Современные проблемы науки и образования. Развитие творческой самостоятельности младших школьников в условиях реализации фгос Сущность понятия творческой самостоятельности

24.03.2024

1

Изменения, происходящие во всех сферах развития современного общества, порождают образовательную ситуацию, в которой личность учителя, его профессиональное развитие приобретает особое значение. Высококвалифицированный учитель, способный самостоятельно находить нестандартные, принципиально новые инновационные решения профессиональных педагогических задач является сегодня одним из главных действующих лиц во всех преобразованиях. Сегодня как никогда ранее, идея формирования творческой самостоятельности будущего учителя актуализируется в процессе профессиональной подготовки.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в педагогической теории и практике рассматривались способы развития у обучающихся самостоятельности различного плана: образовательной, учебной, познавательной, исследовательской, творческой. Исследователи связывают развитие самостоятельности с системами обучения, развивающих самостоятельность (С. Френе, В. Лай, П.Ф. Каптерев и др.); с системами обучения, основанными на самостоятельности при отборе содержания учебного материала, форм его освоения (Э. Коллингс, В.П. Вахтеров); с опытом решения практических проблем через реализацию исследовательской деятельности (Т.Г. Калугина, Г.А. Русских). Анализ научных работ С.В. Акмановой, В.Б. Базиян, Н.В. Бочкиной, Т.Е. Исаевой, О.В. Иониной, П.И. Пидкасистого, Т.Д. Речкиной, М.А. Туркиной, Н.П. Чаниловой и др. показал, что многие учёные рассматривают самостоятельность как качество личности, в значительной степени определяющее не только эффективность выполнения профессиональных обязанностей, но и отражающее способность личности к саморегулированию своего мышления.

В связи с этим, одной из задач преподавателя вуза является формирование самостоятельности как черты характера, как основы компетенции будущего профессионала, позволяющей «без посторонней помощи, основываясь на знаниях, умениях, убеждениях, жизненном опыте, ставить задачи, контролировать волю и настойчивость для достижения цели». В связи с этим меняется роль преподавателя вуза, которая заключается не просто в передаче определённых знаний студентам, а в «стимулировании их самостоятельной познавательной активности», формировании постоянной необходимости самосовершенствования и развития научно-исследовательских умений.

Принимая во внимание различные точки зрения на понимание самостоятельности, мы обращаем внимание на то, что творческую самостоятельность можно понимать в двух аспектах: как качество личности, отражающее отношение человека к познанию, его результатам и условиям осуществления, отношение к учебной деятельности как творческой, способствующей преобразовать имеющееся знание в новое «состояние»; как деятельность, проявляющуюся в самоуправлении процессом творческого преобразования целей и результатов учения. Следовательно, творческая самостоятельность как деятельность - это целенаправленная, управляемая самим субъектом творческая деятельность; как качество личности, это интегративное свойство личности, объединяющее в себе стремление к познанию, преобразованию своего знания на основе творческого поиска и создания нового, оригинального продукта, необходимого для продуктивного продвижения на ступени познания.

Мы рассматриваем творческую самостоятельность как интегральное качество личности, характеризующегося способностью самостоятельно ставить цель учебно-профессиональной деятельности и прогнозировать ее творческое решение, актуализировать необходимые знания и способы ее достижения, планировать и корректировать свои действия, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Исследуя процесс развития творческой самостоятельности студентов вуза, мы выделяем следующие ее компоненты: мотивационный, деятельностный, рефлексивно-творческий. Мотивационный компонент: студент осознает себя как личность, определяет идеалы, жизненные планы, что является главной линией развития побудительных сил творческой самостоятельности. Деятельностный компонент: выбор приемов творческой деятельности, самоконтроль. Рефлексивно-творче-ский компонент: оценка результатов своей деятельности, позиционирование к творческой деятельности.

Технология формирования творческой самостоятельности студентов рассматривается нами как целенаправленное, тщательно продуманное взаимодействие субъектов образовательного процесса, совокупность способов (форм, методов, приемов взаимодействия), планомерно и преемственно применяемых в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. Исходя из общей цели - формирование творческой самостоятельности будущего учителя, подцелями являются цели формирования мотивационного, деятельностного, рефлексивно-творческого компонентов на уровне, обеспечивающем успешное решение профессионально-педагогических задач.

Цели технологии формирования творческой самостоятельности будущего учителя предполагают определение адекватного им содержания, в котором исходным пунктом является комплекс творческих задач, к решение которых должен быть готов будущий учитель. При проектировании технологии содержание основных курсов дополнялось серией специализированных курсов: «Организация самостоятельной работы студентов», «Культура решения творческих задач», «Рефлексивно-педагогический практикум» и др. Важным элементом содержания технологии является педагогическая практика, которая предоставляет возможность для решения творческих задач и обеспечивает комплексное формирование всех компонентов творческой самостоятельности. Значимым содержательным компонентом технологии является выполнение студентами учебно-творческих заданий, решением творческих задач, имеющих прямое отношение к педагогическим дисциплинам, к их содержанию, включенность студентов в проектно-творческую деятельность.

Важным условием, обеспечивающим успешность формирования творческой самостоятельности, является выбор способов организации учебного взаимодействия преподавателей и студентов, сочетание традиционных форм и методов обучения и способов организации обучения конкретного типа. Последнее позволяет принять роль субъекта формирования творческой самостоятельности за счет включения в контекст будущей профессионально-педагогической деятельности по решению конкретных творческих задач. Результативность технологии формирования творческой самостоятельности связана с самоконтролем, который перенесен в начало освоения способа решения творческих задач и распространен на весь процесс. В этом случае учебная деятельность студента в процессе формирования творческой самостоятельности будет осмысленной, осознанной, позволит самостоятельно находить и предупреждать ошибки, допущенные в ходе решения творческих задач.

Для эффективного функционирования технологии формирования творческой самостоятельности будущего учителя мы выявили педагогические условия, которые обеспечивают эффективное развитие формируемого свойства и качества личности, в качестве которых мы определили: включение студентов в разнообразные формы и виды творческой деятельности, предполагающее, что студенты вовлечены в учебную, познавательную деятельность, связанную с творческим поиском и созданием творческого результата; обогащение содержания образования приемами и методами, оказывающими влияние на мотивационную, волевую, эмоциональную и деятельностную сферы личности: рефлексивно-стимули-рующие, мотивационно-стимулирующие, деятельностно-организующие; насыщение учебно-познавательного процесса творческими заданиями, формирующими творческую самостоятельность студентов: задания на рефлексивную догадку, интеллектуальный поиск, творческую интерпретацию, фасцинирование и пр.).

На наш взгляд, сочетание указанных форм, приемов и взаимодействия обеспечивает эффективность технологии формирования творческой самостоятельности у студентов.

Библиографическая ссылка

Качалова Л.П., Качалов Д.В., Качалов А.В. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1317 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Статья

«Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если прививать ученикам стремление к активной самостоятельной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний. Внутренняя потребность в творческой деятельности, в творческой самостоятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности.

Этой важной проблеме посвящены теоретические статьи Л. Щербы, А. Потебни, Л. Доблаева о развитии творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы, о приемах самостоятельной работы с лингвистическим текстом; о некоторых формах и методах активизации творческих способностей учеников, о рациональных приемах самостоятельной работы с учебником, умении самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, свободно пользоваться ею. Интересен в этом плане опыт Т.Я. Фроловой – «Методика интенсивного обучения правописанию», который позволяет осуществить цели личностно ориентированного подхода, направить ребенка на путь самопознания, саморазвития, самореализации.

Главная цель моей работы - формирование творческой самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Основная задача – создать условия для прочного усвоения системы филологических знаний и умений, для творчества, сотрудничества и самореализации детей; показать перспективы саморазвития личности.

Развитие творческих лингвистических способностей – основной принцип развивающего обучения русскому языку.

В привитии самостоятельности приобретения знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов с 5 по 8 класс:


  1. формирование коммуникативной и социокультурной компетентностей – понимание лингвистического текста (умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи) 5 класс;

  2. повышение эффективности учебного процесса путем внедрения инновационных технологий: самостоятельная постановка вопросов, самопроверка, взаимопроверка (6 класс);

  3. свертывание лингвистической информации до опорных (ключевых) слов и развертывание до полного объема (7-8 класс);

  4. пересказ лингвистического текста по опорным словам (7-8 класс)
Остановимся на некоторых приёмах технологии развивающего обучения, оживляющих урок русского языка и способствующих проявлению творческой самостоятельности.

  • Самостоятельная постановка целей и задач урока (с использованием опорных слов, упражнение «Закончи предложение»).

  • Использование лингвистических задач и проблемных вопросов. Например, второстепенны ли второстепенные члены предложения? Какой главный член предложения главнее?

  • Диктанты по аналогии.

  • Написание лингвистических сказок.

  • Самостоятельное оформление учениками папок по разделам и темам.

  • Самостоятельный подбор лингвистического материала для объяснения закрепления и контроля пунктуационных и орфографических правил.

  • Карточки-зачеты по темам.

  • Выпуск лингвистического альманаха «Родничок» с рубриками: «Времена года», «Домашние питомцы», «Все во мне, и я – во всем», «Великий и могучий русский язык».

  • Творческие работы:
сочинения на основе личных впечатлений:

  • музыкальные;

  • читательские;

  • жизненные;

  • фантазийные.
сочинения-миниатюры:

  • по данному началу «Однажды ранней весной я побывал в парке и не узнал его…»

  • по данной концовке «Вот такая история произошла со мной летом на даче…»

  • по опорным словам
Творческое списывание (найди вторую часть)

  • «Исследование текста» - поиск особенностей текста в единстве формы и содержания, идеи и стиля. Ребята любят быть «исследователями»: отыскивать художественные средства, которыми пользуется автор, чтобы создать ту или иную картину; задавать вопросы к тексту; работать над толкованием слов; указывать сферу их употребления; работать над трудными орфограммами и пунктограммами. Такой вид работы не только развивает коммуникативные навыки, обогащает словарный запас, но и формирует «зоркость», самостоятельность, осуществляет межпредметные связи. Какие тексты используются? Миниатюры К.Паустовского, М. Пришвина, тексты из сборника Фроловой, развивающие коммуникативную и социокультурную компетентности учащихся.
Например: «Астра восхищает нас. Она великолепна. Этот цветок – последняя улыбка лета.» На этой миниатюре повторяются способы выражения главных членов предложения, знаки препинания между подлежащим и сказуемым, выраженных существительным; орфографические умения и навыки; художественно-изобразительные средства описания осеннего пейзажа.

Уроки литературы – это постоянный процесс сопереживания, соразмышления, «человековедения».

Начиная с 5 класса, уделяю особое внимание изучению сведений теоретического характера, направленных на выработку у учащихся способностей обсуждать, анализировать отдельные аспекты художественного текста.

Развивать творческую самостоятельность на уроках литературы помогают элементы технологии проблемного обучения. В своей практике широко использую вопросы проблемного характера, которые создают ситуацию, требующую исследовательской активности учащихся. Например, при изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» использую проблемный вопрос: «Как ты понимаешь слова Тыбурция: «Каждый идет своей дорожкой, и кто знает, может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?»

При изучении романа Пушкина «Евгений Онегин» даю предварительно проблемные вопросы, настраивающие современных учащихся прочитать классическое произведение:


  • В романе главная героиня переживает состояние первой влюбленности и совершает непродуманный поступок, который вызвал бы осуждение окружающих, если бы о нём узнали. Как вы оцениваете его?

  • Как должен поступить молодой человек, если он не готов ответить на чувства девушки? Есть ли подобная ситуация в романе?

  • Кого выбрать: нелюбимого супруга или дорогого человека? Как поступила героиня? Возможны ли, на ваш взгляд другие варианты решения?
Помимо проблемных вопросов и заданий, использую и другие приемы, активизирующие творческую самостоятельность на уроках литературы.

  • Театрализованно-игровые задания: самостоятельно составить сценарий небольшого эпизода, продумать элементы костюмов героев, подготовить инсценированное выступление, музыкальное сопровождение.

  • Рассказ-сочинение от имени героя: рассказ о событиях от лица Вырина, Дуняши, гусара Минского (по повести А. Пушкина «Станционный смотритель).

  • Письмо литературному герою: Джульетте, Лизе (пишут девочки); Ромео, Эрасту (пишут мальчики).

  • Творческие работы: создание обложки к произведению, электронные презентации жизни и творчества писателей.

  • Активно использую элементы проектной деятельности, к уроку «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» глазами современных читателей» ребятами были подготовлены презентации продукта деятельности в разных формах: таблицы, схемы, сочинения в разных жанрах.

  • Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературы позволяют формировать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетентности. Изучая балладу А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», прошу ребят дома найти в тексте устаревшие слова и объяснить значения этих слов, используя электронный словарь или словари в сети Интернет. Это необходимо для наиболее полного и осмысленного восприятия художественного произведения, анализа текста, погружения в эпоху, обогащения собственной лексики. Для решения данной задачи детям предлагается использовать пошаговую инструкцию:
1. На учебном компьютере запустите электронную книгу «Даль. Толковый словарь живого великорусского языка».

2. В поисковую строку введите нужное слово.

3. В информационном поле прочтите толкование слова.

В среднем звене дети учатся использовать различные источники информации и перерабатывать их в модели, схемы, графики, делать и представлять собственный продукт: проект, презентацию, эссе.

Более глубокое эстетическое воздействие оказывают произведения литературы, если они сочетаются с художественным творчеством и художественно-исполнительской деятельностью учащихся. Большие возможности для этого представляет внеклассная работа по предмету.

Создание литературной композиции – это форма организации не только учебно-познавательной, но и творческой деятельности учеников, т.к. в основе ее – взаимосвязь трёх видов искусства: литературы, музыки, живописи. Для создания композиции ученики объединяются в творческие группы: одни составляют композицию, другие готовят инсценировку, третьи занимаются оформительской деятельностью. В старших классах были подготовлены и проведены композиции: «Целый мир от красоты…» (по лирике Фета и Тютчева), «Мы были музыкой во льду…»(о судьбах М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака), «Пройдемте по миру, как дети…» (о личности М.Волошина)

Ежегодно использую музыкально-литературные композиции на родительских собраниях.

Заключительный урок литературы провожу как праздник творческой мысли учеников, проверку того, насколько в каждом из них велика потребность выйти за рамки произведения, взглянуть на него, дать самостоятельную оценку. В 5-7 классах – это бал литературных героев: ученики, или объединившись в группу, или индивидуально, представляют эпизоды, героев полюбившегося произведения. В 8-9 классах – это урок памяти. Готовясь к нему, ученики пишут сочинение «Мой любимый писатель». (Когда и как я познакомился с творчеством писателя? Что меня больше всего привлекает в его книгах? Чем близки мне его герои? Как помогло это произведение в становлении моего характера? Какие цветы я выбрал бы как символ творчества писателя?)

Этап подготовки выступления (коллективный или индивидуальный) – момент творчества, который нельзя переоценивать. Пусть не все захотят выступить, но разве такой урок не заставит всех задуматься, преклониться перед памятью о писателе!

Я остановилась на некоторых формах работы, которые я использую, чтобы развивать творческую самостоятельность учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения школьников. Это всего лишь составная, но крайне необходимая часть уроков русского языка и литературы, которая вместе с традиционной обеспечит необходимый результат и поможет нам подготовить обладающих высоким уровнем культуры выпускников, успешно использующих приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жукова Оксана Геннадьевна. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в конструировании: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: СПб., 1999 211 c. РГБ ОД, 61:00-13/9-7

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 15

1. Сущность понятия творческой самостоятельности 15

2. Субъектная позиция ребенка в конструктивной деятельности, как фактор развития творческой самостоятельности 34

Выводы по I главе 50

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ НЕТРАДИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)... 53

1. Задачи и методика диагностического этапа исследования 54

2. Анализ проявления творческой самостоятельности старшими дошкольниками и младшими школьниками в конструировании из нетрадиционного материала 63

3. Анализ использования нетрадиционного материала в практике работы детского сада и начальной школы 97

Выводы по II главе 102

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ С НЕТРАДИЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА) 106

1. Задачи, содержание и условия организации формирующей части исследования 106

2. Развитие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста творческой самостоятельности в работе по образцу 118

3. Развитие творческой самостоятельности в условии организации совместной поисковой деятельности 138

4. Анализ результатов контрольных срезов 147

Выводы по III главе 151

Основные выводы 157

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью воспитания субъектно-активной личности, способной самостоятельно творчески мыслить, планировать деятельность, осуществлять нравственно-значимый выбор способов и средств ее реализации и готовой нести ответственность за свою деятельность.

Научно-технический прогресс довольно основательно изменил характер труда человека, в котором большое значение приобретает умение творчески решать поставленные задачи, а значит -творчески активное мышление.

Необходимость воспитания творческой активности в растущем и развивающемся ребенке, воспитания творческой самостоятельности ставит перед обществом и непосредственно перед педагогом задачу - формировать деятельностные и мотивационные компоненты его личности в активном гуманистическом отношении к действительности. Ведь человечеству не безразлично, на что будет направлена деятельность людей: на созидание или разрушение.

Можно говорить о том, что решающим фактором создания материальной базы общества становится развитие творческих сил каждого человека. Воспитание творца - это социальный заказ общества сегодня, и задача педагогов - выполнить этот социальный заказ.

Педагогической теорией доказано, что данную задачу необходимо начинать решать уже в младшем дошкольном возрасте, который является базовым для формирования таких показателей мыслительной и трудовой деятельности, как активность, инициативность, творческая самостоятельность. На это указывают в своих исследованиях М. А. Данилов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, П. И. Пидкасистый, Е. В. Проскура и др. По мнению этих ученых, задача воспитания и развития средствами трудовой деятельности не сводится к освоению и пониманию труда как суммы знаний и уме-

ний, а предполагает формирование опыта творческой практической деятельности, личностного отношения к этому процессу. Авторы подчеркивают, что творческая самостоятельность человека формируется в деятельности и выступает как высшее проявление личности.

Для того чтобы реализовать установку воспитания дошкольника - развивать мышление и творческие потенциалы деятельности, необходимо организовать воспитание детей с учетом их индивидуальных особенностей. Это необходимо в связи с тем, что психологами доказано, что самостоятельность личности и, тем более, творческая самостоятельность - это глубоко индивидуализированная характеристика личности.

Если в большинстве дидактических исследований самостоятельность рассматривается как свойство познавательной деятельности (А. С. Байрамов, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова и др.) безотносительно к индивидуальным особенностям личности, то в работах психологов, исследующих самостоятельность и процесс ее формирования у ребенка, самостоятельность рассматривается как качество, характерное для личности в целом (Н. В. Бочкина, Е. П. Михайловский, И. Молнар, Л. А. Ростовецкая).

Исследователи изучали уровни сформированности самостоятельности в учебной деятельности (Н. В. Бочкина. И, Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, 3. Ф. Пономарева и др.), уровни учебной познавательной самостоятельности (Н. А. Половникова, Т. И. Шамова), функции этого качества (Н. В. Бочкина, М. И. Дидора, Ю. П. Дмитриева), его место в психологической структуре личности, связь между формированием самостоятельности в одном виде деятельности и развитием его в других проявлениях личности (О. П. Суркова, Д. Г. Рогожина), воздействие развитой самостоятельности на развитие общественно и личностно значимых качеств: ответственности, дисциплинированности, инициативности (А. Д. Алферов), воли, на-

6 стойчивости в достижении цели (В. К. Котырло) и др. Однако все эти исследования относятся к школьному возрасту ребенка, тогда как закладка этого качества личности происходит уже в младшем дошкольном возрасте.

Невозможность «механического» перенесения как методик, так и способов, средств, базы развития творческой самостоятельности ребенка из рассмотренных исследований на дошкольный возраст очевидна. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является не учебная деятельность, а игровая. При этом многие исследователи отмечают, что «это справедливо и для пограничного» возраста 7-8 лет (первый класс начальной школы), в котором происходят лишь первые шаги в направлении формирования учебной деятельности как ведущего вида деятельности.

Безусловно, развитие творческой самостоятельности в игровой деятельности возможно, но это будет особого рода творческая самостоятельность, реализуемая не в вещественной, а в воображаемой деятельности.

Вещественная (практическая) деятельность ребенка позволяет реализовать конкретные методики формирования и развития нужных педагогу процессов, поскольку непосредственно управляема, а также имеет результатом конкретный продукт («вещь»), являющийся в свою очередь новым стимулом для работы ребенка. Таким образом, целесообразно в качестве базы формирования творческой самостоятельности ребенка указанного возраста выбрать его вещественную (чаще именуемую трудовой) деятельность, традиционно называемую в дошкольной педагогике конструированием.

Актуальность проблемы формирования творческой самостоятельности в трудовой деятельности дошкольников, а также недостаточная ее разработанность вызвали необходимость изучения этого качества у детей старшего дошкольного (7 лет) и младшего школьного (8 лет) возраста.

Острая общественная потребность в воспитании творческой самостоятельности у подрастающего поколения, недостаточная изученность этого качества у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отсутствие специальных исследований, посвященных формированию творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в процессе конструирования, обусловили выбор темы исследования: "Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в конструировании". При выборе исследуемой темы учитывалось следующее:

Во-первых, большие возможности нетрадиционного материала для формирования у детей конструктивно-практических навыков и умений (при этом происходит обогащение знаний о свойствах и качествах материалов, расширение художественного восприятия, образного видения, что стимулируется необычностью и привлекательностью для детей изготовления разных поделок из подобных материалов);

во-вторых, возможность управления развивающим и воспитывающим характером этой работы;

в-третьих, доступность содержания данной деятельности для детей;

в-четвертых, формирование общественных мотивов: создавая подарки и сувениры, сказочных персонажей для игр или кукольного театра, игрушки для елки, дети убеждаются в практической значимости своего труда. С большим интересом они играют изготовленными поделками в дидактических, сюжетно-ролевых играх, охотно дарят их сверстникам, малышам, сотрудникам, гостям ДОУ и школы или используют в качестве украшения интерьера. Это оказывает на детей большое воспитывающее воздействие и обусловливает особую заинтересованность ребят данным видом деятельности.

Являясь специфическим видом деятельности, конструирова-

s ниє отвечает интересам и потребностям детей и одновременно обладает чрезвычайно широкими возможностями в развитии личности, в умственном воспитании детей. В процессе целенаправленного обучения детей конструированию из нетрадиционного материала у них формируются обобщенные способы умственных действий: анализ, сравнение и соотнесение; формируется умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, умение планировать свою деятельность. В ходе этого вида конструирования проявляется неординарность технического творчества человека. Изучение педагогической теории и практики дает основание считать, что содержательная сторона этого вида деятельности неоправданно сужена, что не позволяет в полной мере реализовать потенциальные возможности развития личностных качеств ребенка, необходимых для конструктивной деятельности. В первую очередь мы имеем в виду творческую самостоятельность, активность, инициативность, организованность, склонность к творчеству.

В этом смысле в качестве существенно важного условия формирования творческой самостоятельности следует признать не конечную цель деятельности, а, как подчеркивает П. М. Якобсон , осуществляемый в ней процесс творческого поиска. Последний может иметь место во всех звеньях конструктивной деятельности человека.

Исходя из анализа состояния изученности проблемы развития творческой самостоятельности, можно предположить, что, являясь сложным социально-психологическим образованием, она может рассматриваться как процесс, выступая в качестве самодеятельности, предполагающей инициативные, систематические действия, вызванные внутренней необходимостью; как состояние, представляющее собой не отдельную черту личности, а ее интегрированное качество, которое проявляется в целом комплексе интеллектуальных, характерологических, регуляторных и подобных процессов,

дающих человеку возможность творчества в любом виде трудовой деятельности и приобретающих в каждом отдельном случае специфическую форму.

Цель исследования : заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности формирования у детей 7-го и 8-го года жизни творческой самостоятельности в условиях конструирования из нетрадиционных материалов.

Объект исследования ; процесс развития творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в конструировании из нетрадиционных материалов.

Предмет исследования : формирование творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в процессе конструирования из нетрадиционных материалов.

Гипотеза исследования : если разработать и реализовать в непосредственной работе с ребенком систему использования нетрадиционных материалов, то педагогически управляемый процесс формирования такого интегративного качества личности, как творческая самостоятельность, достигнет своей цели с высокой долей вероятности.

При организации экспериментальной работы с детьми 7-го и 8-го года жизни по формированию у них в указанном виде деятельности творческой самостоятельности использовались данные рассмотренных выше психологических исследований. При этом на первом этапе педагогического эксперимента необходимо было выявить интерес к конструированию из нетрадиционного материала, интерес к самому материалу для того, чтобы спланировать формирование мотивационных компонентов деятельности; кроме того, необходимо было выявить уровни сформированности технических навыков и умений измерять, пользоваться ножницами, собирать, оформлять и т. п. Наблюдения за работой детей показывают, что они, отражая в игрушках свои впечатления от окружающей жизни, не механически копируют, а творчески дополняют и преобразуют

ее. Даже повторяя одну и ту же игрушку, они действуют по-разному, вносят изменения, детализируют первоначальный замысел, реализуют свои знания и представления в переработанном виде. Эта переработка жизненных впечатлений совершается в результате проявления творческой самостоятельности. Таким образом, можно утверждать, что изготовление игрушек из нетрадиционного материала создает благоприятные условия для развития целепола-гания, смекалки, способности по самостоятельно составленному плану-проекту создавать новый образ игрушки и других качеств, свойственных творческой самостоятельной личности.

Эта особенность была отмечена К. Д. Ушинским: "Дети не любят игрушек неподвижных, хорошо отделанных, которые они не могут изменить по своей фантазии, - писал он. - Вот почему лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом". .

Такой особенностью - разнообразно изменяться по инициативе самого ребенка - в особенно большой мере обладает нетрадиционный материал, дающий ребенку возможность самостоятельно комбинировать и создавать все новые и новые игрушки по собственному замыслу, проявлять сообразительность, изобретательность, творческую выдумку.

При изучении практики работы детских садов и начальной школы было обнаружено, что у педагогов вызывает затруднение осуществление процесса формирования у детей творческой самостоятельности как черты характера в разных видах их практической деятельности. Между тем формирование творческой самостоятельности, начатое уже в дошкольном возрасте, в значительной степени отличается от процесса обучения в школе, который с каждым годом все более и более основывается на самостоятельности учащихся и требует от них не только репродуктивной деятельности, но и проявления инициативы, творчества.

Известно, что в начальных классах трудовая деятельность является важным звеном в системе трудовой политехнической подготовки учащихся, которая осуществляется и развивается с 1 по выпускной класс.

При организации трудовых процессов у младших школьников в сопутствующих сенсомоторных действиях, в нервно-психическом и физическом напряжении формируется система определенных знаний, умений и первоначальных навыков, которые лежат в основе трудоспособности человека - главной производительной силы общества.

Именно в этом возрасте закладываются основы характера и формируются такие черты личности, как трудолюбие, трудовая активность, творческая самостоятельность, уважение к людям труда и другие ценные качества, помогающие будущему труженику усвоить требования самостоятельной жизни и утвердиться в ней.

Работы Л. П. Аристова, Е. Я. Голанта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова и др. посвящены проблеме анализа сформированности у детей активности и самостоятельности как важнейших показателей плодотворности учения. И, Н, Колесниченко, В. Г, Машинистов, В. С, Цейтлин и другие рассматривали основные вопросы содержания и методики трудового воспитания и обучения младших школьников. П. А. Андрианов, В. И. Качнев, И. Г. Китаев, Ю, С. Столяров и другие рассматривали систему технического творчества учащихся в процессе внеурочных занятий и взаимосвязи этого вида деятельности с процессом трудовой подготовки учащихся начальных классов.

Однако исследований аналогичного характера для дошкольного возраста практически не имеется. Этот факт стимулировал данное исследование. Базой исследования явились ДОУ № 139, № 17 и школа № 63 г. Мурманска.

В соответствии с поставленной выше целью и гипотезой ис-

следования были поставлены и решались следующие задачи :

    Определить содержание понятия творческой самостоятель- ; ности у детей 7-го и 8-го года жизни в конструировании из нетрадиционных материалов.

    Изучить особенности проявления творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в конструировании из нетрадиционных материалов.

    Определить показатели сформированности творческой самостоятельности у детей 7-го н 8-го года жизни в конструировании.

    Создать и экспериментально апробировать систему использования нетрадиционных материалов в конструировании, направленную на формирование у детей 7-го и 8-го года жизни творческой самостоятельности в условиях отказа от показа педагогом способов изготовления игрушки.

Методологической основой исследования является учение о роли деятельности в развитии личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Б. Рубинштейн); концепция дошкольного и начального школьного детства как своеобразного этапа в развитии человека и его социализации (А. Г. Асмолов, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, Д. Б. Эльконин); исследования по проблеме своеобразия детских видов деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. И. Вергилес, Д. И. Воробьева, А. Р. Гинзбург, А. И. Леонтьев, А. А, Люблинская, В. Г. Нечаева, Г. И. Щукина); теория формирования умений (П. Я. Гальперин, Т. С. Комарова, Н. В. Кузьмина).

Методы исследования выбраны с учетом специфики предмета, объекта, задач и гипотезы работы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; общелогические методы (сравнение, сопоставление, умозаключение); экспериментальный метод, включающий наблюдение, анкетирование, констатирующий и обучающий психолого-педагогический

эксперименты; обработка экспериментальных данных (качественный и количественный анализ).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: впервые доказана возможность развития у детей творческой самостоятельности в процессе конструирования из нетрадиционных материалов; показано, что творческая самостоятельность является ин-тегративным качеством, которое интенсивно развивается в процессе конструирования из нетрадиционных материалов; показана взаимосвязь между целенаправленными конструктивными действиями и развитием творческой самостоятельности; определены уровни творческой самостоятельности в конструировании из нетрадиционных материалов; выявлены возможности дифференцированного подхода к ребенку в постановке конструктивной задачи, способствующие развитию творческой самостоятельности в данном виде конструирования; разработана методика, обеспечивающая возможность проявления детьми 7-го и 8-го года жизни творческой самостоятельности на различных этапах решения конструктивной задачи в условиях отсутствия показа педагогом способов изготовления игрушки.

Практическое значение исследования состоит в возможности применения разработанного содержания и методики формирования творческой самостоятельности в процессе конструирования из нетрадиционных материалов в практике работы ДОУ и начальной школы. Выделенные показатели могут быть использованы в целях диагностики. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке педагогических кадров для дошкольных учреждений и начальных классов средних общеобразовательных школ; при чтении лекций и проведении практических занятий по педагогике, методике развития элементарных математических представлений, методике изобразительной деятельности и художественного труда в вузе, колледжах, институтах повышения квалификации работников

образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, использованием комплексной методики, ее соответствием возрастным психологическим особенностям старших дошкольников и младших школьников, объемом собранного материала. На этапе констатирующего эксперимента обследовано 85 детей, на этапе формирующего и контрольного эксперимента - 81 ребенок. Исследование проводилось в течение 1997-1999 гг. с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ № 139 Ленинского округа и № 17 Первомайского округа, 1 классе СШ № 63 г. Мурманска.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

    Формирование творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни в процессе конструирования из нетрадиционных материалов обеспечивается комплексом взаимосвязанных условий: личностно-ориентированным подходом педагога к детям; освоением детьми позиции субъекта деятельности, а также системой конструктивных практических действий выводящих детей на результат.

    Наибольшую результативность в формировании творческой самостоятельности у детей 7-го и 8-го года жизни имеет методика, сориентированная на осознание ими целей, путей и способов действий в процессе конструирования из нетрадиционных материалов (что сделать? из чего? чем? как? в какой последовательности действовать?).

3. Успешное формирование творческой самостоятельности
достигается целенаправленным поэтапным педагогическим руково
дством практической деятельностью детей на занятиях и уроках, в
самостоятельной художественной и художественно-трудовой дея
тельности, при тесной взаимосвязи ознакомления с окружающим
миром, сенсорным воспитанием, трудовой, речевой и изобрази
тельной деятельностью.

"В творческом труде находит себе простор

игра творческих сил личности"

(Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 63)

Сущность понятия творческой самостоятельности

Вряд ли существует более ценное качество личности, чем творческая самостоятельность, - и, казалось бы, более ясное и определенное. Мы, не задумываясь, можем перечислить те черты характера и поведения, которыми наполняем это понятие, - внутренняя нестандартность, своеобразие, самобытность, оригинальность.

Творческая самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне принимать и проводить в жизнь важные решения; во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность творческой самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности "Я", самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению.

Проблемы творческой самостоятельности тесно связаны с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, работающие над проблемой личности, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос творческой самостоятельности.

Подавляющая часть взрослых людей проявляет творческую самостоятельность в области своей профессии, в том виде деятельности, который является жизненно ведущим, преобладающим, в других же сферах творческая самостоятельность резко снижается и иногда до такого уровня, который представлен полным отсутствием самостоятельности - несамостоятельностью. Никто не может с уверенностью сказать, что развитие творческой самостоятельности заканчивается в каком-то определенном возрасте. Можно только утверждать, что творческая самостоятельность нарастает с возрастом и достигает высокого уровня своего развития в тех видах деятельности, которые являются основными, преобладающими, жизненно ведущими или наиболее интересными.

Анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы и позволяет перейти к рассмотрению ее исходных данных.

Проблема самостоятельности личности издавна привлекала философов, психологов, педагогов. В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с проблемами свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики.

Самостоятельность в психологической литературе рассматривается как важнейшая составляющая в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее в своих поступках человек, тем в большей степени он - зрелая личность. "Личностно-социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет совершать деятельность". (130, СЛЗО)

При оперировании понятиями "сам11, "самостоятельный", "самостоятельность" используются чаще всего такие их семантические оттенки значения, как "без опоры", "без посторонней помощи", тем самым в состав самостоятельных включаются те элементы поведения, посредством которых индивид совершает действия, не опираясь на поддержку другого человека. Таким образом, стоящими в одном ряду оказываются и стремление к самообслуживанию у детей раннего возраста, и выполнение домашнего задания без контроля родителей младшими школьниками, и самостоятельное принятие решений подростками.

В советской психологии самостоятельность рассматривалась как генерализованное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение.

Самостоятельность личности связана "с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов является необходимой предпосылкой самостоятельных суждений и действий личности, а с другой стороны, складывающиеся в процессе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют чувства и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные решения, но и, несмотря на возможные трудности, добиваться успешного их выполнения.

Задачи и методика диагностического этапа исследования

1. Выявить интерес детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) и восьмого года жизни (1 класс школы) к нетрадиционному материалу, из которого можно создавать разнообразные поделки.

2. Выяснить сущностные проявления творческой самостоятельности и причины затруднений в процессе работы с нетрадиционным материалом детей 7-го и 8-го года жизни.

3. Определить педагогические условия организации конструирования из нетрадиционного материала в детском саду и первом классе школы.

Методика диагностики Диагностический этап исследования состоял из двух этапов. Первый этап был направлен на выявление интереса и особенностей проявления детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 1 класса творческой самостоятельности в конструировании из нетрадиционных материалов.

Первый этап констатирующего эксперимента включал семь заданий.

Первое задание

Тема: "Выбери интересный для тебя материал".

Задачей первого задания констатирующего эксперимента было выявить интерес детей седьмого и восьмого года жизни к нетрадиционному материалу.

В разных местах групповой и классной комнаты размещаются: напольный, настольный конструктор, конструктор "Лего", природный и нетрадиционный материал (коробки различных размеров, различный по фактуре, цвету упаковочный материал и пр.), детские игрушки (машины, куклы).

В инструкции экспериментатор предлагает ребенку войти в помещение, рассмотреть все материалы и выбрать тот, который больше всего понравится, а затем объяснить причины своего выбора.

Из какого материала тебе хотелось бы мастерить?

С каким материалом тебе нравится работать?

Ты раньше что-нибудь делал из него?

Как ты думаешь, что из него можно сделать?

В процессе эксперимента проводились целенаправленные наблюдения за детьми на всех этапах деятельности.

В протоколах фиксируются: выбор детьми материала, наличие желания работать с бросовым материалом, длительность и направленность поисковых действий, получение результата и особенность речевых высказываний.

Второе задание

Тема: "Сделай, что хочешь" (конструирование по замыслу детей).

Задача второго задания констатирующего эксперимента состояла в том, чтобы выявить возможность детей 7-го и 8-го года жизни проявлять творческую самостоятельность в различные периоды деятельности: задумывая образ предмета и планируя пути и способы его выполнения и воплощая план-замысел в конструкции.

Материал: различный по фактуре, цвету, размерам, объемам упаковочный материал.

В инструкции экспериментатор предлагает детям седьмого-восьмого года жизни рассмотреть материал и сделать любую поделку, предварительно рассказав о том, что он сделает, из чего и как намерен выполнить работу.

При необходимости ребенку задаются дополнительные вопросы:

Что ты решил сделать?

Из чего сделаешь?

Что сначала, а что потом будешь делать?

Как ты эти формы соединишь?

Какой инструмент тебе понадобится?

В протоколах фиксируются особенности поведения испытуемых, характер их затруднений на всех этапах реализации задачи.

Третье задание

Тема: "Ягодка с сюрпризом" или "Цветок" (конструирование по образцу).

Задачи, содержание и условия организации формирующей части исследования

При разработке формирующего эксперимента учитывались следующие положения:

Целостный подход к педагогическому процессу;

Сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм обучения;

Индивидуально-дифференцированный подход к детям;

Расширение возможностей для проявления творческой самостоятельности на всех этапах эксперимента; в целеполагании, прогнозировании, осуществлении плана-проекта, оценке оригинального продукта;

Гуманно-сотруднический стиль руководства деятельностью детей.

Чтобы создать необходимые условия для работы на занятиях в ДОУ и уроках в начальной школе, детям предоставлялись в свободное пользование образцы игрушек, различный нетрадиционный материал, разнообразные инструменты, вспомогательно конструктивные элементы поделок, украшения.

Особое внимание уделялось развитию организаторских навыков, культуре труда, развитию чувства ответственности, критической самооценки, осторожности, понимания опасности работы с инструментами. Необходимость организации труда детей с соблюдением указанных требований подтверждена соответствующим инструктивным письмом Министерства просвещения СССР № 39-м от 08.06.1984 г. "О соблюдении требований безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском саду".

При этом предусматривались следующие правила:

Выполнять порученную работу только в местах, отведенных для данного вида труда;

Готовить свое рабочее место, аккуратно, удобно и красиво располагать нужные материалы и инструменты;

Использовать оборудование и инструменты строго по их прямому назначению, применяя правила и приемы, показанные экспериментатором;

Применять колющие и режущие инструменты в самостоятельной конструктивной и художественной деятельности под контролем экспериментатора;

Развивать умение работать внимательно, сосредоточенно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами, не мешая друг другу;

Постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте, не допускать захламленности;

Проверять состояние оборудования и инвентаря по окончании работы, осуществлять уборку, хранить и ухаживать за инструментами, приводить в порядок рабочее место.

Ознакомление детей с правилами работы и их усвоение предполагалось в течение всего формирующего эксперимента как с детьми старшего дошкольного возраста, так и с младшими школьниками. Рациональная организация рабочего места и оборудование его всем необходимым позволяют максимально экономить рабочее время на занятии и уроке, сосредоточить внимание детей целиком на выполнении игрушки, работать, не отвлекаясь и не мешая друг Другу.

При определении тем для изготовления игрушек на занятиях и уроках, в самостоятельной конструктивной и художественной деятельности учитывались:

Возрастные особенности и возможности детей;

Доступность и посильность тематики для детей 7-го и 8-го года жизни;

Разнообразие интересных образов и предметов окружающей действительности (люди, животные, предметы быта, транспорт и т.д-);

Возможность организации самостоятельной работы, в процессе которой дети могли бы совершенствовать приобретенные навыки и умения, использовать свой личный опыт для создания игрушек, конструкций, персонажей, проявляя при этом творческую самостоятельности, фантазию, инициативу;

Обеспечение развивающего и воспитывающего характера обучения и развитие общественных мотивов.

В эксперименте создавались ситуации, в которых дети могли прийти к пониманию того, как достигается выразительность поделки в зависимости от поставленной цели. При этом детей подводили к осознанию необходимости выполнять все качественно, привнося в игрушку творчество и фантазию.

УДК 378:37.026.9

Ю.Г. Резникова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье анализируется проблема становления творческой самостоятельности студентов как основы профессиональной компетентности будущего педагога, рассматривается структурные компоненты творческой самостоятельности, условия, методы и формы, способствующие ее развитию.

Ключевые слова: компетентностный подход, самостоятельность, творческая самостоятельность, структура творческой самостоятельности, условия, методы, формы развития творческой самостоятельности.

The article deals with the problem of creative independence development which is viewed as the basis for the professional competence of future teachers. The article gives the description of the structure of creative independence, conditions, methods and forms of its development.

Keywords: competence approach, independence, creative independence, the stucture of creative independence; conditions, methods, forms of creative independence development.

Изменения, происходящие во всех сферах развития современного общества, а также вхождение России в Болонский процесс инициировали переход высшего образования от знаниево-ориентированной к компетентностной парадигме. Современная система образования должна способствовать развитию таких качеств выпускника как самостоятельность, инициативность, мобильность, конструктивность. Будущий специалист должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные умозаключения, быть готовым к решению проблем, нести за них ответственность. В связи с этим одной из задач подготовки будущего педагога является формирование у студентов самостоятельности как черты характера, как основы компетенции будущего профессионала, позволяющей «без посторонней помощи, основываясь на знаниях, умениях, убеждениях, жизненном опыте, ставить задачи, контролировать волю и настойчивость для достижения цели». Высококвалифицированный учитель - это педагог, способный самостоятельно находить нестандартные, инновационные решения профессиональных педагогических задач. Сегодня, как никогда ранее, идея развития творческой самостоятельности будущего учителя актуализируется в процессе профессиональной подготовки.

По мнению ученых, для развития педагогического творчества будущему учителю важно с самого начала предоставить максимальную самостоятельность, которая признается исследователями одновременно и качеством личности профессионала, и средством достижения профессионализма.

Исследования А.К. Марковой, Е.А. Климова, и др. доказывают, что полноценная профессиональная деятельность выражается в абсолютной самостоятельности человека как субъекта труда.

Это утверждение имеет прямое отношение к работе педагога. В.А. Кан-Калик, Е.И. Рогов и др. соотносят самостоятельность с педагогическим творчеством и определяют этот уровень как личностно самостоятельным. Собственно творчество - это самостоятельное решение проблемы (Стоуне, 1984).

Анализ научных работ (С.В. Акманова, Н.В. Бочкина, П.И. Пидкасистый, Н.П. Чанилова и др.) показал, что многие учёные рассматривают самостоятельность как качество личности, в значительной степени определяющее не только эффективность выполнения профессиональных обязанностей, но и отражающее способность личности к саморегулированию своего мышления. Ссамостоятельность выступает как условие продуктивных мыслительных процессов. Ее наличие можно считать показателем высоких способностей к познавательной деятельности.

Самостоятельность человека всегда выражает личность в целом, в единстве ее интеллектуальных, эмоциональных и волевых сторон (Данилов, 1972). Это качество придает личности устойчивость, во многом определяет процесс адаптации человека к стрессам, повышенным интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам (Ростовецкая, 1975).

Как личностное свойство самостоятельность заключается в умении составлять и осуществлять программу деятельности в соответствии с объективно изменяющимися условиями в относительной независимости от группового и индивидуального давления (Петровский, 1973). Люди с высоким уровнем самостоятельности независимы и ответственны. У них проявляется склонность к творческим видам деятельности, непрерывному углублению знаний, прослеживается желание учить других. Людей самостоятельных отличает контактность, интерес к людям, интеллектуальная и эмоциональная защи-

щенность, самообладание, трезвость мышления.

Проанализировав многообразие точек зрения на сущность самостоятельности, мы пришли к выводу, что творческую самостоятельность можно понимать в двух аспектах: как качество личности и как деятельность. Следовательно, творческая самостоятельность - это интегральное понятие, которое мы рассматриваем, как способность ориентироваться в ситуации самостоятельного решения проблем, умения генерировать новые идеи, нетрадиционные способы решения задач. Применительно к педагогической деятельности можно уточнить характеристики, присущие творческой самостоятельности: постоянное расширение имеющихся знаний, осознанное стремление к самообразованию; умение ставить перед собой определенную педагогическую задачу, ориентация на творческий поиск ее решения, умение произвести педагогический анализ собственных действий и дать им оценку; осмысленная потребность в обогащении своего педагогического опыта.

Опираясь на педагогические исследования (И.К. Кондаурова, И.Я. Лернер, Н.А. Половни-кова и др.), в структуре творческой самостоятельности мы рассматриваем следующие компоненты: мотивационный, когнитивно-

деятельностный и рефлексивный.

Мотивационный компонент творческой самостоятельности представляет собой систему развития мотивационно-ценностных, эмоцио-нально-волевых отношений, которые в целом можно обозначить как потребность в осознании самого себя как личности и субъекта учебнопрофессиональной деятельности, что является главной линией развития побудительных сил творческой самостоятельности, позиционирование к творческой деятельности, формирование позитивного отношения к творческой деятельности, установка на развитие самостоятельности как качества личности, осознание значимости и личностной ценности наличия умений творческой деятельности.

В когнитивно-деятельностный компонент входят знания приемов творческой деятельности, способов генерирования нестандартных идей и умения использовать их для решения нестандартных педагогических ситуаций, умения планировать и проектировать самостоятельную творческую деятельность.

Рефлексивный компонент предполагает владение оценочными умениями результатов своей деятельности, опыта самостоятельной творческой деятельности, оценку самодвижения в освоении творческих умений. Подобный подход к

структуре познавательной самостоятельности позволяет выстраивать систему мер развития разных уровней творческой самостоятельности обучающихся. Среди них мы рассматриваем наличие некоторых педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования творческой самостоятельности.

Важным, на наш взгляд, является способ организации учебного взаимодействия преподавателей и студентов. Эффективным в данном случае является обеспечение субъект-субъектных отношений и диалогического общения. Педагогическое взаимодействие между студентом и преподавателем должно выстраивается в фаси-литационном режиме. Только в этом случае студенты воспринимают цели преподавателя как свои собственные, что существенно влияет на успех, обеспечивает высокий уровень активности, осознанности и мотивированности их действий. Такая ситуация предполагает состояние творческой раскрепощенности студентов, позволяет принять им роль субъекта деятельности.

Существенно стимулирует самостоятельность учебное или научное сотворчество, совместное с преподавателем решение реальной научной или профессиональной проблемы. В этом случае преподаватель уже не может руководить процессом профессионального становления, только оказать помощь, а студент становится равноправным партнером совместной деятельности, принимает на себя роль ассистента, несущего ответственность за ход и результат работы. «Диадность в усвоении знаний» (А.В. Качалов) активизирует самостоятельное и осмысленное участие студентов в деятельности, значительно повышает мотивацию самостоятельности

Результативность развития творческой самостоятельности зависит от включения студентов в разнообразные формы и виды творческой деятельности, предполагающие, что студенты вовлечены в учебную, познавательную деятельность, связанную с творческим поиском и созданием творческого результата.

Применение в обучении проблемных методов также стимулирует установку на самостоятельное открытие нового знания. Учебный материал, включаемый в содержание образования и используемый для развития самостоятельности, должен быть проблематизирован не только по способам предъявления, но и по содержанию. Причем эти знания должны иметь личностную ценность для обучающихся. Одним из вариантов проблемного обучения может быть задачный подход, в котором развитие творческой само-

стоятельности осуществляется за счет приобщения студентов к будущей профессиональной деятельности с помощью анализа задач, моделирующих реальные педагогические ситуации. Анализ педагогической действительности позволяет студентам увидеть себя в роли учителя, приобрести определенный опыт нахождения педагогически целесообразных решений, помогает в дальнейшем оперативно и обоснованно ориентироваться в подобных ситуациях. Ситуативные задачи являются соединительным звеном теории с практикой. Значимым является насыщение учебно-познавательного процесса творческими задачами: задания на рефлексивную догадку, интеллектуальный поиск, творческую интерпретацию и пр. При их решении повышается удельный вес исследовательских и оценочных операций. Такие задачи предполагают выработку и принятие собственных решений как в учебной ситуации, так и в реальной школьной практике, осуществляется перевод знания в средство нового познания.

Результативность формирования творческой самостоятельности связана с самоконтролем, способностью к самоанализу, самооценке своих действий, качеств личности. В этом случае учебная деятельность студента в процессе формирования творческой самостоятельности будет осмысленной, осознанной, позволит самостоятельно находить и предупреждать ошибки, допущенные в ходе решения творческих задач.

Существенным в развитии самостоятельности является создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, ситуаций успеха, которые формируют у обучающихся уверенность в своих силах, поддерживают желание к самостоятельным действиям, существенно повышают оригинальность мышления, раскрепощенность поведения.

Одним из способов решения рассматриваемой проблемы может быть специальное развитие у студентов в рамках селективных курсов воображения, фантазии, интуиции, нетрадиционного мышления (например, «Развитие фантазии у студентов», «ТРИЗ-педагогика» и т.п.).

Подводя итог, можно констатировать, что только педагогически правильно инструментированная самостоятельная работа студентов может развивать самостоятельность не только как совокупность определенных интеллектуальных умений и навыков, но и как качество личности.

этого списка традиционный лекционный курс, необходимо только перенести акцент с информационной функции, на функцию развития мышления, поисковых умений, самооналаиза. В практике вузовского обучения давно известны проблемные лекции, на которых знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемность на лекции понимается достаточно широко: это и проблемное изложение лектором учебного материала, постановка проблемных вопросов аудитории, решение проблемных задач, сопоставление разных точек зрения, связь учебного материала с жизненным опытом студентов, предложение сформулировать некоторые определения или понятия, выбрать из нескольких определений одно и аргументировать выбор, сделать выводы и т.п. Проблемная лекция побуждает к самостоятельному поиску, включает творческое мышление, обеспечивает успешное усвоение знаний.

Применяются в учебном процессе провокационные лекции, т.е. лекции с запланированными ошибками, которые должны обнаружить студенты. Такой вид лекции активизирует внимание студентов, развивает их мыслительную деятельность, умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д. Лекции-пресс-конференции и лекции-дискуссии предполагают свободный разговор преподавателя со студентами по теме лекции, взаимный обмен информацией, мнениями, взглядами по обсуждаемой проблеме, что серьезным образом актуализирует субъектную позицию учащихся, повышает их самооценку.

В связи с тем, что обучение должно осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, использование интерактивных методов обучения является наиболее перспективным. Среди методов интерактивного обучения можно выделить эвристические беседы, дискуссии, круглые столы, метод «Дельфи», имитационные тренинги и др. В учебном процессе активно используется метод ролевых (деловых) игр. В игре происходит изменение позиции студента от познавательного и личностного эгоцентризма к последовательной децентрации, благодаря чему более глубоко осознается собственное «я» и возрастает мера профессиональной компетентности и способности к решению проблемных ситуаций. В игре формируются реальные партнерские отношения сотрудничества и кооперации, обеспечивающие возможность позитивного личностного развития студента, творческой самостоятельности. Деловую игру в ми-

ниатюре представляет собой кейс-метод (от англ. саэс - случай, ситуация, дело) - один из популярных активных методов обучения. Этот метод основан на реальном событии из профессиональной жизни и предполагает активный поиск обучающимися решения предлагаемой проблемы с последующим обсуждением процесса и результата совместных действий всех участников.

Весьма эффективны в контексте рассматриваемой проблемы методы коллективного стимулирования творческих поисков. К ним можно отнести метод мозгового штурма, который учит свободно обсуждать проблему, высказывать предположения о путях ее решения, высказывать как можно больше идей; метод синектики, позволяющий студентам научиться формулировать проблемы, составляющие ее элементы, выделять главную цель поиска, искать аналогии решения задач самого разнообразного характера; ТРИЗ-методы способствуют развитию воображения, фантазии. Критического мышления и пр.

Одним из наиболее перспективных является метод проектов, который предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учебный проект - это совместная деятельность преподавателя и студентов, направленная на решение сложной учебно-научной проблемы и создание социально-значимого продукта, в процессе которых создаются условия для развития творческой самостоятельности.

Применение метода проектов отличается рядом дидактических возможностей (Э.В. Бурце-

ва), главные из которых заключаются в том, что проект имеет конкретную цель, которая предполагает использование знаний в контексте будущей профессиональной деятельности студентов; самостоятельный поиск учебной и научной информации, самостоятельное исследование, что способствует более прочному усвоению знаний; получение профессионально-значимого конечного продукта деятельности; способствует изучению и освоению опыта решения профессиональных проблем; позволяет предложить свой путь решения проблемы и обсудить его эффективность с однокурсниками. Метод проектов способствует формированию творческой личности будущего специалиста, позволяет включить его в практическую деятельностью по овладению профессиональными знаниями и умениями. Идея проектного обучения нацелена на формирование у студентов глубоких знаний и развития творческого мышления, формирование деятельности по решению профессиональнопрактических задач.

Таким образом, увеличение доли проблемных, поисковых, рефлексивных, творческих методов и форм работы в вузе серьезным образом повышают инициативность и активность студентов в учебном процессе, развивают склонность к креативным видам деятельности, формируют творческие умения, опыт профессиональной деятельности. На наш взгляд, сочетание указанных условий, методов и форм организации учебной деятельности обеспечивает эффективность развития творческой самостоятельности у студентов.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998.

2. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров. - Волгоград, 2004.

3. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. - Екатеринбург, 2001.

4. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. - № 3.

5. Качалов А.В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза // Известия Урал. гос. ун-та. -2009. -№ 1/2(62). - С. 212-217.

6. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2000. - №1.

7. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Академия, 2001.

8. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник ТГПУ. - 2010. - №1.

Резникова Юлия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета

Reznikova Yulya Gennadyevna, candidate of education sciences, associate professor of the department of pedagogy, Buryat State University.

ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА

Даськова Юлия Викторовна 1 , Даськова Кристина Эдуардовна 2
1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"
2 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка группы ДС-41


Аннотация
Статья рассматривает творческую самостоятельность студента-дизайнера, как важный фактор социальной, профессиональной и личной самореализации. На основе анализа научных исследований понятия "творческая самостоятельность" выявлены существенные признаки и характеристики. С учетом особенности будущей профессии для дизайнеров были выделены структурные компоненты, на развитие которых необходимо сделать акцент в процессе профессиональной подготовки студентов.

CONCEPT OF CREATIVE INDEPENDENCE OF A CONTEXT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE DESIGNER

Daskova Yulia Viktorovna 1 , Daskova Christina Eduardovna 2
1 Penza state University of architecture and construction, Teacher of the chair of design and art design of interior
2 Penza state University of architecture and construction, student gr. DS-41


Abstract
Article considers creative independence of the student"s designer as an important factor of social, professional and personal self-realization. On the basis of the analysis of scientific researches of the concept "creative independence is shown" essential signs and features. In view of feature of future profession for designers structural components on which development it is necessary to place emphasis during a vocational education of students, were assigned.

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В., Даськова К.Э. Понятие творческой самостоятельности в контексте профессиональной деятельности дизайнера // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Современный этап развития дизайнерского образования в России связан с кардинальными изменениями в общественной и экономической жизни как следствие этих изменений с социальным заказом на подготовку специалистов в области дизайна. Утверждается приоритет творческой личности дизайнера, способной к поиску новаторских подходов в решении проектных проблем и критической оценке деятельности, обладающей инициативой и самостоятельностью, умеющей гибко применять знания и опыт. В связи с этим особое значение в подготовке дизайнеров является формирования и развитие творческой самостоятельности. Творческая самостоятельность в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности дизайнера рассматривается нами как одно из ведущих профессионально важных качеств. Цель данного исследования заключается в рассмотрении творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в учебном процессе вуза как важного фактора, позволяющего им в дальнейшем стать социальным, профессиональным и лично самореализованным человеком. Основные задачи исследования – определить понятие и структуру творческой самостоятельности.

Проблема творческой самостоятельности является одним из самых актуальных вопросов изучения. В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Б.М. Теплов, В. В. Сериков, С. Медник, И. Я. Лернер, М. Н. Бажин и др.), структура и компонентный состав творческой самостоятельности (П. И. Пидкасистый, В. Б. Бондаревского, Н. В. Бордовской, М. Г. Гарунова, П. Кравчука, В. И. Орлова и др.); проблема критериев и показателей сформированности самостоятельной творческой профессиональной направленности (В.Я. Виленский, А.М.Новиков, В.Д. Чепик и др.); процесс формирования творческой самостоятельности (В. И. Андреева, В. А. Горский, Я. А. Пономарев и др.).

Исследования формирования и развития творческой деятельности дают определение творчества с учетом единства интеллектуальных и специальных способностей и подчеркивают, что творчество тесно связано без активности и самостоятельности человека в деятельности.

Существует ряд подходов к определению понятия «творческая самостоятельность». Приведем некоторые из них.

Творческая самостоятельность:

Не только владение определенной системой знаний, умений и навыков, но и способность самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения творческих задач, умение предвидеть конечные результаты своей деятельности .

Умение самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой функции объекта в отличие от традиционной, построение принципиально нового способа решения, отличного от известных субъекту и т.д. .

Интегральное качество личности, характеризующегося способностью самостоятельно ставить цель учебно-профессиональной деятельности и прогнозировать ее творческое решение, актуализировать необходимые знания и способы ее достижения, планировать и корректировать свои действия, соотносить полученный результат с поставленной целью .

Созидающую деятельность, включающую в себя как результаты деятельности (конкретные продукты, идеи), так и сам процесс, в котором активизируется специфический стиль деятельности (Дрозина В.В., Качалов А.В. и др.) .

Творчество рассматривается как стиль деятельности учащегося, совпадающей с его способностями к данному предмету, нацеленных на экстраполяцию и саморазвитие способностей к творчеству, а не только на ее приобретение. Формирование и развитие творческой самостоятельности подразумевает – формирование и развитие творчества в регулярной деятельности обучающихся, рассматривающее становление созидающей творческой деятельности . Структура и компонентный состав творческой самостоятельности разработывали П.И.Пидкасистый, В.Б.Бондаревский, М.Г.Гарунов, В.В. Дрозина и др. В составе творческой самостоятельности ими выделяются следующие элементы: целеполагание, определение предмета деятельности, выбор средств деятельности, исполнение намеченных действий, проведение самоконтроля и самоанализа результатов . Если в процессе самостоятельной деятельности хотя бы одни из элементов отсутствует (т.е. не является самостоятельным), то это говорит о том, что деятельность студентов не обладает творческим самостоятельным характером. Карнаухова И.Б. в своем диссертационном исследовании формулирует творческую самостоятельность как интегральное качество личности, включающее интеллектуально-рефлексивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личностно-ориентированной, социально-преобразующей деятельности . Существенными признаками творческой самостоятельности являются: потребность в новых знаниях, желание овладеть методами и средствами их добывания; критический подход к самостоятельной деятельности и деятельности и суждениям других людей; возможность высказывать собственную точку зрения; умение самостоятельно мыслить; умение самостоятельно добывать новые знания и использовать их для дальнейшего саморазвития и практической деятельности.

В.В. Дрозина, И.П. Калошина, М.Г. Гарунов, А.В. Качалов и др. выделяют следующие структурные компоненты творческой самостоятельности: научные знания, познавательно-самостоятельное творчество, творческое мышление, творческая самостоятельная деятельность.

Н.Ю. Ермилова трактует творческую самостоятельность как целостною систему его личностных и профессиональных качеств, проявляемых им в ходе профессионального самостановления (самотворчества). Л.Ю. Круглова формулирует творческую самостоятельность как интегральное качество личности, включающее интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личностно-ориентированной, социально-преобразующей деятельности .

Основываясь на анализе выше приведенных определений понятия «творческая самостоятельность», мы считает, что творческую самостоятельность необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как созидающую творческую деятельность; во-вторых, как свойство личности, характеризующееся качеством творческого мышления, наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи. В этой связи становится необходимым, расширить понятие «творческая самостоятельность», обосновать ее содержание в контексте деятельности дизайнера .

Дизайн выделился в самостоятельный вид художественной деятельности в период становления промышленного производства предметов, до того являвшихся делом кустарных ремесленных производств (посуда, мебель, ковроткачество, ювелирное дело, внешняя и внутренняя отделка помещений и т.д.). Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство. Современный дизайн, будучи влиятельным видом проектного и художественного творчества, ориентированного на новейшие технологии и материалы, не только создает комфортную и привлекательную среду для человека, но и изменяет ее, существующие коммуникации, внутренний мир человека, воспитывая эстетический вкус .

Е.А. Климов предложил психологическую классификацию профессий. Им выделено пять классов отношений: 1) «человек- живая природа»; 2) «человек – техника и неживая природа»; 3) «человек – человек»; 4) «человек – знаковая система»; 5) «человек – художественный образ» . Дизайнер – это человек, погруженный в мир художественных образов. Деятельность дизайнера представляет собой сложный синтез труда изобретателя, ученого и художника, где очень важную роль играет мышление. Она направлена на разработку и проектирование предметно-пространственной среды, окружающей человека. Направленность деятельности дизайнера позволила нам, отнести его профессию в соответствии с вышеизложенной классификацией Е.А. Климова типу «человек – художественный образ». Необходимым условием успешной профессиональной деятельности дизайнера является способность представить и запомнить в уме образ, отвечающий первоначально поставленной задаче, а также умения представить его доступным способом для других членов профессиональной команды так, чтобы его можно было обсуждать и разрабатывать дальше. Дизайнер как специалист взаимодействует с огромной системой окружающего мира, начиная от средовой организации этого мира до выстраивания психологических и коммуникативных отношений внутри человеческого общества. Он не только взаимодействует, но и является центральным звеном в системе отношений с окружающим миром . Творческая деятельность дизайнера лежит в области проектирования и предполагает прохождение ряда последовательных стадий: накопление информации, поиск идеи-замысла, выбор проблемы и разработка проекта. Процесс проектирования в дизайне предполагает прохождение следующих этапов: формирование мыслительного образа, осмысление будущей композиции, предшествующее непосредственной работе по ее воплощению в материале . Творческая самостоятельность дизайнера представляет собой сквозную составляющую профессиональной деятельности, т.е. имеет место на всех этапах проектирования, отражает в себе функции и задачи этих этапов. Дизайнер не просто проектирует вещь (или процесс), отталкиваясь от функции или формы будущего изделия, а видит при этом проблему целиком с различных сторон, видит связи между ее частями, способен выявить техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств, способен осознанно форсировать творческое воображение и преодолевать стереотипы .

Таким образом, дизайнеру предоставляется большое поле свободы для творчества, но дизайнерское творчество – это методически организованный процесс, имеющий определенное содержание и последовательность действий. Творческая природа дизайнерского проектирования заключается в характере ее содержания, в котором есть цель, есть средства, есть технология проектной деятельности, а результат каждого проекта неожидан и непредсказуем. Результат каждый раз формируется из комплекса исходных условий, как авторская концепция. В основе дизайнерского проектирования лежат научно-исследовательские и художественно творческие методы. Профессиональное творчество дизайнера опирается на его профессионально-нормативный опыт – соответствующие знания, умения и навыки . Исходя из этого, творческая самостоятельность является специфической характеристикой проектной деятельности дизайнера и характеризуется наличием творческого мышления, способностью студента-дизайнера планировать, организовывать и координировать проектную деятельность, критически анализировать, перерабатывать и использовать полученную информацию, в постоянно изменяющихся профессиональных условиях. В соответствии с этапами проектной деятельности, в составе творческой самостоятельности студентов-дизайнеров можно выделить следующие умения: умения входить в проблему (добывать, анализировать информацию), умений решать проблему (прогнозировать, организовывать, критически оценивать деятельность, находить новые способы решения), умения презентовать конечный результат (стремление к оригинальности, новизне, способность к выявлению рациональных способов решения проблемы) . Формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров выступает одним из важных условий становления профессионального специалиста в области дизайна. Овладение творческой профессией дизайнера происходит не только при обучении в вузе, но и продолжается в процессе дальнейшей практической работы. Дизайн-подготовка в вузе, прежде всего, направлена на развитие личности студента, навыков комбинированного мышления и умения генерировать множество творческих идей.

  • Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. – 316 с.
  • Григорович Л.А., Марциковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб.пособие, – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  • Комский Д.М. Основы теории творчества – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 1993. – 77с.
  • Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?/ Новое в жизни, науке, технике/ серия «Педагогика и психология»/ издательство «Знание». - №1, 1978. – 48 с.
  • Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике: Учебное пособие. Омск, 1993, 156 с
  • Кришталь Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров/ Обучение – № 7/78- 2010 г.
  • Арефиева О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике. – автореферат диссертации на соискание ученой степени канн. Пед. Наук. – Магнитогорск, 2007 – 21 с.
  • Новиков, А.М. Методология учебной деятельности/ А.М. Новиков. – М., 1981. – 324 с
  • Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Деловая игра “Жизненная стратегия творческой личности”. – Рига, Изд. ЦК ЛКСМ, Латвия, 1987
  • Полтавская М.Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2007. – 181 с.
  • Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL:
  • Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению “Дизайн”// Перспективы науки и образования сетевой научно-практический журнал. – 2014. № 1 (7). С. 165-168
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    © sosh4sosnogorsk.ru, 2024
    Образовательный портал для всех