Николай гоголь - женитьба. Николай васильевич гоголь женитьба Женитьба гоголя действия содержание

15.10.2023

Николай Васильевич Гоголь

Женитьба

Совершенно невероятное событие в двух действиях (Писано в 1833 году)

Действующие лица

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник.

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

Действие первое

Явление I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване с трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

Явление II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха?

Степан . Никак нет.

Подколесин . А у портного был?

Степан . Был.

Подколесин . Что ж он, шьет фрак?

Степан . Шьет.

Подколесин . И много уже нашил?

Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: начал уж петли метать.

Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Степан . Нет, не спрашивал.

Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Степан . Да, фраков у него много висит.

Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Что ты шпоришь?

Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Степан . Нет.

Подколесин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?

Степан . Нет, об этом не заговаривал.

Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Степан . Сказывал.

Подколесин . Что ж он на это?

Степан . Говорит: буду стараться.

Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

Явление III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

Явление IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил?

Степан . Купил.

Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?

Степан . Да-с, в той самой.

Подколесин . Что ж, хороша вакса?

Степан . Хороша.

Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги?

Степан . Пробовал.

Подколесин . Что ж, блестит?

Степан . Блестеть-то она блестит хорошо.

Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

Степан . Нет.

Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

Явление V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Все как-то не того… Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

Явление VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите?

Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?

Степан . Говорил.

Подколесин . Что ж он говорит?

Степан . Говорит, хорошо.


Николай Васильевич Гоголь

Женитьба

(Писано в 1833 году)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник,

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване о трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право – самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха?

Степан . Никак нет.

Подколесин . А у портного был?

Степан . Был.

Подколесин . Что ж он, шьет фрак?

Степан . Шьет.

Подколесин . И много уже нашил?

Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: начал уж петли метать.

Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Степан . Нет, не спрашивал.

Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Степан . Да, фраков у него много висит.

Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Степан . Нет.

Подколeсин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?

Степан . Нет, об этом не заговаривал.

Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Степан . Сказывал.

Подколесин . Что ж он на это?

Степан . Говорит: буду стараться.

Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

ЯВЛЕНИЕ III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого... вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил?

Степан . Купил.

Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?

Степан . Да-с, в той самой.

Подколесин . Что ж, хороша вакса?

Степан . Хороша.

Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги?

Степан . Пробовал.

Подколесин . Что ж, блестит?

Степан . Блестеть-то она блестит хорошо.

Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

Степан . Нет.

Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

ЯВЛЕНИЕ V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Всё как-то не того... Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите?

Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?

Степан . Говорил.

Подколесин . Что ж он говорит?

Степан . Говорит, хорошо.

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник.

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

Действие первое

Явление I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване с трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

Явление II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха?

Степан . Никак нет.

Подколесин . А у портного был?

Степан . Был.

Подколесин . Что ж он, шьет фрак?

Степан . Шьет.

Подколесин . И много уже нашил?

Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: начал уж петли метать.

Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Степан . Нет, не спрашивал.

Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Степан . Да, фраков у него много висит.

Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Что ты шпоришь?

Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Степан . Нет.

Подколесин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?

Степан . Нет, об этом не заговаривал.

Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Степан . Сказывал.

Подколесин . Что ж он на это?

Степан . Говорит: буду стараться.

Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

Явление III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

Явление IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил?

Степан . Купил.

Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?

Степан . Да-с, в той самой.

Подколесин . Что ж, хороша вакса?

Степан . Хороша.

Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги?

Степан . Пробовал.

Подколесин . Что ж, блестит?

Степан . Блестеть-то она блестит хорошо.

Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

Степан . Нет.

Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

Явление V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Все как-то не того… Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

Явление VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите?

Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?

Степан . Говорил.

Подколесин . Что ж он говорит?

Степан . Говорит, хорошо.

Степан уходит.

Явление VII

Подколесин , потом Степан .

Подколесин . А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, - нет, черт побери, это не так легко, как говорят. Эй, Степан!

Степан входит.

Я хотел тебе еще сказать…

Степан . Старуха пришла.

Подколесин . А, пришла; зови ее сюда.

Степан уходит.

Да, это вещь… вещь но того… трудная вещь.

Явление VIII

Подколесин и Фекла .

Подколесин . А, здравствуй, здравствуй, Фекла Ивановна. Ну что? как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как бишь ее: Меланья?..

Фекла . Агафья Тихоновна.

Подколесин . Да, да, Агафья Тихоновна. И верно, какая-нибудь сорокалетняя дева?

Фекла . Уж вот нет так нет. То есть как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить.

Подколесин . Да ты врешь, Фекла Ивановна.

Фекла . Устарела я, отец мой, чтобы врать; пес врет.

Подколесин . А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.

Фекла . А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублев по четыреста приносит доходу. Огород есть еще на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уж поженил, «а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».

Подколесин . Да собой-то, какова собой?

Фекла . Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывая на горло) ; то есть и приятелю и неприятелю скажете: «Ай да Фекла Ивановна, спасибо!»

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.

История создания и первые постановки

Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант - «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.

Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца - в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.

Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем

Надворный советник Подколесин - холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.

Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна - дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра - за это время он все обдумает. "Так продолжается уже третий месяц", - упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.

«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба - лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.

В доме Агафьи Тихоновны

Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.

Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.

Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке - это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева

Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха - она даже решила в связи с этим тянуть жребий - что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания - оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.

Бегство жениха

Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.

Гоголь - краткое содержание это показало - изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» - комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.

Характеристика персонажей

Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.

Первый жених - Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.

Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.

Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.

Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова - такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» - Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета - обнажает самые негативные общественные пороки.

Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.

Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.

Значение комедии

«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».

«Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.

Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трёхактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне, в помещичьей среде (впоследствии невеста стала купчихой). Были женихи, но не было главных действующих лиц: Подколесина и Кочкарёва. Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.

В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора» и возобновил её в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.

Жанр и художественное направление

«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова . Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.

«Женитьба», как и «Ревизор», - комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Тема, сюжет и композиция

Тема пьесы заключена в названии. Женитьба – это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет чёткий план. Гоголь нашёл формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Всё определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.

Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю.Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.

Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приёмы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального. Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке – прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.

Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.

Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.

Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Конфликт

Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.

Художественное своеобразие

Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.

Гоголь прибегает к излюбленному приёму, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события – прыжка в окно. Именно он даёт Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех