Иван тургенев - касьян с красивой мечи. Сюжет рассказа Тургенева «Касьян с Красивой Мечи Касьяна с красивой мечи описание касьяна

18.03.2024

Перед вами — краткое содержание рассказа Тургенева «Касьян с Красивой мечи. Данный рассказ входит в сборник рассказов «Записки охотника», печатавшихся в 1847-1851 годах в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году.

Данное краткое содержание составлено очень удачно, сохранены все основные цитаты из текста, на которые следует обратить внимание, если вы хотите подготовиться к уроку русской литературы на «Отлично».

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ – краткое содержание

(из сборника рассказов «Записки охотника»)

Рассказчик возвращается с охоты. По дороге он встречает траурный поезд: несут гроб.

Кучер по­гнал лошадей: он желал предупредить этот поезд. Встретить на дороге покойника - дурная приме­та

Через некоторое время сломалась ось. Кучер был очень мрачным. Он сказал, что все из-за того, что они встретили покойника.

Тем временем траурная процессия догнала их. Автор и кучер сняли шапки. Кучер сказал, что хо­ронят Мартына-плотника, у него была горячка. Не­сколько дней назад управляющий посылал за док­тором, да не застал его дома.

Кучер кое-как исправил поломку, после чего они добрались до Юдиных выселок. Там было все­го шесть низеньких избушек. В двух домах автор никого не застал. Только во дворе он увидел спя­щего человека. Сначала охотник подумал, что на земле спит мальчик, подошел и стал его будить. Когда человек проснулся, наружность его пора­зила рассказчика:

Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волоса­ми, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело было чрезвычай­но тщедушно и худо, и решительно нельзя пере­дать словами, до чего был необыкновенен и стра­нен его взгляд.

Пташек небесных стреляете, небось?., зверей лесных?.. И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?

Карлик говорит, что оси у него нет. Потом он со­бирается отвести охотников туда, где можно най­ти ось. Карлик подходит к кучеру. Тот здоровает­ся, называя карлика Касьянушкой. Тот называет кучера Ерофеем.

Кучер говорит, что умер Мартын-плотник. Кась­ян, узнав об этом, вздрогнул. Кучер упрекает Касья­на в том, что тот не вылечил Мартына. Говорит: «Ведь ты, говорят, лечишь, ты лекарка ». Видно бы­ло, что кучер «потешался, глумился над стариком ».

Автор с интересом наблюдает за Касьяном. Он очень проворен, по дороге сохраняет молчание. На вопросы отвечает весьма неохотно. Через некото­рое время путники доехали до конторы, в которой было два молодых приказчика. Автор купил у них ось. Потом они поехали в лес.

Охотника очень заинтересовал карлик. Он раз­говаривает с птицами, собирает травки, постоян­но что-то бормочет себе под нос. Неоднократно Касьян упрекает охотника, что тот убивает пта­шек. Касьян называет убийство птиц грехом. Ав­тор спрашивает, не грех ли убивать рыб. Старик отвечает, что «рыба - тварь немая, у нее кровь холодная », что она «не чувствует », а кровь - «свя­тое дело ».

Автор интересуется у Касьяна, чем он живет. Тот отвечает, что живет, «как господь велит ». На­пример, соловьев ловит, но не убивает их, потому что «смерть и так свое возьмет ». Речь заходит о Мартыне-плотнике, который недавно умер. Ав­тор говорит:

«… мне послышалось, мой кучер у те­бя спрашивал, что, дескать, отчего ты не вылечил Мартына? Разве ты умеешь лечить?»

Касьян говорит, что «все от Бога ». Конечно, есть травы, цветы, которые помогают. Но помочь мож­но далеко не всегда. К тому же он поздно узнал о болезни Мартына.

Впрочем, старик считает, что «кому как на ро­ду написано ».

Нет, уж какому человеку не жить на земле, того и солнышко не греет, как другого, и хлебушек тому не впрок, - словно что его отзы­вает…

Сам Касьян много «ходил » - в Симбирск, и в Моск­ву, и на «Оку-кормилицу», и на «Волгу-матушку». Он видел много людей, побывал в разных местах. Касьян говорит: «Справедливости в человеке нет…» .

Внезапно автор и Касьян встречают девочку лет восьми. Старик относится к ней с вниманием и лаской. Автор спрашивает, уж не дочь ли это его. Старик называет девочку «сродственницей » и боль­ше ничего не отвечает.

После возвращения на выселки Касьян приз­нается, что это он всю дичь барину «отвел ». Автор этому не верит. Кучер починил ось. После этого рас­сказчик с ним собрался уезжать. Касьян провожа­ет их неприветливо. Кучер недоволен тем, что в де­ревне не удалось найти ни кваса, ни огурцов.

По дороге автор расспрашивает у кучера, что за человек Касьян, или «Блоха», как его называют в народе. Кучер говорит, что Касьян - «чудной челове к», он не работает, а «болтается, что овца беспредельная ».

Кучер дает Касьяну не самую лестную оценку, говорит, что он человек «несообразный и беспо­лезный », хотя и считает, что поет он хорошо. На вопрос о том, лечит ли Касьян, кучер отвечает, что если и лечит, то плохо. Впрочем, его самого старик вылечил от золотухи.

Вполне может быть, что Касьян - отец девочки, ведь она на него очень похожа. Кучер предполага­ет, что старик, может быть, вздумает Аннушку грамоте учить, поскольку такой уж он «неабнакнавенный» человек.

Надеюсь, вам понравилось это краткое содержание рассказа «Касьян с Красивой мечи»

Касьян с Красивой Мечи

Как-то возвращаясь с охоты, автор приметил похорон­ную процессию. Кучер признал родственников покойного: оказалось, что хоронят Мартына-плотника. У барской те­леги в это время сломалась ось, в чем кучер увидел след­ствие появления покойника. Автору пришлось добирать­ся до Юродиных выселок, чтобы найти новую ось. Здесь он толкнулся в первый же дом и обнаружил там старичка – карлика, который долго отказывал помочь, а только ру­гал барина за то, что по зверям стреляет. Наконец согла­сился отвезти на ссечки на своей

телеге. Кучер узнал ста­рика – это некий Касьян, которого все считают лекарем. Касьян пробовал лечить и Мартына-плотника. Кучер не без иронии напомнил старику об этом. Доехав на ссечки, автор купил у приказчиков годную ось и пошел поохотиться. Ка­сьян увязался за ним. Поначалу старичок собирал в лесу травы, затем опять принялся говорить о том, что человек должен питаться хлебом и ручной скотиной, а не убивать диких зверей и птиц. Речь Касьяна звучала “обдуманно­торжественно”, и автор удивлялся: простолюдины и крас­нобаи так не говорят. Как оказалось, Касьян живет тем, что ловит соловьев для забавы. Работник

из него плохой, по­скольку руки “слабые да глупые”. Между тем крестьянин он грамотный. У него на попечении сирота Аннушка – де­вушка лет 13, которую он зовет родственницей. Прощаясь с автором, Касьян просит у него прощения за то, что загово­рил (“отвел”) дичь, поэтому барин ничего не поймал. Автор не стал с ним спорить, а от кучера потом услышал, несмо­тря на иронические заметания, что старичок этот – чело­век необыкновенный и даже “несоразмерный”.

Глоссарий:

        • касьян с красивой мечи анализ
        • касьян с красивой мечи краткое содержание
        • Краткое содержание касьян с красивой мечи
        • касьян с красивой мечи
        • касьян с красивой мечи краткий пересказ

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Как-то возвращаясь с охоты, автор приметил похоронную процессию. Кучер признал родственников покойного: оказалось, что хоронят Мартына-плотника. У барской телеги в это время сломалась ось, в...
  2. Однажды, летним душным днем в тряско тележке я возвращался домой. Как вдруг забеспокоился мой кучер. Я заметил, взглянув вперед, что нам путь пересек похоронный обоз....
  3. КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ (из сборника рассказов “Записки охотника”) Рассказчик возвращается с охоты. По дороге он встречает траурный поезд: несут гроб. “Кучер по­гнал лошадей: он...
  4. Автор возвращается в телеге с охоты. Путь пересекает траурный поезд: священник и мужики с обнаженными головами несут гроб. В народе считается, что встретить на дороге...
  5. Тургенев И. С. Автор возвращается в телеге с охоты. Путь пересекает траурный поезд: священник и мужики с обнаженными головами несут гроб. В народе считается, что...
  6. Бурмистр Автор посетил соседа, живущего в пятнадцати верстах от его имения. Это Аркадий Павлович Пеночкин, офицер в от­ставке, человек рассудительный и положительный, мастер играть в...
  7. Краткое содержание Бежин луг Прекрасным июльским днем, одним из тех дней, когда погода установилась надолго, рассказчик охотился на тетеревов в Чернском уезде Тульской губернии. Он...
Позиция автора в произведении: Роман "Война и мир" охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. Велико значение автора: личность его проявляется во всем. что изображено в произведении.

Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев - определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает отношение к ним, делает теоретические выводы. В центре романа - изображение войны и мира как "противоестественного" и естественного состояния жизни людей. Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как "комбинация действий великих полководцев", а как "самый факт убийства" одних ни в чем не повинных людей другими, Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил "красоту ужаса" в войне. Эти взгляды полностью отражены в его произведениях. Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист. Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, "мучают страшные сомнения; для чего же -оторванные руки, ноги, убитые люди?" При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, "не должны", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Расея!" А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. Олицетворением лучших качеств русского народа, поднявшегося на борьбу, предстает и Тихон Щербатый. Толстой показывает мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора. Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя "краснорожий" солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: "Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила" - или: "эх, нескладная". Народу в полной мере присущи сердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают сердито: "Что врешь нескладно!" Так из отдельных образов складывается у Толстого единый образ народа-богатыря, нарисованного автор описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и дает анализ истоков этого подвига

Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни. Важную роль в романе играют женские образы, которые, как и образы других героев, делятся на статичные и развивающиеся. В романе Толстого “Война и мир” одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини. Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры. Толстой противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин. Элен - порождение общества, в котором Наташа появляется лишь однажды. Она не испорчена его условностями и предрассудками и живет лишь по тем законам, которые диктует ей сердце, сохраняя жизнерадостность, естественность и непосредственность. С возрастом в Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение. Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить; хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи. Наташа принадлежит к тем персонажам, которые живут “умом сердца”. Об уме же героини судить сложно. Пьер говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”. Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, “распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала”. Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией. В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!” Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она. В этом проявляется близость героини к природе. Свойственно героине и самопожертвование. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации. Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от героини. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: “Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа”. Однако Наташа Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Кура-гину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви) остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей. После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, “детская душа” которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию. В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете. Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокойствие. Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов. Итак, в образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума. Величайшее произведение русского писателя - роман Л. Н. Толстого “Война и мир” - освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное время и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, который объединяет все дворянство, имеет своих героев. Тем, кто глубоко равнодушен к судьбе родины, Толстой противопоставляет семьи Болконских и Ростовых. Необычная, яркая и короткая жизнь князя Андрея Болконского наполнена постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде. При первом же знакомстве с князем Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Желая быть полезным Отечеству, мечтая о военной карьере, князь Болконский в 1805 году уезжает на службу в армию. В это время он увлечен судьбой Бонапарта. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей по своей натуре - патриот, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого. Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, - истинный патриотизм и героизм русского народа. Толстой в романе много говорит о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение родины. Один из них - князь Андрей Болконский: “Увидав Мака и услыхав подробности его гибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию и ту роль, которую он должен будет играть в ней”. Князь Андрей настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать “путь сообщения с войсками, шедшими из России”. Слова Кутузова: “Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить” - не остановили Болконского. “От этого я и прошу отправить меня в этот отряд”, - отвечал он. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Ему кажется, что его жизнь кончена. Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”, - говорит князь Андрей Пьеру. И, по-моему, именно под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея: “... в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”. А встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла. После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу, он хочет этого, и в то же время боится. Выслушав отца, Андрей откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять сути молоденькой девушки, совершенно не имеющей жизненного опыта. Наташа живет чувствами, Андрей - разумом. И вновь Андрея постигает глубокое разочарование. В его отсутствие Наташа не может жить спокойно, ей нужны движение, чувства, смена обстановки, новые события, новые знакомства, и она попадает в мир, где обитают Элен, Анатоль, князь Василий - циничные, холодные представители высшего света. Наташа не может устоять против обольстителя - Анатоля. Все мечты о семье разрушились в душе Андрея: “Тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший над ним прежде, вдруг превратился в низкий, определенно давивший на него свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного”. И князь Андрей снова возвращается в свою стихию - в армию. Там он должен думать в первую очередь не о себе, а об интересах своего Отечества, о жизни своих солдат. Болконский “... весь был предан делам своего полка. Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”. Им гордились и любили”. Накануне Бородинского сражения князь Андрей был полон твердой уверенности в том, что русская армия выиграет предстоящую битву. Он верил в народ, своих солдат, в правоту борьбы за Отечество. Андрей ходил по траве, любовался красотой родной земли, рассматривал цветы, землю, листья, травы. И в этот мирный и спокойный момент он получает смертельное ранение. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, он перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Умирая, Болконский соединяется с вечностью. К этому он стремился всегда, но не мог соединить небесное и земное. Князь Андрей сумел это сделать, обретя веру. Пьер Безухов - один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого “Война и мир”. В этом произведении более пятисот персонажей, но яркий образ Пьера Безухова нельзя не выделить среди остальных героев. Изначально свой великий труд граф Толстой хотел посвятить судьбе дворян, участвовавших в восстании 1825 года, но впоследствии писатель решил вернуться к более раннему этапу развития России, к войнам начала века, к тому периоду, на который приходилась юность героев, периоду формирования их жизненных взглядов и идеалов. Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. В течение повествования образ этого героя претерпевает значительные изменения, что является следствием его духовных исканий, поиска смысла жизни, каких-то своих высших, непреходящих идеалов. Встретив Безухова впервые в салоне Анны Павловны Шерер и расставаясь с ним в эпилоге романа, мы видим двух совершенно разных людей. “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке” - таким предстает Пьер на вечере в начале романа. Внешность Безухова вряд ли дает возможность предположить в нем незаурядную личность, скорее, она вызывает усмешку у окружающих. В этом великосветском салоне Пьер чужой. Его “умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду” не место среди “механических” гостей “мастерской” Анны Павловны. Не находит себе места Пьер и после получения огромного наследства. Напротив, это событие еще больше связывает его со светским образом жизни, заставляет жениться на блестящей красавице с холодным сердцем Элен Курагиной. Пожалуй, самой яркой чертой характера Пьера является его безграничная доброта. В начале романа он необычайно простодушен и доверчив, как ребенок, он еще не искушен жизнью. Он живет по велению сердца, а не разума, отсюда его импульсивность и горячность, свойственная молодости, огромная щедрость души и пылкая любовь. Измена Элен и дуэль с Долоховым становятся первыми жизненными испытаниями Пьера. Они ввергают его в духовный кризис, из которого он не видит выхода. Испытав разочарование в окружающей его реальной жизни, он вступает в масонскую ложу, где его привлекает идея всеобщего братства людей, совершенствования души, внутреннего мира человека. Масон Баздеев, открывший для него этот путь, представляется ему интереснейшим человеком и наставником. Посещая собрания масонского братства, жертвуя деньги, ведя дневник, в котором он анализирует происходящее, Пьер постепенно приходит к выводу о бесполезности такого пути. Разочарование в идеалах не останавливает Пьера. Он стремится найти смысл жизни, обрести свой собственный взгляд на мир, стать ему полезным. Большое значение имела для Пьера встреча с простым солдатом Платоном Каратаевым во французском плену. Он оказал решительное влияние на изменение взглядов героя. Речь Каратаева наполнена присказками и поговорками, в которых отражается народная мудрость. “Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить”, - говорит Платон Безухову. Эти простые добрые слова, несомненно, значат для Пьера гораздо больше, чем пустые и холодные трактаты масонов. За время плена Пьер Безухов приобретает новые для него душевные качества. Он становится терпеливым к тяготам и невзгодам жизни, без ненависти относится к французам, переоценивает все происшедшее с ним ранее, по-новому начинает смотреть на жизнь. Теперь для него глупой и бессмысленной представляется ссора с Элен, теперь он готов простить Долохова, Курагина. “Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь”. Выйдя из плена, Пьер обретает полную духовную свободу: теперь у него совсем другое восприятие мира. В отношениях с людьми он также полностью изменился. Теперь он стремится понять их, найти хорошие качества в каждом человеке. Теперь ему легко отказать, например, французскому полковнику, безосновательно требовавшему от него денег, и вообще, в денежных делах у Безухова, по выражению Толстого, появился центр тяжести. Возможность полного человеческого счастья Пьер обретает, женившись на Наташе Ростовой. В эпилоге романа он уже опытный семьянин, счастливый отец четверых детей. В прошлом остались разгульные кутежи в обществе Анатоля Курагина, собрания масонов и фантазии насчет своего высокого и таинственного предназначения. Пьер Безухов нашел свое счастье, обрел радость и покой в душе, но не остановился на этом. Для него теперь существуют гораздо более важные, чем личное счастье и благополучие, вопросы. О них он говорит с братом своей жены Николаем Ростовым. Но автор не показывает политической деятельности героя, оставляет его в тихом, радостном и спокойном семейном кругу, видя свой идеал счастья человека именно в этом.

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ

(из сборника рассказов «Записки охотника»)

Рассказчик возвращается с охоты. По дороге он встречает траурный поезд: несут гроб. «Кучер по­гнал лошадей: он желал предупредить этот поезд. Встретить на дороге покойника - дурная приме­та». Через некоторое время сломалась ось. Кучер был очень мрачным. Он сказал, что все из-за того, что они встретили покойника.

Тем временем траурная процессия догнала их. Автор и кучер сняли шапки. Кучер сказал, что хо­ронят Мартына-плотника, у него была горячка. Не­сколько дней назад управляющий посылал за док­тором, да не застал его дома.

Кучер кое-как исправил поломку, после чего они добрались до Юдиных выселок. Там было все­го шесть низеньких избушек. В двух домах автор никого не застал. Только во дворе он увидел спя­щего человека. Сначала охотник подумал, что на земле спит мальчик, подошел и стал его будить. Когда человек проснулся, наружность его пора­зила рассказчика: «Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волоса­ми, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело было чрезвычай­но тщедушно и худо, и решительно нельзя пере­дать словами, до чего был необыкновенен и стра­нен его взгляд».

«Пташек небесных стреляете, небось?., зверей лесных?.. И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?»

Карлик говорит, что оси у него нет. Потом он со­бирается отвести охотников туда, где можно най­ти ось. Карлик подходит к кучеру. Тот здоровает­ся, называя карлика Касьянушкой. Тот называет кучера Ерофеем.

Кучер говорит, что умер Мартын-плотник. Кась­ян, узнав об этом, вздрогнул. Кучер упрекает Касья­на в том, что тот не вылечил Мартына. Говорит: «Ведь ты, говорят, лечишь, ты лекарка». Видно бы­ло, что кучер «потешался, глумился над стариком».

Автор с интересом наблюдает за Касьяном. Он очень проворен, по дороге сохраняет молчание. На вопросы отвечает весьма неохотно. Через некото­рое время путники доехали до конторы, в которой было два молодых приказчика. Автор купил у них ось. Потом они поехали в лес.

Охотника очень заинтересовал карлик. Он раз­говаривает с птицами, собирает травки, постоян­но что-то бормочет себе под нос. Неоднократно Касьян упрекает охотника, что тот убивает пта­шек. Касьян называет убийство птиц грехом. Ав­тор спрашивает, не грех ли убивать рыб. Старик отвечает, что «рыба - тварь немая, у нее кровь холодная», что она «не чувствует», а кровь - «свя­тое дело».

Автор интересуется у Касьяна, чем он живет. Тот отвечает, что живет, «как господь велит». На­пример, соловьев ловит, но не убивает их, потому что «смерть и так свое возьмет». Речь заходит о Мартыне-плотнике, который недавно умер. Ав­тор говорит: «… мне послышалось, мой кучер у те­бя спрашивал, что, дескать, отчего ты не вылечил Мартына? Разве ты умеешь лечить?»

Касьян говорит, что «все от Бога». Конечно, есть травы, цветы, которые помогают. Но помочь мож­но далеко не всегда. К тому же он поздно узнал о болезни Мартына.

Впрочем, старик считает, что «кому как на ро­ду написано». «Нет, уж какому человеку не жить на земле, того и солнышко не греет, как другого, и хлебушек тому не впрок, - словно что его отзы­вает…» Далее Касьян рассказывает, что родом сам с Красивой Мечи, села верст за сто отсюда, а пере­селили их сюда года четыре назад. Касьян гово­рит о красоте своих родных мест. Он был бы рад повидать свою родину.

Сам Касьян много «ходил» - в Симбирск, и в Моск­ву, и на «Оку-кормилицу», и на «Волгу-матушку». Он видел много людей, побывал в разных местах. Касьян говорит: «Справедливости в человеке нет…».

После возвращения на выселки Касьян приз­нается, что это он всю дичь барину «отвел». Автор этому не верит. Кучер починил ось. После этого рас­сказчик с ним собрался уезжать. Касьян провожа­ет их неприветливо. Кучер недоволен тем, что в де­ревне не удалось найти ни кваса, ни огурцов.

Кучер дает Касьяну не самую лестную оценку, говорит, что он человек «несообразный и беспо­лезный», хотя и считает, что поет он хорошо. На вопрос о том, лечит ли Касьян, кучер отвечает, что если и лечит, то плохо. Впрочем, его самого старик вылечил от золотухи.

Вполне может быть, что Касьян - отец девочки, ведь она на него очень похожа. Кучер предполага­ет, что старик, может быть, вздумает Аннушку грамоте учить, поскольку такой уж он «неабнакавенный» человек.

Здесь искали:

  • касьян с красивой мечи краткое содержание

Сборник И. С. Тургенева «Записки охотника» называют жемчужиной мировой литературы. Как справедливо заметил А. Н. Бенуа: «Это в своем роде, печальная, но глубоко волнующая и полная энциклопедия о русской жизни, русской земле, русском человеке». Особенно явно это просматривается в рассказе Касьяна с Красивой Мечи: «Взойдешь на холм, - и река-то, и луга, и лес. Далече видно, далече».

Анализ произведения

Рассказ «Касьян с Красивой Мечи», с кратким содержанием которого мы познакомимся в этой статье, был написан в 1851 году. В нем автор освещает еще одну сторону жизни народа - правдоискательство, характерное для того времени. Крепостной строй не смог подавить в крестьянине чувство патриотизма и любви к родине. Касьян, исходивший пол России восхищается красотой русской земли: бывал он в «Синбирске - славном граде», ходил в «Москву - золотую маковку». Приходилось ему бывать и на «Оке-кормилице», и на «Цне-голубке» и на «Волге-матушке». Многие «крестьяне в лаптях» бродят по миру и «правоты ищут». И свой рассказ, полный любви к родной земле, Касьян заканчивает словами, что «нет справедливости в человеке».

Патриотическое чувство главного героя сливается с жалостью к «добрым хрестьянам», закрепощенным барами. И представляет Касьян места свободные, где «живет птица Гамаюн», листья там зимой «с дерев» не сыплются, а человек живет «в довольстве и справедливости». Когда он рассказывает охотнику о своих мечтах, речь его становится «обдуманно-торжественно». Как показывает анализ и содержание «Касьяна с Красивой Мечи, Тургенев сделал «правдоискательство» основной темой произведения. Таким образом, он показал антикрепостническое настроение героев, так как в полный голос об этом говорить нельзя было.

Но правдоискательство народа неразрывно связано с социальной несправедливостью. Касьян, которого переселили с Родной Красивой Мечи по той причине, что барин там выкупил землю, отвергает право собственности на землю, считая, что это нарушает божьи законы. Поэтому он и отнесся с недоверием к охотнику, барину, одетому в «немецкое платье» и молчал всю дорогу. И, конечно, не остается незамеченной любовь Касьяна к природе, она принимает какой-то возвышенный, религиозный характер.

Особенности повествования

Наряду с идейным содержанием, «Записки охотника» имеют еще одну особенность, - образ охотника - рассказчика, от лица которого ведется повествование. Он не посторонний наблюдатель событий, а их участник, который не скрывает своего отношения к героям и никогда не остается безучастным к их поведению, чем и делится с читателем, как бы вовлекая его в происходящие события. Автор не называет читателю его имени. Приступая к краткому содержанию «Касьян с Красивой Мечи», назовем его условно «рассказчик».

Печальное шествие

Возвращаясь с охоты летним облачным днем, рассказчик дремал в тряской тележке. Но тут внимание его привлекли беспокойные движения кучера, - он задергал вожжами и стал покрикивать на лошадей. Оглядевшись, рассказчик увидал на узкой тропинке, которая пересекала их дорогу, похоронную процессию. В телеге ехали священник и дьячок, за телегой несли гроб четыре мужика, за ними шли две женщины и та, что помоложе, однообразно и безнадежно голосила.

Кучер погнал лошадей, чтобы опередить процессию, встретить покойника на дороге - плохая примета. Но не отъехали и ста шагов, как телега накренилась. Кучер, махнув рукой, сказал, что сломалась ось. Пока он прилаживал колесо, чтобы доехать до Юдиных выселок, печальное шествие поравнялась с ними. Безмолвно проводив их взглядом, кучер сказал: «Мартына-плотника хоронят». Приладив колесо, он предложил рассказчику сесть в телегу, чтобы потихоньку добраться до выселок. Но тот, отказавшись, пошел пешком.

Юдины выселки

Продолжаем краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи». Шесть покосившихся избушек на выселках были поставлены, очевидно, недавно, так как не все были обнесены плетнем. На улице - ни души. В первой избе рассказчик никого не обнаружил, кроме кошки, и отправился во второй дом. Во дворе, на самом припеке, лежал мальчик. Неподалеку, под навесом, стояла худая лошаденка. Он подошел к спящему ребенку, и стал его будить. Тот поднял голову и, увидев барина, сразу вскочил на ноги, спрашивая: «Что надо?».

Изумленный его наружностью, рассказчик не сразу ответил на вопрос. Перед ним стоял карлик лет пятидесяти со сморщенным лицом, едва заметными глазками, взгляд которых был так же странен, как и их обладатель. Придя в себя, он объяснил карлику, что им нужно достать новую ось. Странный старичок, узнав, что он охотник, на удивление молодым голосом, сказал, что пташек стрелять нехорошо. Оси у него нет, но можно сходить за ней на ссечки (на вырубку). Нехотя встав, старик вышел на улицу. Кучер, завидев старика, сообщил, что Мартын-плотник умер, и поинтересовался, отчего же он, Касьян, его не вылечил? Кучер запряг Касьянову лошадку, и они отправились в путь.

Касьян

Краткое содержание произведения «Касьян с Красивой Мечи» рассказчик продолжает описанием их с Касьяном поездки на ссечку. Лошадка, на удивление, бежала скоро. Да и Касьян шагал проворно, оправдывая свое прозвище Блоха. Доехав до ссечек, им удалось у приказчиков раздобыть ось. Рассказчик знал, что на вырубках частенько водятся тетерева, и отправился поохотиться. Касьян, молчавший всю дорогу, вдруг напросился идти с барином. По пути он срывал какие-то травки, и странным взглядом поглядывал на своего попутчика, который забыв про охоту, смотрел все больше на Касьяна. Тот перекликался с птицами, а они, совершенно не боясь карлика, кружили над ним. Не найдя ни какой дичи, охотники отправились на соседние вырубки. Завидев коростеля, рассказчик выстрелил, а Касьян прикрыв глаза ладонью, шептал: «Грех это, грех».

Нестерпимая жара загнала их в рощу. Так как Касьян собеседником был никаким и по-прежнему молчал, рассказчик прилег отдохнуть под дерево. К его удивлению, старик первым заговорил, объясняя, что лесную птицу грех убивать, домашняя - другое дело, она Богом определена для человека. Речь Касьяна звучало торжественно и странно, не по-мужицки. Он рассказал, что ловит соловьев для удовольствия человеческого, не продает, а отдает. Касьян был грамотным, но бессемейным. Переселили их сюда с Красивой Мечи. Очень тосковал по родным краям. Иногда лечит людей травами, за это его называют лекарем, с чем он категорически не согласен. Мартына ему спасти не удалось, потому как обратились они к Касьяну слишком поздно, - плотник был уже не жилец. Побывал старик во многих городах, и другие крестьяне по миру ходят, правды ищут. «Справедливости нет в человеке», - подытожил он и тихонько запел.

Аннушка

Продолжим краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» встречей с Аннушкой. Касьян вздрогнул и стал пристально всматриваться в чащу. Рассказчик оглянулся и увидел маленькую девчушку в синем сарафане с плетеным кузовком в руках. Старик ласково подозвал ее. Когда она подошла ближе, стало видно, что лет ей 13 - 14. Просто она была худенькой, маленькой, стройной и очень похожей на Касьяна: те же ловкие движения, острые черты и лукавый взгляд. На вопрос, не его ли это дочь, Касьян небрежно ответил, что сродственница. При этом во всем облике его читалась любовь и нежность.

Рассказ Ерофея

Завершает краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» возвращение охотников. Охота не удалась, и они повернули на выселки. Дорогою Касьян сказал, что это он отвел дичь. Убедить его в том, что это невозможно, рассказчику не удалось. На выселках его ждал Ерофей, недовольный тем, что ему не удалось раздобыть что-нибудь съестное. Аннушки в избе не было, но кузовок с грибами стоял. Кучер приладил новую ось, и они выехали с выселок. Дорогой Ерофей ему рассказал, что знает Касьяна давно. Чудной он человек, с дядьями своими работал, потом стал дома жить, но не сиделось ему - «уж точно блоха». То молчит как сыч, то вдруг заговорит невесть о чем. Но поет очень хорошо. Аннушка его - сирота, и матери ее никто не знает. Но девушка хорошая растет, Касьян в ней души не чает, того и гляди - грамоте учить вздумает. Дорогою Ерофей несколько раз останавливался, чтобы облить водой разгоряченную ось. Уже затемно они вернулись домой.

Вывод

Что нужно отметить, прочитав краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи»? Тургенев показал, через образ Касьяна, что крестьянину свойственна любовь к природе, в ней он черпает свои силы, она дарит ему мечты о лучшей жизни и свободе. Касьян слился с ней настолько, что и в лесу-то ведет себя, как в родном доме: то «срывал какие-то травки», то «перекликался» с птицами. Это обуславливает в таких людях необыкновенную силу духа, которой лишен человек, выпавший из природы. Поэтому и глубокие эстетические чувства Касьяна неотделимы от вольнолюбивых идеалов. Он мечтает о привольных местах, где была бы не только плодородная земля, но луга, леса, поля и реки. Как на Красивой Мечи - чтобы открывались взору безбрежные дали.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех