Подготовьтесь к сообщению на тему сложное предложение. План занятия на тему: "Сложное предложение

13.04.2024

  1. Чтобы вообразить Верину жизнь, / 1 он должен был перенестись на четверть века назад, в то время , / 2 когда он был студентом , худым, подвижным / 3 . (чтобы - с.) 1 , [сущ. + ук. сл. ] 2 , (когда - с. сл.) 3 - СПП с параллельным подчинением.
  2. Если он [Паустовский] напишет , / 1 что от далёкого ледника смутно тянуло фиалками, / 2 то это ещё не значит , / 3 что запах фиалок действительно был слышен на расстоянии нескольких километров / 4 . (если - с. гл. ) 1 , (что - с.) 2 , [то гл. ] 3 , (что - с.) 4 - СПП с параллельным и последовательным подчинением.
  3. Когда все вышли обедать / 1 и она осталась одна с Ульяшей, / 2 Женя вспомнила , / 3 как рассмеялись все тогда на кухне её глупому вопросу / 4 . Предложение СПП, состоит из 4 простых предложений; третье - главное, остальные придаточные; придаточные связаны с главным однородно и параллельно.
    I и II придаточные (предложения 1 и 2) - это придаточные времени; они относятся ко всему главному предложению (предложение 3); средство связи - союз когда (во II придаточном союз опущен, но может быть восстановлен); придаточные стоят перед главным предложением. Между собой придаточные времени связаны одиночным соединительным союзом и , поэтому запятая между ними не ставится.
    III придаточное (предложение 4) - это придаточное дополнительное; оно относится к сказуемому в главном предложении вспомнила , выраженному глаголом; средство связи - союз как ; придаточное стоит после главного.
    (когда - с.) 1 и (-) 2 , [гл. ] 3 , (как - с.) 4 - СПП с однородным и параллельным подчинением.
  4. Они сидели у одного из окон , / 1 которые были так пыльны , чопорны и огромны , / 2 что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, / 3 где нельзя оставаться в шапке. [сущ. ] 1 , (которые - с. сл. кр. прил. + ук. сл. ) 2 , (что - с. сущ. + ук. сл. ) 3 , (где
  5. А наутро она стала задавать вопросы о том , / 1 что такое Мотовилиха / 2 и что там делали ночью, / 3 и узнала , / 1 что Мотовилиха - казённый завод / 4 и что делают там чугун / 5 . [сущ. + ук. сл. , 1 (что - с. сл.) 2 и (что - с. сл.) 3 , гл. ] 1 , (что - с.) 4 и (что - с.) 5 - СПП с параллельным и однородным подчинением.
  6. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», / 1 мне хочется объяснить , / 2 почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в такие дебри , / 3 где люди занимаются охотой, рыбной ловлей, верят в колдунов - словом, живут почти что первобытной жизнью / 4 . (прежде чем - с.) 1 , [гл. ] 2 , (почему - с. сл. сущ. + ук. сл. ) 3 , (где
  7. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице , / 1 где они тогда жили , / 2 он представлялся ей всегда таким , / 3 каким она его увидела в тот второй долгий день, на исходе / 4 . (когда - с. сущ. ) 1 , (где - с. сл.) 2 , [мест. -сказ. ] 3 , (каким - с. сл.) 4 - СПП с параллельным и последовательным подчинением.
  8. В корпусе говорили , / 1 что сам по себе генерал был бы ещё более зол , / 2 что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша , / 3 которой ни один из кадет не видел , / 4 потому что она была постоянно больна , / 5 но которую все считали добрым гением, охранявшим кадетов от конечной лютости генерала / 6 . [гл. ] 1 , (что - с.) 2 , (что - с. сущ. ) 3 , (которой - с. сл.) 4 , (потому что - с.) 5 , но (которую - с. сл.) 6 - СПП с последовательным и однородным подчинением.
  9. Пьер , / 1 на которого смотрели снисходительно, / 2 когда он был незаконным сыном , / 3 которого ласкали и прославляли , / 4 когда он был лучшим женихом Российской империи, / 5 после своей женитьбы, / 1 когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, / 6 сильно потерял во мнении общества / 1 . [сущ. 1 , (на которого - с. сл.) 2 , (когда - с.) 3 , (которого - с. сл.) 4 , (когда - с.) 5 , 1 , (когда - с.) 6 , ] 1 - СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением.
  10. Кутузов приказал готовиться на новый бой, / 1 чтобы добить неприятеля, / 2 не потому , / 1 чтобы он хотел кого-нибудь обманывать , / 3 но потому , / 1 что знал , / 4 что враг побеждён / 5 . [, 1 (чтобы - с.), 2 ук. сл. , 1 (чтобы - с.), 3 ук. сл. ] 1 , (что - с. гл. ) 4 , (что - с.) 5 . - СПП с параллельным, однородным и последовательным подчинением.
  11. В тихий августовский полдень, / 1 когда всё в природе сверкало и лоснилось , / 2 но по каким-то ещё незаметным признакам уже чувствовалась в горячем воздухе тихая грусть увядания, / 3 на берегу крохотной речонки, извивающейся с мягким журчанием между кустами, на маленьком песчаном пляже загорало несколько лётчиков / 1 . [ , 1 (когда - с.) 2 , но (-), 3 ] 1 - СПП с однородным подчинением.
    1
    врем. ↓
    (когда - с.) 2 , но (-) 3
  12. И папа прочёл заметку о том , / 1 что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки - следствие отдалённого землетрясения ,/ 2 эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря, в Турции , / 3 где разрушено несколько селений / 4 . [сущ. + ук. сл. ] 1 , (что - с. сущ. ) 2 , (которого - с. сл. сущ. ) 3 , (где - с. сл.) 4 - СПП с последовательным подчинением.
  13. Зуеву понравился Степан Буков чувством внутреннего достоинства , / 1 которое присуще людям, никогда ничем не поступавшимся ради того , / 2 чтобы им было легче , / 3 когда другим трудно / 4 . [сущ. ] 1 , (которое - с. сл. ук. сл. ) 2 , (чтобы - с.) 3 , (когда
  14. Но оттого-то Литвинов так спокоен и прост , оттого-то так самоуверенно глядит кругом, / 1 что жизнь его отчётливо, ясно лежит перед ним, / 2 что судьба его определилась / 3 и что он гордится этой судьбой и радуется ей / 4 . [кр. пр. , гл. + ук. сл. ] 1 , (что - с.) 2 , (что - с.) 3 и (что - с.) 4 - СПП с однородным подчинением.
  15. Охотники неоднократно замечали , / 1 что / 2 как только на солонцах побывают изюбры , / 3 то козули покидают их на более или менее продолжительное время / 2 .
    Предложение СПП, состоит из 3 простых предложений; первое - главное, остальные придаточные; придаточные связаны с главным последовательно.
    I придаточное (предложение 2) - это придаточное дополнительное; оно относится к сказуемому замечали , выраженному глаголом, в главном предложении; средство связи - союз что ; придаточное стоит после главного предложения.
    II придаточное (предложение 3) - это придаточное времени; оно относится ко всему главному предложению (предложение 2); средство связи - двойной союз как только... то ; придаточное в середине главного предложения. Два союза что, как только на стыке разных придаточных не разделятся запятой, так как далее следует вторая часть двойного союза - то .
  16. Что бы ни ждало впереди, / 1 каким бы ни был завтрашний день , / 2 он рад , / 3 что вернулся / 4 и что этот день встретит с товарищами / 5 . (что ни - с. сл.) 1 , (каким ни - с. сл.) 2 , [кр. прил. ] 3 , (что - с.) 4 и (что - с.) 5 - СПП с однородным и параллельным подчинением.
  17. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, / 1 когда солнце подходило уже к горизонту / 2 и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо / 3 . 1 , (когда - с.) 2 и (-) 3 - СПП с однородным подчинением.
  18. Он [Звягинцев] мучительно старался вспомнить , / 1 как же выглядели эти места раньше, / 2 чтобы сориентироваться и определить , / 3 где расположен завод / 4 . [гл. ] 1 , (как - с. сл.) 2 , (чтобы - с. гл. ) 3 , (где - с. сл.) 4 - СПП с однородным подчинением.
  19. Он был счастлив встретить Ивана Максимовича не только потому , / 1 что со времени боёв на Луге не видел Королёва и ничего не знал о его судьбе, / 2 но и потому , / 1 что с неожиданным появлением Королёва у Звягинцева исчезло , прошло без следа владевшее им чувство некоторой отчуждённости, неуверенности в том , / 3 что он сумеет быстро найти своё место в этом невоенном коллективе / 4 . [ук. сл. , 1 (что - с.) 2 , ук. сл. ] 1 , (что - с. сущ. + ук. сл. ), 3 (что - с.) 4 - СПП с однородным и последовательным подчинением.
  20. Если вначале он думал , / 1 что он теряет драгоценное время, / 2 что ему надлежит чем-то распоряжаться , чем-то командовать , / 3 то теперь он убеждался в том , / 4 что противовоздушная оборона организована отлично / 5 и ему очень полезно детальнее ознакомиться с постановкой дела / 6 . (если - с. гл. ) 1 , (что - с.) 2 , (что - с.) 3 , [то гл. + ук. сл. ] 4 , (что - с.) 5 и (-) 6 - СПП с последовательным, параллельным и однородным подчинением.
  21. Они [старики] говорили , / 1 что , / 2 когда кончат туннель, / 3 надо переносить кибитки к Бек-Ташу, / 2 потому что «человек с деревянным наргилем» (так называли они Хоробрых, не выпускавшего изо рта трубки) хочет строить железную дорогу от северных промыслов на Бек-Таш / 4 . [гл. ] 1 , (что - с., 2 (когда - с.), 3), 2 (потому что - с.) 4 - СПП споследовательным и параллельным подчинением. Предложение осложнено вставной конструкцией - предложением так называли они Хоробрых, не выпускавшего изо рта трубки , которое выделяется скобками и не включается в общую схему предложения.
  22. Я думаю , / 1 что / 2 если бы я попал на Северный полюс или, скажем, на полюс магнитный, / 3 то там обязательно бы сидел и шмыгал носом мальчишка с удочкой, караулил бы у проруби треску, а на магнитном полюсе выковыривал бы из земли сломанным ножом кусочек магнита / 2 . [гл. ] 1 , (что - с. 2 (если
  23. Многие уже давно еле волочили ноги, но шли из последних сил, зная , / 1 что / 2 если они до вечера не выйдут на шоссе и ночью не пересекут его, / 3 то все их прежние усилия бессмысленны / 2 . [деепр. ] 1 , (что - с. 2 (если - с.), 3 то) 2 - СПП с последовательным подчинением.
  24. Артемьев подтвердил , / 1 что ведущий хирург медсанбата всё тот же, / 2 что был при Серпилине / 3 . [гл. ] 1 , (что - с. мест. -сказ. ), 2 (что - с. сл.) 3 - СПП с последовательным подчинением.
  25. Синцов объяснил ему, / 1 что , / 2 прежде чем ехать в армию, / 3 хочет завтра вдвоём с корреспондентом побывать за Днепром, в том полку , / 2 где сегодня подбили много немецких танков / 4 . [гл. ] 1 , (что - с., 2 (прежде чем - с.), 3 сущ. + ук. сл. ), 2 (где - с. сл.) 4 - СПП с последовательным и параллельным подчинением.
  26. Доложив генералу всё , / 1 что нужно было , / 2 он прошёл в свою комнату , / 1 в которой , уже давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин , читая роман , / 3 который нашёл на столе Калугина / 4 . [деепр. + ук. сл. , 1 (что - с. сл.), 2 сущ. ] 1 , (в которой - с. сл. сущ. ), 3 (который - с. сл.) 4 - СПП с параллельным и последовательным подчинением.
  27. Мы рассчитали , / 1 что / 2 если пойдём по тропе, / 3 то выйдем на реку Найну к корейцам, / 2 а /если пойдём прямо, / 4 то придём на берег моря / 5 . [гл. ] 1 , (что - с. 2 (если - с.), 3 то), 2 а (если - с.) 4 , (- то) 5 - СПП с последовательным, однородным и параллельным подчинением.
  28. Он моментально рассудил , / 1 что , / 2 пока его видят только три немца , / 3 ему нет никакого расчёта первому лезть в драку, / 2 а , достигнув ближайшей рощи , / 4 где немцев, быть может, нет, / 5 он имеет шанс спастись даже в том случае , / 4 если эти трое поднимут запоздалую тревогу / 6 . [гл. ] 1 , (что - с., 2 (пока - с.) 3 ,) 2 , а (- сущ. , 4 (где - с. сл.) 5 , ук. сл. ) 4 , (если - с.) 6 - СПП с параллельным, последовательным и однородным подчинением.
  29. И, конечно, они не заметили , / 1 что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение , / 2 которое мысленно декламировал Байрон , / 3 когда в карете, увозившей его в Лондон, готовился к речи, увы, ничего не изменившей / 4 . [гл. ] 1 , (что - с. сущ. + ук. сл. ) 2 , (которое - с. сл.) 3 , (когда - с.) 4 - СПП с последовательным подчинением.

Упражнение 51

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу, спицы выпирают пучком перекушенных колышек, тележка со стуком падает набок, кипы газет вываливаются (СБП; отношения перечисления). 2. Ждем матрёшку час, другой - нет её (СБП; отношения противопоставления, между частями можно вставить союз а ). 3. Шмахин взглянул на часы: было только без десяти семь (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить «и увидел, что»). 4. Не хочешь отвечать / 1 - я скажу / 2 (СБП; состоит из двух частей; условные отношения; перед первой частью можно вставить союз если ; поэтому ставится тире). 5. Умом Россию не понять , аршином общим не измерить / 1 : у ней особенная стать / 2 - в Россию можно только верить / 3 (СБП; состоит из трёх частей. Между предложениями 1 и 2 - причинные отношения; между частями можно вставить союз потому что ; поэтому ставиться двоеточие. Между предложениями 2 и 3 - отношения следствия; между частями можно вставить наречие поэтому ; поэтому ставится тире). 6. Зреет рожь - тебе заботушка : как бы градом не побилася , без дождей в жары не высохла , от дождей не положилася (СБС; 1 и 2 - отношения временные, перед первой частью можно вставить союз когда ; 2 и 3 - отношения пояснения, перед третьей частью можно вставить а именно ). 7. Хотел я встать / 1 - передо мной всё закружилось с быстротой / 2 ; хотел кричать / 3 - язык беззвучен и недвижен стал / 4 (СБП; состоит из четырёх частей. Между предложениями 1 и 2; 3 и 4 - отношения противительные; между частями можно вставить союз но ; поэтому ставится тире. Между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) - отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой). 8. Сделаешься слишком умным / 1 - пожалуй, жить не захочется / 2 ; сделаешься богаче всех людей / 3 - будут завидовать / 4: лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) / 5 (СБП; 1 и 2, 3 и 4 - отношения условия; перед первой и третьей частями можно вставить союз если ; между группой 1 и 2 и группой 3 и 4 - отношения перечисления; предложение 5 содержит вывод; можно вставить поэтому ). 9. Он покраснел : ему было стыдно убить человека безоружного (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что ). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю / 1: лес кончился / 2 , несколько казаков выезжают из него на поляну / 3 (СБП; 1 и 2 - отношения дополнительные, можно вставить «и вижу, что»; 2 и 3 - отношения перечисления). 11. Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст , Вера Никандровна одна (СБП; отношения перечисления). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (СПБ; отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу и второе предложение распространено, имеет свои запятые, то между частями ставится точка с запятой). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях / 1: бревно на избах было темно и старо / 2 ; многие крыши сквозили , как решето / 3 ; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер / 4 (СБП; 1 и 2 - отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно ; 2, 3 и 4 - отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, а третье и четвёртое предложения распространены и имеют свои запятые, то между частями ставится точка с запятой). 14. Вот вам мои условия : вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (СБП; отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно ). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина / 1: где-то скрипнула дверь / 2 ; послышались чьи-то шаги / 3 ; кто-то чихнул на сеновале / 4 (СБП; 1 и 2 - отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно ; 2, 3 и 4 - отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, то между частями ставится точка с запятой). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному / 1: одни одобряли / 2 , другие порицали / 3 , некоторые сдержанно помалкивали / 4 (СБП; 1 и 2 - отношения пояснения, можно вставить слова а именно ; 2, 3 и 4 - отношения перечисления). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу : мой Карагез летит , развевая гриву (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 18. Я говорю : не сдамся (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 19. Помню также: она любила одеваться и прыскаться духами (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 20. Я тебе определённо скажу : у тебя есть талант (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 21. Федор понял : речь шла о связи (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 22. Алексей решил : довольно тянуть (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 23. Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 24. Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 25. Я проснулся : заря уже занималась (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 26. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что ). 27. Он даже испугался : так было темно , тесно и нечисто (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что ). 28. Окна в бараке то освещались , то гасли : кто-то чиркал спички (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что ). 29. Прошла неделя , другая - вдруг въезжает ко мне во двор коляска (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение; между частями можно вставить союз и ; есть слово вдруг ). 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу - зарежет , за копейку зарежет (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение, неожиданный результат; между частями можно вставить слова «и тогда»). 31. Не успело солнце пригреть - загудело всё небо (СБП; второе предложение содержит указание на быструю смену событий; между частями можно вставить слова «и сразу»). 32. Я стал звать хозяина / 1 - молчат / 2 ; стучу / 3 - молчат / 4 (СБП; 1 и 2, 3 и4 - отношения противительные, между частями 1 и 2, 3 и 4 можно вставить союз а ; между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) - отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки препинания, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой). 33. Смелые побеждают - трусливые погибают (СБП; отношения противительные, между частями можно вставить союз а ). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно / 1 - он вышел открыто 2 , будто идёт во двор / 3 , и шмыгнул в огород / 2 (1 и 2 - СБП; второе предложение содержит следствие, результат, вывод; между частями можно вставить наречие поэтому . Внутри второго предложения находится придаточное с союзом будто , которое с двух сторон выделяется запятыми). 35. Победим - каменный дом построишь (отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если ). 36. Пройдёт молодец / 1 - приосанится / 2 , пройдёт девица / 3 - пригорюнится / 4 , а пройдут гусляры / 5 - споют песенку / 6 (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 - СБП, отношения условные, перед частями 1, 3, 5 можно вставить союз если ; группы 1 и 2, 3 и 4 между собой связаны отношениями перечисления; группа 5 и 6 связаны с группой 3 и 4 противительным союзом а - ССП). 37. Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (СБП, отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если ). 38. Посмотрит - рублём подарит (СБП; отношения сравнительные, между частями можно вставить союз словно ). 39. Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно (СБП; второе предложение имеет значение присоединения, содержит местоимение это ). 40. Они расстанутся / 1 , они уже расстались / 2 - эта мысль ошеломила обоих (СБП; 1 и 2 - отношения перечисления; предложение 3 имеет значение присоединения и содержит местоимение эта ).


Лекция на тему: «Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения».

(слайд № 1)

Цель урока:

(слайд № 2)

Повторить и углубить сведения о сложных предложениях, известных по курсу 5-8 классов.

Задачи урока:

(слайд № 3)

Отработать умения различать простые предложения с однородными членами, соединёнными соединительным сочинительным союзом «И» и сложные предложения, где части соединены тем же союзом.

Определять смысловые отношения между частями сложных предложений

Расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях с разными союзами

Отличать ССП с общим второстепенным членом от предложений без него и умение употреблять/не употреблять запятую в ССП (с общим второстепенным членом)

Оборудование урока : тетрадь, доска, слайды, учебник.

^ ХОД ЛЕКЦИИ


  1. Вступительное слово (активизация внимания учащихся).
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок-лекция по теме «Сложные предложения». На нём мы будем вспоминать всё, что уже знаем о ССП и пополним наши знания новыми сведениями. (Сообщение целей и задач урока). Этот материал поможет вам в подготовке к семинару по такой же теме.

Сегодня вам надо быть внимательными, собранными, мы будем много писать. Чтобы вам было легче, вы можете использовать сокращения при записи лекции (СП, ПП, ССП и др.), записывайте только главное, поясняя примерами сведения.

Откройте тетрадь, запишите тему лекции и вопросы к будущему семинару по этой же теме.

^ Вопросы к семинару

(на слайде к уроку № 4)

1.В чём заключается разница между простыми и сложными предложениями? Поясните на примерах.

2.Каковы особенности простых предложений, входящих в состав сложных (с примерами)?

3.Расскажите о способах связи простых предложений в составе сложных (с примерами).

4.Какие виды сложных предложений вам известны. Что между ними общего и в чём разница?

5. Расскажите об основных группах ССП по их значению (по союзам).

6.Расскажите о ССП с

а) соединительными сочинительными союзами,

б) разделительными сочинительными союзами,

в) противительными сочинительными союзами.

6. Как отличать ССП с союзом «И» от ПП с однородными членами, в которых употребляется союз «И».

7. Какие знаки препинания ставятся в ССП? Когда запятая не ставится? (все ответы должны сопровождаться примерами)


  1. ^ Основная часть.
- Итак, в нашей речи, кроме ПП употребляются СП. С их помощью выражаются более сложные мысли. СП более информативно, чем ПП.

- Запишите и сравните примеры предложений

(слайд № 5 ):

Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

Было уже часов десять вечера. Над садом светила полная луна.

^ Задания и вопросы:

Выделите грамматические основы предложений и скажите, в чём сходство и разница этих предложений? Обратите внимание на интонацию в простых и сложном предложении. Какой знак ставится в СП?

^ Записываем вывод :

(слайд № 6 )

В первом (сложном) предложении вторая часть добавляет значение следствия к содержанию первой. СП не являются суммой двух простых предложений, так как возникает дополнительная информация. Оно богаче, разностороннее. Благодаря СП наша речь становится также богаче.

^ Вопрос :

Что же такое СП?

Запишите:

(слайд № 7)

СП – это предложения, состоящие из двух или более простых, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединенных интонационно. Предложение имеет интонацию конца.

^ Особенности простых предложений, входящих в состав сложного (слайд № 8):

- ПП в составе СП не имеют интонационной законченности

- объединены по смыслу в единое целое

-объединены особой интонацией в единое целое

-слова в предложении связаны грамматически (а так же в распространённом предложении слова связаны между собой способом согласования, управления и примыкания, как и в словосочетаниях)

-разнообразны по значению и строению

Запишите:

(слайд № 9)

Чуткое ухо уловило лёгкие шаги, и сон мгновенно слетел .

Задания :

Прочтите предложение. Объединены ли простые предложения в нём по смыслу? Грамматически? Есть ли интонация конца между ними?

Найдите в предложении словосочетания, построенные на основе связи

Согласование (чуткое ухо, лёгкие шаги),

Управление (уловило шаги),

Примыкание (слетел мгновенно)

Вопрос: В чём выражается грамматическое значение предложения? (в грамматической основе, в сказуемом: наклонение, время)

^ Работа с учебником:

- Откройте учебник, давайте немножко отдохнём от записей и устно ознакомимся со сведениями о том, как простые предложения могут быть связаны в сложном. (читаем сведения по теме из параграфа учебника)

^ Вопрос: Какими же способами могут соединяться простые предложения в сложном?

Составляем схему (в тетради)

(слайд № 10)

2 способа связи простых предложений в СП

^ Работа с учебником:

Давайте разберём несколько примеров предложений из упражнения учебника: читаем предложения, выделяем грамматические основы и определяем их количество; выясняем способ связи простых предложений в СП; составляем схемы предложений.

Упражнение 51

В доме все уже легли, но никто не спал. Лето выдалось серое и холодное, деревья были мокрые. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

^ Продолжаем лекцию (записываем) :

Итак, в СП части могут соединяться при помощи союзов и без них. Те предложения, в которых части соединены без союзов, только по смыслу и при помощи интонации, называются бессоюзными сложными предложениями (БСП). А те, в которых используются для связи частей в СП союзы и союзные слова, являются союзными. Союзы, как вам уже известно из курса 5-7 класса, бывают сочинительными и подчинительными, поэтому в зависимости от того, какие союзы используются, выделяются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения (ССП и СПП).

(слайд № 11)

Основные виды сложных предложений

Продолжение лекции:

Сегодня мы больший акцент сделаем на группе ССП.

По своему значению сочинительные союзы бывают соединительные, разделительные и противительные. Следовательно и ССП по употреблённым в них союзам и по значению делятся на 3 группы

(слайд № 12)

Основные группы ССП по значению и союзам.


ССП с соединительными союзами и, да(и), ни-ни, тоже, также . В них перечисляются явления, происходящие одновременно или следующие друг за другом.

^ Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит .

ССП с разделительными союзами или, иль, либо, то-то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, возможность одного явления из нескольких.

^ То светило солнце, то лил дождь .

ССП с противительными союзами а, но, да(но), однако, зато, же . В них одно явление противопоставлено другому.

^ Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

Необходимо помнить, что в СП между его частями ставится знак препинания, чаще всего это запятая.

(слайд № 13)

Простые предложения в составе сложносочинённого отделяются друг от друга запятыми.

^ В окне посветлело, и выступили сопки. Либо корабль ушёл, либо противник использовал подводную лодку. Не видно дальше двух шагов, зато слышно фырканье коня в тишине.

Однако сочинительные союзы употребляются и в простых предложениях для связи однородных членов предложения. Чтобы ПП не спутать со СП, необходимо учитывать количество грамматических основ в предложении.

(слайд 14)

Отличайте ССП от ПП с однородными членами.

^ Море вечно и неумолчно шумит и плещется. (Это простое предложение, так как здесь одна грамматическая основа. Запятую ставить не будем).

Море будто шепчет что-то, и этот шёпот успокаивает меня. (это сложное предложение, так как две грамматические основы, Поставим запятую).

Вопрос :

Давайте вспомним, в каких случаях ставится запятая в ПП при однородных членах? (Устное обсуждение: запятые ставятся при разделительных и соединительных союзах, если они повторяются, а при противительных ставятся всегда).

Бывают случаи, когда в ССП запятая тоже не ставится между его частями. Это происходит в случае, если в предложении есть общий второстепенный член, в одинаковой степени относящийся к обоим предложениям.

(слайд 15)

Предложения с общим второстепенным членом.

(запятая между частями не ставится)

После грома воздух становится чище и легче дышат люди.(Общий второстепенный член: после грома. Запятую не ставим).

Наконец выпал снег и наступила настоящая зима. (Общий второстепенный член: наконец. Запятую не ставим).

Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле.

(Общий второстепенный член: тотчас. Запятую не ставим).

Между частями ССП помимо запятой в некоторых случаях ставится тире. Это происходит в том случае, если одна из частей ССП имеет значение результативности, быстрой смены событий.

^ Например (слайд 16)

Предложения, в которых говорится о быстрой смене событий

(между частями ставится тире)

Раздался звонок – и ребята с шумом выбежали из класса.

^ Он знак подаст – и все хохочут.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


  1. Подведение итогов урока
Вопрос:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое СП?

- Как отличить его от ПП?

-О каких знаках препинания надо помнить в ССП?


  1. Домашнее задание
(слайд 17)

Подготовьтесь к семинарскому занятию по записанным в начале урока вопросам.

Прочтите материал 7 и 8 параграфов учебника и выучите правила.

Подберите примеры предложений к каждому вопросу (к семинару).

Подготовьтесь к сообщению на тему " Сложное предложение". Составьте предварительно план в форме вопросительных предложений. К каждому пункту плана подберите примеры.

Ответы:

(открой теорию стр. 35) 1)Как называются предложения, состоящие из нескольких предложений? 2)Как называются предложения без союзов? 3)Какие предложения называются союзными? 4)Какие основные есть средства для связи простых предложений? 5)В зависимости чего сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные? 6)На что еще делятся союзные предложения? 7)Какие предложения объединяют в сложные бессоюзные с помощью интонации? ПРИМЕРЫ Я НЕ ЗНАЮ простите:-(((

Похожие вопросы

  • Какие события являются самыми напряженными в романе «Дубровский»?
  • составить предложение со словами лоси,кормушка,сено
  • Определите массу аммиака NH3, находящегося в баллоне ёмкостью 25 л при температуре 340 К и давлении 2ат.
  • периметр равностороннего треугольника абс равен 36см.найдите длину средней линии этого треугольника
  • (35 баллов за лучший ответ)What have the children already done and what haven"t they done yet?Look at the list of things they made some days ago . Пример - 0)to clean the house (Alise and Ally) - Alise and Ally howe arleady cleaned the hause 1)to wash the dishes (Alice) - ......... 2)to water flowers (Ally) - ......... 3)to buy cheese , chips.fruit,juice,lettuce(Ally) 4)to make sandwiches (the girls) 5)to make toast (the girls) 6)to bring cola (the mother) 7)to prepare games(Alice) 8)to repair the DVD player(the father) 9)to sweep the paths in the garden(Alice)

№______План занятия

Группа___1ПОВТ-214,1Д-214,1ППС-214,1ЭН-214 ___

Дата________

Дисциплина «Русский язык»

Тема занятия: « СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ».

Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутся сосны ,

Березы шумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

Я. Купала

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

1. Небо снова все покрылось тучами, посыпался дождь .

(М. Горький.)

2. Покраснела рябина , посинела вода . (С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?

– Что показалось трудным?

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 7–10, упр. 46, 47.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех