Раздаточный материал для работы в парах при подготовке к егэ. Акцентологические и орфоэпические нормы Орфоэпические и акцентологические нормы

10.04.2024

Проверив произношение слов по списку, данному в Приложении 1 , прочтите следующий текст вслух.

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

Экзальтированным друзьям агента было завидно, что он как глубоко верующий христианин посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать. Они дразнили агента, называя его «бесчувственной статуей, красивее обнаженного Давида» и утверждали, что его «жизнь нормирована донельзя». В конце концов, они принудили его нарушить все табу.

Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, и поэтому его продавали втридорога. И только для давнишних друзей хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику медицинского спирта в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, очки на три диоптрии сползли, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, - уведомил он всех, – гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал и сможем баллотироваться на пост президента». Произнесенная речь повлекла рассредоточение общего внимания, и агент ощутил тошноту, предвещающую инсульт. Блокировав приступ, агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.



Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки, поэтому он понял, что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта, он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер, кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.

Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода, оставленного ржаветь, и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.

Лексические нормы

Упражнение 1.

Приложении 3 лексических единиц, соотнесите слова из списка с приведёнными дефинициями и выявите несоответствия.

Вариант 1

Ортодокса льный – нежный, тонкий, хрупкий.

Эгалита рный – 1) внушающий, вызывающий собой какие-л. представления; 2) связанный с внушением.

Пролегоме ны – движение церквей, главным образом протестантских, ставящее целью создание всемирного объединения церквей.

Пропеде втика – предварительные рассуждения, введение в изучение чего-л.

Экумени зм – приверженность к крайним взглядам и мерам.

Трюи зм – подготовительные занятия, введение в науку.

Субти льный – уравнительный.

Эмфати ческий – неуклонно придерживающийся какого-л. веры.

Суггести вный – вошедший в поговорку.

Провербиа льный – произносимый в приподнятом тоне, выразительный.

Вариант 2

Прецеде нт – 1) краски, растертые на яичном желтке; 2) картина, написанная такими красками.

Постула т – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Санги на – мусульмане, признающие наряду с Кораном сунну, т.е. религиозные предания о Мухаммеде.

Те мпера – способ углубленного гравирования

Ригори зм – предпосылка, допущение; положение не отличающееся самоочевидностью, но принимаемое в данной науке за исходное.

Раце я – последователи ислама, которые признают только Коран и отвергают устные предания.

Пареми я – 1) припадок, приступ болезни; 2) острая форма переживания какого-л. чувства.

Парокси зм – длинное, скучное наставление, поучение.

Ча ртер – 1) мягкий темно-красный карандаш; 2) рисунок таким карандашом.

Шии ты – притча, отрывок из Библии.

Сунни ты – договор с владельцем морского или воздушного судна на аренду всего суд на или известной его части на определенный рейс или срок.

Вариант 3

Па ндус – картинная галерея.

Пано птикум – исключительное право, связанное с занимаемым положением.

Просце ниум – призрачная, фантастическая картина.

Резюме – 1) набросок; 2) короткое представление шутливого содержания, построенное на внешних сценических положениях.

Фронтиспи с – книжный знак с именем владельца книги.

Шмуцти тул – 1) главный фасад; 2) рисунок, отражающий наиболее характерные моменты содержания книги и помещенный на одном развороте с титульным листом.

Эксли брис – 1) листок впереди титульного листа книги, несущий на себе краткое заглавие и предохраняющий титул от загрязнения; 2) отдельный листок книги с вынесенным на него заглавием последующей главы, отдела или части книги.

Скетч – краткая застольная речь, тост.

Спич – краткое изложение сути речи, статьи; итог речи, доклада, краткий вывод из сказанного.

Прерогати ва – наклонная поверхность, заменяющая лестницу, например в многоэтажных гаражах для выезда из одного этажа на другой.

Вариант 4

Паспарту – глубокое уважение к кому-л. или чему-л.

Пертурба ция – связь, преемственность.

Пиете т – вокальная форма, заключающаяся в использовании ритмически свободных фраз, по интонации приближающихся к выразительной речи.

Речитати в – утверждение органами высшей государственной власти международного договора, заключенного полномочными представителями договаривающихся государств.

Ратифика ция – внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-л., вносящее беспокойство, беспорядок.

Прелимина рии – общее обозрение, свод; сборник статей разных авторов по одному какому-л. предмету; сборник различных материалов по одному вопросу.

Реноме – спортсмен, специализирующийся в беге, езде на длинные дистанции.

Синеку ра – предварительные переговоры, временные решения.

Сино псис – 1) первоначально – ключ, подходящий ко всем замкам; 2) картонная рамка с вырезом в середине для портрета, гравюры, фотографии.

Сноб – хорошо оплачиваемая должность, не требующая никакого труда.

Ста йер – человек, преклоняющийся перед тем, что принято в высшем свете, увлекающийся всем модным.

Упражнение 2.

Уточнив по словарю иностранных слов значения данных в Приложении 3 лексических единиц, найдите ошибки, допущенные при их использовании.

Текст № 1

На гамбите одного импозантного брокера были изображены вексель и диатриба. Брокер пользовался успехом у женщин и поэтому был вынужден посещать журфиксы и другие светские мероприятия. Он пил лучшее бланманже в будуарах светских львиц и вступал в дебаты на ежегодных брютах, однако ни сделать успешную карьеру, ни жениться ему так и не удалось.

Текст № 2

Текст № 3

Постоянно живущий в Стамбуле драгоман, склонный к дидактизму в переводах и стихах собственного сочинения и отрицательно относящийся к девиантному поведению, в домашних упражнениях по верификации, был склонен к употреблению калебасы. Его излюбленным приёмом был вантуз. К всеобщему сожалению, его творчество, основанное на гедонизме, было полно двусмысленностей и бутафории. В конце концов под влиянием углубленной интроспекции драгоман погрузился в ипохондрию.

Текст № 4

Бенефис букмекера проходил на ежегодном биеннале. Во время концерта букмекер играл на банджо, пел, причем голос его отличался звучностью и приятным вибрато, выступал в жанре буффонады, жонглируя драпри. Но все это было только интродукцией, в основном дивертисменте букмекер исполнял индукцию и делирий.

Текст № 5

Дискуссия по поводу свержения гегемона проходила в роскошном иглу, украшенном прямоугольными виньетками. Для принятия решения был необходимый вотум, поэтому, согласно методу индукции, от частного к общему доказывалась необходимость иностранных инвестиций в дело революции. По всей стране была создана сеть брендов, общение которых происходило визави в больших залах, украшенных буриме. В результате, интроспекция гегемона, обвиняемого в геноциде собственного народа, была назначена на следующий день.

Текст № 6

Недавно обнищавший нувориш стал одиозной фигурой в домах, где раньше его принимали с удовольствием. Слухи о его финансовом крахе муссировались в самых богатых домах города. Из-за этого у него развилась мизантропия. И единственное, что его утешало, – игра на медресе в мансарде, где он теперь вынужден был жить, и уход за цветами в колумбарии на балкончике. Питался он исключительно кустодами, запивая его индийским чёрным чаем – мате.

Текст № 7

Консилиум по поводу неожиданного падения маракаса посреди сибирской тайги проходил в нервозной обстановке. Одна группа выступающих голосовала за принятие конвенции, позволяющей учёным разных стран изучать феномен. Контрарное мнение заключалось в том, что международная конъюнктура характеризуется определённой компиляцией, что не позволяет принять подобное решение. В итоге принятый консилиумом меморандум был признан международной общественностью полностью ликвидным.

Текст № 8

Маргинальный набоб, очень уважаемый член индийского общества, решил посетить оперу. Поскольку билетов на места в ложе не осталось, он через своего знакомого кассира получил контрамарку. Слушая колоратуры солистов, набоб разглядывал кариатиды, которые украшали зал. Но поскольку в антракте он съел пару корнишонов, у него случилось воспаление невмы и обострился катарсис желудка.

Упражнение 3.

По фразеологическому словарю уточните значение и происхождение приведенных ниже фразеологизмов и крылатых выражений.

1. Аб ово − Ab ovo - в буквальном переводе «с яйца». Устойчивый фразеологический оборот, обозначающий «с самого начала».. 2. Административный восторг − . 3.Брать на арапа –действовать дерзко, нагло, грубо. 4. Валаамова ослица − . 5. Варфоломеевская ночь. 6. Век Астреи − золотой век. 7. Взять на карандаш. 8. В эмпиреях витать. 9. Гог и Магог − 1. О ком-л. внушающем ужас своей свирепостью. 2. О ком-л. влиятельном, всемогущем.. 1 0. Гордиев узел. 11. Дары данайцев. 12. Драконовские меры. 13. До греческих календ. 14. Выйти в тираж. 15. Из Савла Павлом стать. 16. Идти ва-банк. 17. Казни египетские. 18. Каштаны из огня таскать. 19. Квадратура круга. 20. Квасной патриотизм. 21. Колумбово яйцо. 22. Колосс на глиняных ногах. 23. Неопалимая купина. 24. Рыцарь на час. 25. Одним миром мазаны. 25. Отрясти прах с ног. 26. Отставной козы барабанщик. 27. Погибоша аки обре. 28. Потемкинские деревни. 29. Пятая колонна. 30. Секрет Полишинеля. 31. Темна вода во облацех. 32. Ходить гоголем. 33. Ходить фертом. 34. Хоть святых вон выноси. 35. Ящик Пандоры.

Упражнение 4.

Найдите ошибки в употреблении фразеологических единиц. Укажите тип ошибки, предложите свой вариант правки.

1. Он ушёл, пока все спали тихим сапом. 2. Мне мама всегда говорила, что я не от мира всего. 3. Он умом не брызгает. 4. У него гомерический голос. 5. Стоишь как баран на новые ворота. 6. Я приеду туда, куда не заносила нога человека. 7. Он всегда держит нос на ветру. 8. Боюсь сдавать болгарский, меня на экзамене будет трясти как сидорову козу. 9. Мне некуда больше падать духом. 10. Он вчера пришёл домой пьяный как стелька. 11. Недавно в Интернете появилась игра «Убей Децла». Как говорится, от любви до ненависти шаг подать. 12. Я не смог найти с ней общего отношения. 13. Группа «Звери» сейчас пожинает лавры. 14. Они довели его до белого колена. 15. Больные попросили кипятильник в палате оставить, пока я буду дома, но (дурака только могила исправит!) взяли и сожгли его.

Упражнение 5.

Определите тип лексической ошибки. Предложите свой вариант правки.

1. Где бы они ни жили, их всегда считали самой идеальной супружеской парой, а её – самой счастливой из женщин. 2. А я сидела и слушала его во все глаза. 3. Хотел бы также присоединиться к своим коллегам и поддержать их точку мнения. 4. Всех поступающих и абитуриентов приглашаем к нам в колледж. 5. «Бедные люди» Достоевского – это эпистолярный роман в виде писем. 6. Вы же сами, наверно, какое-то время не знали, а потом узнали. Так не тяните же интригу. 7. Матрица – постоянная и не меняющаяся константа. 8. Не показывай внимания на них. 9. Мы вчера поговорили и выяснили все маленькие нюансы. 10. Чтобы сделать какие-то результаты, мы ходили на кружки…11. Не он первый, не он последний оказывается в ссылке за подделку фальшивых денег. 12. Он ногой меня пнул по спине прямо. 13. Толстой дает акцент на душевные качества своей героини.14. Картину на стену повесили ни к селу ни к огороду.15. Мы тоже не лыком вязанные. 16. По-моему, это был тайный заговор. 17. Существует риск взаимного нанесения ущерба друг другу. 18. Это просто обречено на успех. 19. Даже взор разбегается и сердце останавливается! 20. Кто был первым основоположником материализма?

Упражнение 6.

Найдите и исправьте ошибки, нарушающие лексические нормы.

1. Самое лучшее для таких больных – это укол смертельной инъекции. 2. Она уже давно упала в маразм. 3. Первое боевое крещение дедушка принял на Западном, а затем на Юго-Западном фронте в составе первого гвардейского кавалерийского, который непосредственно участвовал в обороне Москвы и освобождении важных коммуникаций западнее столицы. 4. Итак, какое мы можем подвести резюме? 5. Обводить мою бдительность вокруг пальца, да? 6. Зарплата у служащих должна быть небедной. 7. Самая большая глобальная печаль – это то, что ни в одной коллекции не выдержана цветовая гамма. 8. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. 9. Персональное собеседование с каждым сотрудником один на один. 10. Все равно те, кто научатся всем премудростям, смогут занять высокие чины. 11. Продавать по более дешевой цене. 12. На этот раз мне опять попался неженатый холостяк. 13. Вы уж сильно не усердствуйте, все равно вам на первом этапе крылья отстригут. 14. Целыми днями она крутилась как лошадь в колесе. 15. Аслаханов показал обеспокоенность тем, что ни одна из конфликтующих сторон не испытывает недостатка в вооружении и боеприпасах. 16. Эмоциональная экспрессия данного текста выражена в ряде примеров. 17. Будут осваивать азы и начала великой службы. 18. Ты себе не представляешь, с этим удобрением растут как грибы на дрожжах. 19. И в этой системе есть очень важный положительный плюс. 20. Посмотрите, на небе разноцветная радуга!

Козлова Ольга Леонидовна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Беркутская СОШ»

Ялуторовского района

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Тема урока: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики».

Цель урока: систематизация объемного теоретического материала по данным темам, повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса.

Задачи учебного занятия: повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя работу в парах, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки, связанные с нарушением орфоэпических и лексических норм с целью планирования дальнейшей работы по теме; подготовка учащихся к ЕГЭ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник (Власенков А.И.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 350 с.).

    Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. С начала этого учебного года мы с вами начали готовиться к ЕГЭ. Сегодня первое предложение темы нашего урока так и сформулировано – «Подготовка к ЕГЭ». Откройте тетради, оформите необходимые записи.

Слайд 1.

    Проблемная ситуация.

Слайд 1. Посмотрите на экран. На слайде представлены слова. Подумайте, можно ли их использовать при составлении заданияЕГЭ, которое звучит так:

ударный гласный звук?

Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая.

Предполагаемый ответ: Данные слова нельзя использовать при составлении задания А-1, так как их произнесение зависит от контекста.

Слайд 2.

леднИк (в горах) - лЕдник (погреб); пАрить (репу) - парИть (в облаках); рефлЕкторный (от рефлектор ) - рефлектОрный (от рефлекс ); наголО(держать шашки) - нАголо (остричь); видЕние (призрак) - вИдение (точка зрения); проклЯтый (ненавистный) - прОклятый (подвергшийся проклятью); хорЫ (балкон в верхней части зала) - хОры (певческие коллективы); языковАя (подготовка) - языкОвая (колбаса).

    Переход к теме урока. Постановка цели.

- Как называются подобные слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению? (разновидность омонимии - омографы). Мы убедились в том, что от значения слово может зависеть его произношение. Выполнение данного задания позволило нам убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их, дав им определение.

Предполагаемый ответ: Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.

Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас. Слайд 3.

- Итак, сегодня на уроке мы должны повторить нормы произношения и отдельные сведения из Лексики, а также пополнить свои знания по данным разделам, что поможет нам научиться выполнять задания ЕГЭ. Но самое главное - каждый из вас должен понять, для чего нам необходимы эти сведения из орфоэпии и лексики. Запишем второе предложение темы урока: «Обобщающее повторение орфоэпии, лексики». Слайд 4.

    Работа с теоретическим материалом.

Вспомните и назовите основное понятие орфоэпии. Слайд 5.

Словесное ударение - это выделение какого –либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания.

Назовите особенности русского словесного ударения.

Особенности русского словесного ударения: свободное, разноместное, подвижное.

Норма произношения – принятые в общественной языковой практике правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Современное русское литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым.

Слайд 6.

Для чего нужны нормы произношения?

Предполагаемый ответ:

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

    Мотивация.

Как вы думаете, для выполнения каких заданий ЕГЭ необходимо знание орфоэпических норм?

А-1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный звук? Слайд 8.

    Повторение орфоэпических норм. Слайды 9- 10.

Задание №1. (учащиеся работают с раздаточным материалом № 1 в паре)

    Поставьте ударение в выделенных словах.

    Прочитайте вслух.

    Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

4. Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?

Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год

Балованный агент действительно черпал мальчиковых штанишек, подростковых туфель , а также пеленок для новорожденной мельком . Вероисповедание агента , которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый умершего дяди-украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление иконописи , свидетельств о посмертных мытарствах апокалипсиса . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знаменье изобретении .

Проверим: Слайд 11.

Бал о ванный аг е нт действительно ч е рпал удовольствие в покупке для своих детей м а льчик о вых штанишек, подр о стк о вых туфель , а также пеленок для новорожд е нной дочери, которую он видел только м е льком . Вероиспов е дание аг е нта , которого не компрометировала принадлежность к аристокр а тии (свой г е рбовый знак он хранил вместе с фотографией ум е ршего дяди-укра и нца ), не позволяло ему менять гражд а нство , испытывать к а т а рсис от пребывания в парт е ре театра, читать п а сквили и выносить пригов о ры . На его мышл е ние влияло изучение традиций русской и конописи , свидетельств о посмертных мыт а рствах души и размышление о близости апок а липсиса . Он ощущал себя не еретик о м , а избр а нником небес и видел зн а менье последних времен в каждом новом изобрет е нии .

    Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис.

Подростковый – пять лет назад разрешалось только подр о стковый , сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростк о вый . В слове к а т а рсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И.и в словаре Р.И. Аванесова - на первый.

Устаревший вариант произношения имеет слово зн а мение (устар. знам е ние ).

    Повторение сведений из раздела «Лексика». Слайд 12.

Задание №2 .

Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания),
испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы,трагедии.
Нравственное очищение.
Ответ: катарсис.

Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:

Произведение оскорбительного, клеветнического характера в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету).

Ответ: пасквиль.

Слайд 13.

Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:

Мучение, страдание, невзгоды.

Ответ: мытарства.

Слайд 14.

    Мотивация.

Мы с вами подошли к повторению сведений из раздела «Лексика». Давайте с вами посмотрим, для выполнения каких заданиях ЕГЭ необходимо умение определять лексическое значение слова.(чтение информации с экрана):

Задание А-2 на различение паронимов, А-11 на определение значения многозначного слова в определенном контексте, А-30 на умение находить в тексте слово с переносным значением, фразеологический оборот, группы слов по происхождению и употреблению.

Выполнение заданий ЕГЭ. Слайд 22.

Вспомните, что такое паронимы, дайте определение.

Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ. Слайды 23-25.

    В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?

1) В Англии XVIII-XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер.

2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом.

3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб.

4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов.

Ответ: 3.

    В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели.

2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание.

3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном.

4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.

Ответ: 2.

3. В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

    Нобелевская премия - ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.

    Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.

    Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.

    Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.

Ответ: 3.

Выполнение заданий ЕГЭ (учащиеся работают с раздаточным материалом № 2). Слайд 26.

(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.

Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста. Слайд 27.

1) связанный с постановкой знаков препинания

2) связанный с правописанием слов

3) связанный с правильным произношением слов и форм слова

4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений

Проверим: 4.

    Самостоятельная работа (учащиеся работают с раздаточным материалом № 3).

Задание по паронимам, как и остальные, входит в самостоятельную работу, которую вы выполняете каждый на персональном листе «Раздаточный материал № 3». Не забудьте подписать его.

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала , и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии , ходил по водо­сточному желобу . К коммивоя­жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр , активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный . Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом , потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота ион не попадёт во власть Морфея. Всем завидно .

Задания к тексту:

    Поставьте ударение в выделенных словах.

    Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

    Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.

    Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.

    Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.

    Рефлексия.

Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.

    Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно?

    Интересно?

    Объявление оценок. Итоги урока.

    Домашнее задание:

Расставьте ударения в словах орфоэпического минимума, подлежащего проверке на едином государственном экзамене по русскому языку в 2017 году.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

студента группы ____________

_________(ФИО )____________

Творческая лаборатория

Исследовательская лаборатория

Подготовьте сообщение.

1. Типы речевых культур в русском национальном общении.

2. Коммуникативный идеал в русском национальном общении.

Нормативный аспект русского языка

Орфоэпические и акцентологические нормы

Выпишите слова, в которых нарушены орфоэпические и акцентологические нормы.

Апостро ф, афиня нин, вероиспове дание, взаимообразно, дерматин, доне льзя, инциндент, исчерпа ть, конкурентноспособный, ку хонный, ма стерски, новорождённый, опека, пироженое, подскользнулся, предвосхити ть, прину дить, скрупулезный, толи ка, украи нский, флюрография, хода тайствовать, че рпать.

Прочитайте тексты. Обратите внимание на произношение выделенных курсивом слов.

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком . Вероисповедание агента , которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией дяди-украинца ), не позволяло ему менять гражданство , испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры . На его мышление повлияло изучение традиций русской иконописи . Он ощущал себя не еретиком , а избранником небес и видел знамение последних времен в каждом новом изобретении .

Экзальтированным друзьям агента было завидно , что он, как глубоко верующий христианин , посвящает свой досуг дому и никогда не покидает семью по воскресеньям. Они мастерски устроили заговор и начали его третировать . Они утверждали, что его жизнь нормирована донельзя , и в конце концов принудили его нарушить все табу .

Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию , где спиртное лилось прямо из водопровода , однако его продавали втридорога . И только давнишним друзьям хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки , вино в пиале , свеклу , творог , щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику алкоголя в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош . Лицо агента начало багроветь , он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, – уведомил он всех, – гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал , и я смогу баллотироваться на пост президента». Затем агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии , если двигаться наискось . Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.



Очнулся он утром в помещении, где были закупорены все форточки. Скоро он понял , что находится в аэропорту. Как он добрался до аэропорта , он не знал. Сидевший рядом столяр рассказал ему, как он брыкался, кричал, что не хочет идти в диспансер , кидался невесть откуда взявшимися кухонными ножами, за что его чуть не заключили под арест.

Агент решил тотчас же позвонить домой и вдоль старого бензопровода , оставленного ржаветь , и мешков с цементом отправился к ближайшему таксофону, на ходу придумывая алиби.

Домашнее задание

Пользуясь словарями, расставьте ударение в словах.

Лексические нормы

Вид ошибки Пример Способ устранения Примечание
1. Выбор слова без учета семантики Большая половина игры уже прошла. Семантика слова – значение.
2. Нарушение лексической сочетаемости Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. Лексическая сочетаемость - способность слов соединяться друг с другом в речевом отрезке.
3. Возникновение двусмысленности вследствие использования многозначного или омонимичного слова Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента. Многозначное слово – слово с двумя или более значениями. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу.
4. Речевая избыточность Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой теории. Это мой коллега по работе. Плеоназм – повторение одинаковых по смыслу, а потому лишних слов. Тавтология – повторение однокоренных слов. Скрытая тавтология – повторение иноязычного и русского слова с дублирующим значением.
1. Смешение паронимов Этот актер сыграл заглавную роль в фильме «Преступление и наказание». Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению за счет разных суффиксов и приставок.
6. Ошибки в употреблении заимствованных слов По набережной двигалась кавалькада автомобилей. Особенно пикантным было выступление П. В магазине большой выбор квалитетной обуви.
7. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. Вступили новые правила. Хватит перебирать из пустого в порожнее! Это бабушка на двоих сказала. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. Командир приказал сматывать удочки. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.


Заполните таблицу.

I. Преобразованное высказывание Первоначальный вариант прецедентного текста Автор (если есть) Источник
1. Квартирный вопрос испортил депутатов.
2. Почему чиновники не летают, как люди?
3. Все граждане равны, но некоторые равнее других.
4. Служить бы рад, прислуживаться тоже.
5. Ассанж на оба ваши дома!
6. Прогибайтесь, господа, прогибайтесь!
7. Ой, Вань, гляди, какие выборы
8. Сбылась мечта патриота
9. Кто гуглит, тот всегда найдет
10. Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью
11. Я другой такой страны не знаю, где так вольно, смирно и кругом.
12. Ваше слово, товарищ браузер
13. Яндекс следит за тобой
II. Цитата Автор Произведение
1. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.
2. Никогда не разговаривайте с неизвестными.
3. Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
4. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству.
5. Двухминутки ненависти.
6. Ах! злые языки страшнее пистолета.
7. Не шалю , никого не трогаю , починяю примус .
8. Утром мажу бутерброд Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот!
9. Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
10. Аркадий, не говори красиво.
11. Владелец заводов, газет, пароходов.
12. Мы с тобой одной крови, ты и я.
13. Не вынесла душа поэта.
14. Полковнику никто не пишет.
15. Такая корова нужна самому!
16. Умом Россию не понять.
13. Ученье – вот чума; ученость – вот причина.

Морфологические нормы

Употребление числительных

Синтаксические нормы

Тип ошибки Пример Способ устранения
1. Управление при однородных членах предложения Подбирать и готовить кадры. Трест организовал и руководит предприятиями.
2. Нанизывание падежей Для решения задачи ускорения подъема уровня промышленного производства…
3. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению однокоренными словами Беспокоится за детей. Опираться на результатах. Оплатить за проезд.
4. Выбор правильного падежа и предлога Указать о том, что… Ввиду прошедших дождей… Вследствие предстоящего отъезда… Благодаря болезни….
5. Употребление причастных оборотов Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути, будут отмечены премией. Вокруг меня улыбающие лица. Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции. Перед нами стояла березка, колеблющаяся ветром.
6. Употребление деепричастных оборотов Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. Проезжая березовую рощу, мне стало грустно. Убежав из дома, мальчик был найден родителями.

Подготовьте сообщение.

1. Коммуникативный лидер – эталон речевого поведения. 2. Типичные нарушения литературных норм в устной речи студентов. 3. Культура речи в повседневном общении.

4. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. 5. Современный молодежный жаргон.

__________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «культура речи». Раскройте содержание компонентов понятия

2. Назовите особенности современной речевой ситуации. Нуждается ли, по вашему мнению, русский язык в защите?

3. Что такое языковая норма? Необходима ли она?

4. Назовите основные нормы современного русского литературного языка. Выявите её характерные признаки.

5. Распределите ошибки по типам (речевые, стилистические, грамматические), приведите примеры: использование слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология (повторение однокоренных слов), речевая недостаточность, нарушение стилистической однородности речи, неудачное использование местоимения, нарушение структуры слова, ошибки в согласовании, ошибки в управлении.

6. Назовите основные словари-справочники современного русского литературного языка. В каком словаре можно проверить правильность написания слов? В каком словаре можно проверить нормы произношения и ударения? В каком словаре можно можно найти замену какому-либо слову или сочетанию, ответ на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет?

Подготовьте сообщение.

1. Этика делового общения. 2. Речевой этикет: «максимы вежливости» и средства их выражения. 3. Интернет как новое средство коммуникации. 4. Условия эффективного речевого взаимодействия. 5. Коммуникативные барьеры. 6. Правила телефонного этикета.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.

2. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.) толкуется значение слова “общение”. Что общего и различного в толковании этого понятия?

3. Какие признаки индивида определяют понятие «языковая личность»?

4. Дайте понятие эффективной коммуникации. Выявите её характерные признаки.

5. Соблюдение коммуникативного равновесия.

6. Перечислите принципы делового общения.

7. Назовите основные законы общения.

Функциональные стили языка

Публичное выступление

Используйте градацию.

Образец. Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.

I. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно... его надо... 2. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она... она... для нашего бюджета. 3. Она не

просто симпатичная, она... она просто...

Ниже.

1. Что дает человеку образование? 2. Должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому? 3. Можно ли победить блат? 4. Кто больше успевает - тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает? 5. Какие жертвы могут принять дети от родителей?

6. Исправляет ли преступника тюрьма? 7. Надо ли разрешить курение в школе? 8. Как победить пьянство? 9. Нужна ли нам цензура? 10. Должны ли родители помогать детям выполнять домашние задания? 11. Могут ли все жить богато? 12. Можно ли искоренить

преступность?

Подготовьте сообщение.

1. «Ораторский страх» и пути его преодоления. 2. Оратор и аудитория. 3. Средства выразительности в публичном выступлении. 4. Искусство спора, дискуссии, полемики.

5. Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

____________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите условия эффективности публичной речи.

2. Назовите основные понятия риторики.

3. Перечислите способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Укажите основные виды аргументов.

4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Требования к публичному выступлению.

5. Укажите особенности информирующей (информативной) речи. Какие средства активизации внимания слушателей должен использовать оратор в процессе публичного выступления информирующего характера.

6. Укажите особенности аргументирующей речи. Перечислите задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи.

7. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов.

Вопросы к зачету

1. Необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в систему высшего профессионального образования. Предмет, цели и задачи дисциплины.

2. Коммуникация как основа всех видов человеческой деятельности. Коммуникация и язык.

3. Язык как знаковая система.

4. Функциональные разновидности литературного языка и выполняемые ими социальные функции.

5. Нормирование языковой деятельности. Понятие о языковой норме.

6. Нормы правописания.

7. Пунктуационные нормы современного русского языка.

8. Морфологические нормы современного русского языка.

9. Синтаксические нормы современного русского языка.

10. Орфоэпические нормы современного русского языка.

11. Функционально-смысловые типы речи.

12. Вербальные и невербальные средства общения.

13. Особенности делового общения.

14. Официально-деловая письменная речь.

15. Национальные и культурные традиции речевого этикета.

16. История образования русского литературного языка.

17. Историческое изменение языковых норм.

18. Ударение в современном русском языке.

19. Явление многозначности (полисемии).

20. Книжная и разговорная речь. Условия функционирования.

21. Особенности официально-делового стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров.

22. Классификация документов.

23. Особенности научного стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров.

24. Особенности публицистического стиля. Характеристика его текстовых и языковых параметров.

25. Разговорный стиль и его языковые особенности.

26. Язык художественной речи.

27. Основы мастерства ораторской речи.

28. Этапы выступления и способы словесного оформления публичной речи.

29. Текст и его преобразование: структурно-семантические типы (микро)текстов; типы межфразовых связей, организующих (микро)текст.

30. Правильность речи как коммуникативное качество.

31. Точность, логичность и чистота как коммуникативные качества речи. Паронимы.

32. Богатство речи как коммуникативное качество.

33. Телефонный этикет. Максимы телефонной коммуникации.

34. Спор, дискуссия, полемика.

35. Культура и культура речи.

36. Лексическая парадигматика и синтагматика.

37. Фразеологизмы и их употребление в речи.

38. Семантика этикетных формул. Проблемы современного русского речевого этикета.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по русскому языку и культуре речи

студента группы ____________

_________(ФИО )____________

Культура речи. Основные аспекты культуры речи

Творческая лаборатория

Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника (например, гордым быть – глупым слыть). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех