобинцев. В ответ ему Р. произнес длиннейшую речь, в которой тщательно изображал свои "подвиги", "спасшие" отечество. Возражение Луве, страстное и остроумное, смутило Р.: он просил отсрочки и только 5 ноября ответил Луве мастерски обработанною, эффектною речью, увлекшею собрание своим революционным декламаторством.

Когда был поставлен вопрос о предании короля суду. партии еще сильнее разделились. Р. произнес 3 декабря речь, где отвергал юридическую точку зрения, становясь на политическую. "Людовик - не подсудимый, а вы - не судьи", говорил он; "вы государственные люди, представители нации... Ваше дело - не произносить судебный приговор, а принять меры в видах общественного блага, выполнить роль национального провидения". Он требовал "смерти Людовика, чтобы жила республика". 27 декабря Р. снова говорил о необходимости "наказанием тирана скрепить общественную свободу и спокойствие". Долг перед отечеством и ненависть к тиранам коренятся, по его словам, в сердце каждого честного человека и должны взять верх над человеколюбием. Воззвание к народу (appel au peuple), которого требовали умеренные, угрожало бы ниспровержением республики; роялисты и враги свободы могли бы повлиять на народ и даже одержать победу.

Главным образом речь Р. была направлена против жирондистов, которые "виновнее всех, кроме короля". 9 марта 1793 г. Р. удалось настоять на отправлении в департаменты, в качестве комиссаров, 82 депутатов, выбранных из якобинцев и всюду распространявших их учение. Когда одна из парижских секций внесла в конвент адрес об изгнании из него жиронды (10 апр.), Р. обрушился на жирондистов ядовитыми намеками, вызвавшими блестящую импровизацию Верньо. 24 апр. Р. представил в конвент проект декларации прав, в которой говорилось, что "люди всех стран" суть "граждане одного и того же государства", обязанные помогать друг другу, а "монархи, аристократы, тираны, каковы бы они ни были" - рабы, бунтующие против природы. 2 июня жирондисты пали; настала эпоха террора. Главную роль в комитете общественного спасения с 27 июля играл Р. Под его влиянием конвент в заседании 1 августа декретировал целый ряд чрезвычайных мер. Террором заведовали триумвиры, как их называли - Р., Кутон и Сен-Жюст. От них исходили декреты о проскрипции и казнях. Все выдающиеся предложения излагались, большей частью, Р. Он говорил, что нужно истреблять среднее сословие, "снабжать санкюлотов оружием, страстью, просвещением". Враги, с которыми следует бороться - люди порочные и богатые, пользующиеся невежеством народа.

Так как просвещению народа мешает "продажность писателей", "которые каждый день обманывают его бесстыдной ложью", то "надо объявить в опале писателей, как опаснейших врагов отечества", и издать хорошие сочинения. 3 окт. член комитета общественной безопасности Амар предложил конвенту предать суду 73 депутатов, протестовавших против изгнания жирондистов. Р. вступился за них, имея в виду, опираясь на равнину, разбить партию горы, т. е. Дантона. Это не помешало ему подписать варварский декрет об уничтожении Лиона и одобрять усилившиеся именно в то время казни (жирондистов, Марии Антуанетты, герц. Орлеанского и др.). Когда образовалось течение враждебное христианству и было устроено празднество в честь Разума (10 ноября), Р. произнес в якобинском клубе (21 ноября) сильную речь против атеистов и "крайних". Не смотря на это, парижский общинный совет постановил закрыть церкви в Париже. Тогда, 6 декабря, Р. и Дантон постановили запретить все действия, направленные против свободы богослужения. 12 декабря Р. выступил против Анахарсиса Клоотса, который, вместе с Шометтом, предложил заменить католицизм культом разума.

Началась очистка клуба якобинцев: Клоотса и его друзей исключили из клуба. В самый разгар террора католическое богослужение, благодаря Р., продолжалось; в соборе Notre-Dame молились за Р.; цензура строго следила за атеистическими сочинениями и нападками на церковь. К концу 1793 г. роялисты были подавлены, вандейская армия уничтожена, федералисты рассеяны; но Р. думал не о спасения государства, а об удержании за собою власти, для чего необходимо было уничтожить фракцию эбертистов, которая намеревалась подчинить себе комитет общественного спасения. За эбертистами должен был погибнуть Дантон, так как он мог положить конец террору и организовать республику. Р. боялся и Камилла Демулена, который в своем журнале "Le vieux Cordelier" остроумно осмеивал учрежденный Р. комитет справедливости, противополагая ему комитет милосердия. Когда между крайними, т. е. эбертистами, девизом которых был террор, и умеренными, т. е. дантонистами, требовавшими милосердия, произошел явный разрыв, Р. занял середину между ними и выставил девизом справедливость, поддерживаемую, однако, путем террора. 25 декабря Р. произнес речь против эбертистов и дантонистов, где говорилось о необходимости направлять корабль между двумя подводными камнями - модерантизмом и излишеством. 5-го февраля 1794 г. он прочитал в конвенте доклад "Об основаниях политической нравственности", доказывая опасность существования двух партий. "Одна из них толкает нас к слабости, другая - к крайностям"; необходим террор, который, по определению Р., есть "быстрое, суровое и непреклонное правосудие". 14 марта были арестованы, а 24-го казнены эбертисты (21 чел.). 31 марта были арестованы Дантон, Демулен, Лакруа, Филиппо. Перед началом суда над ними конвент, по предложению Р., декретировал, что каждый обвиняемый, противящийся судьям, будет лишен слова. 5 апреля Дантон и Демулен, а за ними и другие, были казнены. Настало время личной диктатуры Р. На другой день после казни было объявлено, что приготовляется празднество в честь Верховного Существа. Р. старался расположить в свою пользу пролетариев, замышляя меры к уменьшению крупных состояний, помощи нуждающимся и единообразию воспитания. Городское управление было теперь всецело в его руках. Два покушения на жизнь Р. лишь способствовали усилению его значения. 3 прериаля его хотел убить Ладмираль. На другой день в его квартире застали молодую девушку Сесиль Рено с двумя ножами. Рено была казнена, а спасение свое Р. приписывал Верховному существу. 18 флореаля (7 мая) он произнес длинную речь против атеизма и фанатизма. "Республика есть добродетель" - таково ее начало; далее идут разглагольствования против врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения деизма. "Французский народ - провозгласил, по предложению Р., национ. конвент, - признает Верховное Существо и бессмертие души.

Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных. оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла". Разрешено было праздновать воскресенье, вместо декады. В Европе стали видеть в Р. усмирителя революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним. По желанию Р., конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из цветов, плодов и колосьев, Р. шел, как президент, впереди других членов конвента. На другой день Р. представил ужасный закон (22 прериаля), на основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание - смерть.

Настали семь страшных недель: казни удвоились (с 20 июня до 27 июля в Париже казнено 1366 чел.). Р. перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Р., но все еще не решались вступить с ним в борьбу. Распускали о Р. всевозможные слухи, обращали во вред ему пророчество полоумной старухи Екатерины Тео, которая называла себя богородицей, а Р. - своим сыном. Убежищем от политики для Р. была семья столяра Дюпле, дочь которого боготворила P., называя его спасителем. Вообще у Р. было много поклонниц (tricoteuses de Robiespierre). Распространялось убеждение, что Р. приготовил списки новых проскрипций. Всегда боязливый Р. стал выходить из дома в сопровождении якобинцев, вооруженных палками. 1 июля Р. произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости очищения комитетов. 11 июля он снова говорил о проскрипциях. 60 депутатов боялись ночевать у себя на квартирах. С 19 июня до 18 июля Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском клубе. Тщательно отделав новую громовую речь, он произнес ее в конвенте 8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выходками против "партии дурных граждан", Р. указал на существование заговора против общественной свободы в недрах самого конвента.

Необходимо, говорил он, возобновить состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной безопасности, создать правительственное единство под верховною властью конвента. Обвинения были настолько неопределенны, что в конвенте никто не был уверен в своей жизни. В смущении конвент постановил напечатать речь Р., но Бийо-Варенн настоял на предварительном рассмотрении ее комитетами. У Р. потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых. Он отказался. Вечером он прочел ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом принявшим ее. На другой день, 27 июля (9-го термидора), последовало падение Р. "Гора" освистала его, речь его прерывала криками: "долой тирана". Р. арестовали и отвели в тюрьму. За него вступился общинный совет. Несколько якобинцев освободили Р. и привели в ратушу; за ним туда беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом из пистолета раздробил челюсть Р. По пути к казни, совершившейся 10-го термидора, чернь иронически приветствовала Р. криками: "король" и "ваше величество". Террор, который народ отожествлял с личностью Р., прекратился. Вместе с Р. были казнены ближайшие его сподвижники - брат его Огюстен, С.-Жюст, Кутон, Леба. Р. был полной противоположностью Дантону, и физически (чистенькая, тщедушная фигура, тонкий голос, монотонный и бесстрастный), и нравственно. В Р. не было ничего творческого; он жил чужими идеями, самодовольно кичился своею добродетелью и "неподкупностью", прославлял себя за свое постоянство. "Чувствительный" на словах, он был холоден и суров до жестокости. Он верил в свою миссию, но не был государственным человеком и смотрел на жизнь сквозь теорию Руссо. Вся революция сливалась в его уме с якобинизмом, т. е. с ним самим. Его мысль была узка и прямолинейна, как у сектанта. Гуманные соображения были для Р. своего рода вероотступничеством.

Литература. Bucher et Roux, в "Histoire parlementaire de la Revolution" идеализируют Р.; Мишле считает его тираном, Луи-Блан - одним из великих апостолов гуманности; Тьер и Минье его осуждают. Великолепный портрет Р. - у Тэна, "Revolution" (III). См. S. Lodieu, "Biographic de robespierre" (Arras, 1850); L. Duperron, "Vie secrete, politique et curieuse de M. P.": Delacroix, "L"intrigue devoilee: Memoires de Charlotte R. sur ses deux freres", "Causes secretes de la revolution du 9 thermidor"; Montjoire, "Histoire de la conjuration de R."; Havel, "Histoire de R." (П., 1865); Tissot, "Histoire de R." (П., 1844); Lewes, "Life of R." (Л., 1852); Gottschall, "Maximilian R." ("Neuer Plutarch", т. 2, Лпц., 1875); Hericaut, "R. et le comite du salut public"; Aulard, "Le culte de la Raison et le culte de l"Etre Supreme" (1892).

РОБЕСПЬЕР Максимилиан
(Robespierre, Maximilien de)

(1758-1794), известный деятель Великой французской революции. Родился 6 мая 1758 в Аррасе, был первым из четырех детей в состоятельной семье адвоката. Учился в родном городе, в школе ордена ораторианцев, откуда в 1768 был направлен стипендиатом в знаменитый коллеж Людовика Великого в Париже. После 12 лет усердных занятий получил диплом юриста и вернулся в Аррас, где начал карьеру адвоката. Подобно многим впечатлительным молодым людям своего времени, был увлечен идеалистическими идеями Руссо и вскоре стал критиком политического строя. Когда Людовик XVI собрал в 1789 Генеральные штаты, Робеспьер уже был готов принести все в жертву "справедливости, человечности и свободе". Был избран депутатом от третьего сословия в Аррасе в 1789. Робеспьер обратил на себя внимание в Генеральных штатах и в сменившем их Национальном собрании (1789-1791). К нему относились с уважением и восхищением разделявшие его взгляды депутаты и журналисты, члены Якобинского клуба, чьи собрания он постоянно посещал, но в первую очередь - парижане, санкюлоты. Честность Робеспьера не подвергалась сомнению, его называли "Неподкупным". Широта его взглядов производила впечатление даже на его политических противников. Целью Робеспьера было разрушение норм, привилегий и ценностей старого режима, создание нового демократического общества. Во всех своих обращениях и статьях он выступал как страстный и последовательный поборник равных политических прав для всех граждан - гражданских прав для мужчин всех вероисповеданий и для негров французских колоний, свободы слова и печати, права собраний и подачи прошений, государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. Робеспьер полагал, что для достижения этих целей необходимо неустанное сопротивление королю, различным привилегированным группам и отдельным личностям, которые препятствовали этим великим изменениям. Когда же начались разногласия среди прежде единых революционеров, он понял, что такая же бдительность необходима в отношении депутатов. Первая революционная конституция, в создании которой он активно участвовал, была принята в сентябре 1791, но эксперимент с конституционной монархией длился меньше года. Робеспьер не был членом Законодательного собрания, так как члены Национального собрания не имели права избираться в этот новый орган. В то же время он играл активную роль в Якобинском клубе, где резко выступал против войны с Австрией, опасаясь, что она будет выгодна сторонникам короля. Так начался его конфликт с группой умеренных депутатов, позже получивших название жирондистов. 10 августа 1792 толпы парижан штурмовали королевский дворец и положили конец правлению Людовика XVI. Робеспьер выступил с оправданием этого восстания, считая его выражением законных прав народа. Он был избран членом Парижской коммуны, а затем и Конвента (21 сентября). Заняв место в Конвенте, стал готовиться к объединению сил санкюлотов под руководством Конвента, чтобы воплотить в реальность свои представления о демократии. При открытии заседаний Конвента Робеспьер поставил на голосование вопрос о введении вместо монархии республиканского правления. В январе 1793 голосовал за смертную казнь Людовика XVI, который, с его точки зрения, предал революцию. Поскольку жирондисты пытались спасти бывшего монарха, Робеспьер способствовал изгнанию их лидеров из Конвента (31 мая - 2 июня 1793). Изгнание жирондистов летом 1793 ускорило наступление гражданской войны. В эти критические месяцы армии первой коалиции европейских государств вторглись во Францию. В условиях кризиса Конвент передал исполнительную власть Комитету общественного спасения, членом которого был избран Робеспьер. В этом учреждении, созданном в условиях военной опасности, Робеспьер занял особое положение. Он был сторонником террора, и его позиция стала преобладающей в определении конечных политических, моральных и социальных целей революции. В течение следующего года Робеспьер постепенно убедился, что его союзники среди депутатов, его товарищи в других правительственных комитетах и некоторые из коллег в Комитете препятствуют осуществлению его идеалов. Он пришел к заключению, что только диктатура "чистых патриотов" может установить твердое и постоянное "господство закона". Весной 1794 он нанес удар по оппозиции - как слева, так и справа: отправил на гильотину последователей Жака Эбера и сторонников примиренчески настроенного Жоржа Дантона, стремившегося положить конец террору. Он учредил культ Верховного Существа как альтернативный христианству и атеизму Эбера. Казалось, теперь у Робеспьера, ставшего символом "Республики Справедливости", и преданных ему немногочисленных сторонников появилась реальная возможность создать идеальную республику. Однако против него поднялась большая часть Франции - как умеренные, так и экстремисты. Его враги объединились и путем интриг и уловок 27 июля 1794 свергли якобинскую диктатуру. На следующий день Робеспьер и его сторонники были гильотинированы.
ЛИТЕРАТУРА
Робеспьер М. Избранные произведения, т. 1-3. М., 1965 Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1978 Молчанов Н.Н. Монтаньяры. М., 1989

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "РОБЕСПЬЕР Максимилиан" в других словарях:

    РОБЕСПЬЕР (Robespierre) Максимилиан (1758 94), деятель Великой французской революции, один из руководителей якобинцев. Фактически возглавив в 1793 революционное правительство, способствовал казни Людовика XVI, созданию революционного трибунала,… … Энциклопедический словарь

    - (Robespierre) (1758 94) деятель Великой французской революции, один из руководителей якобинцев. Фактически возглавив в 1793 революционное правительство, способствовал казни Людовика XVI, созданию революционного трибунала, казни лидеров… … Политология. Словарь.

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Запрос «Робеспьер» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

    Робеспьер, Максимилиан - (1758 1794 гг.) деятель Великой французской революции 1789 г., вождь „якобинцев, партии, руководившей революцией в момент ее наибольшего подъема. Якобинцы организовали защиту внутри страны и на внешнем фронте, настояли на казни Людовика XVI и не … Популярный политический словарь

    Робеспьер\ Максимилиан - (1758 1794), деятель французской революции, адвокат и публицист … Биографический словарь Франции

    Робеспьер Максимилиан Франсуа Марк Мзмдор де - (Robespierre, Maximilien Fransois Marie Isidore de) (1758 94), франц. революционер, Неподкупный, руководитель клуба якобинцев. Юрист по образованию, в 1782 г. оставил пост судьи и нек рое время вел в Аррасе светскую жизнь. Стал членом… … Всемирная история

    Запрос «Робеспьер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Робеспьер Марка СССР, 1989 г. Портреты вождей революции Ж. П. Марата, Ж. Ж. Дантона и М. Робеспьера. Максимилиан Робеспьер (фр. Maximilien François Marie Isidore de Robespierre… … Википедия

    Запрос «Робеспьер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Робеспьер Марка СССР, 1989 г. Портреты вождей революции Ж. П. Марата, Ж. Ж. Дантона и М. Робеспьера. Максимилиан Робеспьер (фр. Maximilien François Marie Isidore de Robespierre… … Википедия

    - (Robespierre) известный французский революционер; род. в Аррасе 6 мая 1758 г., обезглавлен в Париже 28 июля 1794 г. (10 термидора II го года). Фамилия Р., кажется, ирландского происхождения; его отец и дед часто подписывались Derobespierre. Отец… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Предательство проворовавшегося друга стоило революционеру Робеспьеру жизни и завершило период кровавой якобинской диктатуры. Революция угасла, а начинавший с массовых казней предатель и вор сохранил высокий пост и сколотил огромное состояние.

Аллегория падения Робеспьера. Его голова вместе с другими приносится на алтарь свободы. Гравюра XVIII века

Когда-то Максимилиан Робеспьер и Жозеф Фуше были друзьями и мечтали о счастье народа. Но французская революция развела их: Робеспьер стал вдохновителем террора «на благо нации», а Фуше — приспособленцем-стяжателем. Вместе им стало тесно: кто-то из двух мог остаться в истории, но для этого он должен был умереть в результате предательства.


ВОРОВСТВО НАРАСПАШКУ
В начале марта 1794 года в Париж из Лиона возвращалась мадам Бон-Жанна Фуше — жена республиканского комиссара (прокурора) юго-востока Франции. Путешествие близилось к благополучному завершению, но у заставы в столичном предместье Вез карета заехала в кювет и перевернулась. Мадам Фуше отделалась легким испугом, который, однако, значительно усилился, когда она увидела, что часть ее дорожных сундуков опрокинулись и из них вывалились золотая посуда, дорогие наряды и драгоценности — все, что успел награбить муж Жозеф, наводивший железной рукой революционный порядок в Лионе. Может быть, при других обстоятельствах это и сошло бы Фуше с рук, но только не в 1794-м. Дело в том, что находившийся в то время у власти фактический диктатор Французской республики якобинец Максимилиан Робеспьер из всех государственных преступлений самым тяжелым считал воровство (недаром его прозвали Неподкупным)

ЗАТАЕННАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ
Казалось, судьба Жозефа Фуше была предрешена: Робеспьер отправлял на гильотину по 50 человек в день, и бывший комиссар должен был вскоре оказаться среди обреченных. Его действительно отозвали в Париж, куда он вернулся 5 апреля 1794 года. В столице между Фуше и Робеспьером состоялся трудный разговор. Тем не менее отправлять на гильотину проштрафившегося чиновника Максимилиан не спешил. Возможно, причиной тому послужила память о дружбе, которая связывала Фуше и Робеспьера в молодости, когда они жили в Аррасе и были завсегдатаями литературного общества «Розати». Что послужило причиной разрыва между Максимилианом и Жозефом? На этот вопрос историки не дали точного ответа. В воспоминаниях Фуше приводит такую версию: в 1791 году во время обеда у Жозефа Робеспьер обрушился с нападками на жирондистов (умеренных республиканцев), в частности на Поля Верньо, который присутствовал среди гостей. Хозяин попытался примирить оппонентов, но Робеспьер, возмущенный тем, что Фуше его не поддержал, ушел и с тех пор «затаил против него враждебность»

ДАМОКЛОВ МЕЧ
Как бы то ни было, Жозеф Фуше прекрасно понимал, что его гильотинирование в условиях тотального революционного террора лишь вопрос времени. Спасти жизнь он может, только устранив Робеспьера. И Фуше начинает готовить заговор.

БИОГРАФИЯ
Путь диктатора .

Максимилиан Робеспьер (1758-1794) происходил из семьи аррасского адвоката. Уже в годы учебы на юридическом факультете Максимилиан был очарован идеями французских просветителей. С началом французской революции (1789) Робеспьера избрали депутатом в Генеральные штаты (парламент) от третьего сословия. Тогда же он вступил в Якобинский клуб, где вскоре прославился как талантливый оратор и решительный политик. 10 августа 1792 года восставшие парижане взяли штурмом королевский дворец, что ознаменовало конец правления Людовика XVI. Тогда же Робеспьер настоял в Конвенте на введении республиканского правления. В январе 1793-го он голосовал за казнь короля. Возможно, Робеспьер страдал паранойей, иначе как объяснить его маниакальное недоверие к союзникам среди депутатов и товарищам в правительственных комитетах. Робеспьеру везде чудились враги. В результате якобинского переворота 31 мая — 2 июня 1793 года Робеспьер стал, по сути, единоличным диктатором Франции.

Нельзя сказать, чтобы это дело оказалось многотрудным. Жозеф быстро собрал вокруг себя таких же воров и пройдох, которые, пользуясь полномочиями государственных комиссаров, наживали несметные состояния: Жана Тальена, Поля Барраса, Колло д’Эрбуа и Луи Фрерона. Вместе они начали «копать» под Робеспьера в Конвенте (высшем законодательном и контрольном органе Французской республики), Комитете общественного спасения (правительстве) и Комитете общественной безопасности (министерстве внутренних дел). У заговорщиков сразу нашлась масса союзников. Все дело было в революционных (якобинских) репрессиях, «очищающих» Францию от «тайных предателей» республики. Неподкупный часто выступал с обличительными речами, но никогда не называл тех, кого считал преступниками: их просто забирали ночью и отправляли на гильотину. В результате все французские чиновники находились в постоянном страхе: кого они недосчитаются назавтра в своих рядах? Фуше воспользовался просчетом Робеспьера и начал распространять слухи о якобы существующих списках обреченных, заготовленных диктатором. В беседах с теми, кого он собирался завербовать в свои ряды, Жозеф доверительно сообщал, что их имена есть в списках приговоренных (которые как будто случайно попали ему в руки). В итоге к июлю 1794 года почти весь Конвент был на стороне врагов Неподкупного.

БОГАТСТВО И СЛАВА
Карьера хамелеона Жозеф Фуше (1759-1820) был сыном моряка из Нанта. Однако он не пошел по стопам отца и получил духовное образование. До революции Жозеф служил преподавателем математики и философии. В 1789 году он занялся политикой, примкнув к якобинцам. В 1792 году его избрали в Конвент. В октябре 1793 года Жозеф вместе с Колло д’Эрбуа был послан в Лион для установления революционного порядка. Фуше устроил в городе массовый террор, расстреливая ежедневно до двух сотен «подозрительных». В 1799 году по протекции товарища по заговору против Неподкупного — Барраса — Жозеф был назначен министром французской полиции. В это время восходила звезда Наполеона, и Фуше решил сделать ставку на молодого генерала. Так Жозеф сохранил пост министра полиции, а в 1809-м он был пожалован большим поместьем. С падением Бонапарта Фуше стал горячим сторонником Бурбонов, за что Людовик XVIII сохранил за ним пост министра внутренних дел. Однако нападки ультрароялистов заставили Фуше эмигрировать в Австрию. Сыновьям Жозеф оставил огромное наследство.

ГУБИТЕЛЬНАЯ САМОУВЕРЕННОСТЬ
Робеспьер знал о готовящемся заговоре, но не предпринял почти никаких ответных шагов: он был уверен в своем могуществе и рассчитывал на ораторские способности, которые еще никогда не подводили его в борьбе с оппозицией. Дать бой заговорщикам он намеревался 9 термидора (27 июля) 1794 года в стенах Конвента и приготовил большую обличительную речь.

«9 термидора». Арест Робеспьера в Конвенте 27 июля 1794 года. Картина Реймона Монвуазена, 1858 год
Но ему просто не дали говорить: когда Робеспьер попытался взойти на трибуну, в зале началось всеобщее возмущение. Послышались крики: «Долой тирана! Арестовать его! Да здравствует Республика!» Вопрос об аресте был поставлен на голосование, и Робеспьера под охраной вывели из здания Конвента. Однако в тюрьме отказались принимать столь знаменитого узника. Полицейские колебались: как поступить? В конце концов они сочли за лучшее отвести Робеспьера в ратушу — здание городского самоуправления (Коммуны), где собрались его сторонники. Коммуна была готова выступить с оружием в руках на стороне Неподкупного, но Робеспьер пребывал в растерянности и отказался подписать обращение к парижанам с призывом начать восстание. В результате к двум часам ночи 10 термидора (28 июля) толпа, собравшаяся вокруг ратуши и готовая защитить своего лидера, разошлась. Вскоре к ратуше подоспели войска, верные Конвенту. Не встретив никакого сопротивления, они арестовали Робеспьера. Трудно сказать, попытался ли Робеспьер застрелиться, или в него выстрелил один из полицейских, но в руки заговорщиков лидер якобинцев попал тяжело раненным: с раздробленной челюстью. Неподкупного и нескольких его соратников объявили вне закона и без суда гильотинировали в семь часов вечера 10 термидора.

Казнь Робеспьера. Неподкупный стоял на эшафоте молча: мешала говорить раздробленная пулей челюсть. Гравюра XVIII века

ПРАЗДНИЧНЫЙ ФИНАЛ РЕВОЛЮЦИИ
Как писал историк Николай Молчанов, «Париж «порядочных людей» поистине ликовал. Суровость нравов, строгость добродетели, насаждавшаяся Робеспьером, сменилась бесшабашным разгулом небывалого праздника… Мрачная атмосфера террора уступила место веселому легкомыслию. Память о терроре использовали лишь для придания веселью особой остроты. Балы устраивали в бывших тюрьмах, на кладбищах. Кому-то пришла в голову идея проведения балов жертв. Здесь веселились либо те, кто лишь случайно избежал гильотины, либо родственники погибших». По мнению большинства историков, с падением диктатуры якобинцев завершилась Великая французская революция: были упразднены Парижская коммуна и Конвент, а через год вступила в силу новая Конституция, отменившая всеобщее избирательное право за счет имущественного ценза. Франция превратилась в буржуазную республику, в которой некому было защищать интересы низших слоев населения. Но нет худа без добра. Ведь если бы Робеспьер оставался у власти, он мог уничтожить весь цвет французской нации. Среди его жертв могли оказаться самые талантливые генералы республики и даже Наполеон Бонапарт. И тогда — прощай империя! Франция проиграла бы революционные войны и была бы вынуждена восстановить абсолютную монархию, забыв о Конституции — главном завоевании французских революционеров.()

В тот ясный и солнечный день, дата которого по дореволюционному календарю приходилась на 28 июля 1794 года, в Париже царили радость и веселье. С самого утра по улицам бегали вездесущие мальчишки-газетчики и кричали удивительные слова: «Вчерашнее заседание Конвента! Измена Робеспьера! Падение тирана!»


Радостной вести было трудно поверить сразу, ведь еще позавчера диктатор был всемогущ. Отчаявшиеся люди десятками и сотнями ежедневно отправлялись на казнь с пугающим равнодушием. Террор перестал устрашать, а вызывал уже лишь отвращение, с которым парижане провожали взглядом тележки с обреченными, следующими к месту казни.

Уже давно были казнены все политические противники Робеспьера: королевская семья и герцог Орлеанский, роялисты и жирондисты, затем пошли под нож его бывшие соратники Эбер, Дантон и Демулен вместе с единомышленниками. Потом настала очередь всех остальных граждан, которых могли отправить на эшафот невзирая на происхождение, политические взгляды и заслуги перед революцией.


Казнь Дантона

Террор принял форму какой-то ужасной кровавой лотереи. Повезет – выживешь, не повезет – казнят. Гильотина работала без передышки, отрубая французские головы за критику режима, неосторожно сказанные слова. Юным монашкам – за чтение запрещенных молитв, рабочим – за экономические требования, и кому угодно – просто по доносу бдительного гражданина. Казалось, сама история скорчила свергнувшим монархию французам ужасную гримасу:

«Вы хотели свободу, равенство, братство, и ради этого были готовы пролить реки крови? Ну что ж, получите свободу славить своих палачей, равенство перед ножом гильотины и братство в общей могиле, где вас зароют всех вместе после казни!»

И вот наконец настал благословенный день, когда гильотина поработает на благо Франции и положит конец кровавой карьере взбесившихся маньяков. Сегодня казнят подлых изменников, членов якобинского заговора – Робеспьера, Кутона, Сен-Жюста и других террористов.

Всего 23 человека должны быть обезглавлены на площади Революции, на той самой площади, где ранее были казнены Людовик XVI , Мария-Антуанетта и героиня Франции Шарлотта Корде, ударом кинжала прервавшая презренную жизнь другого фанатика – Жана-Поля Марата. Такие мысли и настроения царили в парижской толпе, еще пару лет назад готовой носить этих людей на руках.

Сопровождаемые жандармами телеги палача, громыхая на брусчатке, двигались по парижским улицам. На них сидели и лежали приговоренные к смерти люди. Но парижане жадно всматривались в лицо лишь одного из них – Максимилиана Робеспьера. Что чувствует сейчас это чудовище? Раскаялся ли он в своих злодеяниях? Понял ли, что испытывали все те невинные люди, которых он отправлял на казнь по тому же скорбному маршруту?

Толпа хохотала, свистела, бушевала, как будто долго подавляемый ею ужас наконец вышел наружу и принял истерические формы. Якобинцы уходили из жизни безо всякого суда, под всеобщее облегчение и ликование, и это было красноречивее любых официальных обвинений. Неподкупный (так когда-то прозвали Робеспьера), казалось, не слышал, что происходило вокруг него.

Он сидел в испачканном кровью камзоле, с перевязанной грязной тряпкой простреленной челюстью, рядом со своим полумертвым от ужаса братом Огюстеном в состоянии оцепенения, не реагируя на брань и крики, не замечая жандармов, которые указывали на него шашками. Глаза его были закрыты.

Лишь однажды он открыл их, когда какая-то женщина, как злобная фурия, вскочила на подножку телеги и, держась одной рукой за ее край и размахивая перед его лицом другой, воскликнула: «Твоя смерть радует меня до глубины моего сердца! Отправляйся в ад, проклинаемый женами и матерями всех тех людей, которых ты убил!» Максимилиан посмотрел на нее полным боли взглядом и ничего не ответил.

Обреченных привезли на место казни, и палачи не мешкая принялись за свою кровавую работу. Робеспьера положили, как полено, лицом вниз у подножия эшафота. Он лежал и слушал, как на гильотину укладывали очередного его товарища, как опускался с глухим стуком нож, и голова отлетала в корзину. Нож поднимался, обезглавленное тело отвязывали, помост окатывали водой из ведра, чтобы смыть кровь, и все начиналось сначала. Наконец настала очередь Неподкупного.

Его подняли и поставили на землю. Он вновь открыл глаза и увидел окровавленный нож: в глазах его застыл ужас. За время своей выдающейся политической карьеры Робеспьер погубил множество жизней, но он никогда не наблюдал казнь вблизи во всех ее отвратительных подробностях. Люди были для него фигурами на шахматной доске. Отправляя их на гильотину, он просто убирал с доски фигуры, не задумываясь о том, как после этого отрезают головы живым людям.

Краткая биография Максимилиана Робеспьера наглядно иллюстрирует судьбу одного из самых ярких участников и активистов Великой Французской революции. Это был влиятельный и известный политический деятель того периода.

Биография революционера

Максимилиан Робеспьер, краткая биография которого приведена в этой статье, родился в 1758 году. Он появился на свет в небольшом городке Аррас, в департаменте Па-де-Кале. Это был административный центр.

Его отец был потомственным адвокатом, состоял при Высшем совете провинции Артуа. Мать, которую звали Жаклин Маргарита Карроль, родила еще четверых детей, при этом Максимилиан оказался старшим. Вместе с ним рос брат Огюстен и сестры Шарлотта и Анриетта-Улали-Франсуаза. В 1764 году еще один ребенок умер совсем скоро после рождения, а вскоре скончалась и мать героя нашей статьи. В тот момент ему было всего шесть лет.

Даже в краткой биографии Максимилиана Робеспьера нужно отметить тот факт, что, спустя непродолжительное время, отец покинул его. Франсуа покинул Францию, оставив всех своих детей на воспитание у близких родственников. Огюстен и Максимилиан воспитывались у дедушки по материнской линии, а сестры росли в семьях сестер своего отца.

В начале пути

Рассказывая кратко о Максимилиане Робеспьере, нужно упомянуть, какое образование он получил. В 1765 году он стал студентом колледжа в Аррасе. После этого до 1781 года изучал право в колледже Людовика Великого, который был расположен в Париже. Таким образом, он выбрал для себя путь юриста, отправившись по стопам отца.

Окончив учебу, Максимилиан Робеспьер (в краткой биографии этот факт находит отражение) возвращается в Аррас, чтобы начать работать адвокатом. В 1789 году во Франции проходят выборы в Генеральные штаты, за него голосуют, выдвигая в депутаты от третьего сословия. В Генеральных штатах, а затем в Национальном собрании Робеспьер стоит на крайне левых позициях.

Взгляды

Максимилиан Робеспьер, биографию которого вы сейчас читаете, был сторонником идей Руссо. Большинство членов Собрания, которые придерживались либеральных взглядов, он критиковал на недостаточный радикализм тех реформ, которые они проводили.

С подобными идеями он выступал и в Якобинском клубе, очень скоро став одним из его главных лидеров. Многие выступления Максимилиана де Робеспьера были насыщены демократической риторикой, но, как отмечают очевидцы, хватало в них и откровенной демагогии. Все это принесло ему большую известность в обществе, и даже оригинальное прозвище - Неподкупный.

Когда Национальное собрание было распущено, Робеспьер оказался в парижском уголовном суде в роли общественного обвинителя. Это случилось в октябре 1791 года. Таким образом, он продолжил свою активную политическую деятельность во французской столице. С декабря того же года по апрель 1792 года Робеспьер участвует в острой дискуссии в Якобинском клубе со сторонниками "экспорта" революции. Он всячески призывает их бороться и противостоять "врагам свободы", которые действуют внутри страны. Он искренне считал, что необходимо дальнейшее углубление революции, о чем писал в еженедельнике под названием "Защитник конституции" вплоть до лета 1792 года.

Противостояние жирондистам

В годы Великой французской революции Максимилиан Робеспьер был одним из самых заметных ее участников. В результате мятежа 10 августа 1792 года он становится членом самопровозглашенной Коммуны Парижа.

В сентябре его выбирают в Конвент, вместе с Дантоном и Маратоми они становятся во главе левого крыла, начиная вести ожесточенную борьбу против захвативших власть жирондистов. Это противостояние фактически продолжается до мая 1793 года.

Робеспьер и его сторонники всерьез подозревают жирондистов в попытках реставрировать монархию. Чтобы этого избежать, Робеспьер 3 декабря 1792 года выступает с предложением казнить без суда короля Суд все-таки организуют, на нем герой нашей статьи голосует за смерть короля. 21 января король взошел на эшафот.

Тотальный террор

31 мая-2 июня 1793 года в Конвенте было устроено восстание, в результате которого жирондисты были изгнаны. Робеспьер входит в так называемый Комитет общественного спасения. При помощи соратников - в первую очередь это Кутономон и Сен-Жюстоми - он определяет генеральную общеполитическую линию революции. Важной становится тема предательства.

В конце года он добивается прекращения "дехристианизации", которую проводили ультралевые, осуждая насаждаемый ими атеизм. В то же время он всячески отвергает требования, выдвигаемые сторонниками Дантона. Последние уверены, что революционный террор можно уже прекратить.

Сам Робеспьер так не считает. В феврале 1794 года он произносит свою программную речь, в которой провозглашает конечной целью революции строительство нового общества. Оно должно базироваться на руссоистских принципах, на "республиканской морали", опираться на религию, спроецированную самим государством. Это, по его мнению, должен быть некий культ. Например, Верховного существа, которому все будут поклоняться. После официальной победы "республиканской добродетели" Робеспьер предполагал, что социальные неурядицы отступят. При этом ключевым средством для достижения своих идей он называл террор, который и проводил.

Смерть Робеспьера

Весной 1794 года Робеспьер выступил за казнь дантонистов и эберистов. Вскоре после этого инициировал масштабную акцию по продвижению того самого культа Верховного существа.

10 июня был введен закон, устанавливающий высшую меру наказания за противодействие республиканской морали. Подозреваемые фактически были лишены адекватных адвокатов. Так начался "Большой террор", который коснулся всех без исключения социальных слоев, подорвав популярность Робеспьера.

Его утопические идеалы не нашли поддержки в обществе, а диктаторские замашки настроили против него депутатов Конвента. 27 июля Робеспьер со своими сторонниками был отдан под суд. Попытка инициировать сопротивление в парижской Ратуше провалилась. На суде мятежников опознают и объявляют вне закона.

Уже на следующий день их привозят к месту был казнен на гильотине вместе с несколькими верными сторонниками. Их отрубленные головы народ приветствовал аплодисментами.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех