Краткий пересказ – Мещерская сторона – Паустовский. Мещёрская сторона Краткое содержание рассказа мещерская сторона в сокращении

12.01.2024

К.Паустовский – повесть «Мещерская сторона». При­рода для К. Паустовского – это не только прекрасные карти­ны полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведени­ях. Это и выражение любви к родной земле, к русской приро­де. Чувство природы для Паустовского – неотъемлемый эле­мент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, заинтересован­ному, бережному отношению к прошлому своей страны, к людям, к языку и быту.

Природа всегда находится в центре внимания этого писа­теля. Он много путешествовал и отразил свои впечатления в своих лучших произведениях. Особенно привлекала Паустов­ского природа средней полосы России с ее тихой, гармонич­ной, немного печальной жизнью. О такой природе рассказы­вает нам повесть «Мещерская сторона». «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как кар­тины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение. Главы не соеди­нены общим сюжетом, но при этом объединены общим геро­ем-рассказчиком, странником, путешествующим по дебрям нетронутой, почти дикой природы. В «Мещерской стороне» писатель открывает новый взгляд на мир – это стремление к гармонии всего живого и сущего, стремление разрешить, пре­одолеть все противоречия между человеком и природой.

В повести писатель создает прекрасные картины скром­ной русской природы. Какими же средствами это достигает­ся? Писатель использует необыкновенно красочную цвето­вую палитру, необычные, образные сравнения, эпитеты: мы видим «лиловые колокольчики на полянах», озеро блестит, как «черное, косо поставленное зеркало», закат золотит деревья «старинной позолотой», «Голубым хрусталем загорается на заре Венера».

Но, кроме разнообразной цветовой гаммы, писатель обра­щает наше внимание на различные звуки, которыми насы­щены эти места. Здесь писатель нередко использует прием олицетворения. Мещёрский край у Паустовского шумит, звенит, поёт на разные голоса. «На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра», «Туман шур­шит в саду», «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлета­ются в стороны», «Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки». Очень при­влекательна на Мещере и тишина, когда колокольчик заблу­дившейся коровы слышен путнику за километр.

Кроме того, Мещёрский край – край особых лесных за­пахов. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке, до него «уже не доносится запах дыма сельс­ких печей». Впереди у него – «пустынный сентябрьский день»: «Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей ли­ствы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низ­кого неба».

Постепенно более четко обрисовывается в повести образ героя-рассказчика. Мы видим, что это человек добродушный, любящий и понимающий природу, охотник, рыболов, живо интересующийся людьми, окружающим миром. Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И, рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле. Это пасту­хи, паромщики, сторожа, лесники – самые обыкновенные, простые люди, но все замечательные и добрые, в каждом из них автор находит какую-то интересную, яркую, запомина­ющуюся черту. Так, примечателен в повести образ старого деда-корзинщика Степана, по прозвищу «Борода на жердях». Он приютил в своем шалаше заблудившуюся девочку, рас­сказывает герою истории о прошлом Мещерского края.

Эти места очень богаты талантами. Так, село Солотча – это родина известного гравера Пожалостина, художников Ар­хипова и Малявина, скульптора Голубкина. Здесь же встре­чается герой-рассказчик и с теткой Сергея Есенина, который родился неподалеку от Солончи.

Событийный план повести представлен историей похода героев на Поганое озеро и историей незадачливого московс­кого рыболова. В первом сюжете герои чуть не потеряли свое­го товарища, писателя Гайдара, который в одиночестве пошел искать Поганое озеро, которое имело в народе дурную славу. Однако потом Гайдар нашелся – на поиски его отправился еще один путник с компасом. История незадачливого рыболова-москвича придает всему повествованию комический оттенок. В образе этого человека автор представил нам героя, не приспособленного к жизни в лесу, на природе. Он неловок, лишает всех завтрака, нечаянно угодив ногой в приготовлен­ную яичницу и разбив кувшин с молоком. Рыба у него не клю­ет. Когда же ему удалось вдруг выудить огромную щуку, то пока он любовался и восторгался ей, «щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаха ударила старика хвостом по щеке», сбив с него пенсне.

Таким образом, в повести писатель воссоздает неповтори­мый мир чистой, первозданной природы. И основной прин­цип Паустовского – найти прекрасное в обыденном. Он го­ворит о том, как необыкновенна эта простая земля. «Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким не­бом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к кото­рому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».

Константин Паустовский

Мещорская сторона

Обыкновенная земля

В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещорском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко.

почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: «Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере – с такой-то». Я не буду называть широт и долгот Мещорского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». Он тянулся некогда от Полесья до Урала В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещорские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь.

Первое знакомство

Впервые я попал в Мещорский край с севера, из Владимира.

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхающегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках – вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая «козьи ножки» и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Менторских лесах – самая неторопливая железная дорога в Союзе.

Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

На станции Пилево в вагон влез косматый дед. Он перекрестился в угол, где дребезжала круглая чугунная печка, вздохнул и пожаловался в пространство"

– Чуть что, сейчас берут меня за бороду – езжай в город, подвязывай лапти. А того нет в соображении, что, может, ихнее это дело копейки не стоит. Посылают меня до музею, где советское правительство собирает карточки, прейскуранты, все такое прочее. Посылают с заявлением.

– Чего брешешь?

– Ты гляди – вот!

Дед вытащил измятую бумажку, сдул с нее махру и показал бабе-соседке.

– Манька, прочти, – сказала баба девчонке, тершейся носом об окно. Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом:

– «Собчается, что в озере живут незнакомые птицы, громадного росту полосатые, всего три; неизвестно, откуль залетели, – надо бы взять живьем для музею, а потому присылайте ловцов».

– Вот, – сказал дед горестно, – за каким делом теперь старикам кости ломают. А все Лешка-комсомолец. Язва – страсть! Тьфу!

Дед плюнул. Баба вытерла круглый рот концом платка и вздохнула. Паровоз испуганно посвистывал, леса гудели и справа и слева, бушуя, как озеро. Хозяйничал западный ветер. Поезд с трудом прорывался через его сырые потоки и безнадежно опаздывал, отдуваясь на пустых полустанках.

– Вот оно существование наше, – повторял дед – Летошний год гоняли меня в музею, сегодняшний год опять!

– Чего в летошний год нашли? – спросила баба.

– Торчак!

– Чегой-то?

– Торчак. Ну, кость древнюю. В болоте она валялась. Вроде олень. Роги – с этот вагон. Прямо страсть. Копали его цельный месяц. Вконец измучился народ.

– На кой он сдался? – спросила баба.

– Ребят по ём будут учить.

Об этой находке в «Исследованиях и материалах областного музея» сообщалось следующее:

«Скелет уходил в глубь трясины, не давая опоры для копачей. Пришлось раздеться и спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды. Огромные рога, как и череп, были целы, но крайне непрочны вследствие полнейшей мацерации (размачивания) костей. Кости разламывались прямо в руках, но по мере высыхания твердость костей восстанавливалась».

Был найден скелет исполинского ископаемого ирландского оленя с размахом рогов в два с половиной метра.

С этой встречи с косматым дедом началось мое знакомство с Мещорой. Потом я услышал много рассказов и о зубах мамонта, и о кладах, и о грибах величиной с человеческую голову. Но этот первый рассказ в поезде запомнился мне особенно резко.

Старинная карта

С большим трудом я достал карту Мещорского края. На ней была пометка: «Карта составлена по старинным съемкам, произведенным до 1870 года». Карту эту мне пришлось исправлять самому. Изменились русла рек. Там, где на карте были болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес; на месте иных озер оказались трясины.

Но все же пользоваться этой картой было надежнее, чем заниматься расспросами местных жителей. С давних пор так уж повелось у нас на Руси, что никто столько не напутает, когда объясняет дорогу, как местный житель, особенно если он человек разговорчивый.

– Ты, милый человек, – кричит местный житель, – других не слухай! Они тебе такого наговорят, что ты жизни будешь не рад. Ты меня одного слухай, я эти места наскрозь знаю. Иди до околицы, увидишь по левой руке избу-пятистенку, возьми от той избы на правую руку по стежке через пески, дойдешь до Прорвы и вали, милый, край Прорвы, вали, не сумлевайся, до самой до горелой ивы. От нее возьмешь чуть-чуть к лесу, мимо Музги, а за Музгой подавайся круто к холмищу, а за холмищем дорога известная – через мшары до самого озера.

– А сколько километров?

– А кто его знает? Может, десять, а может, и все двадцать. Тут километры, милый, немереные.

Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища, и я, махнув рукой на рассказы туземцев, полагался только на собственное чувство направления. Оно почти никогда меня не обманывало.

В русской литературе есть много книг, посвященных родной природе, дорогим сердцу местам. Ниже будет рассмотрено одно из таких произведений, которое написал К. Г. Паустовский, - повесть «Мещерская сторона».

Обыкновенная земля

В начале книги рассказчик знакомит читателей с этой землей, дает краткую характеристику. При этом он отмечает, что край этот ничем не примечателен. Здесь чистый воздух, луга, озера. Все это красиво, но и ничего особенного нет. Также о расположении местности упоминает Мещерская сторона находится неподалеку от Москвы, между Владимиром и Рязанью.

Первое знакомство

Рассказчик попал в Мещеру из Владимира, когда ехал на поезде по узкоколейке. На одной из станций в вагон залез косматый дед, которого послали в музей с извещением. В письме написано, что на болоте обитают две очень большие птицы, полосатые, неизвестного вида. Их нужно изловить и доставить в музей. Также дед рассказал, что там был найден «торчок» - огромные рога древнего оленя.

Старинная карта

Автор достал карту этого края, очень старую. Съемки местности были сделаны до 1870 г. На схеме было много неточностей, успели смениться, озера - заболотиться, появились новые боры. Однако, несмотря на все трудности, рассказчик предпочитал пользоваться картой, а не подсказками местных жителей. Дело в том, что туземцы объясняли слишком подробно и путано, куда идти, но многие приметы оказывались неточными, а некоторые и вовсе не находились.

Несколько слов о приметах

Автор утверждает, что создавать и находить приметы - это очень увлекательное занятие. Затем он делится некоторыми наблюдениями. Некоторые приметы сохраняются долгое время, другие - нет. Однако настоящими считаются связанные со временем и погодой. Среди них есть простые, например высота дыма. Есть сложные, например, когда вдруг перестает клевать рыба, а реки будто мертвеют. Так происходит перед ненастьем. Всех красот не может отобразить краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») любуется природой России.

Возвращение к карте

Автор, пользуясь картой, кратко описывает, на каких землях расположен Мещерский край. В нижней части схемы изображена Ока. Река разделяет 2 совершенно непохожих пространства. К югу - обжитые плодородные рязанские земли, к северу - болотистая равнина. В западной части находится Боровая сторона: сосновое густолесье, в котором скрывается множество озер.

Мшары

Так называют болота Мещерского края. Заросшие озера занимают площадь в сотни тысяч гектаров. Среди болот иногда встречаются лесистые «острова».

Стоит добавить следующий случай в краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») рассказывает об одной из прогулок.

Однажды автор с друзьями решил сходить на Поганое озеро. Оно располагалось среди болот и славилось крупной клюквой и огромными поганками. Идти через лес, в котором год назад прошел пожар, было трудно. Путешественники быстро устали. Они решили отдохнуть на одном из «островов». В компании был и писатель Гайдар. Он решил, что поищет дорогу к озеру, пока остальные отдыхают. Однако писатель долгое время не возвращался, и друзья встревожились: уже стемнело и начали Один из компании отправился на поиски. Вскоре он вернулся вместе с Гайдаром. Последний сказал, что забирался на сосну и видел это озеро: вода там черная, редкие слабые сосны стоят вокруг, некоторые уже упали. Очень страшное озеро, как сказал Гайдар, и друзья решили не идти туда, а выбираться на твердую землю.

Рассказчик добрался на место через год. Берега у Поганого озера были плавучие и состояли из плотно переплетенных корней и мхов. Вода действительно была черная, а со дна поднимались пузыри. Долго стоять на месте нельзя было: ноги начинали проваливаться. Однако рыбалка была хороша, автор с друзьями наловили окуней, чем заслужили в деревне у баб славу «людей отпетых».

Много других занимательных происшествий содержит повесть, которую написал Паустовский. «Мещерская сторона» отзывы получала разные, но больше положительные.

Лесные реки и каналы

На карте Мещерского края отмечены леса с белыми пятнами в глубине, а также две реки: Солотча и Пра. У первой воды красного цвета, на берегу стоит одинокий постоялый двор, на берегах второй также почти никто не селится.

Также на карте отмечено множество каналов. Их проложили во времена Александра II. Тогда хотели осушить болота и заселить их, но земля оказалась бедной. Сейчас каналы заросли, и в них живут только птицы, рыбы и

Как видно, в повести, которую написал Паустовский («Мещерская сторона»), главные герои - это леса, луга, озера. О них нам рассказывает автор.

Леса

Мещерские сосновые леса величественны, деревья высокие и прямые, воздух прозрачный, сквозь ветви хорошо видно небо. Есть в этом краю еще и ельники, дубравы, встречаются рощи.

Автор живет в лесах в палатке по несколько дней, мало спит, но чувствует себя бодро. Однажды он с друзьями рыбачил на Черном озере на резиновой лодке. На них напала с острым и прочным плавником, который запросто мог повредить плавучее средство. Друзья повернули к берегу. Там стояла волчица с волчатами, как оказалось, ее нора была рядом с палаткой. Хищника удалось прогнать, но лагерь пришлось перенести.

У озер Мещерского края вода разного цвета, но чаще всего черная. Это из-за торфяного дна. Однако встречаются фиолетовые, желтые, синие и оловянные водоемы.

Луга

Между лесами и Окой находятся луга, похожие на море. В них прячется старое русло реки, уже заросшее травой. Зовется оно Прорвой. Автор каждую осень подолгу живет в тех местах.

Небольшое отступление от темы

Нельзя не вставить следующий эпизод в краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») рассказывает о таком случае.

Однажды в село Солотче приехал старик с серебряными зубами. Он ловил на спиннинг, однако местные рыболовы презирали английскую удочку. Гостю не везло: он обрывал блесны, таскал коряги, но не мог вытащить ни одной рыбы. А местные мальчишки успешно ловили на простую веревку. Однажды старику повезло: он вытащил огромную щуку, начал рассматривать ее, восхищаться. Но рыба воспользовалась этим промедлением: она ударила пожилого мужчину по щеке и нырнула в реку. После этого старик собрал все свои вещи и уехал в Москву.

Еще о лугах

В Мещерском краю много озер со странными названиями, часто «говорящими». Например, в Бобровском когда-то жили бобры, на дне Хотца лежат мореные дубы, на Селянском полно уток, Бык - очень крупное и т. д. Названия тоже появляются самым неожиданным образом, например, Лангобардским автор назвал озеро из-за бородатого сторожа.

Старики

Продолжим составлять краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») описывает и жизнь сельских людей.

В лугах живут болтливые старики, сторожа, корзинщики, паромщики. Автор часто встречался со Степаном по прозвищу Борода на жердях. Так его звали из-за чрезвычайной худобы. Однажды рассказчика застал дождь, и ему пришлось заночевать у деда Степана. Корзинщик начал вспоминать, что раньше все леса принадлежали монастырям. Потом говорил про то, как тяжело жилось при царе, а сейчас гораздо лучше. Рассказал про Маньку Малавину - певицу. Раньше бы она не смогла в Москву уехать.

Родина талантов

В Солотче много талантливых людей, почти в каждой избе висят красивые картины, нарисованные дедом или отцом. Здесь родились и выросли известные художники. В доме по соседству живет дочь гравера Пожалостина. Неподалеку - тетя Есенина, у нее автор покупал молоко. В Солотче когда-то жили иконописцы.

Мой дом

Рассказчик снимает баню, переделанную под жилой дом. Однако в избе он ночует редко. Обычно спит в беседке в саду. По утрам он кипятит чай в бане, а потом отправляется на рыбалку.

Бескорыстие

Упомянем о последней части, заканчивая краткий пересказ. "Мещерская сторона" (Паустовский К. Г.) показывает, что автор любит эти места не за их богатства, а за тихую, спокойную красоту. Он знает, что в случае войны он будет защищать не только родину, но и эту землю тоже.

Краткий анализ

В своем произведении писатель рассказывает о Мещерском крае, показывает его красоту. Все силы природы оживают, и обычные являния перестают быть таковыми: дождь или гроза становятся угрожающими, птичье щебетанье сравнивается с оркестром и т. д. Язык повести, несмотря на кажущуюся простоту, очень поэтичен и изобилует различными художественными приемами.

В конце произведения автор говорит о бескорыстной любви к своему краю. Эта мысль прослеживается во всей повести. Писатель вскользь упоминает о природных богатствах, гораздо больше он описывает красоту природы, простой и добрый нрав местных жителей. И всегда утверждает, что это гораздо ценнее, чем много торфа или леса. Богатство не только в ресурсах, но и в людях, - показывает Паустовский. «Мещерская сторона», анализ которой рассматривается, написана по действительным наблюдениям автора.

Рязанская область, в которой и находится Мещерская сторона, не была родным краем Паустовского. Но тепло и необыкновенные чувства, которые он ощутил здесь, делают писателя настоящим сыном этой земли.

Увлекательная и наполненная яркими и тёплыми красками поэма о безграничной и все целой любви к родному и любимому месту. Данная поэма являлась одной из самых любимых и дорогих произведения великого художника слова Константина Паустовского.

Писатель доносит до читателей, что этот удивительный и неповторимы край привлекает его не за какие-либо красоты или богатства, а исключительно за прозрачный и чистый воздух, который окутывает Мещерские болота, за простой и открытый народ, за все краски и запахи русской природы. Автор даже сравнивает эти места с картинами знаменитого русского художника Левитана, в которых каждое произведение наполнено чем-то родным, лёгким и ненавязчивым.

Паустовский ярко раскрывает всё глубинную красоту цветущих лугов, запахи соснового бора и скошенной травы, изумительные звуки ветра, грозы напоминающие целый оркестр. В общем Паустовский уделяет немало внимания в своём произведении именно звукам природы, а именно: далёкого звука бубенцов пасущейся коровы, надрывного воя волка, стука дятла об дерево, пение лесных птиц, звук пробуждение сопровождающийся пением Мещерских петухов, которое особенно запало в сердце автора.

Автор вкладывает в своё произведение необъятную и бескорыстную любовь к родине, родным и любимым местам их красотам и просто к земле. Паустовский выделяет такой момент, что при любых обстоятельствах, или при наступлении войны, он не раздумываясь пойдёт защищать дорогие для его сердца и души места, и тем самым даёт яркий урок полной отдачи не только Мещерской стороне, но родине в целом.

Читать краткое содержание Мещерская сторона Паустовский

Паустовский также ярко описывает всю простоту и добродушность местных жителей Мещерской стороны. Он в красках и подробностях описывает их жизнь и быт. В повести рассказывается, что в мещерской стороне живут старики, которые очень любят заводить долгие беседы, паромщики, корзинщики, сторожа. Паустовский описывает и частые встречи с дедом Степаном, к которому пристало прозвище «Борода на жердях» из-за очень худого тела. Паустовский с трепетом выделяет в повести ночёвку у Степана, и их разговоры про жизнь, царский режим, леса и прочие темы. Дед Степан выделяет, что сколько возможностей появилось у деревенских женщин, которые сильно были обделены какими-либо правами при режиме царя и его власти.

Также особенно он выделяет, что Рязанский край очень наполнен разными талантливыми людьми. И, что здесь абсолютно в каждом доме можно встретить картины, написанные либо дедами, либо отцами, также очень богат край на иконописцев. Он припоминает его встречи с тётей великого русского поэта Сергея Есенина, у которой он постоянно покупал молоко.

Паустовский описывает и его жизнь в палатке, в лесной чаще. Автор удивляется, что, несмотря на то, что он достаточно мало спит его всецело переполняет бодрость и прекрасное настроение. Далее он рассказывает о своей жизни в бане, переделанной под жилой дом. Однако проводит ночи автор чаще на свежем воздухе в старой ветхой беседке, расположенной в саду возле дома. Особенно е у нравиться ночевать в ней осенью и ощущать, когда прохладные порывы ветерка колышут свечу на столе, а пролетающая бабочка садиться на раскрытую книгу. Он также расписывает своё утро, которое он начинает с чашки чая, а после отправляется рыбачить.

Очень величественно автор описывает Мещерские леса, сравнивая их с кафедральными соборами. В Мещере, также есть озёра с разнообразными оттенками цветов, большинство из них чёрного цвета, но также есть и фиолетовые, жёлтые, синие и оловянного цвета. Паустовский также сравнивает Мещерские луга с морем, среди которых протекает старое русло реки Прорвы. Описывается, что у этой реки по её крутым берегам прорастает высокая, с человеческий рост трава. Паустовский каждую осень останавливается у берегов этой реки, ночуя в палатке утеплённой сеном. По всей повести ярко и характерно прослеживается вся бескорыстная любовь к этому краю и к этим местам.

Паустовский также выделяет, что его любовь не основывается, не за наличие каких-либо природных ресурс и богатств, а просто из-за тихой и спокойной красоты, наполненной душевностью и уютом.

О рассказе

Произведение является прозаической поэмой, которая повествует о родном крае писателя.

Этот край очень дорог сердцу, хоть в нем и нет каких-то несметных богатств. Зато природа его неописуемо красива: чистый воздух, нескончаемые луга и поля, тихие сосновые боры, реки и озера, а также стога сена, которые так приятно пахнут свежей травой. Автор говорит о том, что вся эта природа невероятно проста, но в этом и заключается ее вечная истинная красота.

Природа, изображенная в «Мещерской стороне» является как бы олицетворением всей русской природы. Неоднократно Паустовский вспоминает об октябрьских ночевках в стогу сена, когда на улице холодно и дождливо, а в стогу невероятно тепло и уютно.

Не менее интересно описаны и звуки самой живой природы. Например, то, как шумят сосны, когда ветер беспокоит их своими порывами. Или как тихо иногда бывает в лесу, что можно услышать даже самые приглушенные звуки, которые раздаются где-то очень далеко. Автор говорит о том, что душу русского человека невероятно радуют самые простейшие звуки, такие как пение и крики птиц, стук дятла, а также звуки гармони, которые так часто можно услышать в вечернюю пору.

А как восхитительны озера в тихую погоду, когда их ровную водяную гладь ничего не нарушает. Особенно сильно в душу писателя запали болота Мещерского края, которые окружены осинами и ольхой, а также покрыты бесчисленными мхами. В этих местах всегда очень свежо и «пахнет» родным краем.

И, конечно же, если обратить свои взоры к небу, то оно очарует любого человека. Днем оно может быть ярко-голубого цвета, без единого облачка. А ночью небесный свод поразит обилием звезд.

Картинка или рисунок Мещерская сторона

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Праздник, который всегда с тобой Хемингуэй

    Книга повествует о ранних годах творческого становления писателя. По сути, перед нами дневник скроенный из небольших новелл, которые объединены общими героями. Главный – сам Хэмингуэй в пору своей молодости и бедности.

  • Краткое содержание Михалков Чистописание

    Трудно учиться писать по – началу. Ребенок впервые берёт ручку и должен проводить правильные линии, петельки и различные размеры крючков. Пишем красиво, правильно прописываем каждый крючок

  • Краткое содержание Тропик Рака Генри Миллера

    Генри второй год обитает в Европе, влача жалкое нищенское существование в съёмном жилье парижского района – Монпарнаса, населённого такими же скорбными бедняками, как и он сам

  • Краткое содержание Мушкетер и фея Крапивина

    Детство – самая прекрасная пора в нашей жизни, в жизни каждого человека, потому очень важно все то, что происходит в то время. Джонни, фамилия которого Воробьев

  • Краткое содержание Андерсен Дюймовочка

    Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой

“Мещерская сторона” – эта поэма в прозе великого художника слова Константина Паустовского, посвященного любимому им краю.

В этом краю, по словам писателя, нет особенных богатств и красот. Только прозрачный воздух, окутывающий огромные мещерские болота, луга, лесные реки и каналы, озера. Здесь можно увидеть сосновые боры, цветущие луга, или уже стога, пахнущие скошенной травой. Эту увиденную картину Мещерской стороны Паустовский сравнивает с картинами Левитана по своей скромной простоте. Но не в ней ли вся прелесть русской природы? Это ведь такое разнообразие красок, видов и форм, хотя совершенно незаметное с первого взгляда.

Писатель так нежно вспоминает о ночевках в стогу сена в октябре, когда вокруг идет уже достаточно холодный дождь, порывами налетает ветер – а в середине тепло, как в запертой комнате.

Сказкой звучит шум ветра над гигантскими соснами, когда их вершины “гнутся вслед пролетающим облакам”. И вдруг там же так торжественно тихо, что можно за километр услышать бубенчик заблудившейся коровы. Вообще звуки края достаточно подробно описаны в рассказах. Читатель явственно слышит стук дятла, вой волков, свист иволги, крики других лесных птиц – и не забыты автором звуки гармоники вечерней порой, утреннее пение деревенских петухов и колотушка сторожа по ночам.

Темные воды озер по-своему привлекают не скрывающего свою любовь к этому краю писателя. Описание огромных мещерских болот, укрытых мхом, изредка ольхой и осиной наполняет душу спокойной тишиной, которую еще усиливает запах можжевельника и вереска. Поднимаешь голову – и видишь косяк журавлей или звезды, такие знакомые в этих широтах.

Паустовский пишет, что “нарушил обычай географов”. Потому как те начинают описание какой-либо местности с точного указания широты и долготы, дают четкие границы. А он просто упоминает, что Мещерская сторона лежит между Владимиром и Рязанью, и до Москвы недалеко. Является этот край частью некогда “великого пояса хвойных лесов”, тянущихся от Полесья до Урала. Когда то в этих лесах спасалась от набегов монголо-татар древняя Русь.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Мещерская сторона Паустовский

Другие сочинения:

  1. Золотая роза Мудрое и очень глубокое по содержанию произведение “Золотая роза” Константин Паустовский написал уже в зрелом возрасте, когда люди задумываются над прожитой жизнью и подводят определенные итоги. Некоторые пересматривают свой жизненный путь и совершенные ошибки, и, переосмыслив их, начинают Read More ......
  2. Язык и природа В этом очерке Паустовский рассказывает, как необходимо создавать образы природы. Для этого сначала необходимо прочувствовать то, о чем потом будешь писать. Красной нитью проходит проблема: современные люди искусства не могут связать язык с природой. Душевные слова более Read More ......
  3. Дым отечества Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками Троицкой церкви и вместе со своим напарником и учеником Пахомовым отправился к Швейцеру, рывшемуся в фондах Михайловского Read More ......
  4. Алмазный язык Константин Георгиевич Паустовский был талантливым художником слова, и как ни кто другой имел право взять на себя обязанность научить молодых людей любить и грамотно использовать русский язык. Очерк “Алмазный язык” носит как учебный, так и социальный характер. В Read More ......
  5. Черное море Писатель Гарт убегает из промозглой Москвы в осенний Севастополь. Гарт любил писать о бродягах и моряках, путешествующих в интересные страны. Живя у старика-метеоролога Юнге, писатель нашел в одной из книг его библиотеки письмо, в котором была интересная история. Read More ......
  6. Теплый хлеб Жил – был в деревеньке Бережки мальчик Филька по прозвищу “Ну тебя”. Жил он с бабкой, и рос недоверчивым и малообщительным человеком. И вот приключилась с ним одна некрасивая история. В этой же деревне жил конь. Во время Read More ......
  7. 1. Краткие биографические сведения. 2. Отражение революционной эпохи. 3. Тема революции в поэме. 4. Двойственные стороны революции А. А. Блока. 5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского. А. А. Блок родился в ноябре 1880 году в Read More ......
  8. Легкое дыхание Экспозиция рассказа – описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская – благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех Read More ......
Краткое содержание Мещерская сторона Паустовский
© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех