Вся советская техника второй мировой войны. Военная техника второй мировой

20.04.2024

Когда в 1945 году Вторая мировая война подходила к концу, на вооружении союзников по антигитлеровской коалиции были громадные излишки военной техники. Ведь в одних только США за годы войны было произведено примерно 294 тысячи самолетов.

Военная техника в огромном количестве с целью экономии средств даже не транспортировалась обратно в Штаты, а была брошена или уничтожена на театрах боевых действий. К тому же, к примеру, против возвращения излишков дешевых джипов выступили автомобильные компании из-за опасений спада продаж новых автомобилей.

Неиспользованные корабли ВМФ разбирали на запчасти, затапливали, чтобы сформировать искусственные рифы, и даже использовали в качестве мишеней для ядерных испытаний в Тихом океане.

Танки переоборудовали в тракторы, самолеты разбирали на металлолом, однако до сих пор военная техника времен Второй мировой войны в больших количествах хранится законсервированной по всему юго-западу США.


1946 год. Бронетехника на площадке хранения в США.


1946 год. 18 миллионов фунтов лома латуни остается на складах армии США.


1946 год.


1946 год. Устаревшие танки М3А1 на складе армии США.


1946 год.

1946 год. Излишки мотоциклов в Англии в комплекте по пять штук готовят к продаже на металлолом.


1947 год. Тяжелые бомбардировщики ждут разборки на базе ВВС Кингман в штате Аризона.


1947 год. Двигатели из законсервированных самолетов на базе ВВС Кингман в штате Аризона.


1947 год. Самолеты превращаются в кучу металлолома на базе ВВС Кингман в штате Аризона.


1946 год. 800 военных джипов в ожидании аукциона на складе в Англии.


1946 год.


1946 год.


1949 год.


1946 год. Бывший танк пашет землю на ферме.

Совместные испытания Tiger (H), Tiger (P), Panther (MAN), Panther (DB) и некоторых других танков. Испытания проходили в ноябре 1942 года. Хотя Tiger (P) в целом показал себя хорошо, после испытаний было принято решение отменить его серийное производство. Что касается Panther (DB), то к моменту испытаний уже несколько месяцев как её похоронили в пользу танка MAN, поэтому сырой прототип без башни участвовал скорее для галочки.

Французские танки - тема очень интересная, очень сложная, захватывающая и по-своему притягательная. Французское танкостроение плохо известно и понятно по сравнению даже с американским танкостроением, что уж говорить о советском или немецком. Спросите простого любителя истории бронетехники о французских танках и вы получите порцию бреда вроде "Char B1 - это медлительный танк для обороны", "Somua S 35 - танк Первой мировой войны, доведённый до совершенства" или "AMX 50 - тяжёлый послевоенный танк". Такая печальная ситуация, на мой взгляд, сложилась по двум основным причинам.

Во-первых, Франция потерпела военную катастрофу в 1940 году, во многом из-за бездарного применения танков, созданных по тупиковым концепциям. Конечно, танки межвоенного периода были далеки от идеала, почти все они были тихоходными и с одноместными башнями. Но ведь эти танки не состояли из одних только недостатков, французские конструкторы применили немало интересных новаторских решений. Однако из-за общего негативного образа и навешанных ярлыков это просто не замечают, что интереса к теме ну никак не прибавляет.

После войны Книпкампа допросили о Е-серии.

Рассказывал он по памяти, поскольку в то время даже судьба многих чертежей была не ясной, так что попадаются неточности и ошибки. Но в целом допрос ясно даёт понять, что такое Е-серия и в каком виде она была готова к концу войны. Мои комментарии, как всегда, выделены курсивом.

Германия, 1935 год. Всего год остается до Олимпийских игр, и нужно будет поражать гостей достижениями германской науки и промышленности. В том числе для этих целей была выпущена серия из трех паровозов - Borsig DRG BR05.

Идея создания шарообразных танков появилась давно. Уже в годы Первой мировой войны шаротанки воспринимались как вполне адекватное оружие, а пик интереса к ним пришёлся на 30-40-е годы XX века. В большинстве случаев работа над ними доходила до стадии создания опытных образцов, а иногда и вовсе ограничивалась постройкой масштабных моделей-демонстраторов. Тем не менее шарообразные боевые машины продолжали будоражить умы инженеров. А в наше время «родственники» шаротанков, лишившиеся ряда прежних недостатков, вошли в обиход.

Прежде чем начать разговор непосредственно о шарообразных боевых машинах, стоит сделать небольшой экскурс в историю и понять, откуда вообще они появились. Как ни странно, прародителем шаротанка стал велосипед.

«Le Redoutable» — стальной броненосец, сочетавший в конструкции барбетные установки главного калибра и центральную казематную батарею. Корабль был построен по программе 1872 года и стал первым французским океанским броненосцем, заложенным после поражения Франции в войне с Пруссией 1870 — 1871 года.

Бронированный мотоцикл Rene Gillet, 1927 г.

Небольшая серия фотографий с демонстрационного показа новых моделей мотоциклов фирмы "Rene Gillet", состоявшегося в присутствии высоких чинов французской армии, в ноябре 1927 г. Представленные машины и были разработаны специально для военных, как можно догадаться.
Фотографии интересные, рекомендую.

Повстречал на просторах интернета захудаленькую статейку про бренды которые изготавливали продукцию для нужд армий, но она оказалась довольно "дохленькая", собрать всех кто и что делал, обогощался, выживал за счет войны, врядли получится, но поговорить на эту тему думаю будет как всегда интересно. Сам материал ниже, мои дополнения под материалом. Возможно материал получился немного сумбурным..Внешне он напоминал пролётку русского извозчика, и это сходство было отнюдь не случайным - компаньоны задумывали своё детище именно как средство извоза и в перспективе, по их мнению, оно заменило бы собой все пролётки Российской империи.

Многие энтузиасты истории бронетехники знают про проект Burstyn Motorgeschuetz, он же "Моторизованное орудие Бурштына", он же танк Бурштына. Рассматривавшийся ещё в 1911 году, этот проект довольно странной боевой машины был отвергнут, а спустя пять лет большая война окончательно погрязнет в окопах и позиционных сражениях, что вызовет нужду в бронированных гусеничных машинах, способных прорвать статичный фронт, вроде той, что предлагал Бурштын. Венгры гордятся им и считают его одним из первых проектов того, что можно по-настоящему назвать танком. Казалось бы, косное и менее рациональное по сравнению с Германией австро-венгерское военное руководство прохладно относилось к идеям подобных машин.

После окончания Первой мировой войны бывшие противники оставили друг друга в покое. Но лишь на некоторое время. Опыт войны подсказал, что многие виды вооружения находились очень далеко от совершенства. И чтобы не повторять былых ошибок, ведущие мировые государства решили уделять особое внимание развитию и умножению военной мощи.

Следует отметить, что в отгремевших сражениях очень хорошо зарекомендовали себя относительно новые виды оружия - и . Кроме того, было принято во внимание огромное значение связи. И отличительной чертой военной техники, которая имелась на вооружении различных стран мира в преддверии Второй мировой войны, была ее мобильность. Это означало, что теперь появилась возможность быстрого изменения дислокации военных расчетов для получения решающего преимущества при ведении маневренной войны.

Военная техника СССР, США и Великобритании

В предвоенное время Советский Союз сделал основную ставку на мощные танковые войска. Советским инженерам удалось создать такой шедевр танкостроения, как Т-34. Кроме того, на производство поступили модели ИС-2, а также КВ-1 и КВ-2. Однако эти танки были не столь эффективными, как «тридцатьчетверка». Особое значение имела артиллерийская и авиационная поддержка бронетехники. Кроме того, поскольку основной военной силой СССР все же являлась пехота, отдельное внимание уделялось развитию ручного огнестрельного и взрывчатого оружия.


Танк "Т-34"

Основу военной силы Великобритании составлял флот. При этом подразделения стран Британского содружества имели в своем распоряжении унифицированное оружие, которое демонстрировало весьма высокую эффективность в бою. Американская военная техника была представлена в основном военно-воздушными и морскими силами. В преддверии войны США имели крупнейший в мире парк боевых самолетов - в нем находилось около 325 тыс. единиц авиатехники.

Немецкая и японская военная техника

Германская армия была слишком малочисленной для ведения наступательной войны, а большая часть ее вооружения успела устареть. Но в результате стремительных и беспощадных атак немцам все же удалось захватить практически половину Европейского континента и при этом еще и вести боевые действия в Африке.

Следует отметить, что вплоть до 1942 года вермахт не располагал тяжелыми танками - боевые машины «Тигр» поступили в производство только в конце этого года, и до конца войны их было выпущено всего 1355 штук. И поскольку военная мощь Германии значительно уступала неприятельским армиям, основная ставка была сделана на маневренность.

Одним из союзников национал-социалистической Германии во Второй мировой войне была Япония. Основная военная сила Страны Восходящего Солнца приходилась на бронемашины, хотя нельзя уменьшать и значение японской авиации и пехоты. Впрочем, вследствие слишком удаленного расположения, японцам не удалось проявить себя в ходе войны, а после американской ядерной атаки им и вовсе пришлось отойти в тень.

Вторая мировая война является крупнейшим вооруженным конфликтом. Потери, которые понесли все противоборствующие стороны, не идут ни в какое сравнение с результатами войны 1914-1918 годов. Память об огромном количестве погибших, целые армии раненых и покалеченных солдат, разрушенные города, непригодные для обработки земли и прочие последствия войны еще долгое время преследовали практически весь мир. Военная же техника продолжала совершенствоваться и далее, предлагая все новые и новые способы нанесения урона вероятному противнику.

В 1940 году немцы захватили большое количество танкеток, которые долго находились в резерве, а позже применялись в качестве базы для самоходных установок и спецмашин в обороне оккупированной Франции. Часть Renault 31R задействовали в полицейских частях и охране аэродромов, а также для буксировки 37-мм противотанковых пушек. Иногда их использовали в качестве муляжа танка - чтобы обмануть вражескую разведку. Танкетка имела бронирование 9 мм. Ее приводил в действие четырехцилиндровый 35-сильный карбюраторный двигатель Renault 85. С ним танкетка грузоподъемностью 400 кг развивала максимальную скорость 30 км/ч.

Итог

Ну вот и подходит к концу наша экскурсия. Хотелось бы поблагодарить клуб Моторы Войны за предоставленную аккредитацию для создания этого репортажа. Надеемся, это не последняя выставка такого формата, когда в одном месте собирают столько редкой техники. Хотелось бы и в будущем еще не раз лицезреть множество уникальных машин военного прошлого и рассказывать вам о них в наших материалах.

Вторая мировая война по определению историков являлась войной моторов, как на море, в воздухе, так и на суше. Однако, если о кораблях, самолетах, танках и самоходках, как основном оружии, известно достаточно много, то о другой военной технике вспоминают нечасто. Разве, что военный автомобиль можно встретить на ретро-смотрах автомобилистов. Вместе с тем, огромное количество военной техники обеспечивало функционирование самолетов и танков, перевозило пехоту, вооружения и боеприпасы, устраивали переправы и мостовые переходы, обеспечивали связью войска и обнаруживали самолеты, обезвреживали минные поля и эвакуировали раненных, восстанавливали технику и разрушали железные дороги. Вся эта техника сгруппирована на сайте разделе «Военная техника» за исключением автомобилей, которые описаны в отдельном разделе.

Одним из наиболее редких видов военного транспорта и боевых машин являлись аэросани. Только СССР выпускал их серийно и применял в боевых действиях.

Не менее редким видом военной техники являлись аэростаты. Одна из их разновидностей – аэростаты заграждения достаточно широко применялись Великобританией Германией и СССР. Массовость их применения в системе ПВО крупных городов, значительно уменьшила ущерб от бомбардировок их противником.

До массового применения радиолокационных станций в период войны для обнаружения самолетов противника в системе ПВО активно применялись звукоулавливатели (акустические локаторы). Несмотря, на первый взгляд, примитивность их конструкции, они оказали неоценимую помощь в борьбе с самолетами. Особая их эффективность проявлялась в ночное время, когда с их помощью на цель наводились зенитные прожектора и одновременно зенитные орудия.

Зенитные прожекторные установки применялись практически всеми воевавшими армиями, однако производились только промышленно развитыми странами: Великобританией, Германией, Италией, СССР, США и Францией. Наиболее распространенными были мобильные установки с диаметром рефлектора 1500 мм.

Огромные объемы работы в период войны выполняла инженерная техника, которая как специально создавалась, или перестраивалась с военной, так и применялась в виде гражданских образцов. Наиболее значимое место занимали бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) и ремонтно-эвакуационные машины (РЭМ). С их помощью подбитые или сломанные машины вытаскивались даже с поля боя, ремонтировалась и снова возвращалась в строй. В борьбе с минными заграждениями решающие значение имели разнообразные минные тралы: катковые, цепные, ножевые и комбинированные. Благодаря им, в минных полях проделывались проходы для техники и пехоты со скоростью от 6 до 12 км/ч. Инженерные машины разграждения применялись для устройства проходов в завалах, разрушениях и заграждениях. Боевые бульдозеры выравнивали площадки, устраняли воронки, прокладывали дороги, а мостоукладчики позволяли оперативно преодолевать рвы и водные преграды. Саперные машины, подвозчики боеприпасов, фашиноукладчики, ковроукладчики, мобильные краны и другая специальная техника являлась неотъемлемой частью обеспечения действий армий. Чем больше была инженерная оснащенность войсковых подразделений инженерной техникой, тем выше была мобильность армий. Вместе с тем, производство инженерной техники являлось дорогим удовольствием, которое позволяли себе только крупные индустриально-развитые страны. Следует отметить и то, что в период войны ни одна страна не имела оснащения всеми видами инженерной техники в достаточном количестве.

Самостоятельным видом военной техники являлись армейские трактора и тягачи от количества и качества, которых зависела подвижность армий. Несмотря на то, что в период военных действий применялось около полумиллиона единиц тракторов и тягачей, ни одна армия не смогла обойтись без мобилизации гражданских образцов техники. Количество мобилизованной техники не поддается точному учету, поскольку в одних странах она использовалась только в начальном периоде войны, в других на протяжении всей воны, в третьих — на завершающем этапе. Характеризируя развитие этой техники, следует отметить, что даже самые крупные участники войны шли разными путями. Так, Великобритания и США определяли приоритет в развитии колесной техники, Германия — полугусеничной, СССР – гусеничной. Вместе с тем, ни одна страна не достигла оптимальных характеристик техники для использования в различных климатических условиях и территориях охваченных войной.

Среди вспомогательной военной техники не последнее место занимали переправочно-мостовые средства, которые предназначались для переправ войск через водные преграды, а также природные или искусственные земляные преграды. К ним, в первую очередь, относились понтонные или наплавные мосты, которые создавались из имущества понтонно-мостовых парков. Следует отметить, что крупные воюющие страны обладали приблизительно одинаковыми по тактико-техническим характеристикам переправочно-мостовыми средствами.

В качестве легкого транспорта во время войны широко использовались мотоциклы. Четырнадцать стран выпустили около 3 млн. мотоциклов 62 марок. Кроме непосредственной перевозки пехоты, их широко применяли для организации связи военных подразделений, для разведки, в диверсионных целях, эвакуации раненых и погибших с поля боя. Для военных целей применялись, как гражданские модели мотоциклов, так и специально созданные. Милитаризированные мотоциклы отличались от гражданских защитной окраской, свето-габаритными приборами, наличием специальных приспособлений для оружия или оборудования. Специально созданные военные мотоциклы, как правило, имели повышенную проходимость в условиях бездорожья или пустыни, а также оснащались необходимым оборудованием и специальными приспособлениями. Некоторые производители бронировали мотоциклы, комплектовали их буксировочными устройствами и прицепами, оснащали дополнительными канистрами с топливом и средствами эвакуации раненных. Мотоциклы вооружались пулеметами, мелкокалиберными и зенитными пушками, минометами, противотанковыми ружьями и даже огнеметами. Наибольшее количество мотоциклов было выпущено Великобританией и Германией.

К средствам связи, использовавшимся в период войны относились средства радиосвязи, средства проводной связи и шифровальные устройства, обеспечивающие недоступность этой связи для противника.

Проводная связь в сухопутных войсках преобладала над другими средствами связи в СССР и США. При этом США не только полностью покрывали свои потребности, но и на 80% обеспечивали СССР полевыми телефонами и кабелем.

Составляющей частью средств связи являлись шифровальные устройства и машины, которые обеспечивали засекречивание, передачу и рассекречивание информации (текстов, телефонных и радио переговоров). Эти устройства выпускались и применялись наиболее развитыми в военном отношении 10-12 странами. Общее количество таких устройств, выпущенных всеми странами оценивается в 250-300 тысяч, а число их видов не более 50.

Радиосвязь являлась средством управления войсками, силами флота и авиации, а к концу войны и оружием. В авиации и на флоте радиосвязь являлась безальтернативным видом связи еще с Первой мировой войны. Массовое ее применения сухопутными войсками наблюдалось лишь на втором этапе войны. Если в начале войны во многих армиях радиосвязью обеспечивались лишь командирские машины в авиации и бронетехнике, то к ее концу свою радиостанцию уже имел командир пехотного взвода. Наибольшее количество радио-приемо-передающей аппаратуры использовалось войсками Германии, США и Великобритании.

Отдельное место в средствах связи занимали портативные, зачастую закамуфлированные под бытовые предметы радиостанции разведчиков, подпольщиков и партизан. Они не только имели малые габариты, но еще и обладали достаточно большой мощностью и дальностью связи, а также простотой в обслуживания. Для борьбы с агентурными радиостанциями органами контрразведки противников широко применялись радиопеленгаторы, как стационарные, мобильные, так и переносные.

К средствам связи, хотя и косвенное отношения имели радионавигаторы, радиомаяки и аварийные передатчики, которые применялись во флоте и авиации. Уже к концу войны без этих приборов не использовался ни один самолет и ни один военный корабль.

Радиолокаторы (радары), несмотря на свою вспомогательную роль в техническом оснащении армий и флотов, в годы войны играли выдающуюся роль, зачастую кардинально изменив использование целых родов войск, многократно увеличив их эффективность. Если в начальном периоде войны радиолокаторы применялись, в основном, в морской навигации и дальнем обнаружении воздушных целей, то в завершающем – ни флот, ни авиация, ни артиллерия уже не могли функционировать без них. Если в начале войны Германия лидировала, как в количестве, так и качестве радаров, то к ее концу США заняли беспрекословное лидирующее положения по всем направлениям. Радиолокаторы позволяли обнаруживать самолеты на дальних дистанциях, наводили истребители на самолеты противника, управляли огнем корабельной и зенитной артиллерии, направляли на цель зенитные прожектора, обеспечивали контрбатарейную борьбу. Подводные лодки с помощью гидролокаторов смоги проходить минные поля, заранее обнаруживать корабли и авиацию противника, проводить торпедные атаки ночью и с перископной глубины. Бомбардировщики, оснащенные специальными радарами, могли точно обнаруживать надводную или наземную цель ночью или в условиях плохой видимости на больших высотах. Использование ночных истребителей, как и бомбардировщиков без радиолокаторов в принципе было невозможным. Также, как и использование авиации без систем идентификации самолетов «свой-чужой» и систем навигации было неестественным.

Кроме того, была развернута, по сути, отдельная война в сфере радиолокации. Применялись пеленгаторы для выявления радиолокаторов и передатчиков противника, использовались средства глушения радаров вражеской стороны, по источникам радиоизлучения противника наводились истребители и корабли. Для сканирования больших морских массивов применялись гидроакустические радиобуи, сигналы которых обрабатывали специальные центры на патрульных самолетах.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех