Основные занятия калмыков. Калмыки — кочевой народ, исповедующий буддизм

03.07.2023

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 — 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

Калмыки — немногочисленный народ, представители монголоидной расы проживающие в России.

Народ Калмыки

В России проживает около 184 тыс. представителей народа калмыки. Среди них в Калмыкии проживает 163 тыс. человек. По России калмыков можно встретить по областям:

  • Астрахань — 6,5 тыс;
  • г.Москва и область — 5 тыс;
  • Волгоград — 1,5 тыс;
  • г.Санкт-Петербург — 1,2 тыс;
  • Ростов и Тюмень — по 1 тыс;
  • Ставрополь — 800 чел;
  • Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецк — по 400 чел;
  • Чукотский край — 150 чел.

Среди других стран диаспора встречается в Киргизии — 4 тыс. человек, а также в Казахстане — 400 чел. и в Украине около 300 чел.

Языковые группы

Калмыков относят к монголоидной рассе ойратской группы. Они говорят по-русски и по-калмыцки. Но русский язык более распространенный. Калмыки включают в себя бузавов, торгоутов, сарт-калмыков, дербетов и хошутов. Прямыми предками считаются джунгары, а родственными народами выступают зюнгары, олеты, чоросы и хойты.

Первые упоминания про калмыков

Конец XVI - начало XVII века племена ойратов, которые проживали в Джунгарии, окончательно разъединились на три части. Первая группа осталась на месте, вторая переселилась поближе к озеру под названием Кукунор, а третья часть племени отправилась в длинный путь, к Русскому царству. Все разделившиеся племена старались обитать поблизости водоемов, потому как река кормила многие семьи. Третья часть народа изначально поселилась возле рек Оми, Иртышу и Ишиму. После кочевники приблизились к Северному Прикаспию и Нижней Волги. А еще со временем, к рекам Дон, Урал, Самара и Терек. Кочевники имели огромную территорию обитания, но когда численность населения уменьшилась в разы, то и границы проживания стали напоминать современную Республику Калмыкию в России. И именно в 1574 году в указе царя Ивана IV упоминалось про калмыков, чтобы вести с ними торговлю. Это первый официальный документ, подтверждающий про существование этого народа.

Религиозные убеждения

Практически все калмыки исповедают буддизм тибетской школы Гелуг. В религии очень плавно переплетаются культура народа и ритуалы. Очень важно медитировать, чтобы получить чувство нирваны, достигнуть высокого внимания, выдержки, развиваться, как личность. Эта религия помогает саморазвиваться и всегда быть уравновешенным. Помимо этой религии некоторые калмыки приняли христианство, их окрестили и провели необходимые обряды.

Народные традиции и быт

Так как древние калмыки вели кочевой способ жизни, то в основном они пытались рыбой и перегоняли с места на место скот. А на полях выращивали зерновые культуры. Позже калмыки научились разнообразного ремесла. Лучше всего цениться резьба по дереву и в наши дни, а особенно изготовленная мебель. Из кожи делали принадлежности для лошадей: уздечка или седло. Одно из основных блюд — квашеное молоко (арьян), а также кумыс.

Одежда также занимает особое место в калмыков. Поэтому национальный костюм всегда должен быть свободным и комфортным. С возрастом цветовая гамма костюма может меняться. Костюмы всегда красочные и вышитые многочисленными орнаментами, что придает некое богатство одежде. Ни в коем случае нельзя наступать на головной убор, так как это проявление невоспитанности. Именно калмыки ввели в моду меховые шапки.

Этот народ очень верующий и научились присматриваться или верить приметам. Живут в калмитках или в юрте. Кочевник должен хорошо ездить на лошадях. Жениху вправе выбирать невесту только родители. После того, как выбор сделан, нужно какое-то время дружить и свататься. Если после свадьбы молодожены не хотят быть вместе, то их без проблем разводят. Единственное, жених должен вернуть девушку обратно в целости и сохранности.

Пускай кочевники и ведут немного странный образ жизни. Но их готовность воевать — многим под руку. Этот народ очень тонко чувствует, легко ориентируется, всегда уравновешен и всегда готов к чему-либо.

Здравствуйте, любознательные читатели! Сегодня нам предстоит заглянуть в юго-восточный уголок европейской части России, где в междуречье Дона и Волги раскинулась Калмыкия. Это единственная страна в Европе, где исповедуют . Данная религия сильно повлияла на калмыцкие обычаи и традиции.

О них мы и поговорим.

Историческое прошлое

Калмыки, потомки западномонгольских ойратов, перебрались в низовья Волги в середине XVII века, когда у них произошли разногласия с другими обитателями Джунгарского ханства.

На новом месте было образовано Калмыцкое ханство. Позднее оно было упразднено российскими государями.

Калмыцкому народу пришлось пережить тяжелейшие несчастья во время существования в составе СССР. Они потеряли автономию, подверглись депортации, в результате чего лишились больше половины своего населения.

Только к 60-м годам прошлого столетия калмыков реабилитировали. Сейчас их государство входит в состав Российской Федерации под названием Республика Калмыкия.

В ней два государственных языка – русский и калмыцкий.

Калмыки и лотос

Несмотря на пережитые трудности, калмыки не теряют оптимизма. Возможно, помогает им в этом следование древнему буддийскому учению.

Калмыкия – единственное государство в мире, у которого и на гербе, и на флаге изображён лотос. По-калмыцки, – это «бадм». А на санскрите – «падма», на тибетском языке – «пад-ма».

Калмыцкий народ почитает бодхисаттву сострадания Авалокитешвару, который изображается несущим этот цветок. Именно к нему они обращают свою молитву «Ом мани падме хум», что в переводе означает «О, сокровище, в сердцевине лотоса!»


Из трёх видов лотоса, один, индийский, растёт на берегах Волги. Дальше, на север от этого места, его уже не встретишь, да и во всей Европе он водится только здесь. Калмыки гордятся тем, что могут наслаждаться его цветением в природных условиях.

Они считают, что их народ удостоился особого права жить рядом с местом произрастания этого чуда и иметь его на своих государственных символах. Нередким калмыцким именем является Бадма, существует множество фамилий, образованных от этого корня: Бадмахалгаев, Бадмаев, Бадминов и др.

Повседневная жизнь

Так как калмыки являлись кочевниками, то и жильё у них было передвижное, называемое «кибитка» — подобие , утеплённой войлоком. Летом в ней было прохладно, зимой – тепло.

В кибитках обитали более зажиточные кочевники, так как обтягивалась она кошмой из овечьей шерсти, а для этого надо было иметь домашний скот.


Бедные калмыки не могли себе такого позволить в быту. Их жилища назывались джолум и сооружались из камышовых снопов, устанавливаемых по кругу и связанных вверху наглухо.

Они были без окон, и внутри было темно. Для утепления использовалась глина, которой джолум обмазывался изнутри и снаружи. В нём было очень холодно, что иногда даже служило причиной смерти жильцов.

Кстати сказать, раньше у калмыков не было принято хоронить умерших. Их оставляли в степи на съедение хищникам. Сейчас на похороны приглашают ламу, который «указывает» путь отошедшему в мир иной.

Символичные кушанья

Самым любимым лакомством местных жителей являются борцоки. Раньше их могли позволить себе только богачи, из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки.

Существует свыше десяти разновидностей этих лепёшек, и каждый вид имеет глубокий смысл и предназначение.


  • в виде солнца обязательны на праздники;
  • в форме бублика символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, непременно вкушаются за столом во время празднования Зул;
  • как рогалик напоминают верхнюю часть коровы и преподносятся с напутствием увеличения поголовья крупного домашнего скота;
  • формой напоминающие часть или целого барашка, дарятся, чтобы у хозяина было больше овец, символически представляют древнее заклание животных;
  • похожие на конскую внутренность – кит – символизируют обилие еды;
  • небольшого размера – хорха – преподносятся с тем, чтобы было больше детей или скота;
  • шор белг, как штыки, показывают решимость защищаться от недругов;
  • шовун, в виде птичек, возвещают о приходе весны.

Это далеко не полный перечень таких мучных изделий, которые, по замыслу калмыков, указывают на взаимосвязь всего живого в мире, его причинно-зависимое происхождение в соответствии с одним из буддийских положений.

Главные торжества

Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года.

В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу .


Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают.

И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.

Народная этика

У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая.

Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.

После перекочевания на новое пастбище, пожилых людей угощают, чтобы они благословили новое место. Когда старшие разговаривают, им не перечат, не перебивают, прислушиваются к их советам, никогда не повышают голос в их присутствии.


Во время праздников говорить йорялы – благопожелания – тоже предоставляется тем, кто старше. Они же употребляют крепкие напитки, молодым это не дозволено.

Вся вековая мудрость калмыцкого народа собрана в его героическом эпосе под названием «Джангар». Он описывает подвиги богатырей, которые проживают в несуществующей стране Бумбы.

Эпосу около тысячи лет, и сохранился он до наших дней благодаря жителям, которые наизусть знали все его песни и передавали их устно следующим поколениям.

У калмыков не принято хвалить своих жён, но для укрепления духа и поднятия авторитета повсеместно расхваливают мужчин. Существует даже пословица «Без похвалы нет богатыря».

Родственные связи

В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду.

Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода.

Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.

Свадебное таинство

В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:

  • знакомились семьями в доме невесты;
  • сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
  • договаривались о дне церемонии.

В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.


Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин.

Перед празднованием полагается совершить омовение рук и ополаскивание рта и помолиться перед бурханом. Само оно длится недолго, так как к обеду невесту нужно доставить в дом жениха.

После застолья невеста надевает платок, молится бурханам, пьёт молоко и уходит из отчего дома. Её приданое грузят в свадебный поезд, и молодые уезжают.

Заключение

Калмыки – удивительный народ, который имеет богатейшее культурное и духовное наследие. Его представители отличаются высокой нравственностью, мудростью и простотой.

Калмыкия – единственная единственная страна в Европе, где государственной религией является Буддизм.

Республика Калмыкия находится на юго - востоке России. Калмыкия - это бескрайние степи, стада сайгаков. Столица республики г. Элиста. Калмыки, потомки кочевников-ойратов, племен родственных монголам по своему образу жизни, языку, культуре и религии, которые в начале 17 в. вошли в состав России.

В истории калмыков есть трагичный период, когда целый народ потерпел геноцид. В декабре 1943 года по приказу Сталина стариков, женщин и детей, объявив политически неблагонадежными, вывезли в холодные края в товарных вагонах. Мужчин-калмыков, сражавшихся в рядах советской армии с фашистами, собрали со всех фронтов и свезли на строительство ГЭС в Широклаг. В 1956 году калмыкам разрешили вернуться на родину. За 13 лет изгнания численность калмыков уменьшилась в два раза. На севере сохранились целые кладбища, которые до сих пор называются калмыцкими. Эта печальная история является незаживающей раной в сердцах калмыков. Сейчас в России проживает более 173 тыс. калмыков.

Сегодня калмыцкую речь в основном можно услышать только в сельских районах. Как родной язык он остался, можно сказать, для пожилых калмыков. В средствах массовой информации часто печатаются статьи о кризисе калмыцкого языка. Правительством республики предпринимаются программы по его восстановлению и развитию. Создана национальная гимназия с преподаванием на калмыцком языке. Национальный язык включен в процесс воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Настоящее христианство среди калмыков начинает свой отсчет с 1991 года. Именно тогда, американский миссионер Э.В., владевший разговорной калмыцкой речью, образовал группу по изучению Библии. Он привлекал людей знанием калмыцкого языка, хотя само изучение и общение происходило на русском языке. Впоследствии эта группа переросла в самостоятельную церковь. Одна из сегодняшних церквей, функционирующая в п. Цаган Аман была основана братьями-калмыками, которые обратились через эту церковь. В настоящее время в Калмыкии 14 христианских общин (разных деноминаций). Большинство этих церквей находится в г. Элиста. Численность калмыков-христиан составляет приблизительно 200 человек.

В поселках, где в основной массе проживает коренное население, Евангелие доносится через распространение христианской литературы и частные беседы. Там, желательно, говорить на калмыцком языке. Дело в том, что калмыки считают Иисуса Христа «русским» Богом, и русский язык ставит некий барьер на пути к их сердцам (хотя почти все население отлично общается между собой на русском языке).

Калмыкия - единственная единственная страна в Европе, где государственной религией является Буддизм (тибетского толка, как и в Тыве). Но в чистом виде это учение основная масса народа не знает. Все держится на доверии к священнослужителям. Буддизм, в сегодняшнем его виде, появился в Калмыкии недавно. До этого калмыки тоже называли себя буддистами, но их богом был так называемый « Цаган Ава», что переводится как Белый Старец. Он и есть Хозяин Вселенной и Творец. Поэтому в Калмыкии люди как бы подразумевают Бога - Творца, но в то же время поклоняются всему остальному, что принес им современный буддизм. Но что касается вопроса о жизни после смерти, то тут почти все одинаково: после смерти человек может переродиться в любое животное существо. Некоторые люди считают, что появившаяся в их дворе, после похорон родственника, кошка или собака и есть тот переродившийся человек. Но на самом деле никто этого не хочет и надеются, что души умерших находятся в хорошем месте. Большое значение придается снам. Приснившийся умерший родственник означает, что он что-то хочет от них. Они идут в «Хурул» - в буддийский храм - и заказывают некий обряд.

Вообще буддийская атрибутика имеется почти в каждом доме. Это оформленные календари, изображения божков, ритуальные надписи на тряпицах, которые висят над дверями или на стене.
Культура калмыков переплетена с религией. Народные праздники начинаются с посещения «Хурула» и храмового поклонения. Свадебная церемония происходит также с ритуалами. Невеста, переступившая порог жениха, должна поклониться духам его предков.
Во многих школах можно увидеть закрепленную на стене буддийскую молитву. Знакомство с религией народа включено в учебный процесс школьников.

По настоящему уверовавшие во Христа калмыки и не следующие традициям и обрядам своих предков - это в основном молодые люди. Труднее дело со старыми людьми. Один уверовавший во Христа старик долго держал на полке атрибуты буддийской религии. Только года через два, он свободно избавился от них. Другие могут еще участвовать в каких-либо религиозных обрядах, боясь открыто исповедовать Иисуса своим Господом.
А между тем, как пишет Лев Гумилев, в 11 веке закончилось самое сильное христианское ханство центральной Азии (куда входил народ кераиты, из которого впоследствии обособился народ под названием ойраты или ныне калмыки). Гумилев ссылается на иранского ученого, который только в предварительном описании об азиатском христианстве отмечает: «До азиатов дошел призыв Иисуса - мир Ему! И они вступили в Его веру» Таким образом, исторические данные говорят, что калмыки имели отношение к христианству в добуддистском прошлом.

Многие калмыки не понимают, как можно стать калмыку христианином. Для них слово калмык идентично слову буддист. Они признают христианство как одну из религий мира. В Калмыкии христианство считается религией русского человека. Есть православная церковь, на ней кресты, туда ходят русские люди. Это для них. И здесь все нормально. Вот все понятие о христианстве. Если уверует калмык, это уже для большинства непонятно. Хотя нельзя сказать об агрессивности по отношению к ним. Наоборот, людей удивляют изменения в хорошую сторону в их жизни. Очень много молодых калмыков, принявших Христа, навсегда избавились от наркотической зависимости или от алкоголизма. По их признанию это действие Христа в их душах.

На калмыцкий язык переведен только Новый завет и Псалтырь. В процессе перевода встречались трудности с передачей понятия любовь, Сын Божий. Для калмыков Бог находится где-то далеко наверху, недосягаем и вообще «Он же не человек, чтобы любить». Или как у Бога может быть сын, как у людей. Но что Бог-Творец, то это понятие близко. В религии калмыков есть понятие Бога -Творца. На самом деле большая часть калмыков не вникают в суть буддистского учения, отрицающего Творца.
Молитва у калмыков «читается». Это некий ритуал, который исполняют только служители храма. Это так сказать заказные молитвы о личном благополучии и исцелении или о нуждах своих родственников. В местах массового поклонения стоят вертящиеся молитвенные барабаны, к которым может подойти любой желающий и прокрутить его. Каждый подходит по своей причине к этому священнодействию, но все полагаются на магическое действие этого барабана.

Калмыкия расположена в степной зоне. Основным средством передвижения является автомобиль. Ранее калмыки занимались скотоводством. Мясное животноводство - это основная отрасль в экономике республики во время прежнего режима. Теперь она снизила свои масштабы. Немногие могут заниматься этим в сегодняшних экономических условиях.
По причине безработицы многие выехали на заработки в Москву и за границу. При этом дети их остаются дома без родительского внимания. Здесь людям выбирать не приходится, иначе семья останется в постоянной финансовой нужде. Зачастую женщина, присутствие которой в доме создает тепло и уют, вынуждена сегодня зарабатывать деньги в далекой Москве. Не всякий мужчина может справиться с этой задачей в силу своего пристрастия к алкоголю. Поэтому женщина сегодня это не та тихая и во всем подчиняющаяся мужу калмычка.

В калмыцкой кухне используются мясные и молочные продукты. «Махан» - вареное большими кусками мясо - и бульон подаются всегда к праздничному столу. Без этого блюда и калмыцкого чая не обходится ни один праздник. Калмыцкий чай надо уметь варить, хотя на первый взгляд тут ничего сложного нет. В кипящую воду кладут горсточку чая, добавляют соль, молоко и масло. Но настоящий вкус могут делать только знатоки этого дела. Иначе это не чай. К чаю подают «борцоки». Это жаренные в масле изделия из теста. Они могут иметь форму затейливого узла или фигурок домашних животных. Вкус «борцоков», изготовленных также по особому рецепту, изумителен, особенно с калмыцким чаем. Еще одно популярное блюдо калмыцкой кухни- это «бёреги». Они напоминают русские пельмени по процессу приготовления. Но имеют другую форму и очень сочные. Это не просто фарш в тесте, а еще и вкусный бульон, который вытекает оттуда при надкусе.

Сегодня быт калмыков не намного отличается от быта русского народа. Одежде они придают большое значение. Предпочтение отдается дорогой модной одежде. Особенно любит модничать молодежь.
Калмыки очень гостеприимный народ. Встретить гостя достойно это значит выложить перед ним все лучшее угощение. Если гость приехал издалека, ему делается особый подарок.

Ранее, как вспоминают пожилые калмыки, отношение молодежи к старшим было очень уважительное. Непочтительное отношение в общественном транспорте было большой редкостью. Никто не смел выражаться при стариках крепкими словами. Родительское слово имело большую силу. К сожалению, мировоззрение сегодняшней молодежи вызывает большую тревогу у стариков. Распадающиеся браки, аборты, причем ранние, актуальны и для Калмыкии.
У калмыков менталитет степняка. Привыкшие к кочевью, калмыки не очень заботились о благоустройстве своей стоянки. Сегодня в Калмыкии, конечно, есть целые районы, где все утопает в зелени. Но по большому счету калмык так и не научился оставить за собой хоть одно дерево.

Национальная черта калмыков это скрытость и гордость. Не раскроет калмык душу каждому. Но если ему что покажется оскорбительным со стороны другого человека, он может вспылить. А вообще народ дружелюбный. Он легко уживается с русским, чеченцем, казахом и с любым другим народом.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех