Исследовательская работа седые дети войны. Исследовательская работа на тему "дети войны"

13.04.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение Давыдовская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области

Великая Отечественная война

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Паксеваткина Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания

с. Давыдовка, 2016 год

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Приложение.

Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение.

1. Актуальность исследования. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. (слайд)

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому моя работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Гипотеза. Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, шестидесятых и сегодняшней молодежи. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

3. Цель исследования: 1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться

милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

4. Объект исследования:

события Великой Отечественной войны на территории села Давыдовка

Николаевского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей моего села и вклад в дело борьбы с фашизмом.

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

2. Основной раздел:

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. (слайды)

А вот их неполные имена:

Арютова (Еремеева) Вера Степановна - 05.01.1942 г.р.

Барбин Алексей Ефимофич - 01.01.1941 г.р

Барбина (Гусарова) Пелагея Михайловна- 01.12.1941 г.р

Базлин Василий Павлович - 11.04.1940 г.р.

Базлина (Девяткина) Валентина Владимировна - 19.11.1941 г.р

Болонов Борис Иванович- 1935 г.р.

Болонов Василий Васильевич - 18.07.1942 г.р.

Болонов Василий Иванович - 12.01.1933 г.р.

Болонов Иван Тимофеевич - 05.07.1940 г.р.

Болонов Петр Федорович - 1938 г.р

Болонов Михаил Тимофеевич - 28.11.1945 г.р.

Болонова (Тюртюкова) Анна Степановна - 15.09.1936 г.р.

Болонова (Слугина) Анна Дмитриевна - 16.05.1940 г.р.

Болонова (Чичкина) Елизавета Павловна - 1938 г.р.

Болонова (Рыскина) Серафима Ивановна - 25.06.1939 г.р.

Видьманова (Сараева) Мария Алексеевна - 08.05.1937 г.р.

Гусева (Старкина) Ольга Ивановна- 08.07.1936 г.р.

Гусарова (Ермошкина) Татьяна Ивановна- 04.03.1937 г.р.

Девяткин Григорий Федорович - 20.02.1937 г.р.

Девяткина (Лапшина) Галина Ивановна- 01.07.1939 г.р.

Девяткина (Киндяшова) Валентина Акимовна - 14.07.1944 г.р.

Дудаев Виктор Семенович- 08.03.1939 г.р.

Дудаева (Сараева) Анна Гавриловна - 05.02.1939 г.р.

Земцов Иван Яковлевич - 01.02.1944 г.р.

Земцов Николай Тимофеевич - 04.12.1939 г.р.

Игаев Николай Матвеевич - 19.04.1945 г.р.

Игаева (Попова) Вера Серафимовна - 15.12.1943 г.р.

Игаева (Гобузова) Ольга Ивановна - 09.04.1932 г.р.

Кибиткина (Левашова) Мария Тимофеевна - 05.10.1938 г.р.

Кошкина (Сырысева) Нина Семеновна - 08.01.1941 г.р

Кошкин Николай Николаевич- 1939 г.р.

Куркин Иван Григорьевич - 1938 г.р.

Куркина (Крылова) Раиса Матвеевна- 12.01.1940 г.р.

Лемаев Алексей Тимофеевич - 12.08.1938 г.р.

Лемаева (Ногаева) Валентина Ивановна -22.08.1942 г.р.

Лемаева Мария Ивановна - 08.12.1938 г.р.

Лемаева (Сырысева) Нина Семеновна - 13.01.1936 г.р.

Лешина (Кошкина) Елизавета Петровна - 12.11.1938 г.р.

Матвеев Геннадий Григорьевич - 13.07.1943 г.р.

Мочалкина (Тултаева) Клавдия Ивановна- 05.06.1936 г.р

Мочалкин Иван Васильевич- 1934 г.р

Маренников Вячеслав Иванович - 01.11.1939 г.р

Маренникова (Сюндюкова) Нина Максимовна - 28.09.1939 г.р

Османова (Савкина) Раиса Федоровна - 27.07.1941 г.р.

Пивцаев Николай Петрович - 06.04. 1940 г.р.

Пивцаева Валентина Дмитриевна- 1942 г.р

Прохорова (Чичкина) Нина Павловна - 01.05.1944 г.р.

Сараева (Сырысева) Антонина Ивановна -07.05.1934 г.р.

Сюндюков Николай Иванович - 1932 г.р.

Сюндюков Иван Максимович - 28.02.1934 г.р.

Сюдюкова (Девяткина) Елена Владимировна - 13.06.1940 г.р.

Сырысева (Наумова) Пелагея Семеновна - 10.01.1932 г.р

Солодовникова (Болонова) Нина Ивановна - 25.12.1932 г.р

Сметанкина (Горбунова) Евгения Михайловна - 22.09.1932 г.р

Сырысева (Келасьева) Елизавета Кузьминична -14.03.1935 г.р.

Сырысева Мария Николаевна- 14.11.1936 г.р.

Сырысев Василий Иванович -30.07.1945 г.р.

Сюлаев Сергей Михайлович - 09.02.1941 г.р

Сюлаева (Чичкина) Мария Павловна -02.09. 1940 г.р

Сюлаева (Солодовникова) Раиса Семеновна - 06.10.1940 г.р.

Пивцаев Иван Григорьевич -14.04. 1940 г.р

Пивцаева (Шиндина) Елизавета Дмитриевна - 20.09.1941 г.р.

Перкова Лидия Николаевна - 02.05.1942 г.р.

Тарабаева (Сидорова) Анна Васильевна - 24.01.1942 г.р.

Тарабаев Александр Иванович - 20.01.1939 г.р.

Тарабаева (Тиханкина) Валентина Николаевна- 11.08.1942 г.р.

Тараканова (Базлина) Валентина Сергеевна - 29.08.1938 г.р.

Тултаев Иван Иванович - 13.10.1938 г.р.

Тултаева (Видьманова) Нина Михайловна -06.01.1941 г.р.

Тултаева (Рогожкина) Антонина Федоровна -03.05.1933 г.р.

Тиханкина (Латышева) Мария Алексеевна - 19.10.1942 г.р.

Тиханкина (Кирдянова) Прасковья Семеновна -07.04.1941 г.р.

Тюртюков Виктор Степанович -19.12.1939 г.р.

Чекмарева (Кибиткина) Анастасия Николаевна - 26.10.1940 г.р.

Чекмарева (Кирдянова) Елизавета Ивановна - 1940 г.р.

Чернова (Кирдянова)Анна Семеновна -30.04.1936 г.р.

Чувашов Юрий Михайлович -04.10.1941г.р.

Чувашова (Горбунова) Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Уразлин Алексей Сергеевич - 31.12.1938 г.р.

Уразлина (Лапшина) Анна Никифоровна - 05.09.1938 г.р.

Уразлин Виктор Николаевич- 1939 г.р

Чувашова Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Щеголев Николай Павлович- 04.08.1943 г.р.

Из воспоминаний Болонова Бориса Ивановича (1935 - 2009г): (слайд)

«Родился в семье рабочих в Сталинграде. Мать Аксения Степановна была домохозяйкой, отец Иван Алексеевич работал сталеваром. В 1939 году семья переехала в Давыдовку. Учился в Давыдовской начальной, затем в Барановской школе. Когда началась война, мне было 6 лет. Больно вспоминать, снова переживая те далекие события. Жилось тяжело. Мы, маленькие дети, в основном пасли скот, иногда возили навоз. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, суп из крупы был очень редко. Ходили в старых лохмотьях, обуви практически не было. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Иногда по несколько дней ничего не ели. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из жмыха пекли. В 1953 г был призван в армию, служил танкистом в Польше. Всю жизнь проработал трактористом в Николаевском комбинате строительных 7. материалов. За высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии в организации местной промышленности Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудовой Славы 3 степени. (слайд) . Умер в 2009году, похоронен на сельском кладбище.

Воспоминания Сюндюкова Ивана Максимович а вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: (слайд). « Родился 28.02.1934 г в селе Давыдовка. Окончил Давыдовскую начальную школу. Когда началась война, мне было 7 лет. Работал с родителями в поле, возил из леса дрова, ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. Дома топили соломой. Постоянно думал о еде, хлебе, не было обуви. Не дай Бог никому узнать, что такое голод. В 1953 году был призван в армию. После службы вернулся в родное село. Женился. 43 года работал трактористом в колхозе имени 21 съезда КПСС. Ударник девятой, одиннадцатой пятилетки, победитель социалистического соревнования 1978 года. Неоднократно награждался грамотами Управления сельского хозяйства, ценными подарками. За достигнутые успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи зерна и других продуктов земледелия в 1973 году, награжден орденом «Знак Почета». В настоящее время на пенсии.

Из воспоминаний Офтаевой Анны Парфёновны : (слайд) «Родилась в селе Давыдовка в крестьянской семье. В 1932г. уехали жить в Москву, там был хлеб, была еда. Когда началась война, и враг стал угрожать столице - Москве, началась эвакуация населения. Мои родители вернулись в товарном вагоне в родное село, в своё старое саманное жилье. Закончила 4 класса в Давыдовской начальной школе, сидела с детьми старшей сестры. В 13 лет начала работать в колхозе: пахала на лошадях и быках, сеяла, убирала урожай, косила траву, сушила сено. Летом вставали в 5 часов утра, а спать ложились за полночь. Работала на лесоразработках, на торфяниках, возила из леса дрова. Зимой вязали носки, варежки, сушили сухари и отсылали всё на фронт. Сами ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. О победе я узнала сидя дома. Была весна, из открытого окна я услышала радостный крик соседей: « Война закончилась - мы победили!» В 1949 году вышла замуж. Вместе с мужем воспитали 9 детей (семь сыновей и две дочери). (слайд) После войны работала кашеваром в колхозной столовой, рабочей по производству кирпича в комбинате строительных материалов, 11 лет работала кочегаром в сельском клубе. В 1979 году ушла на пенсию. Сейчас на заслуженном отдыхе. Радуют меня дети, внуки, правнуки. Их у меня много, разъехались по всей необъятной стране…» (слайд)

К «детям войны» относятся мои дедушка и бабушка: Пивцаев Николай Петрович и Пивцаева Валентина Дмитриевна. Они родились в 1940, 1942 гг. Что могут помнить они, пятилетние?! Здесь, в селе не было бомбёжек, но были голод, холод и разлуки. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Уходили отцы и деды на фронт, а мамы и бабушки плакали, работали и поднимали детей. Работали и не просто плакали, а «вопили». Спать укладывая детей, пели военные колыбельные. В поле собирали вместе со старшими колоски, рыли картошку, свёклу; много трудились в огородах и дворах. И все время хотелось есть, хотелось сахара и хлеба, а приходилось жевать хлеб с лебедой и суп с крапивой. Детская память стирает все страшно, но все же вспоминается, как получали письма с фронта и плакали от радости и горя. Без вести пропал в 1942 году мой прадедушка Пивцаев Пётр Кузьмич. (слайд) Дедушка окончил 5 классов. В семье было четверо детей. Отслужил в армии, работал в колхозе, комбинате строительных материалов, неоднократно награждался Почетными грамотами как «Лучший слесарь». Сейчас на заслуженном отдыхе. (слайд)

Архивные материалы.

Из «Истории Николаевского района» я узнала, что с воинами - фронтовиками постоянно были связаны школьники. (слайд) …Колхоз имени Чкалова был одним из лучших в Барановском районе, куда относилось и наше село Давыдовка. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров.

Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны. …Создавались звенья по сбору колосьев из 11учеников 1-4 классов. Газета «Стахановец» 9 сентября 1943 года писала: «В поле на каждом квадратном метре осталось по 4-5 колосьев. Зерна из 5 колосьев, оставленных на этом метре уборочной площади в стране, вполне достаточно для создания хлебного фонда в 145 миллионов пудов.

Подобрать на полях все до последнего колоска - это был долг ребят. Вслед за комбайнами и простыми машинами на всех участках колхоза, тщательно подгребались колосья конными и ручными граблями, а также подбирались вручную. В 1944 году на колхозных полях работало 2 860 детей, которые пропололи 3 029 га посевов и заготовили 85 тыс. штук веников…

Из архивных источников я узнала, что во время войны на территории района располагались 3 детских дома - Б. Озеро, Ахметлей и Топорнино.

Интервью одноклассников. (слайд)

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.

Дарья Б. 9 кл : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов бабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать, ведь многое то, что она рассказывала, нам не даётся на уроках истории. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие 4 года. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Кирилл С. 9 кл . : «О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи.

А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Битва за Москву», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть. В нём настолько показывается жизнь того времени. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и призывает любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Дмитрий Т. 11 кл : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже 70 лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»

4. Заключение. В заключении я хочу сказать о том, что память - великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. (слайд)

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. (слайд)

Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Все, что вынесло поколение людей военных лет - это подвиг, самопожертвование во имя Победы. Все - от стариков, женщин, подростков до детей военных лет - стяжали себе право называться ветеранами войны.

Старшие ковали Победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии. В своей исследовательской работе я много узнала о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. (слайд)

Ежегодно в нашей Давыдовской средней школе важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, праздники, День Защитника Отечества, факельное шествие, митинг у обелиска.

В прошлом году выполнен проект «Мемориал» под руководством учителя истории Паксеваткиной Л.Н. 9 мая 2015 г в честь 70 -летия Победы в Великой Отечественной войне открыты мемориальные доски с именами ветеранов войны сел Давыдовка, Губашево, Болдасьево. (слайд) 13.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. (слайд)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

Использованная литература:

1.Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти. Николаевский район

3. Интернет - ресурсы

4. Публикация проекта на сайте «ИнфоУрок»

Приложение 1.

Офтаева Анна Парфеновна (награды)

Приложение 2

На этом фото Пивцаев Петр Кузьмич (первый справа), мой прадедушка.

Родился 1911 году в селе Давыдовка, призван в СА 1941 году Барановским РВК. Красноармеец. Пропал без вести в сентябре 1942 года.

Свидетельство о рождении Пивцаева Н.П. 1940 г Фото Пивцаева Н.П.

Почётные грамоты Пивцаева Н.П. «Лучший слесарь»

Трудовая книжка деда Пивцаева Николая Петровича.

Военный билет Пивцаева Н.П.

Пивцаев Н. П. (дедушка) на заслуженном отдыхе


Краеведческий школьный клуб «Атланты» Девиз: История края, походы, экскурсии, Народный фольклор, война, революции… Познает историю соцветие талантов - Клуб патриотов школы «Атланты». Проект: «И как огонь с водой несовместимы, несовместимы дети и война!»


1. Исследовать воспоминания детей войны: о быте военной деревни в глубоком тылу; о занятиях и образе жизни сибирских девчонок и мальчишек; о школе военного времени; о детских играх и развлечениях. 2. Найти ответы на проблемные вопросы. Задачи исследования


Предмет исследования:исследования: историческое наследие периода Великой Отечественной войны. Объект исследования: воспоминания, фотографии, документы детей военной поры Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой Несовместимы, Несовместимы Дети и война!


Изучение и обобщение сведений устных исторических источников (результаты опроса односельчан); Изучение фотографий, вещественных источников; Сравнение воспоминаний детей войны, выявление сходств и различий в их рассказах; Подтверждение высказанных суждений фрагментами стихотворных произведений; Формулирование собственных оценочных суждений о военном детстве; Оформление результатов работы. Методы исследования


Исследование построено: на материалах школьного музея; на воспоминаниях детей военного времени, проживающих на территории МО «Казачье». Использование материалов: для проведения уроков и классных часов, посвященных истории родного края; для проведения уроков мужества и экскурсий на базе школьного краеведческого музея. Практическая значимость исследования


Оформление презентации в программе Power Point;презентации в программе Power Point; Оформление альбома-раскладушки;альбома-раскладушки; Оформление видеоролика в программе Move Maker;видеоролика в программе Move Maker; Подготовка текста экскурсии по экспозиции музея «Дети войны» Презентация проекта: Демонстрация видеоролика «Дети войны»; Открытие на базе школьного музея экспозиции «Дети войны»; Экскурсия по экспозиции музея «И как огонь с водой несовместимы, несовместимы дети и война!» Результаты проектной работы


Дети войны – это целая героическая легенда, неотъемлемая от великой народной эпопеи Великой Отечественной войны. И мы не можем, не должны о них забывать, не должны обойти памятью их поколение. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. Не озлобились, а продолжают любить жизнь во всей ее многоцветности. Выводы «Слова, что мы при жизни заслужили, скажите нам до наших похорон». В. Фокин



Районная научно-практическая конференция юных исследователей

Вятского края

Исследовательская работа

«Дети войны»

Дудырева Снежана Сергеевна

13 лет

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Подрезчиха

Руководитель: Кашина Людмила Яковлевна

п.Подрезчиха

2015

    Введение ……………………………………………………... 3

    Основная часть ………………………………………………. 4

    История живет рядом с нами ……………………………. 4

    Из воспоминаний участников исследования …………… 6

III . Заключение…………………………………………………… 14

Литература…………………………………………………….15

Приложения………………………………………………….. 16

I . Введение.

Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненном пути. Это нужно нам, живущим сейчас.

Исследовательская работа «Дети войны» представляет собой документальный материал, собранный у жителей п.Подрезчиха. Работа построена на воспоминаниях детей Великой Отечественной войны, проживающих в посёлке Подрезчиха Белохолуницкого района Кировской области.

Мы стремимся к тому, чтобы пережитое в годы войны осталось в памяти. Но, чтобы не забывать, надо помнить, а, чтобы помнить, надо знать! Никто не должен быть забыт и ничто не должно быть забыто!

Отсюда проблема : как сохранить свидетельства односельчан, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны, чтобы молодое поколение помнило, какие тяготы и лишения пришлось пережить их бабушкам и дедушкам.

Актуальность данного исследования в том, что с охраненные свидетельства людей, испытавших на себе весь ужас войны, должны пробудить в подрастающем поколении ненависть к войне и стремление сберечь такой хрупкий в наше время мир.

Объект исследования: Великая Отечественная война

Предмет исследования: Великая Отечественная война в судьбах жителей п.Подрезчиха.

Цель: односельчан об их жизни в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: воспоминания односельчан об их жизни в годы войны представляют немалый интерес и могут стать частью летописи поселка.

Были поставлены следующие задачи:

С оставить список жителей п.Подрезчиха, детство которых выпало на годы Великой Отечественной войны;

Встретиться и побеседовать с ними по существу проблемы;

На основе собранного материала создать брошюру «Дети войны».

Методы исследования: анкетирование, анализ, интервью, систематизация.

II .Основная часть

    История живет рядом с нами.

Я выбрала эту тему исследовательской работы потому, что современные подростки все реже задумываются над тем, какой ценой достался мир, в котором мы живем. А забывая уроки прошлого, мы обрекаем себя на повторение ошибок. 2015 год - юбилейный. 70 лет со Дня Победы. Уходят от нас ветераны, сражавшиеся за нашу Родину. Но среди нас еще живут дети той жестокой войны. Дети, лишенные детства, но сохранившие воспоминания о суровых военных годах. Сохраненные свидетельства людей, испытавших на себе весь ужас войны, должны пробудить в подрастающем поколении ненависть к войне и стремление сберечь такой хрупкий в наше время мир. Мы изучаем историю по учебникам и не задумываемся над тем, что история живет рядом с нами. Интересно больше узнать о военном времени, о жизни в послевоенные годы, о судьбах не со страниц учебников, а поговорив с людьми, которые живут рядом с нами.

Я начала работу с того, что провела анкетирование среди 54 школьников из 3 – 11-х классов нашей школы (Приложение 1). Результаты анкетирования следующие.

На вопрос «Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны?» школьники отвечали по-разному:

Вторая мировая война началась в 1941 году и виновным в этой войне был Гитлер,

Война - это когда люди вдруг стали злыми и поссорились,

Война – это очень страшные смерти, стрельба.

Война длилась 4 года, была очень суровой, жестокой, кровопролитной, победили русские.

Основные события: битва за Москву, Курская битва, блокада Ленинграда, сражение под Сталинградом, оборона Брестской крепости.

Детям было очень трудно,

Многие погибали из-за болезней и голода,

Питались гнилой картошкой,

В день людям давали по 150 грамм хлеба – полкусочка, со спичечный коробок,

Жили бедно, надеть было нечего.

С 12 лет дети работали на заводах наравне со взрослыми,

Дети мгновенно повзрослели,

Вместе с партизанами дети воевали против немцев, видели смерть родственников.

Война – это очень страшно.

Кроме того, 80% ребят знают, когда началась и закончилась война,

20% этого не знают. 98% знают, с кем воевали. У 81% ребят прадедушки и

прабабушки были на войне, у 11% - не были и 7% не знают этого. Но ни один человек никогда по-настоящему не сможет понять, что испытали те, кто воевал, защищая Родину, и кто пережил военное лихолетье. Дети военной поры.

Исходя из данных опроса, можно сделать вывод, что подростки владеют некоторой фактической информацией, но мало знают о чувствах, эмоциях тех людей, детство которых выпало на эту страшную пору.

Побеседовав с администрацией сельского поселения, я выяснила, что в нашем поселке проживает в настоящее время более 40 детей войны. На основании собранных данных составила список жителей п.Подрезчиха, детство которых прошло в период ВОВ (Приложение 2).

3. Из воспоминаний участников исследования.

О Великой Отечественной войне написано очень много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий. На мой взгляд, судьбы детей войны одновременно похожи и не похожи одна на другую, и каждая заслуживает особого внимания.

Пять разных женщин, но пять схожих судеб. Война опалила их своим пламенем, лишила радости детства и юности.

С нами поделились своими воспоминаниями Сенникова Мария Никифоровна , Шаргунова Елена Васильевна, Исупова Апполинария Федоровна, Булычева Мария Александровна и Журавлева Зоя Ивановна.

Они не участвовали в боях, но внесли свою скромную лепту: всю войну эти хрупкие девушки, практически дети, работали для фронта и для Победы.

Сенникова Мария Никифоровна (Приложение 3)

Сенникова Мария Никифоровна родилась 26 июня 1934 года в д.Шулаки Нагорского района. Мать, Сочнева Прасковья Дмитриевна, уроженка д. Сочни того же района, работала в колхозе разнорабочей. Отец, Сысолятин Никифор Александрович, родом из д. Шулаки работал в Нагорской организации «Союзпушнина» бухгалтером. Он закончил 4 класса и считался грамотным. В семье было три дочери, Мария была самой старшей. С ними жила еще бабушка по отцовской линии, она была инвалидом и не могла ходить из-за ревматизма ног.

В то время было в домах радио, и по нему услышали, что началась война. В первый год войны всех мужчин забрали на войну, в том числе и отца Марии Никифоровны. Ей тогда исполнилось семь лет, и она уже хорошо все понимала. Осталась мать с тремя детьми: 7 лет- Марии, 3 года – Лиде и 3 месяца- Нине. Никифор Александрович воевал на Белорусском фронте, там и погиб 31 июля 1944 года. Похоронен в братской могиле в 5 километрах от станции Маневич.

В школу Мария пошла в 8 лет за 1,5 км от дома в с. Мулино. Учебники складывала в холщовую самошитую сумку, которую носила на плече за лямку, чернильницу каждый день приносила в школу и из школы домой, клали ее в сетку, связанную своими руками, чернила были разведены сажей. Писали на книгах между строк, а у кого не было книг, то писали на бересте. В школу ходили с факелами, чтоб отпугнуть волков.

Не успела закончить Мария первый класс, мать Прасковья Дмитриевна устроилась лесником на участок «Красное», где за 18 км от д.Сочни, куда пришлось переехать всей семье, вручную валили лес. Мария Никифоровна,

как старшая, осталась за хозяйку. Мама один раз в месяц приходила навестить семью, приносила муки. Прибежит ночью, разбудит старшую дочь,

сделает наказы, посмотрит на младших и уйдет обратно, так как надо было

успеть утром на работу. Учиться Мария не стала, школа была тут за 4 км- далеко, и дома одних малышей и бабушку-инвалида не оставишь. С сестрой Лидой носили дрова и топили сами печь, пекли хлеб из травы. Лебеду натеребят, высушат, истолкут в ступе и на этом замешивали тесто, затем делали травяные лепешки и обваливали их мукой. Лепешки разваливались, не держались, поэтому это тесто приходилось класть на капустные листья и на них садить в печь. Добавляли в тесто только соль. С осени варили картошку, репу, капусту, пока не заканчивались овощи. Так и питались. Днем, бывало, ходила Мария сбирать, приносила кусочки хлеба, картошку и никогда одна ничего не ела, все приносила домой, чтобы накормить сестер и бабушку. Так прожили 4 года. С каждого хозяйства в год собирался налог, нужно было сдать государству мяса 45 кг, масла 8 кг, яиц 300 штук, шерсти 3кг и деньгами по 300 рублей с работающего человека. Хлеб в колхозе на трудодни не давали колхозникам, все сдавали государству. А трудиться приходилось детям наравне со взрослыми. Они возили навоз и боронили поля на лошадях. Запрягали лошадей взрослые. Садили ребенка верхом на лошадь и, чтоб не упали, привязывали ноги за оглобли. За каждый воз давали палочки, а в конце дня их сдавали бригадиру.

Когда война закончилась, снова переехали в д. Шулаки в свой дом, здесь и закончила Мария четыре класса, училась на одни пятерки. Дальше учиться не пришлось, так как надевать в школу и есть было нечего. Летом дети работали в колхозе вместе со взрослыми: пололи поля зерновые, картошку, лен. Затем теребили лен, сушили его, колотили. Ходили собирать колоски после комбайна, но ни одного колоска нельзя было унести домой. Жили в эти годы очень плохо. На ногах носили лапти.

В пятый класс пошла Мария Никифоровна в вечернюю школу, учились с 16 часов до21 часа, а потом шли к магазину занимать очередь за хлебом и стояли всю ночь, так как хлеб продавали с 6 утра. Буханки были весом 2 кг, ее разрезали пополам и в руки давали по 1кг. Но бывало, что хлеба не хватало, а если достанется, то бежали домой радостные. Мама делила хлеб на кусочки всем поровну. Самые голодные были 1946 - 1947 годы. Собирали гнилую картошку на поле, приносили домой, промывали и пекли лепешки. Весной собирали хвощ на полях, его сушили и толкли и тоже из него пекли хлеб. Высевали мекину из зерна и добавляли в хлеб.

В 14 лет Марию Никифоровну назначили в колхозе контролером по сдаче зерна государству. Ей нужно было увозить мешки с зерном в государственный склад и там высыпать из мешков зерно. С мешком Мария поднималась на второй этаж и, бывало, вместе с мешком падала вниз, поднималась и снова лезла наверх со слезами на глазах. Весной отправляли на сплав, там тоже приходилось в холодной воде подцеплять плоты. В 15 лет попала Мария Никифоровна на повал леса, там приходилось

ручной пилой пилить и валить лес, потом распиливали бревна и катали их в штабель вручную.

В Подрезчиху приехала в 17 лет, здесь много работало знакомых из деревни. Работали в лесу, жили вчетвером с девчатами в доме. Каждый день приносили по полену из леса, чтобы истопить печь, но дрова были сырые и ничего не нагревалось в доме, а утром в 5 часов снова надо идти на работу. В 22 года вышла замуж за Сенникова Виктора Никитыча, он тоже работал в лесу, и познакомились во время поездок на работу. Сейчас его уже давно нет, Мария Никифоровна живет одна, но каждый год ее навещают дочь Надежда, зять Владимир и два внука Денис и Сергей. Они все проживают в Ленинградской области.

(Приложение 4)

Родилась в д.Козулинцы Нагорского района 13 декабря 1930 года. Поле было 12 лет, когда началась война. В этот день закончилась для нее учеба и закончилось детство. Отца взяли в армию, у мамы осталось пятеро детей. Как раз закончила 4 класса, надо было учиться дальше, но не пришлось, так как нечего было надевать на ноги кроме лаптей, и одежды тоже не было. Хлеба не давали, хотя трудодни были заработаны, но весь хлеб сдавали для фронта. Сказали, что если хочешь выжить, то иди работай и будешь получать по 300 граммов. Как ни старалась, но так и не вспомнила Апполинария Федоровна ни одного счастливого дня ее юности. Вспоминалась только работа в колхозе с 3-х часов утра от темна до темна, в три уповода (с 3 утра до завтрака – первый уповод, от завтрака до обеда до 2 часов дня – второй уповод, и с 4 часов до 8 часов вечера и дольше пока светло – третий уповод). Вот начинается весна. Посевная. Все поля обрабатывали своими руками, без

машин: пахали, боронили и сеяли. Вспоминает, как училась находить общий язык со строптивыми быками. Подходит сенокос, еще раньше надо вставать. До завтрака косили литовками, а днем гребли и метали сено, никакого отдыха. Если не выйдешь на работу, значит хлеба 300 грамм не дадут. Осень. Уборка хлеба. Работа еще тяжелее. Надо свозить с полей весь хлеб и сдать государству, а бывало, убирали по полтора плана, лишь бы скорее закончилась война. Не случайно свою первую трудовую награду – медаль «За доблестный труд» получила она, когда ей едва исполнилось 17 лет. Без слез Апполинария Федоровна о войне говорить не может. Бесконечные ожидания и боязнь почтальона… Война закончилась. Раненым, но живым, вернулся отец домой. Но жить легче не стало. Два послевоенных года были для нее, пожалуй, самыми голодными.

В 1948 году вышла замуж. С мужем – Аркадием Ивановичем родили и воспитали троих детей. В 1950 году судьба забросила их в п. Подрезчиха. Жили сначала в землянке, разрабатывали леса, строили дома, потом работали в леспромхозе. Аркадия Ивановича не стало в 1993 году. Вот уже 21 год живет Апполинария Федоровна одна. Без дела не сидит: вяжет половики, кружева на кровать, копается в огороде. И всегда поет. Любит она красивую русскую песню. От нее и на душе радость, и работа спорится. А о большем она и не мечтает.

Булычева Мария Александровна (Приложение 5)

Родилась 29 июля 1925 года в д. Ивановцы Назаровского сельского совета Нагорского района. В семье было четверо детей, родители работали в колхозе. Она хорошо запомнила первый день войны. «В тот год я закончила 7 классов. Мне 16 лет. Мы были на вечерке в клубе, когда по радио объявили,

что началась война». Все взрослое мужское население, в том числе и отца,

забрали на фронт, а им, девчонкам, пришлось работать на лесозаготовках.

Ей было проще в лесу тем, что она умела ловко управляться с лошадью. В 13 лет Марию впервые посадили на лошадь, а чтобы не упала, привязывали к

лошади полотенцем. Трудно жилось в войну, есть было нечего, собирали хвощ, щавель, почки сосновые и отруби. Ходили в лаптях. Домой с работы приезжали поздно, а утром рано снова надо вставать и идти.

После войны Марии Александровне по комсомольской линии пришла повестка с военкомата на восстановление Киева, но доехала она только до Кирова, оставили ее работать в секретной связи. Дали спецодежду: гимнастерку, брюки, бушлат и вручили наган. Пришлось Марии Александровне с сопровождающим разносить почту по городу Кирову.

А в 1948 году вернулся в деревню раненый, с перебитыми обеими ногами солдат Егор Александрович Булычев. Ее судьба, ее муж, отец ее троих детей. Недолог был их супружеский путь, всего 16 лет. Сказались военные ранения. И вот уже много лет Мария Александровна носит статус солдатской вдовы. Но не теряет силы духа, оптимизма. Верит в светлое завтра и с нетерпением ждет великого праздника – Дня Победы.

Журавл ева Зоя Ивановна (Приложение 6)

Родилась 26 января 1929 года в деревне Перемотино (сейчас ее уже нет) Кирово-Чепецкого района. Отец умер рано, и после окончания 4 классов

пришлось Зое пойти работать. Перед самой войной решили они с мамой сменить деревенскую жизнь на городскую. Уехали к брату в Архангельск. Там и застала их война, брата взяли на фронт, а они приехали обратно. Зое было тогда 12 лет.

Работала Зоя Ивановна в колхозе. С лихвой познала все тяготы деревенского труда тех лет. Голодали. Приходилось собирать гнилую картошку, кисленку. Хлеба чистого не ели всю войну, добавляли лебеду, клевер. Семья была большая, детей 5 человек, трое из них потом умерли. Детства Зоя Ивановна не видела, в 16 лет пошла уже работать в лес.

В 1953 году приехала в п.Подрезчиха. Здесь и встретила свое счастье. В 1954 году в бригаду назначили нового бригадира – Журавлева Георгия Кирилловича. Рассказал, что был на войне, в 1943-ем в Белоруссии был ранен. Приглянулись молодые друг другу, поженились. Вырастили троих детей. Но несчастья так и преследовали Георгия Кирилловича. В 1959 году попал в аварию, потом ослеп и в 1999 году умер.

Зоя Ивановна - заводила всех праздников, она любитель играть на балалайке, петь песни, частушки, которые сочиняет сама. Так и идет по жизни с песней, не унывая.

Шаргунова Елена Васильевна (Приложение 7)

Родилась 31 мая 1932 года в селе Михайловка Нагорского района. Когда началась война, было Елене Васильевне всего 9 лет. Про войну узнали, когда

отцу принесли повестку (он в то время был на покосе, в колхозе шла сенокосная страда). В семье было четверо детей, самая старшая - Лена, поэтому самой главной помощницей для матери была она. Приходилось пасти колхозных коров, косить, заготовлять сено не только для себя, но и для колхоза. Вставали рано, рабочий день начинался с 5 утра. Работа была тяжелая: сеяли, убирали с полей и все вручную. Пахали, возили дрова на коровах, так как лошадей всех забрали на войну. Дома держали скота, была корова, овцы, куры. С каждого хозяйства собирали налог государству, нужно было заплатить в год 9 кг масла, 75 штук яиц. Свой огород приходилось пахать на себе, несколько человек таскали плуг. На огороде садили картошку, лук, капусту, морковь, свеклу, ячмень. Осенью ячмень сушили в бане и потом колотили вальком, веяли на ветру и мололи на ручных жерновах. Из муки пекли хлеб или варили кашу. Для одежды сеяли лен, его обрабатывали тоже вручную, потом пряли и ткали холсты, из которых шили льняные вещи и их носили. На ногах носили лапти.

О том, что закончилась война сообщил почтальон. Однако работы в колхозе не убавилось, также трудились с раннего утра до позднего вечера. Елена Васильевна после войны работала свинаркой и дояркой на ферме.

Замуж вышла Елена Васильевна в 1955 году, воспитали троих детей. Муж умер в 1980 году, живет теперь с младшей дочерью Лией, зятем Сергеем и внуком Денисом в Подрезчихе. Старшая дочь уже на пенсии, живет в Белой Холунице. Сын Владимир с семьей живут в Ленинградской области.

Заключение

Цель работы состояла в том, чтобы собрать и систематизировать свидетельства односельчан об их жизни в годы Великой Отечественной войны. Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцах да щемящими душу переживаниями: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Поэтому в ходе работы я столкнулась с такой проблемой, что не все дети войны были готовы делиться своими воспоминаниями, настолько тяжелы они были.

Таким образом, гипотеза подтвердилась: воспоминания односельчан об их жизни в годы войны представляет немалый интерес и станет частью летописи поселка.

Я считаю, что цель, поставленная в начале работы, достигнута: создана брошюра «Дети войны», в октябре организована встреча по теме «Дорогие мои земляки» по материалам брошюры на базе поселковой библиотеки совместно с библиотекарем Верой Анатольевной Шваревой, был отправлен материал в газету «Холуницкие зори» и статья была опубликована.

Война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. «… Прошла война, прошла страда

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…» А. Твардовский

Литература.

1.Твардовский А. Стихотворения. –М.: Дет. лит., 1981.- 191 с.- (Школьная библиотека).

Приложение 1.

Анкета.

    Что вы знаете о войне?

    Какие основные события войны знаете?

3. Как жили дети во время войны?

Приложение 2

22 декабря 1924 года

Ул. Набережная, д.5

Асхадулина Дыматбану Закировна

Ул. Юбилейная,

Багаева Апполинария Ивановна

Ул. Школьная, д.25-1.

Исупова Апполинария Федоровна

Ул. Набережная, д.10.

Исупова Лидия Михайловна

Ул. Коммуны, д.11

Куликова Наталия Васильевна

Ул. Коммуны, д.21.

Исупова Анна Александровна

Ул. Первомайская, д.8.

Кочкина Антонида Федоровна

Ул. Железнодорожная, д.24

Охотников Алексей Семенович

Ул. Пролетарская, д.7-2

Журавлева Зоя Ивановна

Ул. Коммуны, д.4.

Охотникова Нина Ивановна

Ул. Пролетарская д.7-2.

Булычева Мария Александровна

Ул. Мира, д.21- 2.

Смирнова Валентина Александровна

Ул. Кирова,д.22 – 1

Рычкова Любовь Федоровна

Ул.Свободы, д.4

Труфакина Анна Петровна

Ул.Железнодорожная,д.2

Хохрина Юлия Михайловна

Ул. Железнодорожная,д.4

Широков Василий Николаевич

Ул. Труда, д.21

Широкова Неонина Сергеевна

Ул. Труда, д.21

Шуплецов Николай Семенович

Ул.Октябрьская, д 7

Яровиков Николай Михеевич

Ул. Комсомольская

Полякова Лидия Ивановна

Ул. Кирова

Шаргунова Елена Васильевна

Ул Пролетарская

Торкунова Галина Григорьевна

Ул. Свободы

Томозова Клавдия Федоровна

Ул.Железнодорожная

Рослякова Екатерина Васильевна

Ул. Коммуны

Попова Любовь Ильинична

Ул. Новая

Ложкина Тамара Константиновна

Ул Свободы

Кашина Февруса Герасимовна

Ул Октябрьская

Сычева Анна Николаевна

Ул. Коммуны

Шуплецова Лидия Ивановна

Ул. Железнодорожная, 5

Сенникова Мария Никифоровна

Чагина Раиса Ивановна

Ул. Кирова

Порошина Екатерина Ивановна

Ул. Коммуны

Усатова Зоя Павловна

Ул. Коммуны

Волкова

Лидия Федоровна

Ул.Коммуны, 10

Приложение 3

Сенникова Мария Никифоровна

Приложение 7

Шаргунова Елена Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное».

Конкурс исследовательских творческих работ

«Саратовская область. Год 1945-й»

Номинация: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Работу выполнили:

Искалиев Евгений

Байгалиев Руслан.

МОУ «СОШ с. Запрудное».

Руководитель:

Искалиева

Ольга Вячеславовна

2015 уч.год.

Исследовательская работа

« Дети войны»

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, посвящена наша исследовательская работа

«Дети войны».

Участники исследовательской работы:
обучающиеся МОУ «СОШ с. Запрудное» Искалиев Евгений 9класс, Байгалиев Руслан 7 класс, учитель истории Искалиева Ольга Вячеславовна.
Принципы исследовательской работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

Какой след оставила война в твоей семье?

В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?

Искалиева (Бакаур) Валентина Халиевна

Моя бабушка, Искалиева (Бакаур) Валентина Халиевна, родилась в 1935 году, с. Вольный Питерского района Саратовской области (в настоящее время этого села нет, но осталось только людское кладбище, недалеко от п. Борец), а через 6 лет началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье.

Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Бакаур Хали (отчество у него не было), мы остались вчетвером: мама - Бакаур Мария, я и две младшие сестры – Галя и Нина. В 1942 году в дом принесли похоронку о том, что отец погиб. Вся тяжесть легла на плечи мамы. В то время с работой не считались, женщины выполняли любую работу, чтобы прокормить своих детей. Мама работала конюхом в бригаде. Кушать практически ничего не было, я с соседскими девчонками (скрываясь от местной власти т.е тайком) ходила в поле, для того чтобы собрать колос. Этот колос прятали всюду: за пазуху, в карманы, в обувь. Как то весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели.

На скотном дворе у нас была одна корова, мама собирала молоко и сдавала государству. Нам ничего не доставалось.

В 1943 году, вспоминает бабушка, пошла в школу, в первый класс. Носить было нечего, с сестрой по очереди носили верхнюю одежду и обувь. Закончила только 2 класса пошла работать дояркой, так как мама сильно заболела. Надо было как-то выживать. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя, чтобы прокормись больную мать и двух младших сестер».

У моей бабушки не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. На быках отправляли молоко в районный центр, в ручную грузили солому, зерно носили на горбу. Работали в резиновых сапогах, которые промокали так, что не просыхали до следующего утра, от работы варежки быстро приходили в кусок лохмотьев. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху.

Так она проработала дояркой в бригаде до Победы! С приходом новой советской власти бабушку не раз награждали ценными подарками, денежной премией. Самый главный подарок, считает бабушка, в послевоенное время это была поездка на выставку ВДНХ в г. Москву (как лучший труженик животноводства).

В 1956 году вышла замуж, родила 5 детей. С дедушкой бабуля жила в мире и согласии, но в 1982 году дедуля умер, коварная болезнь оказалась сильнее. Одна воспитывала детей: учила, провожала в армию, встречала, всем сыграла свадьбы. Сейчас у моей бабушки 12 внуков и 7 правнуков. В праздники и выходные дни вы все с большим удовольствием собираемся у неё в доме.

В 1995 году в «Книге памяти» (том 6), со слезами на глазах бабушка увидела запись о своем отце, которую хранит «как зеницу ока». Слова благодарности бабушка говорит каждый год, в День Победы 9 мая, создателям этой книги. «Небольшая запись в книге напоминает мне память о погибшем отце», - говорит бабуля.

В этом году, моей дорогой бабушке, исполнится 80 лет. Она для меня образец мужества, стойкости, образец для подражания, на таких людей хочется быть похожим. Пусть живет долго, долго, в наше мирное время!

Искалиев Евгений, обучающийся 9 класса МОУ «СОШ с. Запрудное».

Яцук (Похилько) Людмила Александровна.

Моя прабабушка родилась 3 марта 1925 года. Родители умерли рано, и маленькая девочка в 1933 году (тогда ей исполнилось 8 лет) попала в детский дом г. Борисполь Киевской области.

Из воспоминаний прабабушки: «В 14 лет меня отправили на самостоятельную работу в Новобухский район Николаевской области. Работали в поле: косили сено, вязали снопы, сеяли, пахали. Через два года началась война, на это время мне исполнилось 16 лет. Немцы захватили поселок и всех молодых людей строем повели на вокзал, погрузили в вагоны (в которых перевозили скот) и увезли на рабскую работу в Германию. Через 7 суток были в Германии. Там нас фашисты сортировали как товар, скот, отбирали тех, кто был покрепче в теле, спрашивали кто, что умеет делать.

Меня послали работать на завод в г. Вагенс (механический цех) по выпуску автомобилей. На заводе работали люди разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, поляки, французы, итальянцы. Численность рабочих составляла 7 тысяч человек.

На работу ходили строем, под конвоем. Лагерь был обнесен двойной колючей проволокой, охранных вышек было 6 точек, каждый час немцы делали обход с собаками и вели перекличку. Спали на двухъярусных койках, матрасы были набиты соломой.

Каждый день подъем был в 6 00 часов, работу начинали в 6 30 часов и заканчивали в 18 30 часов. Кормили 3 раза в день: утром 0,5л.суп брюквенный, в обед 0,75л суп брюквенный, вечером 300 грамм черного хлеба. Пробыла там 4 года. О том как шла война, мы ничего не знали. Но страшные воспоминания остались в моей памяти навсегда.

После освобождения попала в совхоз «Орошаемый» Питерского района Саратовской области в августе 1945 года».

В 1996 году прабабушка получила удостоверение о том, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (см. приложение1).

Огромное спасибо нашему государству, правительству, что не оставили без внимания этих несчастных «детей войны». Их труд, в фашистских лагерях, был оплачен в виде компенсации немецкими марками (см. приложение 2).

К большому сожалению моей прабабушки, на данный момент, нет в живых. Умерла она в 2004 году. Наша семья всегда помнит о ней. На её могиле, 9 мая, всегда красуются алые тюльпаны.

Я горжусь своей прабабушкой! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На её долю в самое прекрасное время жизни – детство, упал тяжелый груз войны. За это ей огромное спасибо! Низкий поклон! И вечная память!

Байгалиев Руслан, обучающийся 7 класса МОУ «СОШ с. Запрудное».

Михайленко (Киреева) Зинаида Алексеевна.

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Когда началась война моей бабушке Михайленко (Киреева) Зинаиде Алексеевне было всего лишь один год от роду. Родилась она 13 июня 1940 года в с. Алексашкино Питерского района Саратовской области. Самой войны бабушка не видела, но в детской памяти остались некоторые воспоминания. Маленькое детское сердце узнало голод, разруху, горе.

Вот что она рассказывает (из воспоминаний её бабушки Агеевой Анны Григорьевна) : «Моя мама, Киреева Клавдия Петровна, работала трактористкой, папу, Киреева Алексея Яковлевича, призвали на фронт, и мы с мамой, бабушкой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня и моей сестры. Мать работала с утра до поздней ночи. Продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало».

«Единственное, что врезалось в детскую память, - говорит бабушка, когда почтальон в 1943 году принесла похоронку. Бабушка заставила нас с сестрой забраться на русскую печь. В доме собрались соседи, родственники, все плакали, кто то приговаривал «проклятая война», кто говорил «судьба такая», а мама лежала на койке, повернутая к стене, и горько плакала. После похоронки отца, приехали люди из сельского совета, и сообщили что государство будет выделять пайки раз в месяц, как вдове погибшего солдата. Получали 0.5 сахара, 0,5 масло и 1кг крупы, тогда для нас это был большой праздник. Бабушка Анна (мамина мать) сама шила нам одежду, мы с сестрой помогали ей по хозяйству: заготавливали дрова, кололи их колуном (он был очень тяжелый), с колодца носили воду, стирать ходили на речку «Салянка».

В основном нашим воспитанием занималась бабушка, так как мама работала с утра до ночи. Она у нас была грамотная, по ночам с лампадкой читала «толстовские книжки». Вот так и жили» -закончила свой рассказ бабушка, смахнув рукой слезу.

Шли годы, бабушка росла, взрослела. Окончила 10 классов, получила педагогическое образование. Вышла замуж, родила двоих детей. Всю свою сознательную жизнь проработала воспитателем в детском саду. Сейчас она на заслуженном отдыхе, имеет статус «Ветеран труда Саратовской области». Но каждый год, 9 мая, бабуля вспоминает этот день со слезами на глазах. Память о погибшем отце напоминает ей «Книга памяти» (см.приложение1).

В 2015 году 13 июня, моей бабушке исполнится 75 лет. Я желаю ей крепкого здоровья, семейного благополучия и мирного неба над головой!

Искалиев Артур, 18 лет студент Саратовского технического университета им. Ю.А. Гагарина.

МОУ «СОШ с. Сосновка Саратовский район Саратовская область»

Исследовательская работа

«Дети войны»

Работу выполнили

Учащиеся 8 класса, Малофеева Полина,

Карамалиев Сергей, Алишина Карина,

Мичурин Дмитрий, Панова Ольга

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Малофеева Елена Владимировна

2013-2014 учебный год

Проект « Дети войны»

Данный проект является составной частью долгосрочного проекта учащихся 8 класса «Мы- правнуки Победителей». Проект был подготовлен и оформлен в 2012-2013уч. году, представлен на школьной научной конференции и занял 1 место.

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память - это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие - все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был наш проект « Дети войны».

Участники проекта:
Учащиеся МОУ «СОШ с. Сосновка» 8 класса, классный руководитель

Малофеева Е.В., р одители учащихся.
Принципы проектной работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Характеристика проекта:
1. Типологический признак - практико - ориентированный, творческо - поисковый.
2. Предметно - содержательная область - межпредметный.
3. Характер контактов - групповой.
4. Продолжительность проекта- долгосрочный (март - апрель 2013 год)

Рабочий план реализации проекта:

Этапы

Дата

Мероприятие

Ожидаемы результаты

15.01.13

Выделение проблемы, планирование работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.

Распределение по группам:

1 группа : Бирюков В., Карамалиев С.,Кудряшов Д. - художественное и литературно - поэтическое оформление проекта.
2 группа:
Старчак В. Алишина К. Панова О.- библиотекари и фотографы.
3 группа:

Малофеева П.Казакова К., Умнова Г., Мичурин Д.- исследователи, оформители презентации

1.02-20.02

Сбор информации.
Подготовка к сочинению.

Беседы с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах. Запись их воспоминаний.

21.02-28.02

Оформление проектной работы Оформление презентации.

Оформление проектной работы в соответствии с положением о школьной НПК(бумажный вариант и презентация).

01.03-15.03

Презентация проекта «Дети войны».

Публичная защита.Участие в школьной научно-практической конференции «Мы - будущее XXI века».

20.03-30.03

Перспектива проекта.


Проект «Дети войны» является составной частью долгосрочного проекта « Мы- правнуки Победителей» и должен быть размещен на созданной учащимися страничке краеведческого сообщества «Край родной- Сосновка».

Оценка результатов проекта

По итогам школьной практической конференции «Мы - будущее XXI века»в 2012-2013уч. году наш класс занял 1 место.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете » А. Твардовский

Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна

Моя бабушка, Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна, родилась в 1939 году, а через два года началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье. Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Лобанов Степан Андреевич, мы остались втроем: мама - Лобанова Мария Андреевна, брат - Миша, он был старше меня на три года. Отец все пять лет воевал на фронтах, лишь дважды приходил с фронта раненый, чтобы подлечиться. Когда раны заживали, он опять уходил на фронт, на передовую. Вся тяжесть легла на плечи моей мамы - Марии Андреевны. Она возила в город продавать молоко, овощи с огорода, чтобы на эти деньги купить хлеба нам и оплатить огромные налоги, которые приходилось выплачивать один раз год». Несмотря на возраст (бабушке было пять лет) приходилось работать так же, как и взрослым и в огороде, и по хозяйству. «У меня не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. Я помню, как весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели. Надо было как-то выжить. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя. Вот так вот и жили", - вспоминает бабушка.

Моя бабушка является для меня примером во всем, здоровья ей, пусть живет как можно дольше и радует нас!

Малофеева Полина

Сычева(Агапова)Клавдия Семёновна

Когда началась война, моей бабушке было всего три года. Но страшные воспоминания остались в ее памяти навсегда Её отца забрали на фронт водителем. Домой он не вернулся. Он погиб в бою 15 августа 1943 г. Похоронен в Красно - Лиманском районе Сталинградской области. От него бережно хранится письмо, которое он прислал с фронта первого мая 1943 г. Бабушка вспоминает: «Я помню, когда пришла похоронка на отца. Вся улица собралась в доме, чтобы разделить наше горе. Вспоминая те годы, в душе осталось чувство тревоги и страха. Особенно запомнилось, как поздно вечером, мимо села летели немецкие самолёты, груженые бомбами. Они летели бомбить заводы Саратова. Всё село выходило на улицу, и было видно зарево от взрывов». Бабушка помнит, как оставались подолгу одни дома, все взрослые уходили копать окопы, потому что фронт был рядом, как вязали всем селом солдатам варежки на фронт и отправляли посылками. Тяжело было. «Особенно было тяжело в зимнее время. Спасала всех русская печка и каша из тыквы, больше ничего не было. Хлеб был с полынью, очень горький, но и его не было вдоволь. Сколько я себя помню, всегда хотелось кушать. Был голод», - вспоминает бабушка.

Моя бабушка- самый близкий и дорогой мне человек. Я её очень люблю.

Карамалиев Сергей

Алишина(Исаева) Фаина Леонтьевна

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Моей бабушке, Алишиной Фаине Леонтьевне,

было всего пять лет, когда закончилась война. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху. В военные годы бабушка жила в Саратове.

Она вспоминает: «Моя мама, Исаева Любовь Романовна, работала в то время в детском саду, а папа, Исаев Леонтий Петрович, работал водителем в пожарной части. Вскоре началась война, папу призвали на фронт, и мы с мамой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня. Я помню, продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало, всегда хотелось кушать.

А самым страшным воспоминанием для меня были немецкие самолеты, которые ежедневно бомбили наш город. Этот страшный гул самолетов, груженных бомбами и снарядами, я не забуду никогда. Фашисты пытались разрушить наш авиационный завод, мост через Волгу, аэродром. Сбрасывали огромное количество снарядов, хотели стереть наш Саратов с лица земли. Во время бомбежки мы все бежали в бомбоубежище авиационного завода, которое находилось возле нашего дома, и ждали, когда же все закончится».

Моя дорогая бабушка, ты для меня образец мужества, стойкости. Будь здорова еще много, много лет!

Алишина Карина

Тайкова Мария Ивановна

Моя прабабушка, Тайкова Мария Ивановна, родилась в 1926году 19 августа. Её родители имели большое хозяйство, и когда началось раскулачивание, их сослали в Сибирь, ей всего было 4 года. С тех пор жизнь её семьи сильно изменилась, потому что их считали «врагами народа». Только перед началом ВОВ они смогли вернуться в родное село. Мария Ивановна закончила 7 классов. Подростков этого возраста сразу же отправляли учиться в заводское училище, приобретать профессию. Но приобрести специальность бабушке не удалось, потому что началась война. Рабочих рук не хватало, и подростки вставали наравне с взрослыми у рабочего станка.

Всех ребят из ФЗУ отправили в Челябинск на тракторный завод, делать снаряды для танков. Бабушке было всего14 лет, она не доставала до станка поэтому, чтобы дотянуться до него, под ноги подставляла коробку. Делали снаряд около суток, после

смены не было сил идти домой, спали возле станков. Выдержали все: холод, голод, но самым страшным для подростков было, то, что спали всего по 3-4 часа. Обессилев, дети не соблюдали технику безопасности, и часто случались травмы. Так однажды случилось и с моей прабабушкой. От потери сознания она упала в раскаленные металлические стружки и поранила лицо и руки. Но никто ни разу не бросил станок, не пожаловался, потому что знали, что их труд вносит большой вклад в Победу. На этом заводе она проработала до конца войны. Потом вернулась в родное село, поступила в техникум на агронома.

Я рад, что моя прабабушка живет до сих пор. В этом году ей исполнится 87 лет. Всю жизнь она была активисткой, председателем местного совета ветеранов, участвовала в художественной самодеятельности в Доме культуры. Её приглашают и сейчас на встречи с молодежью, учениками. Она для меня является большим примером, образцом для подражания, на таких людей хочется быть похожим.

Мичурин Дмитрий

Куликов Алексей Иванович

Великая Отечественная война коснулась каждой российской семьи, в том числе и моей.

Мой прадед, Куликов Алексей Иванович, застал войну в четырнадцать лет. Поскольку для призывного возраста он был мал, его не взяли на фронт и Алексей Иванович пошел, как и все дети работать на Судоремонтный завод, который находился в затоне города Саратова. Там работали женщины, дети и старики, они готовили снаряды для фронта. Работа была очень тяжелой, люди были настолько обессилены, что спали возле станков на заводе. Выходных почти не было, люди старались сделать, как можно больше снарядов для наших солдат. На отдых уходило три - четыре часа. Немцы бомбили заводы и наш город Саратов. Люди боялись этих взрывов, но никто из них и мой прадед ни разу не бросали свое дело, как только взрывы утихали, снова принимались работать. Рабочим давали пайки немного больше, чем простым людям и мой прадед, как только получал этот паек, нес домой, где его ждали пять голодных младших братьев и сестер. Иногда детям давали немного выходных, чтобы отдохнуть, но мой прадед вместе со своим шестидесяти двух летним отцом в это время ходили по дворам и домам, и чинили крыши, заборы, кололи дрова, тем самым, зарабатывая, чтобы прокормить свою семью. Люди платили, кто чем мог, во время войны не было изобилия продуктов и денег. Кто давал луковицу, кто стакан крупы, кусок хлеба, кто картошку. И так всю войну проработал на этом заводе мой прадед.

Я горжусь своим прадедом! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На его долю в самое прекрасное время жизни - детство упал тяжелый груз войны. Это заставило его очень быстро повзрослеть и думать не только о себе, но и о своей семье. Он внес свой частичный вклад в победу российской армии, как и все труженики тыла. И за это им огромное спасибо! Мой прадед является тружеником тыла войны 1941-1945 годов и награжден медалью.

Панова Ольга

Перспектива проекта:

  • Разместить проект на нашей страничке сообщества «Край родной- Сосновка».
  • В 2013-2014уч.году провести исследовательскую работу по похозяйственным книгам в Администрации села Сосновка и выявить всех жителей, которым в период ВОВ было от 3-х до 14 лет(дети войны).
  • Продолжить разработку и оформление проекта «Дети-войны».

Руководитель проекта : классный руководитель 8 класса, учитель русского языка и литературы Малофеева Е.В.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех