Понятие симбиоз в биологии. Симбиоз примеры

03.09.2023

Вопрос 1. Дайте определение основным формам взаимодействий живых организмов.
1. Симбиоз (сожительство) - форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу от взаимодействия, не причиняя при этом вреда другому.
2. Антибиоз - форма взаимоотношений, при которой обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывают отрицательное влияние.
3. Нейтрализм - форма взаимоотношений, при которой обитающие на одной территории организмы не оказывают прямого влияния друг на друга.ащают их в простые соединения.

Вопрос 2. Какие формы симбиоза вам известны и в чем заключаются их особенности?
Различают несколько форм симбиотичсских взаимоотношений, характеризующихся различной степенью зависимости партнеров.
1. Мутуализм - форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнёра является обязательным условием существования каждого из них. Например, термиты и жгутиковые простейшие, обитающие в их кишечнике. Термиты не могут сами переваривать целлюлозу, которой питаются, а жгутиконосцы получают питание, защиту и благоприятный микроклимат; лишайники, представляющие собой неразделимое сожительство гриба и водоросли, когда присутствие партнера становится условием жизни каждого из них. Гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, получают вещества, синтезируемые водорослями. Водоросли извлекают воду и минеральные вещества из гиф гриба. В свободном состоянии лишайниковые грибы не встречаются и способны образовать симбиотический организм лишь с определенным видом водорослей.
Высшие растения также вступают во взаимовыгодные отношения с грибами. Многие травы и деревья нормально развиваются только тогда, когда на их корнях поселяются почвенные грибы. Образуется так называемая микориза: корневые волоски на корнях растений не развиваются, а мицелий гриба проникает внутрь корня. Воду и минеральные соли растения получают от гриба, а гриб, в свою очередь, - углеводы и другие органические вещества.
2. Кооперация - взаимовыгодное сосуществование представителей разных видим, но являющееся, однако, обязательным. Например, рак-отшельник и мягкий коралл актиния.
3. Комменсализм (сотрапезничество) - взаимоотношения, при которых один вид получает выгоду, а другому это безразлично. Например, шакалы и гиены, доедающие остатки пищи за крупными хищниками - львами; рыбы лоцманы.

Вопрс 3. В чем состоит эволюционное значение симбиоза?
Симбиотические отношения позволяют организмам наиболее полно и эффективно осиливать среду обитания, являются важнейшими компонентами естественного отбора, участвующими в процессе дивергенции видов.

Не секрет, что всё в нашем мире взаимосвязано, и ничто не существует в одиночку. Абсолютно все составляющие части животного и растительного мира тесно сотрудничают друг с другом и создают сложнейшие соединения. И если некоторые из них являются жизненно важными (для примера можно взять лишайников, которые представляют собой эффективный результат симбиоза водорослей и грибов), другие остаются безразличными, а третьи – опасными, приносящими ущерб для одного или обеих организмов.

Примеры и описание симбиоза в живой природе

По этой причине, биологи различают три основных вида симбиоза:

  • нейтрализм;
  • антибиоз;
  • симбиоз;

Первый относится к безразличным взаимоотношениям и никак не влияет на обычное состояние организмов, населяющих одну среду обитания. Встречается подобный вид намного реже двух остальных. Что касается антибиоза и симбиоза, то они представляют собой незаменимую составляющую естественного отбора и влияют на дивергенцию видов. Поговорим о каждой разновидности взаимосвязи более подробнее.

Симбиоз – что это?

Примеры комменсализма, кооперации и других форм симбиоза в животном мире не являются редкостью. Рассмотрим самые яркие примеры подобной взаимосвязи в природе :

Подобный пример симбиоза в природе замечается и у мангустов и кабанов-бородавочников .

  • Птица ржанка и крокодил. Крохотное создание очищает зубы крокодила, и достаёт оттуда остатки еды;
  • Известно, что зебры часто разделяют свой обед со страусами, которые являются самыми главными охранниками саван, способными заметить приближение опасности за несколько километров;
  • Акула и рыба-прилипала. Последний представитель водной фауны придерживается комменсализма и плавает вместе с зубастым хищником с целью поиска пропитания;

Примеры симбиоза в растительном мире

Симбиоз растений считается невероятно распространённым. Необязательно быть опытным биологом, чтобы заметить подобную связь. В большинстве случаев, она представлена формами комменсализма и кооперации. Реже симбиоз необязательный. В качестве примеров можно рассмотреть следующие связи:

Примеры симбиоза между животными и растениями

Существует масса известных примеров симбиоза между растительным и животным миром . Среди них:

  • растение мирмекодия и муравьи. Крошечные насекомые массово заселяют утолщенные стебли представителя тропической флоры от других опасных насекомых, и делают себе хорошее убежище;
  • актиния и рыба клоун. Подводный обитатель интенсивно чистит растение от остатков пищи и получает от такого взаимодействия новые порции питательного корма;
  • ленивец и водоросли, растущие в его шерсти. Именно они делают окрас шерсти зеленоватым;
  • грибы и муравьи Атта;
  • человек и бактерии, которые образуют кишечную флору;

Как уже говорилось выше, симбиоз – это неотъемлемая составляющая естественного отбора, которая является очень важным элементом эволюции и существования живых организмов на планете Земля.

Все составляющие части животного и растительного мира находятся в тесной взаимосвязи между собой и вступают в сложные взаимоотношения. Некоторые благоприятны для участников или вообще жизненно важны, например лишайники (представляют собой результат симбиоза гриба и водоросли), другие безразличны, третьи же приносят вред. Исходя из этого, принято различать три вида взаимоотношений организмов - это нейтрализм, антибиоз и симбиоз. Первый, по сути, не представляет ничего особенного. Это такие отношения между популяциями, обитающими на одной территории, при которых они не влияют друг на друга, не взаимодействуют. А вот антибиоз и симбиоз - примеры, которых встречаются очень часто, являются важными компонентами естественного отбора и участвуют в дивергенции видов. Остановимся на них более подробно.

Симбиоз: что это такое?

Представляет собой достаточно распространенную форму взаимовыгодного сожительства организмов, при которой существование одного партнера невозможно без другого. Наиболее известный случай - это симбиоз гриба и водоросли (лишайники). Причем первый получает продукты фотосинтеза, синтезируемые вторым. А водоросль извлекает минеральные соли и воду из гиф гриба. Жизнь по отдельности невозможна.

Комменсализм

Комменсализм - это фактически одностороннее использование одним видом другого, без оказания на него вредного воздействия. Может осуществляться в нескольких формах, но основных две:


Все остальные в какой-то мере являются модификациями этих двух форм. Например, энтойкия, при которой один вид обитает в теле другого. Наблюдается это у рыбок карапус, которые используют в качестве жилища клоаку голотурий (вид иглокожих), но питаются за ее пределами различными мелкими рачками. Или эпибиоз (одни виды живут на поверхности у других). В частности, усоногие рачки хорошо себя чувствуют на горбатых китах, абсолютно им не мешая.

Кооперация: описание и примеры

Кооперация - это такая форма взаимоотношений, при которой организмы могут прожить отдельно, но иногда объединяются для общей пользы. Получается, что это необязательный симбиоз. Примеры:

Взаимное сотрудничество и совместное проживание в животной среде не редкость. Приведем лишь некоторые наиболее интересные примеры.


Симбиотические отношения между растениями

Симбиоз растений очень распространен, и если приглядеться внимательно к окружающему нас миру, то можно невооруженным глазом увидеть его.

Симбиоз (примеры) животных и растений


Примеры очень многочисленны, и многие отношения между разными элементами растительного и животного мира еще мало изучены.

Что такое антибиоз?

Симбиоз, примеры которого встречаются практически на каждом шагу, в том числе и в жизни человека, в составе естественного отбора является важным компонентом эволюции в целом.

). Такие отношения успешны всегда, когда они увеличивают шансы обоих партнёров на выживание. Осуществляемые в ходе симбиоза действия или производимые вещества являются для партнёров существенными и незаменимыми. В обобщённом понимании такой симбиоз - промежуточное звено между взаимодействием и слиянием.

Эта теория легко объясняет существование двухслойной мембраны. Внутренний слой ведёт происхождение от мембраны поглощённой клетки, а наружный является частью мембраны поглотившей клетки, обернувшейся вокруг клетки-пришельца. Также хорошо понятно наличие митохондриальной ДНК - это не что иное, как остатки ДНК клетки-пришельца. Итак, многие органеллы эукариотической клетки в начале своего существования были отдельными организмами, и около миллиарда лет тому назад объединили свои усилия для создания клеток нового типа. Следовательно, наши собственные тела - иллюстрация одного из древнейших партнёрских отношений в природе.

Следует также помнить, что симбиоз - это не только сосуществование разных видов живых организмов. На заре эволюции симбиоз был тем двигателем, который свёл одноклеточные организмы одного вида в один многоклеточный организм (колонию) и стал основой разнообразия современной флоры и фауны.

Примеры симбиозов

  • Эндофиты живут внутри растения, питаются его веществами, выделяя при этом соединения, способствующие росту организма-хозяина.
  • Транспортировка семян растений животными , которые поедают плоды и выделяют непереваренные семена вместе с помётом в другом месте.

Насекомые/растения

Грибы/водоросли

  • Лишайник состоит из гриба и водоросли . Водоросль в результате фотосинтеза производит органические вещества (углеводы), использующиеся грибом, а тот поставляет воду и минеральные вещества.

Животные/водоросли

Грибы/растения

  • Многие грибы получают от дерева питательные вещества и снабжают его минеральными веществами (микориза).

Насекомые/насекомые

  • Некоторые муравьи защищают («пасут») тлю и получают от неё взамен выделения, содержащие сахар .

См. также

Напишите отзыв о статье "Симбиоз"

Примечания

Литература

  • Маргелис Л. Роль симбиоза в эволюции клетки. - М .: Мир, 1983. - 354 с.
  • Douglas A. E. Symbiotic interaction. - Oxford Univer. Press: Oxford:Y-N, Toronto, 1994. - 148 p.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Симбиоз

И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.
Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.
– Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться.
«Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает».
– Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне.
– Ты куда ходила? – спросила Наташа.
– Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
– Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где?
– Спит, кажется.
– Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее.
«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь.
– А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то.
– Мама! – проговорила она. – Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

– Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
– А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
– Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
– Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
– Вы помните, Соня? – спросил Николай…
– Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
– Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
– Как же, как теперь помню его зубы.
– Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
– А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.

Симбиоз примеры

Симбиоз примеры сотрудничества между представителями разных видов и превосходное доказательство мудрости Творца.

Взаимодействие - основа всего живого

Ничто в природе не существует само по себе. Всё живое прямо или косвенно взаимодействует. Симбиоз - основы биологических связей (Symbiosis-An
Introduction to Biological Associations)

Все формы жизни на Земле составляют одну всеобъемлющую взаимосвязанную систему. И гомо сапиенс в ней играет немаловажную роль. Свидетельством
тому служит наш собственный организм.

Тихо и незаметно в нашем пищеварительном тракте трудится целая армия полезных бактерий - отражает атаки врагов, способствует пищеварению и образованию необходимых витаминов. Человек, в свою очередь, даёт этим бактериям пищу и приют.

Подобные содружества нередки в животном мире, особенно среди жвачных, например среди коров, оленей и овец. В рубце, первом отделе их
многокамерного желудка, действуют целые экосистемы бактерий, грибков и простейших.

В процессе брожения эти микроорганизмы расщепляют клетчатку, из которой состоят растительные волокна, и превращают их в различные питательные вещества. Даже у некоторых насекомых, питающихся клетчаткой, например у жуков, тараканов, чешуйниц, термитов и ос, в пищеварении участвуют бактерии.

Такое тесное сотрудничество между представителями разных видов называется симбиозом, или «сожительством». «Эти содружества просто необходимы для развития всех живых систем»,- написал Том Уэйкфорд в своей книге «Взаимосвязь в природе». Возьмём, к примеру, почву, в которой содержится
множество живых организмов.

Почва - живой организм!

В Библии говорится, что у земли есть сила (Бытие 4:12). И это верно, поскольку здоровая почва - больше, чем просто безжизненная грязь. Это сложная
среда для развития растений, полная живых организмов.

В одном килограмме почвы может содержаться более 500 миллиардов бактерий, одного миллиарда грибков и до 500 миллионов многоклеточных организмов - от насекомых до червей. Многие из этих организмов сообща перерабатывают
органические вещества - опавшие листья, экскременты животных и прочее.

При этом выделяется азот, который они преобразуют в соединения, необходимые для растений. Также они преобразуют углерод в углекислый газ и другие соединения, которые требуются для фотосинтеза.

Бобовые, например люцерна, клевер, горох и соя, живут в тесном соседстве с бактериями, позволяя им «инфицировать» свою корневую систему. Но это
не причиняет растениям вреда.

Напротив, под их воздействием на корнях образуются клубеньки, где бактерии поселяются и, увеличиваясь в 40 раз, становятся так называемыми бактероидами. Их задача - превратить азот в соединения, которые могут усваиваться бобовыми. Бактерии же, в свою очередь, получают от растений питание.

Грибки или плесени тоже крайне необходимы для жизни растений. Практически все деревья, кусты и травы взаимодействуют под землей с грибками, также «инфицируя» корни и помогая растениям впитывать влагу и необходимые минералы: железо, фосфор, калий, цинк и так далее. В ответ на это грибки, которые из-за отсутствия хлорофилла не могут сами производить себе питание, получают от растений углеводы.

Орхидеи в большой степени зависят от грибков. В дикой природе, чтобы мелкие как пыль семена орхидей могли прорасти, им требуется помощь. Тогда за
дело берутся грибки. Они также поддерживают довольно слабую корневую систему взрослых растений.

По словам Уэйкфорда, грибки «формируют мощную, активную систему питания орхидей. [Грибки же] от растений получают некоторое количество витаминов и соединений азота. Однако щедрость орхидей небезгранична. Как только грибки начинают разрастаться, выходя за пределы корня и распространяясь на стебель, орхидеи с помощью природных фунгицидов тормозят их рост».

У цветковых растений симбиоз наблюдается не только в корнях, но и над поверхностью земли.

Содружество для продолжения жизни

Пчёлы и цветы - ещё один пример симбиоза. Пчеле нужен нектар и пыльца, а цветку для опыления необходима пыльца других цветков того же вида.

Благодаря такому содружеству цветковые растения могут размножаться. После опыления в цветках уже нет пищи для их трудолюбивых друзей.

Как же насекомые узнают, что «столовая» закрыта?

У цветов много способов, чтобы сказать им об этом: они теряют аромат, сбрасывают лепестки, отворачивают свои головки в другую сторону или меняют
цвет и блекнут.

Возможно, нас это огорчает, но по отношению к пчёлам-труженикам это проявления вежливости. Теперь они уже не тратят силы зря и летят туда, где для них ещё «накрыт стол».

В последние годы в некоторых местах количество опыляющих насекомых, особенно пчёл, резко сократилось. Это тревожный факт, поскольку 70 процентов
цветущих растений существуют благодаря насекомым. Кроме того, 30 процентов пищевых продуктов составляют опыляемые пчёлами культуры.

Муравьи в саду

Некоторые муравьи живут в содружестве с растениями, которые предоставляют им жилище и пропитание. В обмен на эти «услуги» насекомые опыляют своих хозяев, распространяют их семена, помогают добывать питательные вещества или защищают их от травоядных - других насекомых и млекопитающих.

Муравьи, селящиеся в полых шипах акации, даже уничтожают вредные для неё вьющиеся растения, которые попадаются им на пути во время «патрулирования» территории вокруг «своего» дерева. За прекрасное обслуживание акация угощает своих постояльцев сладким соком.

Определённые виды муравьёв предпочитают иметь свои «скотоводческие фермы», где они разводят тлей. Когда муравьи слегка щекочут их своими усиками, те выделяющих сладкую медвяную росу.

В книге «Симбиоз» говорится о тлях: «Муравьи пасут этих насекомых, доят их, как коров, добывая себе пропитание, и защищают их от хищников».

Как фермеры загоняют на ночь скот в коровник, так и муравьи в конце дня размещают тлей в своем гнезде для безопасности, а утром выводят их на пастбище - обычно туда, где есть молодые сочные листья. Пасут муравьи-скотоводы не несколько тлей, а порой многотысячные «поголовья». И это всего лишь для одного муравейника!

Ещё муравьи выращивают некоторые виды бабочек - когда те ещё в стадии гусениц. Взять, к примеру, симбиоз голубянки ариона и муравьев мирмика.

Без них бабочка не может совершить свой жизненный цикл. В стадии гусеницы она кормит своих хозяев сахаристыми выделениями. Позже, когда бабочка
появляется из куколки, она целая и невредимая выпархивает из муравьиного жилища.

Опасное соседство

Если бы вы были птицей, принесли бы вы к себе в гнездо живую змею? Да ни за что! Но именно так и поступает ушастая сова. Она смело приносит в своё гнездо узкоротую змею. Змея вовсе не вредит птенцам, наоборот, поедает муравьёв, мух и прочих насекомых, а также их личинки и куколки.

Согласно журналу «Нью сайентист», птенцы, живущие в соседстве с этой змеёй, «быстрее растут и более живучи», чем те, у кого дома не было такого живого «пылесоса».

Птичка под названием сенегальская авдотка водит дружбу даже не со змеей, а с самим нильским крокодилом! Она вьёт свое гнездо рядом с его кладкой.

Но ведь крокодилы охотятся на птиц! Да, но только не на авдотку - она служит ему часовым. Если птичьему или крокодильему гнезду грозит опасность,
авдотка подаёт сигнал, и отлучившийся из дому крокодил тут же бросается на защиту своего жилища.

Пернатые и чешуйчатые санитары

Случалось ли вам видеть птиц, например египетских цапель или красноклювых буйволовых скворцов, восседающих на спинах антилоп, коров, жирафов и
буйволов и выклевывающих что-то из их шкур?

Другие рыбы тоже приходят бегемоту на помощь: одни дезинфицируют раны, другие своей вытянутой мордочкой вычищают грязь между его широкими плоскими пальцами и в других неудобных местах.

Конечно, самим рыбам тоже нужно избавляться от приставших к ним ракообразных, наружных бактерий, грибков, вшей, а также от повреждённых и
больных тканей. Для этого морские рыбы обычно направляются в местные «службы чистоты».

Там яркие, разноцветные бычки, губановые и креветки- чистильщики добросовестно обслуживают своих клиентов и в награду получают «чаевые». Крупным рыбам помощь порой оказывает целая бригада чистильщиков!

Рыбы, желающие воспользоваться услугами «службы чистоты», подают для этого различные сигналы, например, поднимают хвост вверх, а голову опускают вниз или принимают другие необычные позы. Бывает, что они широко раскрывают жабры и рот, словно говоря: «Подойди, я не укушу!»

Чем больше мы узнаём об окружающем нас мире, тем больше нас поражает гармония и взаимозависимость всего живого на Земле. Подобно музыканту в
огромном оркестре, каждый организм, в том числе и человек, играет свою важную партию в грандиозной симфонии жизни. Несомненно, всё это свидетельствует о мудром устройстве мира и о Всевышнем Творце (Бытие 1:31; Откровение 4:11).

Единственный нарушитель гармонии

Печально, что действия людей часто нарушают всеобщую гармонию мира природы. В отличие от животных, жизнь которых обусловлена инстинктами,
людьми движет многое другое: от милосердия и любви до жадности и эгоизма.

Поскольку люди становятся всё больше подверженными злу, многих тревожит будущее нашей планеты (2 Тимофею 3:1-5).

Однако они забывают про Создателя и Творца. Он исполнит свой замысел относительно Земли и восстановит природное равновесие. И тогда на Земле среди всех её обитателей воцарится невиданный прежде мир и гармония.

Два в одном

Возможно, вы не раз видели на камнях и стволах деревьев серые или зеленые наросты, называемые лишайниками. Согласно некоторым источникам, их
насчитывается до 20 000 видов! Может показаться, что лишайник - это единый организм. Но на самом деле это взаимовыгодный союз гриба и водоросли.

Что же объединяет эти два организма? Грибы не могут сами производить себе пищу. Поэтому с помощью микроскопических нитей они опутывают водоросли, производящие путем фотосинтеза сахара, которые проступают сквозь стенки водорослей, и грибы их поглощают. Водоросли же получают от своих соседей влагу и защиту от палящего солнца.

Не без юмора один учёный назвал лишайники «грибами, ведущими сельское хозяйство». И делают они это довольно неплохо, поскольку лишайники,
согласно книге «Взаимосвязь в природе», «занимают в 10 раз больше площади земли, чем влажно тропические леса». Их можно увидеть везде: в Арктике,
Антарктике и даже на спинах живых насекомых!

Кораллы - чудо симбиоза

Коралловые рифы - это симбиоз полипов и водорослей. Полностью покрывая полипы, водоросли делают их особенно красочными. Часто они весят больше, чем полипы, иногда в 3 раза.

Поэтому кораллы, скорее относятся к растительному, чем к животному миру. Однако главная функция водорослей - посредством фотосинтеза производить органические вещества, 98 процентов которых они отдают своим хозяевам в качестве «квартплаты». Это питание необходимо полипам для выживания и строительства рифообразующего известкового скелета.

Водорослям этот симбиоз приносит двойную пользу. Во-первых, они питаются отходами жизнедеятельности полипов: углекислым газом, соединениями азота и фосфатами. Во-вторых, прочный скелет служит им защитой. Водорослям нужен солнечный свет, поэтому коралловые рифы растут в чистых, освещённых солнцем водах.

Когда кораллы испытывают стресс, например при повышении температуры воды, полипы сбрасывают с себя водоросли и постепенно теряют цвет. Это приводит полипы к голодной смерти. В последние годы отбеливание кораллов усилилось, что вызывает тревогу учёных всего мира.

Учимся у птиц

Два реактивных самолёта, словно птицы, пролетели по небу один за другим. Это был не обычный полёт, а научный эксперимент, в котором использовались
данные наблюдений за пеликанами. Учёные обнаружили, что пеликан, летящий вслед за своим сородичем, получает дополнительную подъёмную силу.

При этом частота сердечных сокращений у него снижается на 15 процентов по сравнению с тем, когда он летит один. Можно ли с пользой применить это
наблюдение?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, инженеры оборудовали самолёт-испытатель сложными электронными приборами, помогающими лётчику оставаться точно
на расстоянии 90 метров от летящего впереди самолёта с допустимым отклонением 30 сантиметров. Каков был результат?

Лобовое сопротивление уменьшилось на 20 процентов, а расход топлива - на 18 процентов. Исследователи считают, что результаты испытаний найдут
применение в военной и гражданской авиации.

Жизнь самый дивный дар

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех