Правописание ы и в корне. “Ы, И” после приставок

04.03.2024

Правило напи­са­ния и/ы после при­ста­вок на соглас­ный каса­ет­ся раз­ных слу­ча­ев напи­са­ния слов с началь­ной бук­вой «и» или «ы» в корне. Правило гла­сит, что их выбор опре­де­ля­ет­ся тем, рус­ская или ино­языч­ная при­став­ка пред­ше­ству­ет кор­ню сло­ва.

Правописание буквы «ы» после русских приставок на согласный

Правило напи­са­ния букв «и» или «ы» регу­ли­ру­ет выбор началь­ной бук­вы кор­ня после при­ста­вок на соглас­ный. Если в мор­фем­ном соста­ве сло­ва име­ет­ся рус­ская при­став­ка, закан­чи­ва­ю­ща­я­ся на соглас­ный, кро­ме букв «ж» и «х» , после неё в корне пишет­ся бук­ва «ы» .

Примеры написания буквы «ы» после приставок

  • инфаркт - пред-ынфарктный;
  • инди­ви­ду­аль­ный - над-ындивидуальный;
  • ини­ци­а­тив­ный - без-ынициативный;
  • искус­ный - без-ыскусный;
  • июль­ский - пред-ыюльский;
  • иро­ни­зи­ро­вать - с-ыронизировать;
  • идей­ный - без-ыдейный;
  • исто­рия - пред-ыстория;
  • искать - под-ыскать;
  • итог - под-ытожить.
  • Аналогично пишут­ся сло­ва:

    обын­де­веть, обыс­кать, безын­вен­тар­ное хозяй­ство, безыглый, взыг­рав­шее само­лю­бие, безы­мян­ный палец, сыз­маль­ства (дру­жить), безыс­кро­вая свар­ка, обы­з­вест­в­ле­ние, безыс­кус­ный рас­сказ, безыс­ход­ность, преды­ду­щий пара­граф, изыс­кать воз­мож­но­сти, подыг­ры­вать дру­гу, разыс­ки­вать пре­ступ­ни­ка, безы­дей­ное содер­жа­ние, небезыз­вест­ный писа­тель, сыг­ран­ный вни­чью, знать друг дру­га сыз­ма­ла.

    Исключение:

    Эти два сло­ва пишут­ся в соот­вет­ствии с их про­из­но­ше­ни­ем.

    Буква «и» после приставок меж- и сверх-

    В рус­ской орфо­гра­фии после букв «ж», «ш», «х», «ч», «щ» не пишет­ся бук­ва «ы» , поэто­му после при­ста­вок меж- и сверх- в корне сохра­ня­ет­ся началь­ное « и « , напри­мер:

  • игро­вой - меж и гро­вой пере­рыв,
  • инсти­тут­ский - меж и нсти­тут­ский матч,
  • изда­тель­ский - меж и зда­тель­ское согла­ше­ние;
  • изыс­кан­ный - сверх и зыс­кан­ные мане­ры,
  • инди­ви­ду­аль­ный - сверх и нди­ви­ду­аль­ный под­ход,
  • интел­ли­гент­ный - сверх и нтел­ли­гент­ный,
  • инте­рес­ный - сверх и нте­рес­ный рас­сказ,
  • ини­ци­а­тив­ный - сверх и ници­а­тив­ный чело­век.
  • Написание буквы «и» в сложных словах

    В слож­ных сло­вах с пер­вой частью двух-, трёх-, четырёх- после бук­вы «х» пишет­ся толь­ко бук­ва « и « , напри­мер:

    Сложные сло­ва име­ют в сво­ём соста­ве сокра­щен­ное пер­вое сло­во, а вто­рое сохра­ня­ет началь­ную бук­ву « и « в корне, напри­мер:

  • спорт и нвен­тарь (спор­тив­ный инвен­тарь),
  • пред и спол­ко­ма (пред­се­да­тель испол­ко­ма),
  • сель­хоз и нвен­тарь (сель­ско­хо­зяй­твен­ный инвен­тарь),
  • спец и нстру­мент (спе­ци­аль­ный инстру­мент).
  • Написание буквы «и» после иноязычных приставок

    Если в мор­фем­ном соста­ве име­ют­ся ино­языч­ные при­став­ки

    то в корне слов сохра­ня­ет­ся началь­ная бук­ва « и « .

    • дез и нфор­ма­ция, дез и нсек­ци­он­ный, дез и нте­граль­ный;
    • контр и гра, контр и тог, контр и ск;
    • пост и мпрес­си­о­низм, пост и нфаркт­ный;
    • пан и сла­мист­ский, пан и ронич­ный;
    • супер и гро­вой, супер и зящ­ный, супер и нте­рес­ный;
    • транс и ран­ский, транс и ндий­ский;
    • суб и нспек­тор.

    Дополнительный мате­ри­ал:

    Живая Русская Грамота

    Гласные И, Ы после приставки

    Начнем с таблицы смыслов звуков речи И и Ы :

    многоразовое, повторяющееся, или воспроизводящееся, или длящееся неопределенно долго действие.

    непроявленный потенциал, без движения, как данность, как просто наличие.

    Теперь нам предстоит найти что-то вразумительное в орфографических правилах с множеством исключений.

    После всех русских при-ставок, оканчивающихся на согласный, кроме меж- и сверх , пишется -Ы-.

    без Ы мянный
    пред Ы нфарктный
    от Ы грать
    от Ы скать
    под Ы тожить
    роз Ы ск

    Обратите внимание: пред Ы нфарктный, но пост И нфарктный, пост И нсультный

    Обратите внимание, как практическое наблюдение, на то, что во всех примерах с Ы констатируется смысл данности, наличия, следствия (предЫдущий, розЫгрыш, подЫскать ).

    В корне гласный И меняется в этих примерах на Ы :

    Ид ущий – предЫд ущий, Игр а – розЫгр ыш, Иск ать – розЫск .

    По смыслу, «движение, продолжение, действие» (И ) меняется после приставок (об-, раз-, без-, над-, пред-, с-, из- и др .) на «неопределенный потенциал, состояние, статику».

    Только вот с непривычки наблюдать и отслеживать такие содержательные вещи, может показаться, что это сложнее, чем быстро вызубрить наизусть готовые формы (а ведь так и разучиваются постепенно думать и начинают вести себя как робот).

    А в исключении из правила (постИ нфарктный ) – как раз выход из данности, как раз продолжение дальше, что у нас и символизируется по смыслу через звук И .

    Хотя орфографическим правилом «постинфарктный » относится к иноязычным приставкам, после которых рекомендуется писать И .

    В принципе, нужно усвоить только малое число написаний после приставок с Ы . Во всех остальных случаях после приставок пишется И .

    После иностранных при-ставок, оканчивающихся на согласный (гипер , дез , интер , контр , пост , суб , супер , транс , пан и др.), пишется -И-.

    гипер И нфляция
    дез И нфекция
    пост И нфарктный
    пан И сламизм
    контр И гра
    суб И нспектор

    то есть данным правилом хотят показать, что ино-язычные приставки не влияют на ко-рень?

    А соответственно, во всех этих словах звук И проявляется согласно собственному смыслу!

    Так же и после русских приставок:

    После русских приставок меж и сверх пишется -И-.

    сверх И нтересный
    меж И здательский
    меж И нститутский

    А еще встречаются такие случаи с И :

    После приставок, оканчи-вающихся на гласный, в корне с начальным И -, пишется -И-.

    выИграть
    поИстине

    т.е. корень остается без изменения (в соот-ветствии с произно-шением) .

    После первых частей сложных и сложносок-ращённых слов (двух , трёх , пед , мед , спорт , полит , гос , фин , тех и др.) пишется -И-.

    пед И нститут
    спорт И нвентарь
    полит И нформация
    гос И мущество
    фин И нспектор
    тех И нвентарь
    сам И здат

    В качестве первых частей сложных и сложносокращённых слов могут высту-пать целые слова (спорт ) и части слов (полит ).

    Такие правила можно оставить для себя как ПЕРЕХОДНЫЕ от форм к смыслам – звуков, слогов, слов, предложений…

    Когда однажды начнете работать с Живым Языком и Живой Речью полностью и исключительно по смыслам, то вы уже не будете смотреть на приставки, корни и т.д., а будете воспринимать и реагировать только на смыслы (при этом правильно выбирая нужные формы)!

    Источник: Живая Русская Грамота . Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

    Гласные ы и и после приставок

    Справочник по правописанию и стилистике. - М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997 .

    Смотреть что такое «Гласные ы и и после приставок» в других словарях:

    Гласные ы и и после приставок - После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы в соответствии с произношением, например: играть – подыграть, разыграть, сыграть; искать – отыскать, подыскать, разыскать; идейный – безыдейный; индукционный – безындукционный; … Справочник по правописанию и стилистике

    § 007. ГЛАСНЫЕ Ы и И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК - § 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где… … Правила русского правописания

    ОРФОГРАФИЯ - @Правописание гласных в корне I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3 … Справочник по правописанию и стилистике

    Сложные слова без соединительной гласной - 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике

    Орфограмма - Орфограмма (от греч. orthos правильный и gramma письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания. Основные разделы орфографии: написание морфем в различных… … Википедия

    Ы - У этого термина существуют и другие значения, см. Ы (значения). Буква кириллицы Ы Кириллица А Б В … Википедия

    Ы (кириллица) - Запрос «Ы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Буква кириллицы Ы Кириллица … Википедия

    Буква Ы - Запрос «Ы» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Буква кириллицы Ы Кириллица А Б В … Википедия

    pravopisanie_i_stilistika.academic.ru

    Буквы Ы и И после приставок на гласную и согласную

    Правописание приставок - один из самых сложных разделов орфографии современного русского языка.

    В нем огромное количество префиксов, имеющих самые разные значения. Некоторые обозначают близость (например, «пришкольный»), некоторые - перемещение в пространстве (например, «подниматься»).

    Также с помощью приставок можно превращать глагол несовершенного вида в глагол совершенного вида. Например, из глагола несовершенного вида «играть» можно сделать несколько глаголов, которые обозначают уже завершившееся действие: «сыграть», «разыграть», «выиграть».

    Некоторые приставки могут заканчиваться как на глухой, так и на звонкий согласный (например, «развалить» и «рассказать»), а вот приставка «с» не имеет звонкого двойника «з». При выполнении упражнений на правописание ученики часто сталкиваются с проблемой выбора, не зная, какую букву писать после приставки: «ы» или «и». Например, есть глагол «играть». Но почему же в слове «разыграть» в корне появляется буква «ы»? Откуда она взялась?

    Буква «и» после приставок на согласную

    Гласные «ы» и «и» после приставок - один из наиболее распространенных «камней преткновения» для младших и порой даже для старших школьников. Буква «и» всегда ставится после тех префиксов, которые заканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот самые типичные примеры: «воистину», «заинтересоваться», «заиграть». Однако с буквой «и» после префиксов сложности у школьников возникают очень редко, потому что слова такие слова обычно произносятся так же, как и пишутся. Например, в слове «заинтересоваться» никак не слышен звук «ы», а четко слышится звук «и». Вот примеры предложений с такими словами:

    • «Девочка заиграла на скрипке, и все заплакали от умиления»;
    • «Мальчик зашел к другу и пригласил его вместе поиграть»;
    • «Бабушка решила поискать очки под диваном»;
    • «Учительница заинтересовалась рисунком Сережи».
    • Буква «ы» после приставок на гласную

      Буква «ы» всегда пишется после тех префиксов , которые оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот наиболее типичные примеры: «подыграть на пианино», «разыскать потерю». Однако имеется одно исключение - это старославянское слово «взимать», которое означает «брать». В современном русском языке префиксы «вз» нет, зато есть префикс «воз» (например, «возделывать») и «вос» (например, «восстать», «восстание», «восставать»).

      Вот примеры предложений с такими словами:

    • «В лотерею разыгрывался автомобиль «Москвич»;
    • «Непогода сегодня разыгралась, снег так и валит с неба!»;
    • «Я хотел подыскать себе выгодное место работы в городе»;
    • «Монголо-татары взимали дань с русских князей».
    • Пользуясь этим правилом, следует помнить, что под него не подходят префиксы «меж» и «сверх», например: «межигровой перерыв», «межинститутские соревнования», «сверхинтересная книга». В случае со словом «межинститутский» не лишним будет вспомнить еще одно хрестоматийное правило, которое гласит: «Сочетания «жи» и «ши» пишутся только с буквой «и»!.

      Почему важно правильно писать приставки

      Правилам правописания префиксов посвящен отдельный раздел в школьной программе дисциплин «Русский язык как родной» (в Российской Федерации) и «Русский язык как иностранный» (в странах Содружества Независимых Государств). Упражнения на буквы «ы» и «и» после префиксов обогащают словарный запас младших школьников, помогают детям освоить основные принципы словообразования с помощью префиксов, а также развивают память и способствуют быстрому усвоению теоретических правил на практике.

      Человек, хорошо владеющий русским языком, должен обращать внимание на грамотное написание приставок. Правильное употребление и написание в соответствии с установленными нормами и стандартами русского языка свидетельствует о хорошем уровне образования. Грамотная письменная речь часто имеет решающее значение при поступлении в институт и на работу. Человек, который пишет с ошибками, вряд ли будет принят или избран на руководящую должность.

      Для того чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужна практика. Наиболее эффективными представляются следующие виды практических упражнений:

    • Вставить пропущенные буквы в словах, руководствуясь изученным правилом;
    • Привести собственные примеры на конкретное правило;
    • Вставить пропущенные приставки или выбрать одну приставку из нескольких вариантов для каждого слова;
    • Проследить, как меняется значение одного и того же слова в зависимости от разных префиксов.
    • Правописание приставок изучается в курсе средней школы: с начальных (второй-четвертый) до старших классов (десятый-одиннадцатый). Естественно, уровень сложности упражнений постепенно возрастает с ростом учеников. Правописание букв «ы» и «и» после префикса впервые вводится в учебную программу в 3−4 классе. Затем эти правила повторяются ежегодно, но количество слов, встречающихся в практических упражнениях, увеличивается.

      Для того чтобы грамотно писать приставки , нужно не только знать правила, но и уметь применять их на практике. Постоянное выполнение практических упражнений на закрепление изученных правил способствует выработке навыков правописания префиксов и доведению их до автоматизма. Также дети и взрослые учатся грамотно писать приставки во время чтения русской классической литературы: как поэзии, так и прозы.

      obrazovanie.guru

      Конспект на тему Буквы ы и после приставок

      Ответы и объяснения

    • nadenkalagutin1
    • середнячок
    • Название модуля: «Буквы Ы и И после приставок».

      2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания букв Ы и И после приставок.

      3. Целевой план действий для учащихся:

      дать представление о правописании букв Ы и И после приставок;развивать орфографическую грамотность;совершенствовать умение видеть орфограммы в словах по изучаемому правилу;воспитывать культуру умственного труда.

      4. Банк информации: а) входной контроль.

      Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква А?

      а) к. снуться, заг. р, з. рька;

      б) прик. сновение, заг. релый, з. ря;

      в) к. сание, выг. рки, з. рево;

      г) к. сательная, заг. реть, з. ревать.

      Альтернативный вопрос. Какие корни с чередованием Вы изучили на прошлом уроке? Расскажите правила. (В корне -кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.

      В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется буква О. Исключение: выгарки.

      В корне -зор- - -зар- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения – а.

      Исключения: зорянка, зоревать.).

      В каждой строке найдите «четвертое лишнее».

      а) к..сой, к. сание, к. снуться, прик. сновение;

      б) приг. реть, заг. р, г. ра, заг. релый;

      в) к..са, к..сатик, к…суля, к…сательство.

      Ответ. 1) кОсой, кАсание, кОснуться, прикОсновение; 2) пригОреть, загАр, гОра, загОрелый; 3) кОса, кАсатик, кОсуля, кАсательство.

      Альтернативный вопрос: задание уровня А.

      1. З. рево, к. сательная.А. О и О 2. Заг. реть, з. ревать.Б. А и А 3. Прик. сновение, з. рница.В. А и О 4. К. саться, уг. рный.Г. О и А 5. Оз. рять, прик. снуться.

      Ответ. 1Б, 2А, 3Г, 4Б, 5В.

      Альтернативный вопрос: задание уровня В.

      б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).

      Буквы Ы и И после приставок

      После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

      безызвестный (известный); подытожить (итог)

      После приставок сверх- и меж- пишется буква И.

      сверхизысканный (после сверх-), межинститутский (после меж-)

      в) закрепление ранее изученного материала.

      Цель: закрепить правило о правописании Ы и И после приставок.

      Методический комментарий для учащихся: Объясните правописание данных слов.

      Безыдейный, безыскусственный, межинститутский, небезызвестный, предыстория, сверхинтересный, предыдущий, сверхизысканный, межиздательский, предыюльский.

      Ответ. После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]: безыдейный, безыскусственный, небезызвестный, предыстория, предыдущий, предыюльский.

      После приставок сверх- и меж- пишется буква И: межинститутский, сверхинтересный, сверхизысканный, межиздательский.

      Цель: совершенствовать навык правописания букв Ы и И после приставок.

      Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.

      Ответ. Ы: сыграть, безыскусный,отыскивать, предыюньский, подыгрывать. И: межинституский, неинтересный, сверхидейный, сверхинтересный, выиграть.

      Методический комментарий для учащихся: В каждой строке найдите «4 лишнее». Свой выбор объясните.

      1) без. дейный, пред. стория, сверх. нтересный, под. скать;

      2) от. скать, меж. нститутский, небез. нтересный, пред. дущий;

      3) сверх. зысканный, меж. здательский, без..сходность, сверх. дейный;

      4) под..тожить, под..грать, без. скусственный, под. скать.

      • Горячая линия банка Восточный Экспресс Горячая линия Восточного Экспресс банка - это справочно-информационная служба с элементами самостоятельного дистанционного обслуживания. Операторы контакт-центра в режиме реального времени по телефону смогут предоставить постоянным и потенциальным клиентам любую […]
      • Алименты на детей в 2017 году Эта статья устарела! Обо всех основных изменениях в алиментном законодательстве с 1 января 2018 года читайте в следующем материале на нашем сайте: → Алименты в 2018 году - изменения и свежие новости ← В 2017 году останутся неизменными основополагающие вопросы взыскания […]
      • Какие компании дают кредит под залог ПТС: выбираем оптимальный вариант Еще десять лет назад менее 20% населения нашей страны обращалось за кредитами, большинство же выражало открытое недоверие к такому способу займов, а на сегодняшний день - уже более 50% россиян хоть раз прибегали к услугам кредитных […] Способы оптимизации налогов это 4.1. Способы оптимизации налогов Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей природе. Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют: метод замены отношений; метод разделения отношений; метод отсрочки налогового платежа; метод […]
      • Защита прав потребителей Как правило, спорные ситуации вызваны: приобретением товара ненадлежащего качества, оказанием услуг,выполнением работ или наоборот их не выполнением (полностью или частично) либо имеют место существенные недостатки. Это также касается сроков устранения выявленных недостатков, […]
      • Что по закону является оскорблением чувств верующих? Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих, оставляют немало вопросов. Что именно является оскорблением, верующие каких вероисповеданий пользуются особой защитой - четкого ответа на эти вопросы […]

    Правописание приставок и соседних с ними букв часто вызывает затруднение не только у школьников, но и у взрослых людей. Это объясняется еще и тем, что данный раздел орфографии несколько раз не очень удачно реформировался. Рассмотрим одну из трудных тем.

    Гласные после приставок

    «Зачем эти правила? Можно писать так, как слышится!» – такие фразы приходилось слышать, наверное, всем. Но на самом деле писать так, как слышишь, совсем неудобно. И правило, которое мы сейчас будем рассматривать - подтверждение этому факту.

    Дело в том, что правописание И и Ы после приставок противоречит основному, фонематическому, принципу русской орфографии. Эти слова пишутся по несвойственному ей фонетическому принципу: как слышится, так и пишется. Однако от ошибок это отнюдь не уберегает, скорее напротив, провоцирует их. Это объясняется тем, что многие из нас отнюдь не отличаются идеальным фонетическим слухом, который встречается не чаще, чем идеальный музыкальный. Иначе мы легко делали бы фонетические разборы, и учить бы ничего не пришлось.

    Основной принцип русской орфографии - фонематический. Это значит, что в слабой позиции (например, безударной) пишется то же, что и в сильной (например, под ударением).

    Проблема еще и в том, что ни одна из гласных, указывающих на смягчение предыдущего согласного, на самом деле не смягчает последнюю букву приставки. Если за ней следуют Е, Ё, Ю, Я, то после приставки перед этой гласной ставится твердый знак. Если же в этом месте оказывается И, то она превращается в Ы.

    Ы или И?

    Итак, правило гласит: после приставки на согласную первая буква корня И переходит в Ы .

    Примеры : розыск (искать), безынициативный (инициатива), подыграть (играть).

    Кроме того, И сохраняется и после приставок сверх-, меж-.

    Правило «Ы И после приставок» имеет одно исключение . Это слово взимать , его надо запомнить.

    Кроме того, правописание Ы/И после приставок требует написания буквы И, если в этом месте производится перенос слова на другую строку; то есть, например, если мы переносим слово «разыграть», мы оставляем на стоке «раз», а на следующей продолжаем «играть», а не «ыграть».

    Объясняется это «неполноправием» Ы. Эта буква обозначает звук, но не фонему (так ученые называют звук не речи, а языка - модель звука в нашем сознании). Поэтому Ы не может быть первой буквой русского слова, не пишется после Ж, Ш и т.д. И мы все, действительно, ощущаем, что с этой буквой «что-то не так», поэтому на такое нетрудное на самом деле правило часто бывают ошибки; задания на него включены в ЕГЭ.

    Не надо забывать, что правило распространяется только на гласные после приставок. В сложных словах И сохраняется: двухигольный, специнвентарь .

    Примеры :

    • Разыскать.
    • Подыграть.
    • Безыскусный.
    • Безынициативный.
    • Отыграться.
    • Предыстория.
    • Безыдейный.
    • Подытожить.
    • Взыскать.
    • Взимать - искл.
    • Сверхинтеллектуальный.
    • Межинститутский.
    • Дезинфекция.
    • Постимпрессионизм.

    Что мы узнали?

    После приставки на согласный в корнях, начинающихся на И (-иск-, -инициатив-, -игр-), и предшествующей приставке из- (ис-) вместо И пишется Ы. Это правило основано на фонетическом принципе (пишем так, как слышим). Исключение: взимать. И, а не Ы пишется (сохраняется) также после приставок сверх-, меж- и иноязычных. Буква И пишется и в сложных словах.

    Тест по теме

    Оценка статьи

    Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 159.

    Разделительный ъ перед буквами е (ё) , ю , я , и пишется:

    1. после приставок на согласную;
    2. в сложных словах после двух- , трех- , четырех- .

    Например: разъ езд, съ емка, предъ юбилейный, объ явить, двухъ ярусный .

    Разделительный ь пишется перед е (ё) , ю , я , и во всех остальных случаях. Например: в стать е, ружь ё, бь ют, друзь я, ручь и .

    Примечания

    1. ъ не пишется перед а , о , у , э (сагитировать, подоконник, суметь, сэкономить ), а также в сложносокращенных словах (например: детясли ).
    2. ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад- , ин- , кон- , об- , суб- , транс- и после первой части сложного слова (адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, фельдъ егерь ).
    3. ь пишется в некоторых иноязычных словах после о (баталь он, почталь он, буль он, компань он и др.).

    Буква ы после приставок

    После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется буква ы согласно произношению, например: играть - сы грать, искусный - безы скусный, безы дейный .

    Буква и сохраняется:

    1. в словах с приставками сверх- и меж- , например: межи здательский , сверхи зысканный ;
    2. в словах с иноязычными приставками, например: дези нформация, контри гра, транси ранский .

    Примечание

    В сложносокращенных словах после предшествующей согласной буква и сохраняется, например: спорти нвентарь .

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

    Правило написания буквы и/ы после приставок на согласный касается разных случаев написания слов с начальной буквой И или Ы в корне слова. Выбор буквы определяется тем, русская или иноязычная приставка предшествует корню слова.

    Правописание буквы Ы после русских приставок на согласный

    Если в морфемном составе слова имеется русская приставка, которая заканчивается на согласный, за исключением букв «ж» и «х», после неё в корне пишем букву Ы.

    Примеры:

    • инфаркт - преды нфарктный;
    • инициативный - безы нициативный;
    • искусный - безы скусный;
    • иронизировать - сы ронизировать.

    Примечание.

    Аналогично пишутся следующие слова : обындеветь, обыскать, безынвентарный, безыглый, взыгравший, безымянный, сызмальства, безыскусный, безысходность, предыдущий, изыскать, подыгрывать, разыскивать, безыдейный, небезызвестный, сыгранный.

    Примечание.

    Исключение: взимать; взимание.

    Эти два слова пишутся в соответствии с их произношением.

    Буква И после приставок меж- и сверх-

    В русской орфографии после букв «ж», «ш», «х», «ч», «щ» не пишется буква Ы, поэтому после приставок меж- и сверх- в корне сохраняется начальная буква И.

    Примеры:

    • игровой - межи гровой,
    • институтский - межи нститутский,
    • издательский - межи здательский,
    • интересный - сверхи нтересный и так далее.

    Таким образом, алгоритм написания приставок будет выглядеть следующим образом.

    Алгоритм написания приставок Ы и И

    Написание буквы И в сложных словах

    В сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх- после буквы «х» пишется только буква И.

    Примеры:

    • двухигольный,
    • трехимпульсный,
    • четырёхигровой.

    В составе сложных слов есть сокращёное первое слово, а второе сохраняет в корне начальную букву И.

    Примеры:

    • спорти нвентарь (спортивный инвентарь),
    • специ нструмент (специальный инструмент).

    Написание буквы И после иноязычных приставок

    Если в морфемном составе слова имеются иноязычные приставки дез-, контр-, пан-, пост-, супер-, суб-, транс-, то в корне слов сохраняется начальная

    Примеры:

    • дези нформация, дези нсекционный, дези нтегральный;
    • контри гра, контри тог, контри ск;
    • пости мпрессионизм, пости нфарктный;
    • пани сламистский, пани роничный;
    • супери гровой, супери зящный, супери нтересный;
    • транси ранский, транси ндийский; суби нспектор.

    Таким образом, при сочетании приставки, которая оканчивается на согласный, с корнем или другой приставкой, начинающейся с И, по общему правилу пишем букву Ы.

    Пример: предыдущий, розыск, предыстория.

    Пишем букву И в словах с приставками сверх- и меж- (сверхинтересный, межинститутский) и в словах с иноязычными приставками и частицами пан-, суб-, транс-, контр- и так далее (контригра, субинспектор, постимпрессионизм).

    Правописание приставок - один из самых сложных разделов орфографии современного русского языка.

    В нем огромное количество префиксов, имеющих самые разные значения. Некоторые обозначают близость (например, «пришкольный»), некоторые - перемещение в пространстве (например, «подниматься»).

    Также с помощью приставок можно превращать глагол несовершенного вида в глагол совершенного вида. Например, из глагола несовершенного вида «играть» можно сделать несколько глаголов, которые обозначают уже завершившееся действие: «сыграть», «разыграть», «выиграть».

    Вконтакте

    Некоторые приставки могут заканчиваться как на глухой, так и на звонкий согласный (например, «развалить» и «рассказать»), а вот приставка «с» не имеет звонкого двойника «з». При выполнении упражнений на правописание ученики часто сталкиваются с проблемой выбора, не зная, какую букву писать после приставки: «ы» или «и». Например, есть глагол «играть». Но почему же в слове «разыграть» в корне появляется буква «ы»? Откуда она взялась?

    Буква «и» после приставок на согласную

    Гласные «ы» и «и» после приставок - один из наиболее распространенных «камней преткновения» для младших и порой даже для старших школьников. Буква «и» всегда ставится после тех префиксов, которые заканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот самые типичные примеры: «воистину», «заинтересоваться», «заиграть». Однако с буквой «и» после префиксов сложности у школьников возникают очень редко, потому что слова такие слова обычно произносятся так же, как и пишутся. Например, в слове «заинтересоваться» никак не слышен звук «ы», а четко слышится звук «и». Вот примеры предложений с такими словами:

    • «Девочка заиграла на скрипке, и все заплакали от умиления»;
    • «Мальчик зашел к другу и пригласил его вместе поиграть»;
    • «Бабушка решила поискать очки под диваном»;
    • «Учительница заинтересовалась рисунком Сережи».

    Буква «ы» после приставок на гласную

    Буква «ы» всегда пишется после тех префиксов , которые оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот наиболее типичные примеры: «подыграть на пианино», «разыскать потерю». Однако имеется одно исключение - это старославянское слово «взимать», которое означает «брать». В современном русском языке префиксы «вз» нет, зато есть префикс «воз» (например, «возделывать») и «вос» (например, «восстать», «восстание», «восставать»).

    Вот примеры предложений с такими словами:

    • «В лотерею разыгрывался автомобиль «Москвич»;
    • «Непогода сегодня разыгралась, снег так и валит с неба!»;
    • «Я хотел подыскать себе выгодное место работы в городе»;
    • «Монголо-татары взимали дань с русских князей».

    Пользуясь этим правилом, следует помнить, что под него не подходят префиксы «меж» и «сверх», например: «межигровой перерыв», «межинститутские соревнования», «сверхинтересная книга». В случае со словом «межинститутский» не лишним будет вспомнить еще одно хрестоматийное правило, которое гласит: «Сочетания «жи» и «ши» пишутся только с буквой «и»!

    Почему важно правильно писать приставки

    Правилам правописания префиксов посвящен отдельный раздел в школьной программе дисциплин «Русский язык как родной» (в Российской Федерации) и «Русский язык как иностранный» (в странах Содружества Независимых Государств). Упражнения на буквы «ы» и «и» после префиксов обогащают словарный запас младших школьников, помогают детям освоить основные принципы словообразования с помощью префиксов, а также развивают память и способствуют быстрому усвоению теоретических правил на практике.

    Человек, хорошо владеющий русским языком, должен обращать внимание на грамотное написание приставок. Правильное употребление и написание в соответствии с установленными нормами и стандартами русского языка свидетельствует о хорошем уровне образования. Грамотная письменная речь часто имеет решающее значение при поступлении в институт и на работу. Человек, который пишет с ошибками, вряд ли будет принят или избран на руководящую должность.

    Для того чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужна практика. Наиболее эффективными представляются следующие виды практических упражнений:

    • Вставить пропущенные буквы в словах, руководствуясь изученным правилом;
    • Привести собственные примеры на конкретное правило;
    • Вставить пропущенные приставки или выбрать одну приставку из нескольких вариантов для каждого слова;
    • Проследить, как меняется значение одного и того же слова в зависимости от разных префиксов.

    Правописание приставок изучается в курсе средней школы: с начальных (второй-четвертый) до старших классов (десятый-одиннадцатый). Естественно, уровень сложности упражнений постепенно возрастает с ростом учеников. Правописание букв «ы» и «и» после префикса впервые вводится в учебную программу в 3−4 классе. Затем эти правила повторяются ежегодно, но количество слов, встречающихся в практических упражнениях, увеличивается.

    Для того чтобы грамотно писать приставки , нужно не только знать правила, но и уметь применять их на практике. Постоянное выполнение практических упражнений на закрепление изученных правил способствует выработке навыков правописания префиксов и доведению их до автоматизма. Также дети и взрослые учатся грамотно писать приставки во время чтения русской классической литературы: как поэзии, так и прозы.

    © sosh4sosnogorsk.ru, 2024
    Образовательный портал для всех