Основные стадии и разделы нир. Основные этапы выполнения нир Основное содержание нир

26.01.2024

Особенность научной работы состоит в том, что это, прежде всего, целенаправленная и активная деятельность. Для науки характерными являются системная организация, обоснованность и доказанность. Хоть в науке известны случайные открытия, однако, только тщательно спланированное и хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности развития как природы, так и общества. То есть для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.

Применительно к прикладным научно-исследовательским работам выделяют следующие основные этапы .

1. Формулировка темы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

2. Составление концепции, программы и плана исследования.

3. Разработка системы методов исследования и приемов их эффективного применения.

4. Сбор, систематизация и анализ эмпирического материала. Экспериментальные исследования. Проверка и уточнение гипотезы.

5. Анализ и оформление результатов исследования.

6. Внедрение результатов и определение экономической эффективности.

4.1. Формулировка темы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Этот этап научного исследования предполагает:

ü общее ознакомление с проблемой, по которой следует выполнять исследование;

ü предварительное ознакомление с литературой и классификация важнейших направлений;

ü подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литературы;

ü изучение научно-технических отчетов по теме различных организаций соответствующего профиля;

ü составление аннотаций источников;

ü составление рефератов по теме;

ü анализ, сопоставление, критику прорабатываемой информации;

ü обобщение, критику, составление собственного суждения по проработанным вопросам;

ü формулировку методических выводов по обзору информации.

Таким образом, основное внимание на первом этапе уделяется изучению и анализу литературных и других источников с целью :

1) обоснования научной проблемы и темы исследования;

2) выявления и накопления научных фактов с помощью анализа и синтеза разнообразных источников знаний, а также научного описания фактов;

3) теоретического обобщения результатов первичного научного исследования (объяснение, сопоставление, выводы);

4) формулирования объекта, предмета, цели и задач исследования.

Определимся с терминологией этого этапа. В научно-исследовательской работе различают направления, проблемы и темы.

Научное направление – сфера научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретико-экспериментальных задач в определенной отрасли науки.

Проблема – сложная научная задача, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение.

Проблема – обнаружившееся несоответствие между желаемым и действительным; спорная ситуация в науке, которая требует своего разрешения.

Проблема это начальный этап исследования, на котором исследователь осознает наличие неизвестного и ставит перед собой цель путем поисковой, познавательной деятельности сделать неизвестное известным. Наличие проблемы выступает в качестве побудительного мотива исследования («спусковой крючок»).

Именно поэтому предварительным этапом исследования любого вида является выявление иформулировка проблемы, определение её актуальности, значимости и масштабов.

Правильная формулировка проблемы – это половина успеха, поскольку это означает умение отделить главное от второстепенного и разделить то, что известно от того, что неизвестно по теме исследования, а это определяет стратегию дальнейшего поиска.

Любая проблема состоит из ряда тем.

Тема – это сложная, требующая решения научная задача, охватывающая определенную область научного исследования.

Темы могут быть теоретическими, практическими, смешанными .

Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей. Тема должна обладать следующими характеристиками :

А) актуальность – ценность темы на данный момент времени для прогресса науки и техники. Это ответ на вопрос, почему данное исследование необходимо проводить именно сейчас, а не потом;

Б) научная новизна – тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и не разрабатывается в настоящее время, т.е. дублирование исключается;

В) экономическая эффективность – предложенные в результате научного исследования решения должны быть эффективнее уже существующих решений;

Г) практическая значимость – возможность использования результатов научного исследования для решения актуальных проблем и задач, как на производстве, так и в смежных или междисциплинарных исследованиях.

Д) соответствие профилю научного коллектива (организации).

Не менее важным является выделение объекта и предмета исследования. Вспомним определение (см. п.2): научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие её элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

Объект исследования – это определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления реальной действительности.

Необходимо помнить: объект исследования существует объективно, независимо от воли людей, он не создается и не конструируется ими.

В качестве объекта исследования могут выступать, например:

ü социальные институты и системы (школа, вуз, больница, система образования, система здравоохранения);

ü отдельные элементы социальных институтов и систем (педагогический коллектив, студенчество, содержание высшего медицинского образования);

ü процессы (обучения, воспитания, социализации, рыночного обмена);

ü механизмы функционирования систем и процессов (педагогические технологии формирования компетенций);

ü различные виды деятельности, состояния и свойства личности;

ü зависимости и взаимоотношения (например, личность – группа, конфликты между индивидами) и т.д.

Предмет исследования в отличие от объекта носит субъективный характер, то есть определяется самим исследователем. Объект и предмет исследования, конечно, взаимосвязаны. Но предмет исследования, как правило, охватывает лишь отдельные элементы и взаимосвязи изучаемого объекта.

Предмет исследования – то, на что непосредственно направлено внимание исследователя, по поводу чего требуется новая (недостающая) информация.

Предмет исследования - обобщающая структура (устройство) исследуемого объекта или ее отдельные частные аспекты, условно обособленные механизмы жизнедеятельности объекта, предопределяющие наблюдаемые свойства (проявления) рассматриваемого объекта.

Например, объект - социотехническая система, а предмет - экономическое устройство социотехнической системы.

Анатомия – живой организм – строение живого организма.

Физиология – живой организм – процессы внутри живого организма.

Обобщающая и частная структуры, и отдельные механизмы жизнедеятельности вещи или явления имеют своих носителей, а именно, сами вещи и явления. Искомую информацию можно «снять» только с вещей и явлений в их цельной жизнедеятельности. В связи с этим информационную базу исследования достаточно часто смешивают с его объектом.

Например, при изучении демографических процессов (рождаемость, миграция, смертность) информацию « снимают» по регионам и поселениям. Между тем ни поселения, ни регионы не являются объектами исследования. Они - информационная база, причем, не только по демографическим, но и по множеству других процессов, связанных с иными аспектами их жизнедеятельности.

Формой научного предвидения в научном исследовании выступает гипотеза – необходимое связующее звено между теорией и проводимым исследованием на пути получения нового знания. Определение и требования см выше (п. 3.). Иногда научное исследование проводится без гипотезы. Это случается тогда, когда ставится задача, с одной стороны, превратить «всем известное» из обыденного мнения в научно установленный факт, а с другой – дать точную научную характеристику «всем известным» фактам.

Выдвинутые первоначально гипотезы могут корректироваться, дополняться, развиваться в ходе исследования, но по итогам исследования должно быть четко указано, что из первоначальных гипотетических предположений подтвердилось, какие изменения были внесены в их содержание, что вообще не получило должного подтверждения (ибо в науке и отрицательный результат весьма важен).

В структуре научного исследования важное место занимают его цель и задачи.

Подцелью любого вида деятельности понимают идеальный образ желаемого результата.

Цель исследования – это планируемый конечный результат, имеющий большое теоретическое и практическое значение для конкретной отрасли научного знания.

Она призвана не проиллюстрировать уже установленные и бесспорные положения, а выявить новые связи и отношения. Универсальной целью любого исследования является получение новых, достоверных знаний о природе и обществе, позволяющих преобразовывать, приспосабливать к потребностям человека саму природу и общество.

Цель оказывает определяющее влияние на организацию, методику и другие структурные компоненты научного исследования, выступает как его доминанта, как маяк, освещающий путь исследователю в сложных противоречиях изучаемой проблемы. Цель научного исследования призвана четко очертить его область и содержание, ответить на вопрос, в чем заключается существо изучаемой проблемы и возможно ли в ходе исследования получить необходимые данные для её всестороннего освещения.

Цели исследования весьма многообразны. Они могут предусматривать, в одном случае, раскрытие сущности сложных физиологических, экономических, педагогических и других явлений и процессов, в другом – выявление зависимости между факторами, воздействующими на студентов, и изменениями, которые происходят в их личностных характеристиках под влиянием этих факторов, в третьем – разработку новых форм и методов обучения и воспитания молодежи, лечения отдельных заболеваний, в четвертом - определить условия, при которых тот или иной способ или средства воздействия приносят наибольший эффект, и т.д.

Задачи исследования представляют собой конкретные направления изучения отдельных аспектов исследуемой проблемы, реализация которых ведет к достижению общей цели исследования.

Задачи исследования выступают в основном в двух видах: эмпирическом и теоретическом.

К эмпирическим задачам относятся:

ü установление, уточнение и классификация научных фактов, которые относятся к предмету исследования, характеристика их и наблюдаемых зависимостей;

ü изучение конкретных условий и сферы действия зависимостей, сформулированных в виде тенденций, закономерностей, принципов;

ü эмпирическая проверка истинности закономерностей, теорий, гипотез, моделей;

ü установка реальности предполагаемых гипотетических процессов, явлений;

ü решение конструктивных познавательных задач.

Теоретические задачи включают:

ü выявление и изучение конкретных причин, связей, зависимостей, взаимодействий, процессов, которые позволяют объяснить те или иные факты реальной действительности;

ü построение новых гипотез, которые теоретически объясняют обнаруженные факты, тенденции, процессы, явления, причинно-следственные связи, механизмы деятельности;

ü формулировка теоретического знания в том виде, который позволяет его эмпирически проверить.

Обычно в научных работах выдвигается три – пять исследовательских задач. Это не принципиально. Главное, чтобы при их решении была раскрыта сущность изучаемого явления.

Необходимо подчеркнуть, что все задачи исследования, независимо от их вида, находятся в тесном взаимодействии и неразрывной взаимозависимости. В то же время каждая задача существует в диалектическом единстве в общей целью исследования, его объектом, предметом и гипотезой.

Составление концепции, программы и плана исследования.

Концепция исследования - комплекс основных положение (представлений) о том, как надлежит вести исследование. Это целостная, логически увязанная система взглядов, объединенная какой-либо общей идеей и направленная на достижение цели исследования.

На выбор концепции исследования существенное влияние оказывает преобладающая в данном временном интервале в конкретной ветви знаний парадигма.

Научная парадигма – система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных достижений крупных (выдающихся) ученых, определяющих направленность мышления основной массы исследователей.

На основе концепции разрабатывается детализирующая её программа.

Программа исследования – это комплекс положений, определяющий цель и задачи исследования, его предмет, условия проведения исследования, используемые ресурсы и предполагаемый результат.

Программа рассматривается как средство достижения цели исследования, как форма конкретизации концепции.

Разделы программы:

1) обоснование актуальности выбранной темы;

2) раскрытие степени её разработанности в научной литературе;

3) объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования;

4) теоретико-методологические основы, система методов;

5) научная новизна, теоретическая и практическая значимость;

6) ресурсное обеспечение;

7) как будет проведена апробация и проверка полученных теоретических выводов и практических рекомендаций;

8) показатели эффективности исследования;

9) этапы и объем работы и другие вопросы, решение которых будет способствовать успешному осуществлению рабочего плана.

На основе программы разрабатывается детализирующий её план.

План исследования - совокупность показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы. План исследования рассматривается в качестве организующего фактора последовательного движения к цели исследования.

4.3. Разработка системы методов исследования и приемов их эффективного применения. Данный этап имеет исключительно важное значение и будет рассмотрен в следующей лекции.

4.4. Сбор, систематизация и анализ эмпирического материала. Экспериментальные исследования. Проверка и уточнение гипотезы . Этот этап занимает центральное место в научном исследовании. История науки убеждает, что сделать какие-то научные выводы, разработать теоретические положения можно лишь на основе фактов (определение см. п.3).

Требования к сбору эмпирического материала:

ü подбирать не случайные факты, а только те, которые «измерены» и располагают точными критериями, их характеризующими;

ü брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения;

ü факты имеют ценность лишь тогда, когда они глубоко осмыслены;

ü после сбора и накопления фактического материала необходимо произвести классификацию фактов, проанализировать и обобщить их.

Проведение эксперимента на этом этапе предполагает дополнительные этапы, характерные для экспериментальных исследований:

ü разработка цели и задач эксперимента;

ü планирование эксперимента;

ü разработка методики программы исследования;

ü выбор средств измерений;

ü конструирование приборов, макетов, аппаратов, моделей, стендов, установок и других средств эксперимента;

ü обоснование способов измерений;

ü проведение эксперимента в лаборатории, на опытных участках, на предприятиях;

ü обработка результатов измерений.

Эксперимент – один из этапов исследования. Но этап настолько важный, что его роль часто преувеличивают до самостоятельного исследования. Зачастую эксперименты рассматривают как синоним исследования.

Между тем сам эксперимент представляет собой один из способов, причем самых дорогостоящих, целенаправленного получения информации, необходимой для доказательства (опровержения) выдвинутой при исследовании гипотезы, которую нельзя получить никаким другим способом.

Эксперимент – это «помещение» объекта исследования в специальные условия, наблюдение за его поведением, обусловленным изменением условий, и фиксация информации (показателей), отражающей это поведение. Исходя из результатов эксперимента, выдвинутая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.

Опыт – это единичный эксперимент. В эксперименте ставится, как правило, серия или даже несколько серий однообразных опытов.

Эксперимент осуществляют чаще всего по оригинальным, тщательно продуманным методикам. Например, эксперимент Ивана Петровича Павлова (по доказательству наличия условных рефлексов и сигнальной системы, проводившиеся над собаками).

Особой осторожности требует проведение социального эксперимента, так как в его процессе возможно появление специфического эффекта, получившего название эффект Пигмалиона (открыт Р. Розенталем).

Эффект Пигмалиона – проявление предубежденности экспериментатора, влияющее на результат эксперимента. То есть, сформулировав отношение экспериментатора к испытуемому, можно в ряде случаев предсказать исход эксперимента.

Так, например, когда учителям характеризовали учеников в одном случае как способных, а в другом как неспособных (при их фактически одинаковых способностях), то положительное отношение к ученикам в первом случае отражалось положительно на педагогической ситуации в целом и успехах учащихся, а также их оценках.

Тема 2. Этапы научно-исследовательской работы

Этапы научно-исследовательской работы. Технико-экономическое обоснование (TЭО) темы. Обоснование актуальности и значимости работы для отрасли и народного хозяйства страны. Методы решения, задачи и этапы исследования. Предполагаемый (потенциальный) экономический эффект. Предполагаемые социальные результаты. Утверждение ТЭО. Цель теоретических исследований. Обоснование физической модели, разработка математической модели. Анализ предварительных результатов. Методические указания на проведение эксперимента. Рабочий план экспериментальных работ. Внедрение фундаментальных и прикладных научных исследований в производство. Государственные испытания.

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Виды НИР и их основные этапы

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Виды научно-исследовательских работ

Виды исследований Результаты исследований
Фундаментальные НИР Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований
Поисковые НИР Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные НИР Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР (опытно-конструкторские работы) по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Прикладные НИР являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача - дать ответ на вопрос: возможно ли создание нового вида продукции и с какими характеристиками?

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-98.

Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

Этапы научного исследования и их краткое содержание.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

1. Выбор темы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение цели и задач.

4. Формулировка названия работы.

5. Разработка гипотезы.

6. Составление плана исследования.

7. Работа с литературой.

8. Подбор исследуемых.

9. Выбор методов исследования.

10. Организация условий проведения исследования.

11. Проведение исследования (сбор материала).

12. Обработка результатов исследования.

13. Формулирование выводов.

14. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

Выбор темы исследования . Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

Обнаружение существования такого дефицита;

Осознание потребности в устранении дефицита;

Формулирование проблемы.

Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых человек более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или технической и т.д.). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской аппаратуры, создания соответствующих условий для проведения процесса в экспериментальной группе и т.д.

Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической периодике.

Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.

Определение объекта и предмета исследования . Объект исследования – это процесс или явление , которые избраны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации. (Технологический процесс, управленческая задача, социальные вопросы работников).

Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Например: «Влияние добавки эфирного масла тмина на срок годности (или: вкусовые качества) колбасного изделия (колбасы Венгерской) ».

Определение цели и задач . Исходя из объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка рецептур новых продуктов, новых методик определения компонентов пищевых продуктов, введение новых компонентов в пищевые продукты, разработка рецептур функционального питания и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики введения нового компонента).

Четвертая – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...»,«Разработать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить...», «Проверить…», «Доказать…» и т.п.

Формулировка названия работы . Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Разработка гипотезы . Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы делятся на описательные и объяснительные. В первых описывается связь между исследуемым качеством и результатом экспериментальной деятельности (например: эфирные масла обладают противомикробной активностью – может увеличить срок хранения за счет подавления патогенных микроорганизмов;) во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

Составление плана исследования . План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.

Работа с литературой . Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга и т.п.).

Подбор исследуемых . Любое исследование в конечном счете является сравнительным.

Сравнивать можно результаты экспериментальной системы (колбасное изделие) т.е. системы, в которой применялся новый компонент, с результатами контрольной системы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая рецептура).

Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены раньше (например, один и тот же материал – колбасное изделие, с добавками сухого тмина или других эфирных масел)

Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной модели, с теми стандартами, которые существуют в пищевой промышленности.

Известно, что любое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве моделей. В то же время выводы делаются применительно ко всем аналогичным системам (всем колбасным изделиям одного сорта). Подобный перенос результатов экспериментов основывается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие данного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобранной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокупность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).

Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор решает две задачи: что выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.

Выбор методов исследования . Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях широко применяются различные методы научного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явление можно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений, с другой - это разнообразие затрудняет выбор методов, соответствующих конкретному исследованию.

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи . Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

В практике проведения исследований в пищевой промышленности, направленных на решение различных задач, наибольшее распространение получили следующие методы:

Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

Опрос (беседа, интервью и анкетирование);

Контрольные испытания (тестирование);

Экспертное оценивание;

Наблюдение;

Эксперимент;

Методы математической обработки.

Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Например, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.

Сущность любого эксперимента состоит в сочетании нескольких перечисленных методов.

Организация условий проведения исследования . Организация эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, сырья, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

Для успешного проведения эксперимента необходимы определенные условия: наличие базы (----), соответствующий инвентарь (-----). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной договоренности экспериментатора (например, технолог-директор компании). Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.

Проведение исследования . На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические (опытные) данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

Временные интервалы между начальными, промежуточными и конечными исследованиями крайне изменчивы и зависят от многих причин (задач и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т.д.).

Исследование проводится на основе общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений.

В программе указывают содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую).

Обработка результатов исследования . Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят начальные данные. В последнее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная, поэтому в таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых компьютерных программ накладывает свои ограничения.

Математическая обработка данных . Для определения способов математико-статистической обработки, прежде всего, необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Для параметров, имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики. Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.

Важнейшими статистическими характеристиками являются:

а) средняя арифметическая

б) среднее квадратическое отклонение

в) коэффициент вариации

Ориентируясь на эти характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения.

Одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных является оценка достоверности различий между двумя или более рядами значений. В математической статистике существует ряд способов для ее решения. Компьютерный вариант обработки данных стал в настоящее время наиболее распространенным. Во многих прикладных статистических программах есть процедуры оценки различий между параметрами одной выборки или разных выборок. При полностью компьютеризованной обработке материала нетрудно в нужный момент использовать соответствующую процедуру и оценить интересующие различия.

Формулирование выводов . Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Оформление работы . Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать (квалификационная работа- требования).

Примерный перечень работ на разных этапах НИР приведен в таблице.

Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ (техническое задание) на НИР Научное прогнозирование Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований Изучение патентной документации Учет требований заказчиков
Выбор направления исследования Сбор и изучение научно-технической информации Составление аналитического обзора Проведение патентных исследований Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции Разработка общей методики проведения исследований Составление промежуточного отчета
Теоретические и экспериментальные исследования Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений
Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов
Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования
Проведение экспериментов, обработка полученных данных
Cопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями
Корректировка теоретических моделей объекта Проведение при необходимости дополнительных экспериментов
Проведение технико-экономических исследований Составление промежуточного отчета
Обобщение и оценка результатов исследований Обобщение результатов предыдущих этапов работ Оценка полноты решения задач разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР разработка проекта ТЗ на ОКР составление итогового отчета приемка НИР комиссией

Разработка новой рецептуры на предприятиях пищевой промышленности заканчивается подготовкой нормативных документов (ТУ, СТО); получением Сертификатов, Деклараций; внесением поправок в технологический процесс (если требуется) – написанием инструкций и т.д.

6.4. Научная подготовка производства

6.4.1. Научно-исследовательские работы (НИР)

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные (таблица 6.2).

Таблица 6.2

Научно-исследовательские работы

Виды исследований Результаты исследований
Фундаментальные Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований
Поисковые Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик и т.д.

Непосредственно к процессам создания новых товаров относятся прикладные НИР.

Фундаментальные и поисковые НИР обычно не входят в комплекс работ по созданию и освоению новых товаров.

Порядок проведения научно-исследовательских работ (НИР) прикладного характера регламентируется ГОСТ 15.101.-80.

Основные этапы НИР:

1) разработка технического задания (ТЗ) НИР;
2) выбор направления исследования;
3) теоретические и экспериментальные исследования;
4) обобщение и оценка результатов исследований.

Конкретный состав этапов и работ на них определяется, естественно, спецификой НИР. Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Этапы и состав работ НИР

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ НИР - научное прогнозирование;
- анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований;
- изучение патентной документации;
- учет требований заказчиков
Выбор направления исследования - сбор и изучение научно-технической информации;
- составление аналитического обзора;
- проведение патентных исследований;
- формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и сравнительная оценка;
- выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач;
- сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов;
- оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции;
- разработка общей методики проведения исследований (программы работ, план-графики, сетевые модели);
Теоретические и экспериментальные исследования - разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений;
- выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов;
- разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования;
- проведение экспериментов, обработка полученных данных;
- сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями;
- корректировка теоретических моделей объекта;
- проведение при необходимости дополнительных экспериментов;
- проведение технико-экономических исследований;
- составление промежуточного отчета
Обобщение и оценка результатов исследований - обобщение результатов предыдущих этапов работ;
- оценка полноты решения задач;
- разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР;
- разработка проекта ТЗ на ОКР;
- составление итогового отчета;
- приемка НИР комиссией.

6.4.2. Опытно-конструкторские работы (ОКР)

После завершения прикладных НИР, при условии положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющего фирму с точки зрения ее целей, ресурсов и рыночных условий, приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР). ОКР - важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР. На основе полученных результатов исследований создаются и отрабатываются новые товары.

Основные этапы ОКР (ГОСТ 15.001-73):

1. Разработка ТЗ на ОКР.
2. Техническое предложение.
3. Эскизное проектирование.
4. Техническое проектирование.
5. Разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца.
6. Предварительные испытания опытного образца.
7. Государственные (ведомственные) испытания опытного образца.
8. Отработка документации по результатам испытаний.

Примерный перечень работ на этапах ОКР приведен в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Примерный перечень работ на этапах ОКР

Этапы ОКР Основные задачи и состав работ
Разработка ТЗ на ОКР - составление проекта ТЗ заказчиком;
- проработка проекта ТЗ исполнителем;
- установление перечня контрагентов и согласование с ними частных ТЗ;
- согласование и утверждение ТЗ
Техническое предложение (является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта) Выявление дополнительных или уточненных требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ:
- проработка результатов НИР;
- проработка результатов прогнозирования;
- изучение научно-технической информации;
- предварительные расчеты и уточнение требований ТЗ
Эскизное проектирование (служит основанием для технического проектирования) Разработка принципиальных технических решений:
- выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не производится;
- выбор элементной базы разработки;
- выбор основных технических решений;
- разработка структурных и функциональных схем изделия;
- выбор основных конструктивных элементов;
- метрологическая экспертиза проекта;
- разработка и испытание макетов
Техническое проектирование Окончательный выбор технических решений по изделию в целом и его составным частям:
- разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем;
- уточнение основных параметров изделия;
- проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте;
- разработка проектов ТУ на поставку и изготовление изделия;
- испытание макетов основных приборов изделия в натурных условиях
Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца Формирование комплекта конструкторских документов:
- разработка полного комплекта рабочей документации;
- согласование ее с заказчиком и заводом-изготовителем серийной продукции;
- проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию;
- изготовление в опытном производстве опытного образца:
- настройка и комплексная регулировка опытного образца
Предварительные испытания Проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и возможного предъявления на государственные (ведомственные) испытания:
- стендовые испытания;
- предварительные испытания на объекте;
- испытания на надежность
Государственные (ведомственные) испытания Оценка соответствия ТЗ и возможности организации серийного производства
Отработка документации по результатам испытаний - внесение необходимых уточнений и изменений в документацию;
- присвоение документации литеры "O 1 ";
- передача документации организации-изготовителю

6.5. Оценка эффективности НИР и ОКР

Вероятностный характер результатов НИОКР усложняет оценку экономической эффективности и ведет к поэтапному их определению с нарастающей степенью точности. На ранних стадиях выполнения проектных работ расчеты носят прогнозный характер и включают:

Технико-экономический анализ ожидаемых результатов;
- выбор базы для сравнения и приведения вариантов к сопоставимому виду;
- расчет предпроизводственных и капитальных затрат в сфере производства и эксплуатации;
- расчет и анализ показателей экономической эффективности.

Годовой экономический эффект и экономическая эффективность при эксплуатации новых изделий.

Методы расчета годового экономического эффекта зависят от того, различается ли в сравниваемых вариантах годовая производительность изделий. При равенстве их годовых производительностей (Q Н =Q А) расчет годового экономического эффекта ведется на базе абсолютных величин капитальных вложений К и эксплуатационных издержек (расходов) И:

При .

Если же в новом варианте годовая производительность изделия выше, чем в аналоге , то годовой экономический эффект Эг рассчитывается на базе удельных величин затрат k, u:

При ,

где К - абсолютная величина капитальных вложений;
И - абсолютная величина эксплуатационных расходов;
k - удельные капитальные вложения;
u - удельные эксплуатационные расходы;
Е н - норма рентабельности.

При экономической оценке нового изделия рассчитываются также срок окупаемости дополнительных капиталовложений и рентабельность инвестиций (в нашем случае - капитальных вложений) (см. разд. 4.8 темы 4).

Инвестиции (капиталовложения) делаются для того, чтобы принести прибыль большую, чем затраты на приобретение капитала предпринимателем или при вложении капитала инвестором в другой бизнес или размещение им капитала в банке под проценты. Поэтому для анализа новых проектов, связанных с необходимостью получения прибыли, часто используют нормы рентабельности, соответствующие разным видам капитальных вложений. Применение в расчетах той или иной величины нормы рентабельности полностью зависит от предпринимателя и инвестора, целей фирмы и конкретной рыночной обстановки. Однако можно рекомендовать ориентировочные значения Е н в зависимости от упомянутых выше видов капиталовложений (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Нормы рентабельности в зависимости от видов инвестиций

Расчетная рентабельность (бухгалтерская норма рентабельности) капитальных вложений оцениваются соотношением

Срок окупаемости рассчитывается как величина обратная расчетной рентабельности (бухгалтерской нормы рентабельности):

Величину нормы рентабельности Е н можно также принять равной фактической рентабельности капиталовложений лучших проектов аналогичного направления, реальной процентной ставке на рынке капиталов или банковскому проценту. Реальная процентная ставка - это номинальная процентная ставка, выраженная в текущих ценах, но скорректированная на уровень инфляции.

Разрабатываемое изделие в эксплуатации экономически эффективно, если соблюдается неравенство .

В пределах соблюдения данного неравенства можно изменять уровень цены нового изделия в зависимости от целей, которые преследуются предпринимателями (разработчиком и изготовителем).

Если стратегией владельцев капитала является стратегия "снятия сливок", то есть извлечение максимальной прибыли в течение расчетного периода, то наиболее вероятным будет решение установить максимальную цену на новое изделие, которую только сможет выдержать рынок (продукция останется конкурентоспособной и будет успешно реализовываться на протяжении расчетного периода).

При стратегии "глубокого проникновения на рынок" (завоевании доли рынка) цены могут быть снижены до минимального уровня, при котором у производителя соблюдается неравенство .

Если в процессе эксплуатации новой разработки (нового изделия) происходит увеличение прибыли и снижение себестоимости выпускаемой продукции или работы (в организации применяющей новую разработку), годовой экономический эффект может быть рассчитан по формуле

,

где П а - годовая прибыль при эксплуатации имевшегося на предприятии изделия-аналога (станка, прибора, и т.п.);
Q - объем производства продукции (работ);
Q н - при эксплуатации новой разработки изделия;
Q а - при эксплуатации разработки изделия, имевшейся на предприятии);
З н, З а - себестоимость выпускаемой продукции соответственно при эксплуатации нового изделия и изделия-аналога;
К - дополнительные капиталовложения на новую разработку изделия;
Е н - норма рентабельности.

Определяя годовой экономический эффект, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых вариантов нового изделия и изделия-аналога по таким показателям, как:

Объем продукции (работы), производимой с помощью нового изделия;
- качественные параметры;
- фактор времени;
- социальные факторы производства и использования продукции.

Сопоставимость по показателям объема продукции, производимой с помощью нового изделия и изделия-аналога, рассмотрены раннее.

Необходимо также учитывать, что переход от единичного к серийному и массовому производствам значительно снижает себестоимость единицы продукции за счет уменьшения удельного веса условно-постоянных издержек и повышения уровня механизации процессов.

Изделие-аналог и вновь разрабатываемое изделие должны иметь качественную сопоставимость. В зависимости от назначения и условий его эксплуатации качественными показателями сопоставимости могут быть, например, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, потребляемая мощность, масса, габариты, точность, быстродействие, степень автоматизации и т.д.

Если изделие-аналог не обеспечивает выполнения какой-либо функции, которая имеется в новом изделии, то следует предусмотреть по нему добавочные средства, необходимые для доведения этого показателя до уровня нового изделия.

В проектируемых изделиях, показателей, которые необходимо учитывать при определении общего показателя качества, может быть несколько. Обычно определяют удельный вес важности каждого показателя в общей характеристике новой разработки. Затем они оцениваются по балльной системе (например, десятибалльной). Балльная оценка производится экспертным путем (табл. 6.6).

Интегральный показатель (коэффициент) качества (К и) нового изделия определяют по формуле

где n - число параметров изделия;
a i - весовой коэффициент важности i-го параметра;
b iн, b ia - значения данного параметра соответственно нового изделия и изделия-аналога, оцененные экспертами в баллах.

Расчет годового экономического эффекта при производстве новых изделий

Годовой экономический эффект при производстве (освоении) новых изделий Э г

,

где П ч - прибыль от реализации новых изделий после выплаты налогов и процентов за кредиты;
К - капитальные вложения.

В случае, когда новое изделие осваивается взамен изделия-аналога,

где - соответственно экономический эффект при производстве нового изделия и изделия-аналога.

Если капитальные вложения связаны с вводом основных фондов, при расчете годового экономического эффекта могут учитываться амортизационные отчисления (А г), тогда

В этом случае годовая рентабельность капитальных вложений на освоение новых изделий оценивается соотношением

Критерием принятия решения по освоению в производстве новых изделий является

(или ),

где и - соответственно срок окупаемости инвестиций: расчетный и нормативный .

Показатель экономического эффекта от производства новых изделий должен быть величиной положительной, что означает превышение рентабельности инвестиций (капиталовложений) над нормативом Е н.

При расчете при приведении доходов и затрат к одному моменту времени (t 0) нужно решить следующую задачу. Найти значение , при котором интегральный экономический эффект за расчетный период (срок экономической жизни инвестиций) Эи был бы равен нулю:

при ,

где - прибыль от реализации новых изделий t-го года;
- капиталовложения t-го года;
T - число лет жизненного цикла инвестиций;
J q - коэффициент дисконтирования.

Подробно этот метод расчета рассматривается в курсе "Анализ хозяйственной деятельности".

Учет фактора времени при оценке экономической эффективности НИР и ОКР

При выполнении экономических расчетов на этапах НИР и ОКР необходимо учитывать, что капиталовложения, как правило, осуществляются в годы, предшествующие началу производства новых изделий у изготовителя и предшествующих началу эксплуатации этих систем. Поэтому все показатели доходов и затрат считаются приведенными к одному моменту времени - первому году расчетного периода(началу изготовления или эксплуатации новых изделий). При необходимости такое приведение делают, деля показатели данного года на коэффициент дисконтирования Jq:

где t - число лет между годом t, к которому относится данный показатель, и годом "0" - первым годом расчетного периода.

При экономических расчетах показателей после расчетного года их приводят к расчетному "0" году путем умножения на коэффициент дисконтирования.

Определение издержек производства изделий на этапах НИР и ОКР

На этапах НИР и ОКР еще нет данных о технологии изготовления нового изделия, его трудоемкости и материалоемкости, поэтому определение издержек производства на этих этапах представляет известные трудности. В то же время комплексный экономический анализ как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации необходим для принятия решений о целесообразности новых разработок.

Ориентировочные расчеты издержек, в этих случаях ведутся путем установления аналогий между создаваемым изделием и ранее созданным на основе анализа его параметров, элементов и функций. Чаще всего себестоимость рассчитывается одним из следующих методов:

По удельным показателям;
- по удельным весовым затратам;
- балльным;
- корреляционным;
- нормативной калькуляции.

Метод удельных показателей

При расчетах по этому методу полагают, что издержки меняются пропорционально изменению определяющего параметра изделия (например, потребляемой мощности, производительности, быстродействию и т.п.).

Обычно применяются такие показатели, как себестоимость единицы веса, себестоимость, приходящаяся на единицу мощности, быстродействия, себестоимость одной функции и т.п.

Удельную себестоимость выбранного параметра укрупненно определяют на базе статистических данных изделия-аналога.

Себестоимость нового изделия З н определяется как произведение удельной себестоимости З уд на величину основного параметра нового изделия Х н:

Расчеты такого типа можно уточнить с помощью дифференцированных удельных показателей, таких как затраты на материалы З м.уд и трудоемкость t уд, приходящиеся на единицу основного параметра. Тогда

где С т - часовая тарифная ставка рабочего сдельщика (или часовая ставка рабочего повременщика);
- коэффициенты, учитывающие соответственно цеховые, заводские и внепроизводственные расходы.

Метод удельных весовых затрат

Этот метод основан на расчете одной из статей калькуляции себестоимости нового изделия прямым способом, например затрат на основные материалы и комплектующие изделия , и определении себестоимости нового изделия, исходя из допущения, что удельный вес этой статьи в структуре себестоимости нового изделия будет равен удельному весу этой статьи в структуре себестоимости изделия-аналога :

Метод баллов

Метод баллов основан на оценке условными баллами основных технических и эксплуатационных характеристик изделий, например по десятибалльной системе.

Процедура балльной оценки выполняется с помощью линейных графиков (рис. 6.8) или таблиц (табл. 6.6).

Рис. 6.8 График балльной оценки параметров A и B для двух видов материалов М с и М d (н - новое изделие; a - изделие-аналог)

Таблица 6.6

Таблица балльной оценки параметров Х i нового изделия (Н) и изделия-аналога (a)

Параметры X i Ед. изм Весовой коэфф.
важности а i
Новое изделие (Н) Изделие-аналог (а)
Числовое
значение
Число баллов b iн Значимость
Числовое
значение
Число баллов Значимость
Параметр X 1
Параметр X 2
. . .
Параметр X n
Итого

Баллы, установленные по каждому параметру экспертным путем, суммируют для нового изделия и изделия-аналога отдельно.

Расчет себестоимости нового изделия З н производят по формуле

,

где - ценностный множитель, полученный делением фактической себестоимости изделия-аналога За на сумму баллов, соответствующих его техническим характеристикам :

где а i - весовой коэффициент важности i-го параметра изделий.

Метод баллов применим на ранних стадиях проектирования для ориентировочных расчетов издержек только в случае сохранения принципа пропорциональной зависимости затрат от параметров.

Метод корреляции

Метод основан на корреляционной зависимости себестоимости от каких-либо параметров изделия.

Эта зависимость может быть выражена либо в виде линейного уравнения

либо в виде степенной зависимости (при криволинейной форме корреляционного поля)

При i=1, ..., n,

где З н - себестоимость;
х i - учитываемый параметр;
- постоянные, характеризующие степень влияния учитываемого параметра на себестоимость.

На основе статистических данных за 3-5 лет по производству изделий-аналогов можно определить тенденции изменения себестоимости и, если результаты НИР коренным образом не изменяют структуру и величину себестоимости, определить коэффициенты уравнения (методом наименьших квадратов).

Так, например, уравнения связи себестоимости З н (для группы полупроводниковых приборов) с трудоемкостью изготовления tшт, коэффициентом выхода годных К в.г, объемом производства Q и годом выпуска T имеет следующий вид:

Процесс установления корреляционных зависимостей является очень трудоемким, требует подбора большого статистического материала по изделиям-аналогам, но точность определения себестоимости затрат на ранних стадиях проектирования повышается.

Метод нормативной калькуляции

Метод нормативной калькуляции (см. тему 4, разд. 4.3) является самым точным методом определения себестоимости изделий, но отсутствие достоверных нормативных данных о фактических производственных затратах делает его невозможным на ранних стадиях проектирования.

Метод средней стоимости функциональных элементов

Метод основан на ограниченности набора функциональных элементов при изготовлении изделия и применяется в основном в приборостроении. Средняя стоимость некоторых классов функциональных элементов различается незначительно. Средние стоимости фазовых детекторов, модуляторов, триггеров УПТ и других элементов практически одинаковы для всей радиоаппаратуры. Это позволяет определить себестоимость изделия (прибора) З п суммированием стоимостей функциональных элементов с учетом их класса:

,

где n - число различных классов в данном приборе;
N i - число элементов одного класса;
S i - средняя стоимость функционального элемента;
З сб - затраты на общую компоновку и регулировку.

Значения n и N i чаще всего известны или могут быть определены на стадии эскизного проектирования. Среднюю стоимость функционального элемента определяют делением стоимости блока одного и того же i-го класса прибора-аналога на число функциональных элементов в приборе. Затраты, связанные с общей компоновкой, наладкой и регулировкой прибора, определяются любыми известными методами определения себестоимости. Суммарная погрешность отклонения фактической себестоимости от расчетной - не более 10 %, что вполне приемлемо для экономических расчетов на ранних стадиях проектирования.

Учет изменения цен при определении себестоимости (индексация стоимости)

Для определения общего уровня увеличения затрат необходимо определить частные индексы изменения цен на отдельные составляющие и учесть долю этих затрат в общих расходах. Сводный индекс изменения себестоимости I можно определить по формуле

где n - число отдельных составляющих;
- удельный вес материальных, трудовых расходов и(или) расходов на реализацию продукции и др. затрат;
- индекс изменения цен на материалы, потребительских цен, средней зарплаты, цен по реализации продукции и т.п.

При определении изменения себестоимости целесообразно учитывать только основные статьи затрат, то есть те расходы, которые непосредственно связаны с обеспечением выпуска продукции.

Расчет и сопоставление капитальных вложений по новым изделиям сравниваемых вариантов

Расчет капитальных вложений потребителя приведен ранее (разд. 4.5 темы 4).

Расчет и сопоставление удельных капитальных вложений

В тех случаях, когда годовая производительность новых изделий (например, приборов) в сопоставляемых вариантах не одинакова, следует сопоставить не абсолютные, а удельные величины капитальных вложений:

,

где k - удельные капитальные вложения в новом (k н) и прежнем (k a) варианте;
К - абсолютная величина капитальных вложений в новом (K н) и прежнем (K a) вариантах;
Q - годовая производительность изделия (Q н - нового; Q а - аналога).

6.6. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг)

При успешном завершении функциональных испытаний нового товара многие фирмы производят рыночные испытания (пробный маркетинг). Проблема проведения рыночных испытаний новых товаров зависит от многих факторов, главные из которых следующие:

Цели и ресурсы фирмы;
- вид товара, предполагаемый объем выпуска и тип рынка;
- степень достоверности маркетинговой информации и исследований;
- степень уверенности фирмы в конкурентном успехе нового товара на рынке;
- политика фирмы в отношении к риску;
- оценка временной задержки полного комплекса работ по созданию и освоению нового товара.

Решение вопросов о проведении (или не проведении) рыночных испытаний, а также решения, по какой конструкторской документации (опытного образца, серийного производства) и в каком производстве (опытном или серийном) будет изготовлена опытная партия нового товара для пробного маркетинга и следует ли приостановить или продолжить работы по подготовке производства до получения результатов рыночных испытаний - зависят от конкретных условий функционирования фирмы, ее целей, ресурсов, методов работы и политики.

Цель рыночных испытаний - испытания товара в условиях реального использования, выявление мнений, замечаний потребителей и торговых работников об особенностях его использования и проблемах продаж, а также определение размеров рынка и общий прогноз сбыта, т.е. производственной программы.

Результаты рыночных испытаний и их использование

Испытания в рыночных условиях дают руководству информацию для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма будет приступать к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы на окончание подготовки производства, затраты на капитальное имущество и освоение производства, затраты на каналы распределения и стимулирование сбыта нового товара. При этом она должна решить следующие главные вопросы - когда, где, кому и как продавать новый товар.

КОГДА. Первым принимается решение о своевременности выпуска нового товара на рынок. Если новый товар будет подрывать сбыт других подобных товаров фирмы или в его конструкцию можно внести дополнительные усовершенствования, вероятно, выпуск нового товара на рынок будет отложен.

ГДЕ. Принимается решение о реализации товара на определенных географических рынках или общенациональном или международном масштабах. При отсутствии достаточных уверенности, средств и возможностей для выхода с новым товаром на общенациональный рынок устанавливается временной график последовательного освоения рынков.

КОМУ. Выбираются наиболее выгодные рынки в группе осваиваемых и для их освоения сосредотачиваются усилия по стимулированию сбыта.

КАК. Разрабатывается план действий для последовательного вывода нового товара на рынки - план маркетинга.

Ответы на эти простые по форме, но чрезвычайно сложные по своей сути вопросы оказывают влияние на дальнейший ход подготовки производства и промышленное освоение новых товаров, так как определяют:

Производственную мощность фирмы;
- тип производства;
- производственную структуру;
- график производства по годам.

Предыдущая

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Общая схема выполнения научного исследования представлена на рис. 4.1.

Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.

Применительно к магистерским работам можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над рукописью и её оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Рис. 4.1. Схема выполнения научного исследования

Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют большое значение для выполнения научных исследований студентами.

Подготовительный (первый) этап включает:

    выбор темы;

    обоснование необходимости проведения исследования по ней;

    определение гипотез, целей и задач исследования;

    разработку плана или программы научного исследования;

    подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты.

Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, список тем диссертаций и авторефератов диссертаций.

Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.

Исследовательский (второй) этап состоит из:

    систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов;

    проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов производственной практики;

    обработки, обобщения и анализа полученных данных;

    объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает:

    определение композиции (построения внутренней структуры) работы;

    уточнение заглавия, названий глав и параграфов;

    подготовку черновой рукописи и её редактирование;

    оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов и результаты диссертационных исследований рекомендуются для внедрения в практическую деятельность органов управления и в учебный процесс.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под накопление научных фактов?

2. Из каких этапов состоит научное исследование?

3. Какие вопросы решаются на первом этапе исследования?

4. На каком этапе проводятся эмпирические исследования?

5. Всегда ли оформление рукописи является завершающим этапом?

6. Что понимается под актуальностью темы исследования?

7. Дайте определение понятию «проблема»?

8. Что значит сформулировать научную проблему?

9. Является ли цель научного исследования отражением темы исследования?

10. Цели и задачи научного исследования.

11. Объект и предмет научного исследования.

12. Чем отличается объект исследования от предмета исследования? Как они соотносятся?

13. Что понимается под методами исследования?

14. В чем особенности фундаментальных исследований?

15. В чем особенности прикладных исследований?

16. Разработки и их значение в технических науках.

17. Расскажите о взаимосвязи структурных единиц научного направления.

18.Перечислите основные требования к теме научного исследования.

19. Какая информация содержится в выводах?

Научные открытия, новые теоретические знания, исходя из потребностей их коммерциализации, переходят в фазу прикладных исследований, включающих этапы поисковых исследований и научно-исследовательской работы. Этому предшествуют стратегические решения особой генерации, благодаря которым развивается новейшее поколение инновационных процессов. Где-то на срединной стадии НИОКР находится линия водораздела между научной мыслью и рыночно-общественными потребностями. Инноватика же обеспечивает сдвиг воплощенного научного знания вправо, в ходе которого проект НИР трансформируется в инвестиционно-инновационный проект.

История развития научной деятельности

Любой вид человеческой деятельности связан с реализацией продуктивной или репродуктивной функции. Продуктивная функция реализуется через деятельность, имеющую цель получить субъективно воспринимаемый или объективно оцениваемый новый результат. Примерами могут служить инновационный проект, изобретение, научное открытие и т.д. Репродуктивная функция связана с воспроизводством человека, копированием собственной его деятельности или деятельности других людей. Примерами данного типа могут быть: функция продолжения рода, выполнение производственных операций, бизнес-процессов и процессов общественно-социального устройства.

Научно-исследовательская деятельность (НИД) продуктивна по своей сути и также имеет черты проектно-организованной системы. Следовательно, ей свойственны все значимые признаки организации и присущи определенная методология и методика реализации. С учетом этого вашему вниманию предлагается модель двухкомпонентной структуры НИД, представленная ниже. В связи с проектным типом устройства НИД, она, как любой проект, проходит через следующие фазы.

  1. Проектирование. Результатом здесь является научная гипотеза, модель системы нового знания, план выполнения работ.
  2. Проведение исследовательских работ с целью проверить выдвинутую научную гипотезу.
  3. Подведение итогов и переосмысление полученных результатов для построения следующих гипотез и их проверки в ходе постановки новых проектных задач.

(нажмите для увеличения)

Современное состояние культуры и уровня развития НИД возникло не на пустом месте, его предварял длительный генезис научного творчества. Наука возникла наряду с другими формами восприятия, осмысления действительности и даже значительно позже. Речь идет о религиозном воззрении на Мир, искусстве, эстетике, этике и философии. Можно предположить, что в истории человечества наука зародилась примерно 5 тысяч лет назад. Шумер, Древний Египет, Китай, Индия – вот те цивилизации, где сформировалась и стала постепенно развиваться, если можно так выразиться, протонаука. Великие имена титанов мысли дошли до современников и олицетворяются с крупными вехами этого тернистого пути, среди них:

  • древнегреческие мыслители Аристотель, Демокрит, Евклид, Архимед, Птолемей;
  • ученые раннего Средневековья Персии и Азии Бируни, Ибн Сина и другие;
  • схоласты Средневековья Европы Эриуген, Фома Аквинский, Бонавентура и т.п.;
  • алхимики и астрологии более поздней эпохи периода Великой Инквизиции.

С XII века стали возникать университеты как научные и образовательные центры, известные до сих пор, в таких Европейских городах, как Париж, Болонь, Оксфорд, Кембридж, Неаполь. Ближе к венцу эпохи Возрождения, в период Позднего Ренессанса, в Италии и Англии появились гении, поднявшие «знамя научного промысла» на новую высоту. Яркие «бриллианты» засверкали на научном Олимпе: Галилео Галилей, Исаак Ньютон и другие. Смена феодального строя буржуазным привела к невиданному развитию науки. В России те же процессы шли своим чередом, и имена русских деятелей науки заслуженно вписаны в Мировую летопись:

  • Михаил Ломоносов;
  • Николай Лобачевский;
  • Пафнутий Чебышев;
  • Софья Ковалевская;
  • Александр Столетов;
  • Дмитрий Менделеев.

С середины XIX века начался экспоненциальный рост науки и ее роли в общественном устройстве. В XX веке один научный прорыв стал сменяться другим, с 50-х годов началась НТР. В текущий момент, в период перехода мировой цивилизации на 6-ой технологический уклад, принято говорить о симбиозе науки и бизнеса, выражающемся в зрелом инновационном типе развития экономики западных государств и некоторых стран 3-го Мира, хотя по сути 2-го Мира уже нет более 25 лет.

Сущность понятия НИР

Научно-исследовательская деятельность делится на три больших последовательно и параллельно выполняемых блока: фундаментальные исследования, прикладные научные исследования и разработки. Цель фундаментальных изысканий состоит в открытии, изучении новых законов, явлений природы, расширении научного знания и установления его пригодности на практике. Эти результаты после теоретического закрепления ложатся в основу прикладных исследований, которые нацелены на поиск путей использования законов, нахождение и совершенствование способов и средств человеческой деятельности. В свою очередь, прикладные научные изыскания подразделяются на следующие виды исследований и работ:

  • поисковые;
  • научно-исследовательские;
  • опытно-конструкторские.

Целями и задачами научно-исследовательской работы (НИР) являются конкретные результаты, выраженные в создании новых опытных установок, образцов техники, приборов, принципиально новых технологий. Центральным источником НИР является сформулированная проблема. Под проблемой понимается противоречие (неопределенность), которое устанавливается в процессе познания того или иного явления. Устранение этого противоречия или неопределенности не представляется возможным с позиции существующего знания. Исходя из научного метода и с точки зрения диалектического подхода в философии, проблема формируется как противоречие, возникшее в рамках целого.

С учетом направленности НИР можно выделить несколько типов проблем, служащих одним из оснований для классификации видов научно-исследовательских работ.

  1. Научная проблема – противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения.
  2. Социальная проблема – установленное противоречие в развитии общественных отношений и отдельных элементов общественной системы.
  3. Технологическая проблема – противоречие (неопределенность), возникающее при создании технологий, которое невозможно устранить на основе действующей технологической концепции.

По аналогии с названными выше проблемами можно достаточно просто сформулировать понятие управленческой и рыночной проблем, которые вместе с технологической проблемой и рядом затруднений социального характера разрешает инновационная деятельность. Инновационные изобретения служат устранению подобных проблем, и первым этапом инновационного процесса выступают НИР. Базовым нормативным документом, определяющим сущностные характеристики НИР и их содержание, требования к организации, последовательность выполнения, сопутствующий документооборот и отчетность, является ГОСТ 15.101-98. Выписка из этого стандарта с основными понятиями НИР приведена ниже.

Выписка из ГОСТ 15.101-98, введенного в действие 01.07.2000 г.

Ключевым документом для запуска исследовательских работ является ТЗ на НИР и, если заказчик присутствует, контракт на выполнение работ, заключаемый между заказчиком и исполнителем. В разделе «Общие положения» стандарта описано, какие требования должны включаться в техническое задание на НИР в обязательном порядке. Документ «Техническое задание» или соответствующее Приложение к контракту готовится на основе следующих информационных элементов:

  • описание объекта исследования и требований к нему;
  • функциональный состав общетехнического характера применительно к объектам исследования;
  • перечень теорий, закономерностей, физических и иных эффектов, позволяющих сформулировать принцип действия предмета исследования;
  • предполагаемые технические решения;
  • сведения о ресурсных составляющих НИР (потенциал исполнителя, требуемые производственные, материальные и финансовые ресурсы);
  • маркетингово-рыночная информация;
  • ожидаемый экономический эффект.

Методологические аспекты НИР

Перед тем, как мы перейдем к разбору структуры научно-исследовательской работы, еще раз вернемся к вопросу о классификации НИР. Классификационными признаками могут служить:

  • характер связи с производством;
  • важность для экономики страны;
  • источники финансирования;
  • тип исполнителя НИР;
  • уровень проблемы с сопутствующими видами единиц научного управления;
  • степень включенности в инновационный процесс.

(нажмите для увеличения)

Хотя с позиции инноватики НИР не так часто применяются в фундаментальных исследованиях, тем не менее, и такая практика также получает распространение, в том числе и в крупных корпоративных научных центрах РФ. Взять, к примеру, фармацевтику, автомобилестроение, которое активно идет по пути создания беспилотных экипажей и электромобилей, способных конкурировать с ДВС, и т.п. Перейдем к рассмотрению последовательности мероприятий исследовательских работ и обозначим основные этапы НИР. Они по составу отличаются от этапов процесса НИР и состоят из восьми этапов научно-исследовательской работы.

  1. Формулирование проблемы, темы, цели и задач НИР.
  2. Изучение литературных источников, выполнение исследований, подготовка к техническому проектированию.
  3. Проведение работ по техническому проектированию в нескольких вариантах.
  4. Разработка и ТЭО проекта.
  5. Выполнение рабочего проектирования.
  6. Создание опытного образца с последующими производственными испытаниями.
  7. Доработка опытного образца.
  8. Испытания с участием государственной приемочной комиссии.

В свою очередь, процесс НИР состоит из шести типовых этапов.

  1. Уточнение проблемы, выбор направления НИР, формулирование ее темы. Начало работ по планированию научно-исследовательской работы, составлению ТЗ, предварительных расчетов экономической эффективности.
  2. Формулирование, постановка целей и задач НИР на основе подобранной литературы, библиографии, патентных изысканий, аннотаций и реферирования источников, анализа полученной информации. На данном этапе техническое задание на НИР окончательно согласовывается и утверждается.
  3. Этап теоретических исследований, в ходе которых изучается сущность рассматриваемого явления, формируются гипотезы, создаются модели, их математическое обоснование и анализ.
  4. Экспериментальные исследования, имеющие собственную структуру методологической разработки, планирования и исполнения. Непосредственное проведение серии экспериментов завершается выдачей заключения на основании обработки результатов экспериментальных исследований.
  5. Анализ и оформление результатов НИР, составление отчета по научно-исследовательской работе. В анализе задействуются: техническое задание на НИР, полученные теоретические выводы, модели, результаты экспериментов. Гипотезы получают подтверждение или опровержение, формулируются научные выводы как важнейший аспект отчета по НИР, теория получает развитие.
  6. Этап внедрения результатов НИР в производство, формирование предпосылок для коммерциализации создаваемого новшества, переход инновационного проекта в стадию ОКР.

Этап экспериментальных исследований

Теоретический этап НИР является отдельной предметной областью со своей особой спецификой. И очевидно, что сформулированные теоретические выводы должны подтверждаться экспериментом, являющимся одной из ключевых частей научного исследования. Под ним понимается набор действий, направленных на создание необходимых условий, позволяющих воспроизвести изучаемое явление в наиболее чистом неискаженном виде. Целью эксперимента является проверка рассматриваемых гипотез, проверка свойств объектов исследования, проверка выводов теории.

Методология экспериментальных исследований определяется назначением данного этапа НИР и видом применяемого эксперимента. Эксперименты различаются по многочисленным признакам: цели, способы формирования условий выполнения, типы организации проведения. К основаниям для их классификации можно также отнести характер внешних воздействий на объект изучения, тип модели, исследуемой в эксперименте, число варьируемых факторов и т.д. Среди специфических видов экспериментальных исследований выделяются следующие.

  1. Естественный и искусственный виды экспериментов.
  2. Констатирующий эксперимент.
  3. Поисковый эксперимент.
  4. Контролирующий эксперимент.
  5. Решающий эксперимент.
  6. Лабораторный и натурный виды экспериментов.
  7. Мысленный, информационный и вещественный виды экспериментов.
  8. Технологический и вычислительный эксперименты.

К каждому из обозначенных выше видов применяются соответствующие экспериментальные методы. Но какой бы метод ни был выбран, в силу уникальности каждой такой работы в любом случае необходимо уточнять или даже заново разрабатывать методику ее проведения. При этом необходимо предусматривать:

  • ресурсы на предварительное наблюдение за изучаемым объектом;
  • подбор объектов для эксперимента с исключением воздействия случайных факторов;
  • обеспечение систематического наблюдения за развитием процесса или явления;
  • выбор пределов измерений;
  • систематическую регистрацию измерений;
  • создание усложняющих эксперимент ситуаций;
  • создание условий для перехода от эмпирического опыта к анализу, логическим обобщениям и синтезу в подтверждение или опровержение теоретических предположений.

На данной стадии НИР среди выполняемых работ выделяются следующие этапы экспериментального исследования.

  1. Формулирование цели и задач эксперимента.
  2. Выбор экспериментальной области, варьируемых факторов, математической модели представления данных.
  3. Планирование экспериментальных мероприятий (разработка методики проведения, обоснование объема работ, числа опытов и т.д.).
  4. Описание проведения эксперимента и организация его проведения (подготовка моделей, образцов, оборудования, средств измерения и т.п.).
  5. Собственно проведение эксперимента.
  6. Проверка предпосылок статического характера для получения корректных данных и первичная обработка результатов.
  7. Анализ результатов и сопоставление с гипотезами теоретического этапа.
  8. Предварительные выводы и корректировка теоретических обобщений.
  9. Назначение и проведение дополнительных экспериментов.
  10. Формулирование окончательных выводов и рекомендаций по использованию полученных сведений.

Завершаем настоящую статью, посвященную основам научно-исследовательской работы – первого этапа полноценно развернутого инновационного проекта. Современному проект-менеджеру уже пора превращать «Terra Incognita» НИР во вполне понятный и ясный процесс. Это связано с тем, что таков неизбежный мировой тренд. И хотя далеко не каждая компания способна себе позволить собственную науку, но представлять, как возникает научный продукт, бизнесу и его представителям становится с каждым днем все более важным.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех