Экономическое учение адама смита. Адам Смит Адам Смит () – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии

14.03.2024

Сидорчук Екатерина

Адам Смит: биография, основные идеи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адам Смит

Адам Смит (1723-1790) - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Адама Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов. Биография

В основе всей системы экономических взглядов Смита лежит идея, что богатство общества создается трудом в процессе производства. Оно зависит 1. От доли населения, занятого производительным трудом. 2. От уровня производительности труда. Смит считал важнейшим фактором экономического прогресса разделение труда и сделал его исходным пунктом своего исследования. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост труда из-за специализации отдельных групп рабочих на выполнение только одной операции:. Основная идея Адама Смита

К.Маркс, например, следующим образом характеризовал А.Смита: "С одной стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях конкуренции…". По мнению Маркса, двойственность методологии Смита (на которую первым и указал К.Маркс) привела к тому, что в его учении могли находить подтверждение своих взглядов не только "прогрессивные экономисты, стремившиеся открыть объективные законы движения капитализма, но и экономисты-апологеты, пытавшиеся оправдать буржуазный строй, анализируя внешнюю видимость явлений и процессов". Примечательна оценка трудов Смита, которую дают Ш.Жид и Ш.Рист. Она заключается в следующем. Смит заимствовал у своих предшественников все важные идеи, чтобы "перелить" их в "более общую систему". Опередив их, он сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти взгляды получают в его книге совершенно новую ценность. Вместо того чтобы оставаться изолированными, они служат иллюстрацией общей концепции. От нее они, в свою очередь, заимствуют больше света. Как почти все великие "писатели", А.Смит, не утрачивая своей оригинальности, мог многое заимствовать у своих предшественников… А наиболее интересное мнение о работах Смита, на мой взгляд, опубликовал Блауг М.: "Не надо изображать Адама Смита учредителем политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть удостоены Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако "Эссе" Кантильона, статьи Кенэ, "Размышления" Тюрго – это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах богатства народов" – это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения, затем анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет вест мир". Значение экономических работ А.Смита

Экономическая теория, которую Смит изложил в «Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной доходу обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния. Одно из ключевых положений теории Адама Смита - необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Смитовская трактовка экономических законов

Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости продукта. При этом, однако, Адам Смит имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство товара, а тот, что можно приобрести за данный товар. Деньги представляют собой всего лишь один из видов продукта, не являясь главной целью производства. Благосостояние общества Адам Смит связывал с ростом эффективности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п. Согласно теории Адама Смита исходная стоимость товара при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом эффективности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный товар делится на две основные части: первая - капитал - служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

Адам СмитЭкономист,
Философ-этик,
Один из основоположников
современной экономической
теории

Биография

А. Смит родился 5 июня 1723 г. в г. Керколди
(Шотландия) в семье таможенного чиновника.
В возрасте 14 (1737г.) лет поступил в Университет
Глазго, где два года изучал этические основы
философии, логик, древние языки, математику,
астрономию.
В 1740-1746гг. – учеба в Бейлиолл-колледж в
Оксфорде(в эти годы он еще не интересовался
экономикой)
Летом 1746 г. после восстания сторонников Стюартов он
уехал в Керколди, где два года занимался
самообразованием.

Единственное сокровище человека - это его память. Лишь в ней - его богатство или бедность. А. Смит

В 1748 г. Смит начал читать лекции в Эдинбурге по
естественному праву(включая юриспруденцию,
политические учения, социологию и экономику).
Именно тогда Смит начал формировать свои
представления о проблемах экономики.
Основой научной теории Смита было стремление взглянуть
на человека с трех сторон:
с позиции морали и нравственности
с гражданских и государственных позиций
с экономической позиций

Позднее начал готовить лекции по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию « очевидной и п

Позднее начал готовить лекции по предмету «достижение
богатства», где он впервые детально изложил
экономическую философию « очевидной и простой
системы природной свободы», что нашло отражение в его
самой известной работе «Исследование о природе и
причинах богатства народов»
В 1759г. Опубликовал статью « Теория нравственных
чувств». В которой обсудил стандарты этического
поведения, которые поддерживают общество в состоянии
стабильности (противоположные христианские морали
основанной на страхе перед карой и обращениями рая),
предложил « принцип симпатии» (согласно которому
стоило ставить себя на место другого человека, чтобы
лучше понимать его),а также высказал идеи равенства,
согласно которым принципы морали должны
применяться одинаково ко всем.

В 1930-х годах были найдены наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763годам. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труд

В 1930-х годах были найдены наброски
первых глав «Богатства»; они датируются
1763годам. В этих набросках содержатся
идеи о роли разделения труда, понятия
производительного и
непроизводительного труда и т.д.
критикуется меркантилизм и дается
обоснование принципу невмешательства.

В 1763-66 годах Смит прожил во Франции, где лично познакомился с идеями физиократов.

Первоначально считалось, что главные
идеи « Богатство народов» были
заимствованы Смитом у физиократов; и
поэтому находка лекции глазговского
студента были крайне важны как
доказательство того, что основные идеи
уже сложились у Смита еще до
французской поездки.

После возвращения из Франции Смит полгода прожил в Лондоне в качестве неофициального эксперта при министре финансов, а с1767г. он шесть лет

После возвращения из Франции Смит
полгода прожил в Лондоне в качестве
неофициального эксперта при министре
финансов, а с1767г. он шесть лет прожил
в Керколди, работая над книгой.
Известность Смит получил лишь после
публикации книги «Исследование о
природе и причинах богатства народов»
в 1776г.
Умер 17 июля 1790 г. в Эдинбурге (
Шотландия, Великобритания)

Основные идеи экономического учения А. Смита

«Исследование о природе и причинах богатства народов»
Книга в деталях описывает последствия
Экономической свободы.
Включены обсуждения таких концепций, как
принцип невмешательства, роль эгоизма,
разделение труда, функции рынка и
международное значение свободной
экономики. Книга открыла экономику
как науку, запустив доктрину свободного
предпринимательства.

«Исследование о природе и причинах богатства народов» начинается с анализа проблемы разделения труда. Источник разделения труда Смита ви

«Исследование о природе и причинах
богатства народов» начинается с анализа
проблемы разделения труда. Источник
разделения труда Смита видел обмене.
С ростом разделения труда с развитием обмена
он связал и происхождение денег, которые Смит
оценивал как техническое средство обмена.
Он считал деньги товаром, продуктом стихийного
объективного процесса развития общества,
всеобщим орудием торговли.

Большое место Смит отводил вопросам стоимости. Он выделял случайные рыночные цены, зависящие от спроса и предложения.

Основу цены составляет определенное
количество труда, воплощенное в товаре
- т.е. меновая стоимость.
По Смиту, стоимость равна сумме трех
видов доходов: заработной платы,
прибыли и ренты.

Под зарплатой Смит понимал сумму денег, которую получает товаропроизводитель за свой товар. Заработная плата в его учении характеризуется

как стоимость труда.
Прибыль по Смиту, является вычетом
из продукта труда рабочего. Это
результат неоплаченного труда,
присвоение чужого капиталистом.
Ренту Смит характеризовал как вычет из
продукта труда рабочего, который
присваивают землевладельцы.

1 слайд

Экономическое учение Адама Смита Подготовил: студент группы ДЭН-202 Корнеев Алексей

2 слайд

Адам Смит экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

3 слайд

А. Смит родился 5 июня 1723 в г. Керколди (Шотландия) в семье таможенного чиновника. В возрасте 14 (1737 г.) лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии, логику, древние языки, математику, астрономию. В 1740 – 1746 гг. – учеба в Бейлиолл-колледж в Оксфорде (в эти годы он еще не интересовался экономикой) Летом 1746 г. после восстания сторонников Стюартов он уехал в Керколди, где два года занимался самообразованием. Биография

4 слайд

В 1748 г Смит начал читать лекции в Эдинбурге по естественному праву (включая юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно тогда Смит начал формулировать свои представления о проблемах экономики. Основой научной теории Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

5 слайд

Позднее начал готовить лекции по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». В 1759 г. опубликовал статью «Теория нравственных чувств», в которой обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности (противоположные христианской морали, основанной на страхе перед карой и обещаниями рая), предложил «принцип симпатии» (согласно которому стоило ставить себя на место другого человека, чтобы лучше понимать его), а также высказал идеи равенства, согласно которым принципы морали должны применяться одинаково ко всем.

6 слайд

В 1930-х годах были найдены наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизма и даётся обоснование принципу невмешательства.

7 слайд

В 1763-66 годах Смит прожил во Франции, где лично познакомился с идеями физиократов. Первоначально считалось, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы Смитом у физиократов; и поэтому находка лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки.

8 слайд

После возвращения из Франции Смит полгода прожил в Лондоне в качестве неофициального эксперта при министре финансов, а с 1767 г. он шесть лет прожил в Керколди, работая над книгой. Известность Смит получил лишь после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. Умер 17 июля 1790 в Эдинбурге (Шотландия, Великобритания).

9 слайд

Основные идеи экономического учения А. Смита Книга в деталях описывает последствия экономической свободы. Включены обсуждения таких концепций, как принцип невмешательства, роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Книга открыла экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства. «Исследование о природе и причинах богатства народов»

10 слайд

«Исследование о природе и причинах богатства народов» начинается с анализа проблемы разделения труда. Источник разделения труда Смит видел в обмене. С ростом разделения труда и с развитием обмена он связал и происхождение денег, которые Смит оценивал как техническое средство обмена. Он считал деньги товаром, продуктом стихийного объективного процесса развития общества, всеобщим орудием торговли.

11 слайд

Большое место Смит отводил вопросам стоимости. Он выделял случайные рыночные цены, зависящие от спроса и предложения. Основу цены составляет определенное количество труда, воплощенное в товаре – т.е. его меновая стоимость. По Смиту, стоимость равна сумме трех видов доходов: заработной платы, прибыли и ренты.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДРЕВНЯЯ СПАРТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА Загадки Он написал про Илион и Одиссея,И греки его чтят любя, Но до сих пор они гадают, где, когда Он сочинял поэмы там живя. Как называли власть такую,Когда народ на должность избирал,А тот, кого он выбирал Перед людьми отчет держал Для всех свободных афинян-И не только для крестьян-В государстве есть уделДля решенья важных дел.Должны вместе все прийти,Решенье общее найти. Он уваженье всех снискалЗа то, что был умен и честен.А славы он и не искал.В Афинах всем служил он честно.Он рабство грекам отменил,Драконовы законы заменил,Писал стихи, всю жизнь учился.Но всем он все ж не угодил. В каком году к власти в Афинах пришел Солон? Решите задачу:Сколько лет прошло со времени проведения реформ?В каком веке были проведены реформы Солона?В начале, конце или середине века они были проведены? Замените одним словом: Город – государство ……… Власть народа ………. Свободные афиняне ……… Тема урока «Древняя Спарта» Найдите на карте, где располагалась Древняя Спарта. Ответить на этот вопрос вам поможет и ребус. Работа по карте: Закрасить территорию Лаконики зеленым цветом.Отметить г. Спарта Здесь в древности располагалась Спарта НАСЕЛЕНИЕ СПАРТЫ Всё население Спарты делилось на: СПАРТАНЦЫ ПЕРИЭКИ ИЛОТЫ СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ РЕМЕСЛЕННИКИ И ТОР-ГОЦЫ, НЕ ИМЕЛИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ РАБЫ САМЫМ ТЯЖЁЛЫМ БЫЛО ПОЛОЖЕНИЕ БЕСПРАВНЫХ РАБОВ-ИЛОТОВ. СПАРТАНЦЫ И ИЛОТЫ ВЫБИРАЕТ СТАРЕЙШИН,ОБЪЯВЛЯЕТ ВОЙНУ ИЛИ МИР ПРИНИМАЕТ ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ОРГАНЫ ВЛАСТИ КОМАНДИРЫ ВОСК,ВХОДИ-ЛИ В СОВЕТ СТАРЕЙШИН 2 ЦАРЯ СОВЕТ СТАРЕЙШИН НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ олигархия (от греческого слова «олигой» - немногие). власть немногих. А теперь ВНИМАНИЕ! МИНУТКА ОТДЫХА! Вот задание для Ваших глазок! Двигаются ли эти круги? Плавает ли рисунок? Двигается ли этот рисунок? Работа с документом: Как воспитывалось подрастающее поколение в Спарте?Что вам понравилось в воспитании, а что не понравилось и почему? ГЛАВНЫМ ДЕЛОМ БЫЛО ВОЕННОЕ ДЕЛО, ВСЕМУ ОСТАЛЬНОМУ УДЕЛЯЛИ МАЛО ВНИМАНИЯ Особенность воспитания в Спарте ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА: ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ: № 1 1. Выберете правильный ответ: Спартанцы: а) были исконными жителями Лаконики; б) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконику; в) завоевали Лаконику и подчинили своей власти ее исконных жителей. № 22.Выберите неправильный ответ: В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:а) процветали искусство и наука;б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть. № 3 3.Найдите ошибку: В Древней Спарте: а) строились прекрасные дворцы и храмы; б) жители держали в рабстве своих соплеменников - греков; в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть. № 4 4.Назовите понятие, которому подходит данное определение: Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству: а) илоты; б) демос; в) граждане. № 5 5.Угадайте слово: Государственный строй в Древней Спарте я и х р а г и л о Спасибо за работу на уроке!


Нашей стране нужны граждане, унаследовавшие от предков и впитавшие в себя чувство горячей любви к отчей земле и родному народу, которые бы беззаветно служили нашему независимому государству, обладали эрудицией и широтой мышления, были глубоко и разносторонне образованы, находчивы и сообразительны, смелы и ответственны, здоровы физически и нравственно.

Н. Назарбаев

Любая страна стремится выйти на передовые позиции в мире, улучшить свой потенциал, повысить уровень экономики, промышленности, свой политический статус. Наша страна с получением Независимости поставила перед собой цель – это укрепить международные связи, наладить сотрудничество со стратегическими партнерами, выйти на мировой рынок, стать конкурентоспособным государством среди других государств. Добиться всего этого мы сможем, если повысим качество знаний до уровня мировых стандартов.

Все мы знаем, что в нашей стране проживает более 130 национальностей. Каждая нация с уважением относится к своему языку, бережет и чтит духовное богатство языка, обычаи и традиции. Нет, наверно, такого писателя, который не писал бы с большой любовью о своем языке. Как не вспомнить слова А. Байтурсынова о языке:«Национальность народа, разговаривающего на своем языке, пишущего на своем языке, ни­когда не исчезнет. Самый мощный фактор, способствующий сохранению или исчезновению нации - это язык. Вместе с исчезновением язы­ка исчезает и сам народ. Те, кто хочет присоеди­нить к своей нации другой народ, первым делом стремятся к уничтожению языка этого народа».

Казахский язык – это государственный язык нашей страны. Еще раз хочу подчеркнуть, что с получением Независимости наш родной язык вновь обрел свой статус. На сегодняшний день в Казахстане ведется обучение на трех и более языках. В дошкольных учреждениях, школах и вузах преподается казахский язык, с целью того, что к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повсеместного общения.

Важнейшая роль отводится русскому языку, как языку межнационального общения, языку взаимопонимания, дружбы, мира и согласия между народами.

Овладение английским языком для нашего будущего поколения – это обучение за границей, большие возможности, перспективы нашей молодежи на будущее.

Глава государства в ежегодном послании народу Казахстана, в своих выступлениях и обращениях всегда подчеркивает огромную роль казахского, русского и английского языков. В 2007 г. в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство язы­ков». С этого момента начинается отсчёт новой языковой политики независимого Казахста­на. «Гармонично войдя в процесс духовного развития народа, языковая политика неотделима от общей политики масштабной социальной модернизации. Для успеха модернизации очень важно, чтобы каждый гражданин был полезен сво­ему Отечеству. Модернизация нужна всем казахстанцам. Только при таком понимании может быть достигнут широкий общественный консенсус. Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, - неодно­кратно подчёркивает Президент, - население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык - государственный язык, русский язык - как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику»

Перед учителями школ, преподавателями колледжей и вузов стоит ответственная задача – это реализовать культурный проект «Триединство язы­ков».

Для поэтапного перехода на обновленное образование в нашей стране принята Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы. Образование будет внедряться поэтапно.

Новый учебный год для первоклассников особый, так как именно они начали обучение на казахском, русском и английском языках. Процесс очень сложный, ответственный. Но еще в постсоветское время многие выдающиеся педагоги, такие как Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, И. Н. Верещагина говорили о том, что в дошкольном возрасте формируются базовые качества личности, закладываются основы физического, эмоционального, умственного развития. В шестилетнем возрасте дети свободно владеют родным языком. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие способности контролировать точность своего высказывания.

В старшей школе и вузах страны начался процесс реализации поэтапного перехода на английский язык обучения.

В колледжах и вузах преподаватели разработали план мероприятий по внедрению трехъязычного обучения. Проводятся различные конкурсы, дебаты, круглые столы, выступления. Создаются театральные кружки, литературные клубы, различные курсы по методике обучения на трех языках. Целью трехъязычного обучения является не только повышение качества образования, но и духовно развитая личность, которая сможет применить свои знания в реальной жизни, станет конкурентоспособной на мировом пространстве. А самое главное – это воспитание нравственных и моральных качеств подрастающего поколения. Это высокий долг перед Родиной, патриотизм, служение на благо и процветание своего Отечества.

1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. - № 33(25278). - 2007. - 1 марта.
2. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстан­ская правда. - 2012. - № 218-219. - 10 июля.
3.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // ru.government.kz/resource/docs/doc18.
4. Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // edu.gov.kz.

Северо – Казахстанская область
Айыртауский район
Саумалкольская казахская средняя школа
учитель русского языка и литературы
Жанахметова Бахыт Айтжановна

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех