Индивид и его социальные потребности. Социальные потребности человека - определение, особенности и виды Социальные потребности демонстрируют нужду человека в

29.07.2023

Введение

Человек не может жить развиваться не только без пищи, воздуха, без определённого температурного комфорта, но и без движений, без контактов с другими людьми, без определенного уклада общественной жизни. Сообразно этому он имеет отчасти врожденные, а главным образом складывающиеся в ходе жизни формы субъективного отражения своей нужды в чём-либо, то есть потребности.

В основном потребности человека подразделяются на два вида, такие как биологические и социальные.

Социальные потребности человека оказывают влияние на его социальное развитие.

Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают социальная поддержка и потребности личности.

Проблема социального конфликта всегда был в той или иной степени актуальна для любого общества.

Конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественного движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные

Социальные потребности человека

Социальные потребности - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

  • 1) потребности для других;
  • 2) потребности для себя;
  • 3) потребности вместе с другими.
  • 1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".
  • 2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."
  • 3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира. Особенность потребностей "вместе с другими" - объединение людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.

Социальные (и социально-психологические) потребности человека:

  • 1) гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т.д.);
  • 2) конституционные или традиционно-общественные гарантии и общая степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения или высказывания, бандитским нападением, воровством, неожиданным острым или хроническим заболеванием в условиях плохо организованного здравоохранения, инвалидностью, старостью, распадом семьи, ее незапланированным ростом и т.д.);
  • 3) моральные нормы общения между людьми;
  • 4) свобода познания и самовыражения, в том числе через уровень образования, изобразительное и другие виды искусства, максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания;
  • 5) чувство нужности обществу (личной и эталонной для человека группы), а через него нужности самому себе;
  • 6) возможность образования социальных групп различного иерархического уровня и свободного общения с лицами своего круга - своей этнической, социальной, трудовой, экономической группы и их половозрастных модификаций как непосредственно, так и через средства информации;
  • 7) сознание своего пола и возраста, следование их общественным нормативам;
  • 8) наличие или возможность образования семьи как социальной ячейки;
  • 9) соответствие выработанных в ходе социализации стереотипов и идеалов реальным общественным нормам (совпадение индивидуальной картины мира с реальной действительностью) или терпимость общества к индивидуальным стереотипам, отличающимся от сложившихся общественных норм (если они не переходят в патологию);
  • 10) равномерность информационно-познавательной среды (без информационных перегрузок и информационного «вакуума»);
  • 11) определенный социальный фон для удовлетворения остальных групп потребностей человека.

Социальные потребности — особый вид потребностей человека — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей — естественные и созданные обществом. Естественные потребности — это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д.

Социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духов ной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальным действиям, направляемым на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т. е. к производственной деятельности.

Без потребностей нет и не может быть производства. Они — исходный побудитель человека к деятельности — выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К социальным потребностям относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и не производственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие «роды» потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):

1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

3) в познании и саморазвитии;

4) в коммуникации между членами общества;

5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6) в воспитании и обучении детей;

7) в контроле за поведением членов общества;

8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющими собой социальные институты.

Теории человеческих потребностей А. Маслоу и Ф. Херцберга . Теория трудовой мотивации американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908-1970) раскрывает потребности человека. Классифицируя потребности человека , А. Маслоу разделяет их на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и т. п.) и производные , или метапотребности (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни и т. п.).


Базисные потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от низших материальных до высших духовных:

- во-первых , физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т. п.;

- во-вторых , экзистенциальные потребности — потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизни и деятельности, стремление избежать несправедливого обращения, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т. п.;

- в-третьих , социальные потребности — в привязанности, принадлежности коллективу, общении, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

- в-четвертых , престижные потребности — в уважении со стороны значимых людей, служебном росте, статусе, престиже, при знании и высокой оценке;

- в-пятых , духовные потребности — потребности в самовыражении через творчество.

Маслоу Абрахам Харольд — профессор пси хологии в Бруклинском колледже и Массачу сетском университете. Совмещал академическую деятельность с предпринимательской, основав собственное предприятие Maslow Cooperage Cor poration. В возрасте 18 лет А. Маслоу поступил в Нью-Йоркский ситиколледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Систематические занятия психологией А. Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет.

Затем он перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Создал так называемую иерархию потребностей, назначение которой первоначально состояло в объяснении человеческого поведения и которая была быстро взята на вооружение менеджерами, поскольку позволяла понять особенности мотивации работников. А. Маслоу стал одним из первых деятелей менеджмента, которые использовали гуманистический подход к персоналу взамен административного. Учитывая, что именно персонал становится ключевым ресурсом преуспевающих компаний, модель Маслоу в качестве концепции менеджмента становится все более ак туальной.

Достоинство теории А. Маслоу состояло в объяснении, взаимодействии факторов, в открытии их двигательной пружины, в том, что он считал потребности каждого нового уровня актуальными, насущными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Кроме того, А. Маслоу предположил, что физиологические, сексуальные потребности и экзистенциональные — врожденные, а остальные — социально приобретенные.

Дальнейшее развитие концепции А. Маслоу привело к выводу, что любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две, которые качественно различны, независимы друг от друга и по-разному влияют на поведение людей.

Первая группа — гигиенические факторы. Они не относятся к содержанию работы, а благоприятствуют комфортным условиям труда и быта, налаженной организации труда и режима работы, обеспечению работников различными льготами и жильем. Факторы способствуют развитию психологически комфортных отношений между работниками, и в итоге — следует ожидать не высокую удовлетворенность работой или заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовлетворенности.

Вторая группа факторов — мотивы — удовлетворяют, с точки зрения Фредерика Херцберга (р. 1923) , внутренние потребности и включают признание и достижение успехов в работе, интерес к ее содержанию, ответственность, самостоятельность и т. п. Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают трудовую активность. Поэтому, считает Ф. Херцберг, удовлетворенность — есть функция содержания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда.

Херцберг Фредерик — американский психолог, профессор менеджмента , создал собствен ную теорию мотивации, специалист в области клинической психологии , профессор менеджмента в университете штата Юта. Труды Херцберга посвящены в основном особенностям личности работающего человека, но пользуются популярностью у теоретиков и практиков менеджмента, поскольку расширяют знания менеджмента о персонале и позволяют оптимизировать труд работников. Херцберг создал собственную теорию мотивации, которую можно условно разделить на две части — гигиена и мотивация.

Под гигиеной Херцберг подразумевает политику и методы управления в компании, условия работы, жалованье, степень защищенности; все эти факторы не служат мотивами для повышения производительности, но создают моральное удовлетворение. Вторая часть теории мотивации касается собственно работы, выполняя которую, работник достигает определенных результатов, получает признание окружающих, продвигается по служебной лестнице, повышает свой статус, имеет возможность заниматься любимым делом. Менеджеры должны использовать одновременно оба фактора — фактор гигиены и фактор мотивации, создавая такие условия труда, чтобы работник не испытывал неудовлетворенности.

Если работник сможет добиться результатов, получить признание, найти интерес, продвигаться по служебной лестнице, то он будет работать с максимальной отдачей. Правда, у Херцберга есть еще одна теория, которая называется KITA (a kick in the ass — пинок под зад). Эта теория гласит: самый простой способ заставить человека трудиться — давать ему KITA, потому что улучшение гигиены (повышение жалованья, условий труда, предоставление дополнительных льгот — пенсий, оплаченных отпусков и др.) не дает длительного эффекта мотивации. Мотивация зависит от эффективности использования работников, а не от того, как с ними обращаются.

Основные школы западной социологии труда (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, Б. Скиннер). Социология труда (в развитых государствах Запада чаще она именуется индустриальной социологией) начала развиваться в 20—30х гг. XX в. Исследуя проблемы, связанные с социальной сущностью труда, индустриальная социология важным объектом анализа ставит социально-трудовые отношения. Один из известных современных американских социологов Ф. Херцберг считает, что западная социология проанализировала три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственно го поведения работников.

Первый подход — научный менеджмент , базирующийся на разработанной в начале XX в. теории американского инженера Фреда Тейлора (1856-1915). Согласно теории эффективность труда человека увеличивается благодаря сведению производственного задания к простейшим операциям, не требующим сложных трудовых навыков. Поштучная, сдельная, прогрессивно-премиальная системы оплаты труда вызвали повышение производительности труда даже пожилых и ленивых рабочих. Хронометрирование рабочих операций с целью экономии движений и упрощения трудовых функций, подробное описание каждой операции, тщательный инструктаж, почасовая оплата и система бонусов (крупных премий из прибыли предприятий, получаемых обычно один-два раза в год за успехи в труде), сборочные конвейеры — вся эта научная организация производства широко и успешно используется в промышленности и по сей день.

Тейлор Фредерик Уинслоу — выдающийся американский исследователь и управленец-практик, положивший начало научной органи зации труда и рационализации в сфере управления, основоположник менеджмента, представитель научной школы управления. С 1890 по 1893 г. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеровмехаников, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора). С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда.

Тейлор умер 21 марта 1915 г. в Филадельфии от воспаления легких. На его надгроб номкамне надпись: «Отец научного менеджмента». С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Он является создателем производственного планирования как дисциплины. Тейлор исследовал факторы, влияющие на производительность, и методы рациональной организации рабочего времени. На основе анализа тысяч экспериментов были сформулированы рекомендации по организации промышленного производства и по обучению кадров. Ф. Тей лор выдвинул идею узкой специализации, выделил планирование как важнейший элемент организации производства и считал, что производственным планированием должны заниматься профессиональные менеджеры.

Основной труд — «Принципы научного менеджмента», 1911.

Началом второго подхода социологии к регулированию производственного поведения работников стали проведенные в 20-30х гг. XX в. американским ученым Элтоном Мэйо (1880-1949) знаменитые Хоторнские эксперименты в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго. Изучая влияние различных факторов на повышение эффективности производства (условия и организацию труда, за работную плату, межличностные отношения и стиль руководства и т. п.), Элтон Мэйо показал роль человеческого и группового фактора.

В концепции «человеческих отношений» Элтон Мэйо акцентирует внимание, во-первых, на том, что человек — социальное животное, ориентированное и включенное в контекст группового поведения; во-вторых, жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; в-третьих, руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Это обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворение индивида работой. Второй подход назван менеджментом человеческих отношений. Именно со второго подхода началась американская индустриальная социология. В современных условиях в ее пределах исследуются и практически разрабатываются важные проблемы труда.

Мэйо Элтон — американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении, профессор индустриальной социологии в Гарвардском университете, затем профессор промышленных исследований Высшей школы бизнеса и администрации. Получил философское медицинское образование в Великобритании, затем финансовое — в США. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Филадельфийским и Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений».

Один из основоположников школы человеческих отношений. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и не формальной организации в регуляции человеческого поведения.

Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала, самоорганизации.

Хоторнские эксперименты — рабочая группа под руководством Э. Мэйо на Хоторнских заводах под Чикаго в 1927-1932 гг. проводила эксперименты по изучению воздействия различных технических и социальных факторов на производительность труда; изначально цель исследования заключалась в выявлении связи между уровнем освещенности рабочего места и уровнем производительности.

Хоторн Воркс — завод компании «Вестерн Электрик Компани» в Чикаго, на этих заводах собирали телефонное оборудование; количество рабочих составляло 25 тыс. человек; в 1983 г. компания была закрыта.

Третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Берреса Фредерика Скиннера и назван ситуативным менеджментом. Здесь используются материальные социальные побудительные факторы. Вознаграждение за труд тщательно увязывается с достижением конкретных целей в трудовом процессе, а главной заботой менеджера стала оценка результатов деятельности работника и дотирование материальных и моральных стимулов.

Люди постоянно испытывают нужду в определенных условиях жизни, материальных благах, обществе. Все это им необходимо для комфортного существования. Но из нашей статьи вы узнаете, что относится к социальным потребностям человека.

Коротко о том, какие бывают нужды

Вообще, существует множество классификаций потребностей. Рассмотрим одну из них:

  1. Материальные. Связаны с получением определенных средств (товаров, денег или услуг), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.
  2. Духовные потребности. Помогают в познании себя и окружающего мира, бытия. Это стремление к самосовершенствованию, самореализации и развитию.
  3. Социальные. Все что связано с общением. Сюда относится потребность в дружбе, любви и так далее.

Потребности - это двигатель, благодаря которому происходит развитие человечества и прогресс общества.

Пирамида Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу создал собственную теорию иерархии потребностей, на примере которой мы коротко сможем пробежаться по семи ступеням, ознакомиться с нуждами личности и их значением в жизни.

Итак, начнем с основания:

  • первично важными являются физиологические нужды: еда, питье, жилье и так далее;
  • необходимость чувствовать себя в безопасности;
  • потребность любить и быть любимым, значимым для определенных людей;
  • нужда в успехе, признании, одобрении;
  • потребность в получении специальных навыков и умений, в самосовершенствовании, познании мира и самого себя;
  • нужда в прекрасном, а именно: уюте, чистоте, порядке, красоте и так далее;
  • пик в самопознании, эволюции способностей и талантов, самореализации, поиск своего пути, претворение в жизнь поставленных целей и задач.

Теперь у нас есть понимание о потребностях людей. Они заставляют двигаться вперед, развиваться каждого индивида в отдельности и социум в целом. Далее узнаем более подробно, что относится к социальным потребностям.

В чем их важность?

Маслоу отмечал, что индивид, не удовлетворивший биологические потребности, попросту не сможет жить и функционировать как здоровая личность. Такая же картина и с социальными нуждами. Без их удовлетворения человек начинает сомневаться в собственной значимости. Становится слабым, беспомощным, уязвимым и даже униженным.

Это состояние заставляет человека совершать аморальные поступки, выплескивать агрессию. Поэтому социальные потребности, а именно нужда в самоуважении, признании себя личностью с чувством собственного достоинства, подкрепленные межличностными отношениями, ведут к успешной самореализации и приобретению уверенности. Разберемся, какие потребности относятся к социальным.

Классификация по признакам

Среди социальных потребностей выделяют три категории:

  1. Для себя. Это потребность в самореализации, нахождении своего места в социуме, а также нужда обладать властью.
  2. Для других. Потребность в общении, защите слабых, альтруизме. Реализация ее происходит за счет преодоления эгоистичной категории «для себя».
  3. Вместе с другими. Эта группа потребностей характеризуется объединением людей в общности для совместного решения проблем. Это потребность в безопасности, свободе, усмирении бунтаря, смене действующего режима, в мирной обстановке.

Развитие индивида без удовлетворения нужд невозможно. Поговорим о них подробнее. Итак, что же относится к социальным потребностям личности?

Все нужды делятся на два вида

Рассмотрим их:

  1. Естественные нужды: еда, питье, жилье и так далее.
  2. Созданные социумом: потребность в трудовой деятельности, общественной активности, духовном становлении и развитии, то есть во всем, что будет являться продуктом социальной жизни.

Именно благодаря первым формируются и реализовываются социальные потребности, которые выступают мотивом к побудительному действию. Как только удовлетворены физические нужды, по теории Маслоу, на первый план выходит потребность в безопасности.

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное - физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное - социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.

Почему оно необходимо?

Благодаря общению происходит становление личности. Человек познает мир, учится давать оценку поступкам, анализировать ситуации, осваивать моральные нормы, правила поведения, которые потом будет использовать. Получает неоспоримый жизненный опыт в обществе. И таким образом создает собственные установки и моральные принципы, социализируется, формирует правовую и политическую направленность. Поэтому потребность в безопасности и общении - это важнейшие условия для нормального развития человека.

Чем оно еще ценно?

Мы уже знаем, что к социальным потребностям человека относится общение. Именно благодаря ему, индивид реализует и другие нужды, главная из которых - получение поддержки. Ведь, ощутив принадлежность к значимым людям в социуме, человек обретает уверенность, что он признан. В этом случае личность полностью удовлетворена общением и оказанной социальной поддержкой. Особенно если они включают следующие аспекты:

  • положительное эмоциональное содействие, которое дает уверенность в том, что человека любят и уважают, относятся к нему искренне;
  • информационную помощь, когда есть доступ ко всем необходимым данным об окружающем мире;
  • оценочную поддержку, позволяющую производить анализ происходящего, узнавать мнение других, делать выводы о собственных суждениях;
  • физическую и материальную поддержку;
  • обмен эмоциями, ведь если человека лишить общения, он не сможет делиться своим проблемами, не получит поддержки, вследствие чего может наступить глубокая депрессия.

Именно через общение у личности формируются такие качества, как надежность, чувство долга, твердость характера. А также человечность, отзывчивость, тактичность, честность, доброта. Не менее важной функцией общения является формирование новых интересов у личности. Это толчок к самосовершенствованию и развитию.

Чем страшен дефицит общения?

У человека возникает ощущение ненужности. Личность страдает, чувствует себя непривлекательной, испытывает чувство страха, тревоги, которые часто не имеют под собой основания. Некоторым некомфортно находиться в обществе из-за плохих отношений с окружающими, когда они обособлены от неких социальных групп и контактов.

Но это не означает, что для удовлетворения этой потребности человеку необходимо общаться постоянно. Зрелая личность, которая обладает прочными дружескими связями, не лишенная чувства эмоциональной поддержки, имеющая весомый социальный статус, может несколько часов находиться в состоянии покоя. Поэтому важно учиться грамотному общению, реализовывать через него свои желания и становиться целостной состоявшейся личностью. Теперь мы знаем, что и необходимость в общении относится к социальным потребностям, при этом она не менее важна, чем остальные.

Самовыражение

Эта группа включает потребности, которые проявляются в желании человека самореализоваться, применить на практике свои умения и навыки, найти достойное воплощение талантам. Они носят в большей степени индивидуальный характер.

Итак, к социальным относится и потребность в самовыражении. Важно при ее удовлетворении проявлять индивидуальные черты характера, раскрывать заложенный потенциал. Эта потребность рационализирует и остальные нужды личности, наполняя их новым смыслом. В данном случае индивид получает социальную значимость.

Чем ценна эта потребность?

Свободное самовыражение дает путевку в надежное будущее, в котором не будет места сомнениям и проблемам. Итак, зачем раскрывать заложенные природой таланты:

  • потребность самовыражения приносит моральное удовлетворение, радость, позитивные эмоции и положительный заряд энергии;
  • это прекрасная возможность для избавления от хронической усталости и негатива;
  • она расширяет границы самопознания, благодаря чему развиваются положительные черты характера;
  • поднимает самооценку, придает уверенности и сил для очередных начинаний и покорения новых вершин;
  • помогает найти единомышленников с общими интересами, что облегчает и делает взаимоотношение с другими людьми полноценными.

Потребность самовыражения играет важную роль в жизни индивида. Ведь если человеку не удается самореализоваться, он становится зажатым, закомплексованным, с низкой самооценкой.

Важно самовыражение и в профессии. Особенно если работа совпадает с хобби и приносит достойный доход. Это просто мечта любого человека.

Самовыражение в творчестве дает колоссальную зарядку позитивом. Занимайтесь любимым делом в свободное время, реализуйте свои таланты, получайте признание. Это могут быть танцы, написание песен, стихов, лепка, рисование, фотография, что угодно. Если вы обнаружили в себе талант художника, экспериментируйте, пробуйте свое мастерство в разных направлениях.

Самовыражаться можно также в эмоциях, внешности. Эта потребность позволяет найти свое место в жизни, свое предназначение, раскрыть и реализовать потаенные таланты и заложенный природой потенциал.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что относится к социальным потребностям, и разобрались в их значимости в период становления, развития и формирования личности.

Существование социальных потребностей обусловлено жизнью человека с другими индивидами и при постоянном взаимодействии с ними. Общество оказывает влияние на формирование структуры личности, ее нужд и желаний. Гармоничное развитие личности вне общества невозможно. Потребность в общении, дружбе, любви может быть удовлетворена только в процессе взаимодействия человека и общества.

Что такое «потребность»?

Это нужда в чем-либо. Она может носить как физиологический, так и психологический характер, служит мотивом к действию и «заставляет» индивида предпринимать шаги, направленные на удовлетворение своей нужды. Потребности выступают в виде эмоционально окрашенных желаний и, как следствие, ее удовлетворение проявляется в виде оценочных эмоций. Когда индивид нуждается в чем-либо, он чувствует отрицательные эмоции, а по мере удовлетворения своих нужд и желаний появляются положительные эмоции.

Неудовлетворение физиологических нужд может привести в смерти живого организма, а психологических - вызвать внутренний дискомфорт и напряжение, депрессию.

Удовлетворение одной потребности влечет за собой появление другой. Их безграничность - одна из особенностей развития индивида как личности.

Потребности заставляют воспринимать окружающую действительность избирательно, через призму своей нужды. Они концентрируют внимание индивида на объектах, способствующих удовлетворению текущей нужды.

Иерархия

Многообразие человеческой природы является причиной существования различных классификаций потребностей: по объекту и субъекту, сферам деятельности, временной устойчивости, значимости, функциональной роли и т. д. Наиболее широко известна иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу.

  • Первая ступень - это физиологические нужды (жажда, голод, сон, сексуальное влечение и т. д.).
  • Вторая ступень - безопасность (отсутствие страха за свое существование, уверенность).
  • Третья ступень - социальные потребности (общение, дружба, любовь, забота о других, принадлежность к социальной группе, совместная деятельность).
  • Четвертая ступень - нужда в уважении со стороны других и себя самого (успех, признание).
  • Пятая ступень - духовные потребности (самовыражение, раскрытие внутреннего потенциала, достижение гармонии, развитие личности).

Маслоу утверждает, что удовлетворение потребностей, находящихся на нижних ступенях иерархии ведет к усилению вышележащих. Человек, испытывающий жажду, концентрирует свое внимание на поиске источника воды, а необходимость общения отходит на задний план. Важно помнить, что потребности могут существовать одновременно, вопрос стоит лишь в приоритете.

Социальные нужды

Социальные потребности человека проявляются не столь остро, как физиологические, однако они играют важнейшую роль при взаимодействии индивида и общества. Реализация социальных нужд невозможна вне общества. К социальным потребностям относятся:

  • потребность в дружбе;
  • одобрении;
  • любви;
  • общении;
  • совместной деятельности;
  • заботе о других;
  • принадлежности к социальной группе и т. д.

На заре развития человечества именно социальные потребности способствовали развитию цивилизации. Люди объединялись для защиты и охоты, борьбы со стихиями. Их удовлетворение в совместной деятельности способствовало развитию сельского хозяйства. Реализация потребности в общении подтолкнула развитие культуры.

Человек - существо социальное и он тяготеет к общению с себе подобными, поэтому удовлетворение социальных потребностей не менее важно, чем физиологических.

Виды социальных нужд

Различают социальные потребности по следующим критериям:

  1. «Для себя» (желание самоутверждения, признания со стороны других, власти).
  2. «Для других» (потребность в общении, защите других, бескорыстной помощи, отказ от своих желаний в пользу других).
  3. «Вместе с другими» (выражается в виде желания быть частью большой социальной группы для реализации масштабных идей, которые принесут пользу всей группе: объединение ради противостояния агрессору, ради смены политического режима, ради мира, свободы, безопасности).

Первый вид может быть реализован только через потребность «для других».

Классификация по Э. Фромму

Немецким социологом Эрихом Фроммом была предложения иная потребностей:

  • связи (желание индивида быть частью какой-либо социальной общности, группы);
  • привязанности (дружба, любовь, желание делиться теплыми чувствами и получать их взамен);
  • самоутверждение (желание ощутить себя значимым для других);
  • самосознание (желание выделится на фоне других, ощутить собственную индивидуальность);
  • ориентир (индивиду необходим некий эталон для сравнения и оценки своих действий, в качестве которого может выступать религия, культура, национальные традиции).

Классификация по Д. МакКлелланду

Американский психолог Дэвид МакКлеллад предложил свою классификацию социальных потребностей на основе типологии личности и мотивации:

  • Власть. Люди тяготеют к влиянию на других и возможности контролировать их действия. Существует два подтипа таких личностей: те, кто желает власти ради самой власти, и те, кто стремится к власти ради решения проблем других людей.
  • Успех. Эта потребность может быть удовлетворена лишь в том случае, когда начатое дело успешно доведено до конца. Она заставляет индивида брать на себя инициативу и риски. Однако в случае неудачи, человек будет избегать повторения негативного опыта.
  • Причастность. Такие люди стремятся наладить дружеские отношения со всеми и стараются избегать конфликтов.

Удовлетворение социальных нужд

Главной особенностью социальных нужд является то, что удовлетворить их можно только при взаимодействии с обществом. Само возникновение таких потребностей связано с социумом на текущем этапе культурно-исторического развития. Деятельность - основной источник удовлетворения социальных нужд личности. Изменение содержания общественной деятельности способствует развитию социальных потребностей. Чем разнообразнее и сложнее тем совершеннее становится система потребностей личности.

Значимость

Влияние социальных потребностей следует рассматривать с двух сторон: с точки зрения индивида и с точки зрения общества в целом.

Удовлетворение социальных нужд помогает человеку чувствовать себя полноценным, нужным, повышает самооценку и уверенность в собственных силах. Важнейшие социальные потребности - это общение, любовь, дружба. Они играют первостепенную роль в становлении индивида как личности.

С точки зрения общества они являются двигателем развития всех сфер жизнедеятельности. Ученый, желая признания (удовлетворение потребности «для себя») изобретает способ лечения тяжелого заболевания, которое спасает многие жизни и вносит вклад в развитие науки. Мечтающий прославиться художник, в процессе удовлетворения своей социальной потребности, вносит вклад в культуру. Подобных примеров можно привести множество, и все они будут подтверждать, что удовлетворение потребности отдельного индивида также важно для общества, как и для самого человека.

Человек - существо общественное и не может гармонично развиваться вне его. К главным общественным нуждам индивида относятся: потребность в общении, дружбе, любви, самореализации, признании, власти. Многообразие способствует развитию системы нужд индивида. Неудовлетворение социальных нужд вызывает апатию и агрессию. Социальные потребности способствуют не только совершенствованию индивида как личности, но и являются двигателем развития общества в целом.

Добрый день, дорогие читатели. Знаете ли вы, что такое социальные потребности человека и как их удовлетворять? Сегодня я расскажу, какие бывают потребности, и дам краткую инструкцию как себя проявлять и реализовывать в обществе.

Понятие и виды потребностей

Социальными являются потребности в ощущении себя как личности, принадлежности к какой-то группе людей, необходимости общения и свободного обмена информацией в любое время.

Виды социальных потребностей:

  • «жизнь для себя» – власть, самооценка, выделение себя;
  • «для других» – любовь, дружба, альтруизм;
  • «жизнь вместе с обществом» – независимость, права, справедливость и т.д.

Удовлетворение этих потребностей крайне важно практически для каждого из нас. В противном случае человек может себя чувствовать ущербным, не таким, как все. У меня есть много примеров из жизни, когда отвергнутые группой людей индивидуумы получили моральную травму, в результате которой уже не смогли вести привычный образ жизни.

Внимательно перечитывая виды социальных потребностей, мы можем обнаружить, что у каждого из нас они присутствуют. И это вполне нормально. Каждый из нас хочет выделиться и реализовать себя в профессиональном плане. Жаждет быть альтруистом или чтобы ему встречались альтруисты (люди, которые делают хорошие дела без вознаграждения), желает мира на Земле. Это логично, ведь все мы воспитаны одним и тем же обществом.

Пирамида потребностей Маслоу

Маслоу в свое время составил , которая более чем актуальна уже на протяжении многих лет. Она строится по возрастанию из таких пунктов:

  • – еда, одежда;
  • потребность в безопасности – жилье, материальные блага;
  • социальные потребности – дружба, принадлежность к единомышленникам;
  • собственная значимость – самооценка и оценка окружающих;
  • собственная актуальность – гармония, самореализация, счастье.

Как видим, социальные потребности находятся в середине пирамиды. Основные – физиологические, так как на голодный желудок и без крова над головой ни о каком желании самореализоваться не может быть и речи. А вот когда эти потребности удовлетворены, тогда у человека возникает острое желание удовлетворить социальные. Их удовлетворение напрямую влияет на гармоничность личности, степень ее реализации и эмоциональный фон на протяжении всех лет жизни.

Для сформированной личности социальные потребности более значимы и существенны, нежели физиологические. К примеру, почти каждому из нас приходилось видеть, как студент вместо сна берется за учебу. Или когда мать, которая сама не отдохнула, не выспалась и забыла поесть, не отходит от колыбели своего ребенка. Часто мужчина, желающий понравиться своей избраннице, терпит боль или прочие неудобства.

Дружба, любовь, семья – первоначальные социальные потребности, которые большинство из нас старается удовлетворить в первую очередь. Нам важно проводить время в обществе других людей, иметь активную социальную позицию, играть определенную роль в коллективе.

Личность никогда не сформируется вне общества. Общие интересы и одинаковое отношение к важным вещам (к правде, уважению, заботе и т.п.) формируют тесные межличностные связи. В рамках которых и происходит социальное формирование индивидуума.

Как удовлетворить социальные потребности современного человека


Чрезмерная тяга к самосохранению и недостаток общения могут стать главной причиной изолирования современного человека от социума. Излишняя самоуверенность, вечная нехватка времени для общения с друзьями и близкими, отсутствие общих интересов с другими людьми делают человека замкнутым в себе. В зависимости от силы воли, такие люди могут начать злоупотреблять алкоголем или табаком, уйти с работы, потерять уважение и имущество и т.п.

Для того чтобы предотвратить возникновение таких пагубных последствий, нужно четко осознать важность общения. Необходимо развивать желание ощущать собственную принадлежность к группе или группам людей.


Заключение

Помните, дорогие читатели, что только удовлетворяя свои социальные потребности, мы чувствуем себя полноценными людьми. Сколько бы у вас не было работы и забот, находите время для общения и отдыха с друзьями и единомышленниками.

Быть социально активной и интересной для других личностью – это труд, но он того стоит. Желаю вам быть открытыми и позитивными!

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех