Презентация на тему «Из истории развития систем счисления. Презентация "история систем счисления" Методы и приемы

30.10.2023


Оглавление Системы счисления анатомического происхождения Пятеричная система счисления Пятеричная система счисления Десятичная система счисления Десятичная система счисления Индийская поместная нумерация Индийская поместная нумерация Двенадцатеричная система счисления Двенадцатеричная система счисления Двадцатеричная система счисления Двадцатеричная система счисления Шестидесятеричная система счисления Шестидесятеричная система счисления Алфавитные системы счисления Римская система счисления Римская система счисления Славянская система счисления Славянская система счисления « Машинные » системы счисления« Машинные » системы счисления Выход


История возникновения и развития систем счисления Пятеричная система счисления По свидетельству известного исследователя Африки Стенли, у ряда африканских племен была распространена пятеричная система счисления. Долгое время пользовались пятеричной системой счисления и в Китае. Очевидна связь этой системы счисления со строением человеческой руки. Выход


Системы счисления анатомического происхождения Десятичная система счисления Язык чисел, как и любой другой, имеет свой алфавит. В том языке чисел, которым мы обычно пользуемся, алфавитом служат десять цифр от 0 до 9. Это десятичная система счисления. Причина, по которой десятичная система счисления стала общепринятой, вовсе не математическая. Десять пальцев рук вот аппарат для счета, которым человек пользуется с доисторических времен. Древнее изображение десятичных цифр не случайно: каждая цифра обозначает число по количеству углов в ней. Например, 0 углов нет, 1 один угол, 2 два угла и т.д. Написание десятичных цифр претерпело существенные изменения. Форма, которой мы пользуемся, установилась в XVI веке. Исторически десятичная система счисления сложилась и развивалась в Индии. Европейцы заимствовали индийскую тему счисления у арабов, назвав ее арабской, а исторически неправильное название удерживается и поныне. Возникновение и развитие десятичной системы счисления явилось одним из важнейших достижении человеческой мысли (наряду с появлением письменности). Однако десятичной системой счисления люди пользовались не всегда. В разные исторические периоды многие народы использовали другие системы счисления. Выход


Индийская поместная нумерация В различных областях Индии существовали разнообразные системы нумерации. Одна из них распространилась по всему миру и в настоящее время является общепринятой. В ней цифры имели вид начальных букв соответствующих числительных на древнеиндийском языке санскрите (алфавит "девангари"). Первоначально этими знаками представлялись числа 1, 2, 10, 20, 100, 1000; с их помощью записывались другие числа. Впоследствии был введен особый знак (жирная точка, кружок) для указания пустующего разряд, знаки для чисел, больших 9, вышли из употребления, и нумерация "девангари" превратилась в десятичную поместную систему. Как и когда совершился этот переход, до сих пор неизвестно. История возникновения и развития систем счисления Выход


К середине VIII в. позиционная система нумерации получает в Индии широкое применение. Примерно в это время она проникает и в другие страны (Индокитай, Китай, Тибет, на территорию наших среднеазиатских республик, в Иран и др.). Решающую роль в распространении индийской нумерации в арабских странах сыграло руководство, составленное в начале IX в. Мухаммедом из Хорезм (ныне Хорезмская область Узбекистана). Оно было переведено в Западной Европе на латинский язык в XII в. В XIII в. индийская нумерация получает преобладание в Италии. В других странах Западной Европы она утверждается в XVI в. Европейцы, заимствовавшие индийскую нумерацию от арабов, называли ее арабской. Это исторически неправильное название удерживается и поныне. История возникновения и развития систем счисления Выход


Двенадцатеричная система счисления Довольно широкое распространение имела двенадцатеричная система счисления. Происхождение тоже связано со счетом на пальцах. Считали большой палец руки и фаланги остальных четырех пальцев: всего их 12 (см. рис). Элементы двенадцатеричной системы счисления сохранились в Англии в системе мер (1 фут = 12 дюймам) и в денежной системе (1 шиллинг = 12 пенсам). Нередко и мы сталкиваемся в быту с двенадцатеричной системой счисления; чайные и столовые сервизы на 12 персон, комплект носовых платков 12 штук. Системы счисления анатомического происхождения Выход


История возникновения и развития систем счисления Двадцатеричная система счисления У ацтеков и майя народов, населявших в течение многих столетий обширные области Американского континента и создавших там высочайшую культуру, в том числе и математическую, была принята двадцатеричная система счисления. Также двадцатеричная система счисления была принята и у кельтов, населявших Западную Европу начиная со II тысячелетия до нашей эры. Основу для счета в этой системе счисления составляли пальцы рук и ног. Некоторые следы двадцатеричной системы счисления кельтов сохранились во французской денежной системе: основная денежная единица, франк, делится на 20 (1 франк = 20 су). Выход


История возникновения и развития систем счисления Шестидесятеричная система счисления Особый интерес представляет так называемая "вавилонская", или шестидесятеричная система счисления, весьма сложная система, существовавшая в Древнем Вавилоне. Мнения историков по поводу того, как именно возникла эта система счисления, расходятся. Существуют две гипотезы. Первая исходит из того, что произошло слияние двух племен, одно из которых пользовалось шестеричной, другое десятичной. Шестидесятеричная система счисления в данном случае могла возникнуть в результате своеобразного политического компромисса. Суть второй гипотезы в том, что древние вавилоняне считали продолжительность года равной 360 суткам, что естественно связано с числом 60. Отголоски использования этой системы счисления дошли до наших дней. Например: 1 час = 60 минутам, 1° = 60. В целом шестидесятеричная система счисления громоздка. Выход


История возникновения и развития систем счисления Римская система счисления Эта система счисления появилась в Древнем Риме. Запись чисел в римской системе счисления показана на рисунке. Первые 12 натуральных чисел в римской системе счисления записываются так: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII. Примеры записи чисел: XXVIII -28, MCMXXXV – Трудность выполнения арифметических действий с этими числами иллюстрируется. По этой причине в настоящее время Римская система счисления используется там, где это удобно в литературе (нумерация глав), в оформлении документах (серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях – на циферблате часов и в ряде других случаях. Попробуй посчитать! Легко ли получить результат арифметических действий в римской системе счисления? Выход


История возникновения и развития систем счисления Славянская системы счисления Алфавитные системы счисления представляют особую группу. В них для записи чисел использовался буквенный алфавит. Примером алфавитной системы счисления является славянская. У одних славянских народов числовые значения букв устанавливались в порядке следования букв славянского алфавита, у других, в частности у русских, роль цифр играли не все буквы, а только те, которые имеются в греческом алфавите. Над буквой, обозначающей цифру, ставился специальный знак "титло". Славянская система счисления сохранилась в богослужебных книгах. Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, греков (ионическая система счисления), арабов, евреев и других народов Ближнего Востока. Выход


История возникновения и развития систем счисления «Машинные» системы счисления Перед математиками и конструкторами в 50-х гг. встала проблема отыскания таких систем счисления, которые отвечали бы требованиях как разработчиков ЭВМ, так и создателей программного обеспечения. Оказалось, что арифметический счет, которым человечество пользуется с древнейших времен, может совершенствоваться, подчас весьма неожиданно и на удивление эффективно. Специалисты вывели так называемую «машинную» группу систем счисления и разработали способы преобразование чисел этой группы. К «машинной» группе систем счисления относятся: –двоичная; –восьмеричная; –шестнадцатеричная. Официальное рождение двоичной арифметики связано с именем Г. В. Лейбница, опубликовавшего в 1703 г. статью, в которой он рассмотрел правила выполнения арифметических действий над двоичными числами. Выход


История возникновения и развития систем счисления «Машинные» системы счисления Из истории известен курьезный случай с восьмеричной системой счисления. Шведский король Карл XII в 1717 г. увлекался восьмеричной системой счисления, считал ее более удобной, чем десятичная, и намеревался королевским приказом ввести ее как общепринятую. Неожиданная смерть помешала королю осуществить столь необычное намерение. Выход



, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Презентация к уроку






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: Мотивация познавательной деятельности, дающей возможность учащимся обобщать и систематизировать приобретенные во время урока знания на освоении иных систем счисления, помимо привычной десятичной.

Достижение этой цели осуществлялось через задачи урока:

  1. образовательные:
  • познакомить учащихся с системами счисления возникших в различных странах и эпохах;
  • вовлечение максимального числа учащихся, как в диалог по обобщению пройденного материала, так и в работу по анализу изложенного нового материала и закреплению его;
  • закрепление теоретического материала различными технологическими навыками - работа с карточки и работа в графическом редакторе над решением одной и той же задачи – «День рождения не в 10-й СС».
  • проанализировать их, сделав вывод об их классификации (не позиционные и позиционные);
  • воспитательные:
  • развивающие: развить в них навык использования информационных технологий в самостоятельном изучении научно-популярного материала; развить умение анализировать и обобщать пройденный материал у учащихся; развитие образного и логическое мышление.
  • Методы и приемы

    • Организации учебно-познавательной деятельности : использование информационных и здоровье сберегающих технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач.
    • Самостоятельной познавательной деятельности учащихся : выполнение практической работы с элементами программированного обучения;
    • Контроля и самоконтроля : самооценка своей деятельности учащимися.

    Учебно-методическое оснащение урока:

    • Материально-техническая база : компьютерный класс, мультимедийный проектор, таблицы для заполнения и карточки (раздаточный материал), графический редактор Paint.
    • Дидактическое обеспечение : авторская презентации «История возникновения чисел и систем счисления», учебник.

    Технические требования: ОС Windows или Линокс; графический редактор Paint или...; презентация Power Point.

    Данный урок призван:

    • активизировать познавательную деятельность учащихся;
    • развить в них навык использования информационных технологий в самостоятельном изучении научно-популярного материала;
    • развить умение выступать и доказывать свою точку зрения;
    • развить умение и использование приобретенных навыков по написанию тестов на практике.

    Предполагается вовлечение максимального числа учащихся, как в изложение нового материала, так и в работу по закреплению его.

    Эпиграф: "Мысль выражать все числа десятью знаками, придавая им кроме значения по форме еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна. Как нелегко было прийти к этому методу, мы видим на примере величайших гениев греческой учености Архимеда и Апполония, от которых эта мысль осталась скрытой ." П. Лаплас

    Ход урока

    I. Организационный момент (1 мин)

    II. Теоретическая часть. Просмотр и работа по презентации урока: «История возникновения чисел и систем счисления». (20 мин.) (Презентация)

    Введение (учитель- слайды 1 и 2 см. (Презентация )): Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами - они с нами везде. А две тысячи лет назад что знал человек о числах? А пять тысяч лет назад? Ученые утверждают, что и тогда люди могли записывать числа и выполнять над ними арифметические действия, но делали они это совершенно по другим принципам, чем в делаем это мы. Сейчас мы узнаем о системах счисления, возникших в глубокой древности, ныне исчезнувших, но заложивших основы современных систем счисления.
    Система счисления - способ записи (изображения) чисел.

    Самая простая система счисления (СС) (учитель):

    1. Камешки, косточки … (слайды 3 и 4 см. (Презентация )).
    2. Задание-1 (слайд 4). Покажите с помощью пальцев свой день рождения. Возникает вопрос: Как показать год?
      Вывод (учащиеся): самая простая СС не дает возможностей работать со значениями больше 100.
    3. Историческая справка (слайды 5 и 6 см. (Презентация )). Счёт у индейцев, народов древней Азии Майя.

    Аддитивная система счисления: Введение специальных символов для обозначения больших чисел - пяти, десяти и т. д. Раскрытие на примерах нумерации Майя и египетской принципа формирования чисел в результате суммирования всех знаков.

    1. Нумерация индейцев Майя (слайд 7, 8, 9 см. (Презентация ))
    2. Египетская нумерация (слайд 9-14 см. (Презентация ))

    Вывод (учащиеся слайд 15 см. (Презентация )): недостаток - большая и не всегда понятная запись, сложность при расчете.

    Алфавитно-аддитивная система счисления: Для обозначения цифр используются существующий алфавит и титл.

    1. Древнегреческая нумерация «Ионийская» (слайд 16 и 17 см. (Презентация ))
    2. Славянская глаголическая нумерация (слайд 18 и 19 см. (Презентация ))

    Задание-2 . (7 мин.) Сложим в таблице используя карточки с Рунами из славянской глаголической алфавита свой день рождения. Проверка по ходу выполнения задания. Необходимо раздать таблицу «Мой день рождения» (Приложение 1) и карточки славянского глаголического алфавита (Приложение 2 ).

    1. Славянская Кириллическая нумерация (слайд 20-22 см. (Презентация )). Сравним с «Ионийской» СС в Греции (слайд 17 см. (Презентация ))

    Вывод (учащиеся): за основу взяты одинаковые буквы алфавита.

    1. Римская (латинская слайд 23 см. (Презентация )) СС. Используется до сих пор.

    Вывод (учителя) : Все рассмотренные ранее системы счисления были не позиционными.

    Мультипликативная система счисления:

    1. Использование иероглифов не позволяло создавать систему счета по выше изложенным принципам, поэтому возник другой подход к формированию чисел - позиционные.(слайд 24 см. (Презентация ))
    2. Китайская нумерация (слайд 26-27 см. (Презентация ))
    3. Индийская (арабская) нумерация (слайд 28-29 см. (Презентация ))

    Вывод (учителя слайд 30 см. (Презентация )):

    Китайская и индийская системы счисления были позиционные.

    Блиц опрос класса для анализа понимания пройденного материала (3 мин).

    • Что такое система счисления? (Способ записи (изображения) чисел ).
    • Какие виды СС Вы знаете, коротко охарактеризуйте их? (Позиционные и не позиционные ).
    • С какими позиционными СС мы познакомились ранее?
    • Какие символы использованы в них для записи чисел? (Арабские цифры, буквы английского алфавита... ).
    • (На внимательность): В какой системе счисления малыш показывает на пальцах, сколько ему лет? Ответ: в палочной (пальцевой) не позиционной СС - значение числа - количество пальцев - подсчитывается простым суммированием.
    • Единичная (палочная) СС. Древнеегипетская десятичная не позиционная СС.

    За правильные ответы учащихся получают карточки.

    III. Практическая часть. (20 мин.)

    Практическая работа выполняется в графическом редакторе. Учащимся предоставляются две заготовки: египетская нумерация, китайская нумерация (см. презентацию).

    Работа состоит из двух заданий:

    1. Непозиционная система счисления - Египетская нумерация.
    2. Позиционная система счисления - Китайская нумерация

    Задание. Необходимо использую инструменты редактирования графического редактора (копирование и вставка фрагментов) собрать дату своего рождения.

    Учитель: «Мы сейчас будим выполнять практическую работу.

    Заготовка находится

    рабочий стол → папка «КЛАССЫ»→ папка «6_а»→ системы_счисления.jpg

    Сохраните в своей папки под именем : СС_дата_рождения.ipg

    Задание:

    • Напечатайте свою дату рождения (арабскими числами).
    • Использую расположенные символы, справа соберите дату рождения в предложенных системах счисления.
    • Определите вид системы счисления (позиционная или не позиционная).

    Вывод (учащихся) : Использование Китайской системы счисления были непривычно, но удобнее, чем Египетской СС, так как она позиционная.

    VI. Подведение итогов. (2 мин.) Выставление отметок

    Учитель: Спасибо каждому участнику нашего сегодняшнего урока. Только совместная заинтересованная работа сделала возможным это увлекательное путешествие в прошлое. За активное участие и правильные ответы в игре получают отметки… За хорошую самостоятельную работу по заполнению таблицы получают отметки

    V. Домашнее задание. (2 мин.)

    Домашнее задание задается или не задается по решению учителя.

    Пример домашнего задания.

    Сделать небольшое сообщение

    100, 500 и 1000 - они обозначались соответственно I, V, X, L, С, D и М. Конечно, не случайно у многих народов «ключевыми» числами оказались 5 и 10: это объясняется тем, что счет велся на пальцах (одной или двух рук). Вероятно, отсюда произошли и обозначения римских цифр V (одна «пятерня») и X (две «пятерни»). Знаки С, М и D - это просто первые буквы латинских слов centum (сто), mille (тысяча) и demimille (полутысяча), a L = 50 можно запомнить как «половинку от С = 100», хотя настоящее его происхождение, видимо, иное. Римские цифры можно увидеть на циферблатах часов, часто ими пользуются для обозначения веков, нумерации глав в книге. Изредка на старом доме можно увидеть и большое римское число - год постройки. Числа 2, 3, 4, 8, 9, 14, 19, 20, 40, 1989 в этой римской записи выглядят так: II, III, IV, VIII, IX, XIV, XIX, XX, XL, MCMLXXXIX. Как видно, здесь используется не только сумма, но и разность двух «ключевых» чисел - для этого перед большим из них ставится меньшее; благодаря этому вместо длинной аддитивной записи, скажем LXXXXIIII, получается более короткая XCIV. Интересно, что наиболее древние тексты использовали длинную, аддитивную запись - «правило разности» появилось позднее.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ИСТОРИЯ систем счисления

    Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. Иоганн Гете

    Так говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. «Все есть число» Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет...

    Числа... они с нами везде и всегда. Но в лю б ом случае число изображалось с помощью одного или нескольких символов - цифр. Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но зап исывали они их совершенно по-другому, по другим правилам.

    Цифры - это символы, составляющие некоторый алфавит. Что же такое тогда число? Число - это некоторая величина, состоящая из цифр, сложенных по определенным правилам. На разных этапах развития человечества, у разных народов эти правила были различны и сегодня мы их называем системами счисления.

    Система счисления - это знаковая система, в которой все числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Непозиционные Позиционные

    Итак, рассмотрим различные непозиционные системы счисления. Непозиционные системы счисления возникли раньше позиционных.

    Сначала люди просто различали ОДИН предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «МНОГО»

    Первыми понятиями математики были " меньше ", " больше ", " столько же ". >

    Достаточно было положить рядом с каждой рыбой по ножу, чтобы обмен между племенами состоялся. Если одно племя меняло пойманных рыб на сделанные людьми другого племени каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей.

    Счет появился тогда, когда человеку потребовалось сообщать своим соплеменникам о количестве найденных им предметов. И, т ак как многие народы в древности не общались друг другом, то у разных народов возникли разные системы счисления и представления чисел и цифр.

    Имена числительные во многих языках указывают, что у первобытного человека орудием счета были преимущественно пальцы. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной.

    Однако известны народы, у которых единицами счёта были не пальцы, а их суставы. Поэтому они могли пользоваться для счета пальцами как рук, так и ног. В древние времена люди ходили босиком. До сих пор существуют в Полинезии племена, использую щие с 20-ую систему счисления.

    Например, на крупнейшей мировой хлебной бирже в Чикаго предложения и запросы, как и цены объявляются маклерами на пальцах без единого слова. Пальцевой счет сохранился кое-где и поныне

    Появилась потребность в записи чисел. Запомнить большие числа было трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног стали добавлять различные приспособления. Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине…

    Единичная («палочная») периоду палеолита 10-11 тысяч лет до н.э. или Археологами найдены такие "записи" при раскопках культурных слоев, относящихся к Любое число в ней образуется повторением одного знака - единицы.

    Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Единичная запись для таких чисел была громоздкой и неудобной, поэтому люди стали искать более компактные способы обозначать большие числа.

    2,5 тысяч лет до н.э. Древнеегипетская десятичная = 2342

    Число Символ Обозначение 1 Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне использовали палочки. 10 Такими путами египтяне связывали коров 100 Это мерная веревка, которой измеряли земельные участки после разлива Нила. 1 000 Цветущий лотос 10 000 "В больших числах будь внимателен!" - говорит поднятый вверх указательный палец. 100 000 Обычный лягушачий головастик 1 000 000 Число фараонов. Увидев такое число, обычный человек очень удивится и возденет руки к небу. 10 000 000 Египтяне поклонялись Амону Ра, богу Солнца, и, наверное, поэтому самое большое свое число они изобразили в виде восходящего солнца

    Какое древнеегипетское число записано? 5 3 8 6 4 2 1

    С операциями сложения и вычитания люди имели дело задолго до того, как числа получили имена. Когда несколько групп сборщиков кореньев или рыболовов складывали в одно место свою добычу, они выполняли операцию Когда люди стали сеять хлеб и увидели, что собранный урожай в несколько раз больше, чем количество посеянных семян, тогда они познакомились с операцией Когда добытое мясо животных или собранные орехи делили поровну между всеми "ртами", выполнялась операция А операция вычитания? сложения умножения деления

    Умножение и деление египтяне производили путем последовательного удвоения чисел. Как же египтяне считали?

    Пример. 19 * 31 31 62 124 248 496 и складывали числа, стоящие в отмеченных строках справа (31 + 62 + 496 = 589). Затем отмечали вертикальными черточками строки левого столбца, из которых можно было сложить множитель (19 = 1 + 2 + 16) 1 2 4 16 Египтяне в левом столбце записывали соответствующую степень двойки, а в правом столбце записывали результаты удвоения числа 31.

    Египетские дроби всегда имели в числителе единицу (исключение составляло 2/3). Дроби записывались как натуральные числа, только над ними ставилась точка Исключение: специальные знаки были для 1/2 и для 2/3

    Римская десятичная I , V, Х, L, C, D, M Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд «цифр». тысячи лет до н.э. и до наших дней

    В римской системе для обозначения чисел используются знаки: I (один палец) для числа 1, V (раскрытая ладонь) для числа 5, X (две сложенные ладони) для 10, а для других чисел используются заглавные латинские буквы соответствующих латинских слов 50 - L , 100 – С entum , 500 – D emimille , 1000 – M ille , являющиеся «цифрами ».

    444 400 40 4 Пример. Записать число 444 в римской системе. (D – C) (L – X) (V – I) CDXLIV

    444 CDXLIV ВНИМАНИЕ! Все цифры числа в десятичной системе одинаковые, а в римской – разные.

    1986 Пример. Записать число 1986 в римской системе. 9 00 80 6 10 00 MCMLXX X VI M (M – C) (V + I) (L + X + X + X)

    Алфавитные системы счисления

    Греки применяли несколько способов записи чисел. Афиняне для обозначения чисел пользовались первыми буквами слов-числительных: Греческая (ионийская) Например, I , II , III , IIII - 1, 2, 3, 4  IIII – 10+10+10+4 = 34 Г Г  пять   десять Н  сто X  тысяча М  десять тысяч

    Великий греческий математик Диофант Александрийский записыв ал дроби примерно так, как принято сейчас: числитель над знаменателем, без черты. Это был один из способов записи дробей в Древней Греции.

    В старину на Руси широко применялись системы счисления, напоминающие систему Древнего Египта. С их помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате подати (ясака) и делали записи в податной тетради. Звезда – тысяча рублей Колесо – сто рублей Квадрат – десять рублей Х - рубль | - копейку. Древняя Русь 1232 руб. 24 коп.

    В IX веке монахами братьями Кириллом и Мефодием Эта форма записи чисел получила большое распространение в связи с тем, что имела полное сходство с греческой записью чисел. была создана новая нумерация вместе со славянской алфавитной системой для перевода священных библейских книг.

    Мы видим, что запись получилась не длиннее нашей десятичной. Это объясняется тем, что в алфавитных системах использовалось, по крайней мере, 27 «цифр». Пример. Запишем число 444 в славянской системе.

    Эта форма записи чисел была официальной на территории современной России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии до реформы Петра I (до конца XVII века). Но до сих пор православные церковные книги используют эту нумерацию.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - титло «Аз» «Веди» «Глаголь» «Добро» «Есть» «Зело» «Земля» «Иже» «Фита» «И»

    Число Изображение Обозначение 1000 Тысяча 10 000 Тьма 100 000 Легион 1 000 000 Леодр 10 000 000 Ворон 100 000 000 Колода

    Правда, славяне, как и греки, умели записывать числа и больше 1000. Для этого к алфавитной системе добавляли новые обозначения. Так, например, числа 1000, 2000, 3000. записывали теми же «цифрами», что и 1, 2, 3..., только перед «цифрой» ставили слева снизу специальный знак. Алфавитные системы удобны только для записи чисел до 1000. Удобны ли алфавитные системы?

    Такой способ записи чисел, как в алфавитной системе, можно рассматривать как зачатки позиционной системы, так как в нем для обозначения единиц разных разрядов применялись одни и те же символы, к которым лишь добавлялись специальные знаки для определения значения разряда. Алфавитные системы счисления были мало пригодны для оперирования с большими числами. В ходе развития человеческого общества эти системы уступили место позиционным системам.

    Непозиционной системой счисления - называется такая система счисления, у которой количественный эквивалент («вес») цифры не зависит от ее местоположения в записи числа.

    Недостатки непозиционной системы счисления 1. Существует постоянная потребность введения новых знаков для записи больших чисел. 2. Невозможно представлять дробные и отрицательные числа. 3. Сложно выполнять арифметические операции, так как не существует алгоритмов их выполнения.

    Далее рассмотрим позиционные системы счисления. Но мы до сих пор пользуемся элементами непозиционной системы счисления в обыденной речи, в частности, мы говорим сто, а не десять десятков, тысяча, миллион, миллиард, триллион.

    Позиционной системой счисления - называется такая система счисления, у которой количественный эквивалент («вес») цифры зависит от ее местоположения в записи числа. Рассмотрим два числа 52 и 25 . Цифры одни и те же – 5 и 2, а чем эти числа отличаются? П озици ей цифры в числе.

    Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием. Основание позиционной системы счисления - количество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления. За основание можно принять любое натуральное число - два, три, четыре, ..., образовав новую позиционную систему: двоичную, троичную, четверичную и.. .

    2 тысячи лет до н.э. Вавилонская шестидесятеричная - единицы - десятки цифры: и - 60 ; 60 2 ; 60 3 ; … ; 60 n 2-ой разряд 1-ый разряд = 60 + 20 + 2 = 82 = 33

    И до наших дней сохранились следы счета ш естью десятками. Окружность делят на 360 0 , то есть 6*60 градусов, градус - на 60 минут, а минуту - на 60 секунд. 1 0 360 0 0 До сих пор мы делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд.

    Арабский ученый математик (из города Хорезма на реке Аму-Дарья). Мухаммед бен Муса ал-Хорезм ≈ в 850 году н.э. он написал книгу об общих правилах решения арифметических задач при помощи уравнений. Она называлась " Китаб ал-Джебр ". Эта книга дала имя науке алгебре.

    Индийские ученые сделали одно из важнейших в математике открытий - изобрели позиционную систему счисления, которой теперь пользуется весь мир. Триста лет спустя (в 1120 г.) эту книгу перевели на латинский язык, и она стала первым учебником "индийской" арифметики для всех европейских городов. Ал-Хорезми подробно описал индийскую арифметику в своей книге.

    10 у привычной десятичной системы счисления (десять пальцев на руках). Алфавит: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. 60 придумано в Древнем Вавилоне: деление часа на 60 минут, минуты - на 60 секунд, угла - на 360 градусов. 12 распространили англосаксы: в году 12 месяцев, в сутках два периода по 12 часов, в футе 12 дюймов. 7 используется для счета дней недели Основания, используемые в наши дни

    1. Что такое система счисления? 2. Привести примеры позиционных и непозиционных систем счисления. 3. А. С. Пушкин родился в MDCCXCIX году? 4.Что такое основание системы счисления? 5. Система счисления с каким основанием была самой первой? 6. В какой стране впервые стали использоваться специальные обозначения для 100,1000,1000000? 7. Перечислите недостатки непозиционных систем счисления. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

    1. Какие числа записаны с помощью римских цифр: МС I Х, L Х V ? 2. Запишите год своего рождения: А) в древнеегипетской системе счисления; Б) в римской системе счисления; В) в древнеславянской системе счисления. Домашнее задание.


    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Презентацию на тему "Системы счисления" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Информатика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Системы счисления

    Выполнила: ученица 10-Б класса Овчинникова Анастасия Проверила: Федорова Е.А., учитель информатики

    Слайд 2

    Позиционные Вавилонская шестидесятеричная система Двоичная система Шестнадцатеричная система Десятичная система

    Непозиционные Единичная (унарная) система Римская система Древнеегипетская десятичная система Алфавитные системы

    Слайд 3

    Позиционная система счисления

    Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления – системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее позиции в последовательности цифр, изображающей число.

    Наша привычная десятичная система является позиционной.

    Слайд 4

    Шестидесятеричная вавилонская система

    Шестидесятеричная вавилонская система – первая известная система счисления, основанная на позиционном принципе Числа в этой системе счисления составлялись из знаков двух видов: прямой клин служил для обозначения единиц, лежачий клин – для обозначения десятков.

    Слайд 5

    Двоичная система

    Двоичная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала. В этой системе счисления для представления числа применяются два знака – 0 и 1.

    Слайд 6

    Шестнадцатеричная система

    Шестнадцатеричная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала. В такой форме представляется содержимое любого файла. Используемые знаки для представления числа – десятичные цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита – A, B, C, D, E, F.

    Слайд 7

    Десятичная система

    Десятичная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала. Используемые знаки для представления числа – цифры от 0 до 9.

    Слайд 8

    Непозиционные системы

    Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от ее места в записи числа, называются непозиционными.

    Позиционные системы счисления – результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления.

    Слайд 9

    Единичная система

    Археологами найдены “записи” при раскопках культурных слоев, относящихся к периоду палеолита (10–11 тысяч лет до н.э.). Ученые назвали этот способ записи чисел единичной системой счисления.

    Слайд 10

    Римская система счисления

    Римская система принципиально ненамного отличается от египетской. В ней для обозначения следующих чисел: 1, 5, 10, 50, 100, 500,1000 используются заглавные латинские буквы: I, V, X, L, C, D, M, являющиеся “цифрами” этой системы счисления.

    Слайд 11

    Древнеегипетская десятичная непозиционная система

    В древнеегипетской системе счисления, которая возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э. использовались специальные знаки (цифры) для обозначения чисел 1, 10, 102, 103, 104, 105, 106, 107.

    В основе как единичной, так и древнеегипетской систем лежал простой принцип сложения, согласно которому значение числа равно сумме значений цифр, участвующих в его записи.

    Слайд 12

    Алфавитные системы

    Более совершенными непозиционными системами счисления были алфавитные системы. К числу таких систем счисления относились: славянская; ионическая (греческая); финикийская и другие.

    В алфавитной славянской системе счисления в качестве “цифр” использовалось 27 букв кириллицы.

    Слайд 13

    Появление нуля

    Современная десятичная система счисления возникла приблизительно в V веке н.э. в Индии. Возникновение этой системы стало возможным после величайшего открытия цифры “0” для обозначения отсутствующей величины. Для обозначения нулевого значения разряда греческие астрономы стали использовать символ “0” (первая буква греческого слова Ouden – ничто). Этот знак, по-видимому, и был прообразом нашего нуля.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • © sosh4sosnogorsk.ru, 2024
    Образовательный портал для всех