Кто такие хазарейцы Афганистана. "афганские калмыки"-хазарейцы Кто такие хазары

23.03.2024

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова хазарейцы

хазарейцы в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

хазарейцы

ХАЗАРЕЙЦЫ (самоназвание - хазара) народ в Афганистане (1,7 млн. человек, 1992) и Иране (220 тыс. человек). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты.

Хазарейцы

хазара, народность монгольского происхождения, населяющая центральную горную часть Афганистана (Хазараджат). Общая численность около 1,5 млн. чел. (1975, оценка). Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазараги) с большой долей монгольских и тюркских слов. По религии ≈ мусульмане-шииты. Основные занятия ≈ земледелие (богарное и орошаемое) и скотоводство; из ремёсел развито ткачество. В связи с малоземельем, разложением сельской общины и развитием капиталистических отношений усиливается батрачество и приняло массовый характер отходничество в города. Х. долго сохраняли независимость; в 1892 афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-афганцев, которым он отвёл там летние пастбища.

Лит.: Народы Передней Азии, М. ≈ Л., 1957; Давыдов А. Д., Афганская деревня, М., 1969.

Википедия

Хазарейцы

Хазаре́йцы (от, hezâr - «тысяча») - ираноязычные шииты тюркского и монгольского происхождения, населяющие центральный Афганистан (8-10 % от общей численности населения страны). Народ состоит из тюркских и монгольских племен, среди которых есть племена Барлас, Найман, Ойрат, Уйшун, Татар, Карлук, Кыпчак, Уйгур, Туркмен, Казак, Кыргыз и пр. Известные представители: Абдул Али Мазари, Карим Халили.

Как известно, большой массив монгольского населения, отчасти сохранявшего свой язык ещё в XIX в., сложился на территории Афганистана; ещё другой массив монголоязычного населения сохранялся в Кайтаге ещё в XVII в.

Исторической областью проживания хазарейцев в Афганистане является регион Хазараджат, разделённый в современном Афганистане между несколькими провинциями. В поздний период существования Могольской империи и ранний период существования Британской Индии большая община хазарейцев также образовалась в городе Кветта (ныне Пакистан).

Примеры употребления слова хазарейцы в литературе.

Свешников знал, что в этой части страны встречаются хазарейцы и нуристанцы, среди которых бывает много светловолосых, высоких, стройных блондинов.

Тогда городом владели хазарейцы , они были настолько заносчивы, что предъявляли требования правительству Герата, однако битвы, навязанные ими Герату, погубили их самих.

Обитающие здесь хазарейцы из-за смешения с иранцами не сохранили монгольский тип в чистом виде, как их братья в окрестностях Кабула, к тому же они по большей части сунниты, тогда как те причисляют себя к шиитам.

Караван насчитывал 2 тысячи человек, половина из них были хазарейцы из Кабула, которые в бедности и нужде, с женами и детьми предприняли паломничество к шиитским святыням.

Монголы в этих странах, завоеванных их предками, сохранились лишь как реликт - хазарейцы в Западном Афганистане.

А помимо них в Афганистане проживают еще узбеки, хазарейцы , сикхи и т.

Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, - говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, - и до сих пор не найду ответа. Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.


- Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, - сказал я, - к сожалению, о них практически ничего неизвестно.
- Хазарейцы? - вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, - мой брат с ними в Афганистане встречался.
- Как встречался, кем он был, когда встречался? - не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.
- Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.
- Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?
- Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются "полчки", изредка вставят: "А помнишь?", - и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: "Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу - тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: "Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!" - и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание - разведать тропы через перевал.

Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.
Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба... Но держатся ребята молодцами"...
Декабрь 1986 г. "... Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег... Бывает иногда трудно... Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие... Ах, как нужна ребятам физическая закалка... Мы это дома недооцениваем".
Июнь 1987 года. "Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)... Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат... Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко... Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком".
Декабрь 1987 года. "... Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили... На днях Новый год. Но я в это время буду в горах... Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире... "
Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое - нет.
- Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.
Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", - засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, - вспоминал Геннадий Шалхаков, - я был готов к любому бою, но от такого... растерялся и вслед мальчишке крикнул: "Кембчи, хамаhас ирвчи?" - но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, - откуда здесь калмыцкий мальчишка? " Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: "Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.
Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: "Откуда здесь калмыки? " Они ответили: "Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. "
Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.

В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете "Совершенно секретно" № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: "В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой... И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства - Хазараджат".

Так что это за народ - хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. - хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты". Скромно и фактически ничего не сказано.
Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи - всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.
В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру "Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии".
Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: "Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны - Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов - Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность - около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов - Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).
Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен
Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.
Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает "зюнгары" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется "бексюд". Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.
Ученый В. Кисляков в журнале "Советская этнография" в №4 от 1973 г. опубликовал статью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросу об их происхождении и расселении), - где говорится: "Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках...
Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным "хазар", что на персидском языке означает "тысяча". А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками... Уже В. Бартольд называл хазарейцев "иранизированными монголами". Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы - народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.
Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.

Анатолий ДЖАВИНОВ


PS. Вопрос о том, кто такой Чинхиз-хан, и откуда он пришёл, давно будоражит исследователей. И окончательная точка по нему, судя по всему, скоро поставлена не будет. Если, вообще, будет когда-то поставлена. Я сторонник теории что он ни какого отношения к Монголии не имел. А имел отношения, как и его внук Батый, к нашим причерноморским степям. На мой взгляд, и хазарейцы пришли в Афганистан, именно, от туда. Так что, это, по сути, родственный для России народ. Правда, не для русских.

Компания «Армслайдинг» продаёт обратный клапан для воды и другую технику для трубопроводов. Под заказ затворы обратные, могут поставляться с фланцами, шпильками, гайками, прокладками для присоединения к трубопроводу.

В горах центрального Афганистана живут хазарейцы. Они совершенно не похожи на другие народы, населяющие эту страну: имеют монголоидную внешность; язык, хотя и относится к иранской группе, содержит много монгольских и тюркских слов; да и обычаи у них совершенно особые, отличные от соседских. Сами хазарейцы считают себя потомками воинов Чингисхана.

Завоеванные завоеватели

В древние времена область Хазараджат была частью Паропамисад (древнегреческое название восточной части современного Афганистана). Это название происходит от авестийского выражения «выше орлиного полета». Действительно, 90% площади этого региона занято высокими горами. Однако это не спасало горцев от вторжения иноземных армий. Эти горы помнят воинов Александра Великого. Затем Паропамисады покорили арабы, принесшие сюда ислам. Их сменили тюрки. А в 1220 году здесь появились монголы. В то время этот регион входил в огромную империю Хорезмшахов, последний из которых - Мухаммед II - дерзнул навлечь на себя гнев Чингисхана. Монгольские тумены смерчем прошлись по Средней и Центральной Азии, превращая в руины богатые цветущие города. Не пощадили они и население горной области, впоследствии названной Хазараджатом. Впрочем, сам Чингисхан в Афганистане не бывал, он не выдвигался дальше Самарканда. Эту территорию завоевал сын Потрясателя Вселенной Толуй, имя которого носит один из кланов хазарейцев.

Завоеватели прочно обосновались в горной стране. Со временем их потомки смешались с местным населением, забыли веру предков, приняв ислам шиитского толка, стали говорить на хазараги - особом диалекте иранского языка с большой долей монгольских и тюркских слов. А сами они стали зваться хазарейцами (ученые полагают, что это название происходит от персидского слова «хазар», что означает «тысяча», то есть основная единица монгольского войска) и создали свое государство - Хазараджат.

Даже после падения Монгольской империи хазарейцы многие столетия умудрялись сохранять свою независимость. И лишь в 1880 году пуштуны под предводительством Абдур Рахман-хана присоединили Хазараджат к Афганистану.

Судьба, полная горечи и страданий

С тех пор «печальная судьба хазарейцев полна горечи и страданий», как вещала в одной из передач радиостанция «Голос Монголии». В пестром конгломерате афганских племен они остались инородным телом. Дело в том, что хазарейцы являются мусульманами-шиитами, в то время как пуштуны, как и большинство населения Афганистана и Пакистана, исповедуют суннитскую ветвь ислама. В глазах большинства «правоверных» мусульман-суннитов хазарейцы выглядели еретиками, а посему подвергались гонениям. Их объявляли вне закона, убивали, продавали в рабство. Многие хазарейцы были вынуждены покинуть родные места. По сути, они рассеялись по всему миру, и точное их количество неизвестно. В Афганистане проживает от 2,7 до 5,4 миллиона хазарейцев, 1,6 миллиона - в Иране, около миллиона - в Пакистане. Большие диаспоры имеются в Австралии, Великобритании, Канаде, Турции, США.

Не оставляют хазарейцев в покое суннитские экстремисты и в настоящее время. К примеру, в июне 2013 года террорист-смертник взорвал себя у шиитской мечети в пакистанском городе Кветта, отправив на тот свет 26 человек и оставив калеками 60. Все пострадавшие были хазарейцами.

В самом Афганистане талибы устроили в 1990-х годах настоящий геноцид хазарейского населения. Их вырезали тысячами. Талибы в своем религиозном рвении уничтожали не только еретиков, но древние памятники культуры, не соответствующие канонам ислама. Так, в 2001 году в провинции Бамиан они взорвали две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще во времена правления индийского царя Ашоки, то есть в III веке до нашей эры. Эти изваяния были украшением Бамианской долины, по которой в старину проходили караваны Великого шелкового пути. Лица статуй были уже раньше повреждены исламскими завоевателями, талибы лишь довели этот процесс уничтожения памятников культуры, чуждой канонам их религии, до логического завершения.

К счастью, им не удалось довести «до логического завершения» процесс истребления хазарейцев. Нынешнее афганское правительство относится к этому народу - третьему по численности в стране - вполне лояльно. Хазарейцы оправляются от невзгод и потрясений. Радикальные умы даже мечтают о независимом Хазараджате.

Однако кое-кто продолжает относиться к ним как к людям второго сорта. В 2012 году Академией наук Афганистана был опубликован «Этнографический атлас непуштунских этнических групп Афганистана» с такой статьей: «Хазарейцы - лжецы, нечестные и ненадежные люди. На телах их женщин отсутствуют волосы, за исключением головы. Хазарейцы - сыны монгольских ханов, живущих в горах Афганистана. Эти люди не знают ничего, кроме драк». Такие характеристики привели в ярость хазарейцев. Их политики выступили с протестами. Президент Афганистана Хамид Карзай запретил атлас, уволил четырех академиков и приказал провести расследование о причинах публикации такого рода комментариев.

Родня калмыкам

Загадку для лингвистов представляет и язык хазарейцев. Традиционно его считают близким к дари - разновидности языка фарси. Но в нем так велик объем монгольских и тюркских слов, что есть смысл говорить о совершенно особом, не похожем ни на какие другие языке.

Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков, калмык по национальности, воевавший в Афганистане, вспоминает случай, когда он со своей разведротой попал в засаду. По ним открыли прицельный огонь. Командиру стало ясно, что без потерь прорвать кольцо не удастся. Был ранен молодой пулеметчик, другой боец схватился за ногу. И тогда командир неожиданно для себя, не контролируя свои действия, перекатился в прыжке за другое укрытие, сбросил бронежилет и каску, схватил ручной пулемет и, заорав что-то на родном (калмыцком) языке, дал длинную очередь. И вдруг с той стороны стрельба прекратилась. Стало тихо. По шелесту гальки стало понятно, что противник отходит. Но почему?

Вскоре после этого, когда разведчики, выполнив задание, расположились на привал, к Шалхакову подбежал маленький смуглый мальчишка и... на калмыцком языке позвал за собой. Пораженный до глубины души старлей последовал за ним.

Недалеко был их кишлак, - рассказывает Геннадий. - На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: «Откуда здесь калмыки?» Они ответили: «Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингисхана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции». Язык их сохранился на уровне XIII-XIV веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь, понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал: вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.

Этот эпизод подтверждает монгольское происхождение хазарейцев. Ведь и калмыки - это отделившаяся ветвь западных монголов (ойратов), и их язык представляет собой смесь монгольских и тюркских слов. Потому калмык мог свободно общаться с хазарейцами.

Глава семьи - мужчина

И все же по укладу жизни и обычаям хазарейцы отличаются и от своих прародителей, и от современных монголов. Это обусловлено длительным влиянием ислама и общей отсталостью общественного развития в Афганистане и Пакистане. Нравы хазарейцев остаются довольно архаичными. У них сохранилось родоплеменное деление. Некоторые племена ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Основные традиционные занятия - земледелие и скотоводство. Ремесла - ткацкое, сукноделие, кузнечное, кожевенное и др.

В семейных отношениях хазарейцы руководствуются очень жестким семейным кодексом, который провозглашает верховный статус мужчины в качестве главы семейства. Закон запрещает женщине работать вне дома без разрешения мужа, а также позволяет мужчине лишать супругу средств на пропитание, если та отказывается вступать с ним в интимную связь. В школах мальчики и девочки учатся раздельно. В театрализованных представлениях, устраиваемых во время народных праздников, женские роли исполняют мужчины. Во всем этом, очевидно, сказывается влияние ислама. Так, в монгольском обществе женщины не в пример свободнее и равноправнее.

Не потому ли хазарейская молодежь стремится уехать из страны, чтобы продолжить учебу и обосноваться в развитых странах Европы и Америке? Этот отток молодых умов и талантов не идет на пользу хазарейскому обществу. И все же жизнь в Хазараджате постепенно налаживается. А по какому пути пойдет этот самобытный народ - время покажет.

Подготовленный нами очерк о хазарейцах, включает аудиофайл русского вещания «Голоса Монголии» с ностальгической песней и кратким комментарием о хазарейском народе, а также высказывания хазарейцев и монголов о связи этих этносов.

Кадр из современного хазарейского юмористического фильма «Hazaragi Drama Telefone Jebi».

Кадр из современного хазарейского юмористического фильма «Hazaragi Drama Telefone Jebi»..

Хазарейцы, как гласит общепринятая теория происхождения этого народа, являются потомками монгольских воинов Чингисхана, оставленных монголами ок. 800 лет назад, в период монгольского завоевания на этих земель .

Англоязычное наименование хазарейцев hazara people, от hazār с персидского слова, означающего «тысяча», которое, по мнению исследователей, может отсылать к наименованию монгольских частей .

В войсках Монгольской империи «тысяча» являлась боевой единицей, по количеству уступавшей только наиболее крупной из единиц, называемой «тумэн» (Түмэн, в русской версии также известен как «тьма» (темник, и город Тюмень в России производные от слова «тумэн»).

Хазарейцы / численность

Всего около 6 миллионов:

В Афганистане ок. 2 млн. 500 тыс. чел.

В Пакистане ок. 1 млн. чел.

В Иране ок. 1 млн. чел.

Также новые крупные диаспоры хазарейцев присутствуют на Западе: в Европе, США, Канаде, Австралии;

Несмотря на то, что ряд исследователей рассматривают версию о происхождении хазарейцев от местного индоевропейского народа кушан, большинство все-таки придерживаются «монгольской версии» происхождения хазарейцев.

В Монголии не забывают хазарейцев. В нашем аудиофайле № 1 (ниже) вы можете послушать фрагмент передачи русского вещания радиостанции «Голос Монголии» от 08/04/2012 в записи Мониторинга сайт с песней монгольского певца Жавхлана «Мой дорогой край...».

  • аудио файл №1

«Хазарейцы — народ, живущий в Афганистане и Иране.

Говорят на языке, близком к дари, имеющем много заимствований из монгольских языков.

Это потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками.

Продолжает нашу передачу заслуженный артист Монголии Жавхлан. Он поет о хазарейцах, об их печальной судьбе полной горечи и страданий». Конец цитаты по передаче монгольского иновещания.

А так звучит хазарейский язык. Звуковой фрагмент из современного хазарейского юмористического фильма «Hazaragi Drama Telefone Jebi» в нашемаудиофайле № 2 :

  • аудио файл №2

О хазарейском языке мы поговорим чуть ниже, а пока об области Хазараджат.

Область Хазараджат

Итак, хазарейцы — народ, живущий в Афганистане и Иране, но также и в Пакистане. Но исторической родиной хазарейцев является географическая область Хазараджат (Hazarajat, Hazaristan) в горном районе западной оконечности Гиндукуша, в центральной части нынешнего Афганистана .

Часть территории Хазараджат занимает провинция Бамиан (Bamyan), где большинство населения (около 60%) также составляют хазарейцы (Название Бамиан ведет свое происхождение от санскритского varmayana — «цветной», в честь одного из когда-то существовавших здесь буддийских монастырей).

Дискуссии

хазарейцев и вокруг хазарейцев

«Хазареец в Монголии»

Интересные замечания о хазарейцах и монголах можно встретить на англоязычном блоге hazarainmongolia.wordpress.com молодого студента-хазарейца в Монголии, который приехал туда на пять лет на учебу по курсу антропологии и истории культуры из афганского Хазараджата. А частности этот студент пишет в разделе о себе:

«Я хазарейский студент по имени Аббас, ныне живу и учусь Монголии.

Хазарейцы являются этнической группой, проживающей, в основном, в Хазараджате, сегодняшнем регионе Афганистана.

В западных учебниках истории и в сообщениях СМИ о хазарейцах приводится основная антропологическая теория о том, что свое происхождение хазарейцы ведут от монголов. Но нет еще определенных выводов и надежных научных трудов о происхождении хазарейцев. Существуют разногласия между и учеными-хазарейцами и интеллигенцией по этому вопросу. Некоторые отрицают свое происхождение от монголов, в то время как многие ученые подтверждают его. Но большинство хазарейцев считают, что хазарейский народ является (смешанным) тюрко-монгольским народом».

Сходство некоторых блюд

Аббас пишет (в 2009 году) о похожих блюдах в Хазараджате, и в Монголии:

«Есть много такой же пищи, которую готовят в сельской местности Монголии, как и у нас — в Хазараджате. Например, здесь Qadid (вяленое мясо) и Quroot (твердый творог) являются также очень распространенным явлением».

Высказывания пользователей в комментариях к блогу hazarainmongolia.wordpress.com :

О сходных словах в персидском (фарси), на разновидности которого (дари) говорят хазарейцы, и в монгольском:

blackmamba (в 2009 году):

«tavlay (кролик на фарси) и tuulai (кролик в современном монгольском) (в старомонгольском это было tovlai)».

И еще множество примеров схожих слов двух языков приводят пользователи...

О родимых пятнах у хазарейцев и монголов:

Абдулла (в 2009 году):

«Когда мой сын родился в больнице в Австралии, то врач поинтересовалась: «Ты монгол?»

Ответил: «Я монгольской крови, но хазареец из Афганистана».

Тогда доктор сказала: «Ваш сын несет знак монголов на спине, в виде синего участка в нижней ее части». (Отмечу, что позднее синева исчезла, когда ребенку было между двумя и тремя годами).

В том разговоре я спросил врача: «Этот знак является своеобразной «монгольской маркой? »

Она ответила, что только монголы и еще иногда корейцы имеют такую ​​родинку, и она исчезает, когда ребенку от 2 до 3 лет. Есть такая вещь в Монголии?»

bilgoon (в 2009 году) в ответ Абдулле:

«Абдулла, да, все монгольские дети рождаются с синими пятнами, которые исчезают, когда детям исполняется около 2-3 лет. Некоторые другие этнические группы, как некоторые индейские племена в Северной Америке, а также венгры и т.д. имеют при рождении «монгольский знак».

О дискриминации хазарейцев и их связи с Монголией

blackmamba (в 2009 году):

«Мы, монголы, должны понимать, что идея происхождения хазарейцев от монголов, которая популяризуется сейчас среди хазарейцев, станет еще одним основанием для дискриминации афганских хазарейцев в Афганистане.

Уже сейчас они сталкиваются с дискриминацией со стороны талибов, пуштунов и других. Кажется, они не нуждаются в этой идее в данный неопределенный момент их истории, когда они борются за свою легитимность и равноправие. Сами хазарейцы должны решать вопрос о своем происхождении.

Что касается монголов, то не всем монголам нравится идея об общем происхождении с хазарейцами. Есть люди, которые имеют противоположные взгляды, или просто люди, которых совсем не интересуют хазарейцы.

Монголы, как и хазарейцы, узнали о наших связях по крови только в последние несколько лет. Несколько документальных фильмов на эту тему было показано по телевидению здесь (в Монголии).

С помощью этих и других документальных источников информации, многие монголы, как и другие люди по всему миру, узнали больше о хазарейцах, и были расстроены обращением с хазарейцами в Афганистане и трудностями, с которыми они сталкиваются, в большой степени, из-за их возможных связей с монголами. Ввиду этого (в Монголии) проявляется все больше и больше симпатий к хазарейцам, и многие хотят помочь им настолько, насколько только могут, хотя Монголия имеет много собственных проблем, и находится не в лучшей форме, чтобы быть способной помочь другим...»

alkhana (в 2009 году):

«Будучи монголом из Монголии, я хочу сказать следующее: в случае, когда хазарейцы, подвергаются дискриминации на основе их возможного происхождения от монголов, Монголия, как член ООН, должна выразить свое беспокойство! Дискриминация хазарейцев не должна допускаться больше».

Али (в 2009 году) в ответ blackmamba:

«Ваши люди не знали о связи хазарейцев с Монголией по незнанию и из-за провалов в образовании...»

(С hazarainmongolia.wordpress.com);

Из обсуждения о хазарейцах на youtube.com в коментариях

к хазарейскому юмористическому фильму «Hazaragi Drama Telefone Jebi»:

Xzaxx (в 2012 г):

«Хазарейцы принадлежат Монголии!»

«Только пуштуны настоящие афганцы, а хазарейцы не афганцы?»

Xzaxx в ответ Shopiajaan:

«Да, я знаю их (пуштун). Все они поддерживают талибов и Аль-Каиду.»

Shopiajaan (в 2012 г) в ответ xzaxx:

«Ты знаешь всех пуштун? Хазарейцы не ангелы тоже...»

Alowdaninahoor 2011 (в 2012 г):

«Zindabad (Да здравствуют) великие хазарейцы... Нация известна своей культурой и наследием... Мы гордимся великой культурой и наследием. Да здравствует сладкий язык Hazaragi!»

(Из обсуждения «Hazaragi Drama Telefone Jebi»);

Подобрано, переведено Мониторингом сайт

Именно в Бамиане до недавнего времени находились взорванные талибами в 2001 году две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще в эпоху древнеиндийского царя Ашоки.

Лица этих статуй уже были повреждены ранними исламскими завоевателями, но ультраконсервативное в вопросах религии движение талибов довело процесс уничтожения этих еретических для ислама статуй, расположенных на ортодоксальной исламской территории, до логического завершения.

Бамианские Будды были поставлены в свое время, чтобы символизировать торжество буддизма на единственном в этих краях проходе через горы Гиндукуш.

В долине, по которой в древности двигались караваны т.н. «Шелкового пути», расположилась столица провинции город Бамиан. При том, что горы занимают 90% территории провинции Бамиан .

Климат провинции характеризуется долгой холодной зимой и коротким летом .

Провинция Бамиан является родиной крупнейшего хазарейского клана Дайзанги (Daizangi, «страна племени с колокольчиками», утверждается, что название возникло в в период покорения хазарейцев пуштунами в XIX веке в знак обозначения их рабских колокольчиков) .

Также другими кланами хазарейцев являются Тулай Хан (Tulai Khaan Hazara, в честь Толуя, младшего сына Чингисхана), Туркмани (Turkmani Hazara), Кара-Батор (Qara Baator) и еще около пятидесяти кланов.

Кроме широко известной провинции Бамиан в состав географический области Хазараджат входит недавно образованная правительством Карзая провинция Дайкунди, где также большинство населения (86%) составляют хазарейцы .

Остальные части исторического Хазараджата поделены между афганскими провинциями Вардак (Wardak), Гильменд (Helmand), Газни (Ghazni), Урузган (Orūzgān), Сари-Пуль (Sar-e Pol), Саманган (Samangan), Гор (Ghowr) и Парван (Parvan).

При древних персах и древних греках область Хазараджат была частью региона Паропамисады (название с иранских диалектов «выше орлиного полета»). Также областью управляли Александр Великий, затем эллинистические правительства — Селевкидов и Греко-бактрийское царство.

Позднее областью правили, принесшие сюда ислам арабы, а затем исламизированные ираноязычные, а также тюркские династии, вроде Хорезмшахов, с последними и начали воевать монголы, проникая в Центральную Азию.

Монгольские войны, ставшие предками современных хазарейцев, пришли в исторический регион Паропамисады к 1220 году .

К тому времени регион управлялся правителями из тюрок-узбеков Хорезма — Хорезмшахов, основавшими в Центральной Азии огромное государство. Монгольские завоеватели довольно сурово расправились с местным населением будущего Хазараджата, при этом самого Чингисхана в Афганистане не было, он не выдвигался дальше Самарканда (в современном Узбекистане). Территорию будущего Хазараджата завоевал для монголов бывший при отце в этом походе на Среднюю Азию один из сыновей Чингисхана Толуй (его имя носит, как уже упоминалось один из кланов хазарейцев).

Новые поселенцы, ставшие со временем известны как хазарейцы в области, получившей наименование Хазараджат Hazarajat (Hazaristan), смогли и с падением власти монголов многие столетия сохранять относительную независимость от сопредельных стран и областей.

При этом, хотя монгольская армия, пришедшая в Афганистан была оставленные ею в Афганистане монголы, названные хазарейцами, со временем приняли ислам, а их языком стал диалект персидского.

Язык хазарейцев

Как уже отмечалось хазарейцы говорят на языке, близком к дари — одном из двух (наряду с пушту) государственных языков Афганистана. Дари, как известно, это разновидность персидского (фарси) языка.

Поэтому, обычно говорят, что хазарейцы говорят на особом диалекте персидского, а именно на хазараги (hazaragi). Это восточный диалект персидского языка с большой долей монгольских и тюркских слов .

Относительно вольная жизнь хазарейцев продолжалась до 1880 года, когда усилившиеся пуштуны (народность, которая говорит на западном диалекте перидского) под предводительством тогдашнего афганского владетеля Абдуррахман-хана присоединили область Хазараджат к Афганистану .

Начались преследования хазарейцев, чье положение усугублялось тем, что они являются не просто мусульманами, а мусульманами-шиитами, в то время как пуштуны, как и большинство населения Афганистана, и образовавшегося позднее соседнего Пакистана, являются суннитами . Хазарейцы-шииты принимают участие, в том числе, и в экстравагантных шиитских религиозных церемониях самобичевания.

После завоевания Хазараджата, и в недавний период правления в Афганистане талибов, положение хазарейцев, которых считали в Афганистане еретиками, было очень тяжелым. В 1880-х годах их даже объявляли вне закона, либо убивали или продавали в рабство. Именно все это имеет ввиду радиостанция «Голос Монголии», когда говорит в упомянутой выше передаче «о печальной судьбе (хазарейцев), полной горечи и страданий» .

В тоже время в современном Пакистане хазарейцы периодически подвергается нападениям экстремистов из суннитского большинства, а в Афганистане за ними сохраняется роль общины, которая занята, в основном, на самой грязной и тяжелой работе . При этом отметим, то небольшое число хазарейцев исповедует суннитскую ветвь ислама, в частности часть хазарейского клана нойманов в Афганистане .

Традиционно хазарейцы занимаются земледелием, включая орошаемое, скотоводством и ткачеством . Но в последние десятилетия многие из них ушли на заработки в города.

Несмотря на интеграцию в крупные города Афганистана и Пакистана, общественные нравы хазарейцев остаются довольно архаичными, по сравнению с их прародителями — монголами, которые в независимой Монголии давно усвоили все европейские ценности и создали вполне современное общество. Приведем два примера хазарейской архаики. В хазарейских школах в Кветте (Пакистан) школы для молодых людей и девушек организованы по раздельному принципу. В Афганистане в семейных отношениях хазарейцы руководствуются очень жестким семейным кодексом, который провозглашает верховный статус в качестве главы семейства для мужчины. В Монголии об этом нет и речи . Такая разница, несомненно, определяется влиянием на хазарейцев ислама и обшей отсталостью общественного развития в Афганистане и Пакистане.

Из международных медиа о хазарейцах

«Лидеры хазарейцев Пакистана утверждают, что около 600 членов общины были убиты с 1999 года . Лашкар-и Джангви (Lashkar-e Jhangvi), запрещенная экстремистская суннитская организация, которая в настоящее время рассматривается как союзник Аль-Каиды, взяла на себя ответственность за большинство нападений» (англ.сайт объединенной службы информации, американская станция «Радио Свобода — Радио «Свободная Европа», октябрь 2011);

Молодой хазареец занимается паркуром в пакистанском городе Кветта.

«Считается, что треть населения пятимиллионного Кабула, очень сильно выросшего в последние годы из-за притока в столицу жителей из деревень, составляют таджики, их язык дари — официальный язык Кабула; но традиционно тяжелой городской работой здесь занимаются хазарейцы , — народ, который исповедует ислам шиитского толка и ведет свое начало от воинов Чингисхана. В городе много и пуштунов, которые вообще-то составляют большинство населения этой страны«, (рос. ТВ, 2010);

В Афганистане долгое время ущемлялись права этнических меньшинств, — говорит один из основателей нового афганского университета Ибн-Сины Аль Арими. И продолжает: «Например, хазарейцы не могли служить в армии или учиться на юридическом и медицинском факультетах . Сегодня этих ограничений больше не существует. Вот молодые люди и наверстывают упущенное» (русская служба, иновещание ФРГ «Немецкая волна», август 2011);

«Президент Афганистана Карзай подписал законопроект, легализирующий применение традиционного семейного права хазарейцев , — закон, который должен применяться только к этому меньшинству. Шиитские парламентарии утверждают, что это стало юридическим признанием культуры хазарейцев, но многие внутри и за пределами Афганистана осудили закон, как ущемляющий права женщин . Под давлением Карзай пообещал тогда пересмотреть данный закон. Позже он подписал отдельный закон, который делает насилие в отношении женщин незаконным. В июле, однако, Карзай утвердил пересмотренный вариант закона о семье для хазарейцев, который, наряду с другими положениями, запретил женщине работать вне дома без разрешения мужа, а также позволил мужчине лишать свою жену средств на пропитание, если та отказывается вступать с ним в интимную связь» (Afghanistan-Year-In-Review-2009 Encyclopædia Britannica Online 2010);

Хазарейцы в Пакистане

На территории будущего Пакистана хазарейцы появились в начале XIX в ., когда там усилились местные князья, а власть ослабла, иначе говоря переселение хазарейских работников на будущую пакистанскую территорию произошло за несколько десятилетий до включения этих территорий в состав Британской Индии. В современней период полумиллионная община хазарейцев проживает в пакистанской провинции Белуджистан и ее центре — городе Кветта (Отметим, что белуджи родственны по языку хазарейцам, но в отличии от хаарейцев, белуджи — сунниты). В Пакистане хазарейцы являются религиозным шиитским меньшинством, в отличие от преимущественно , куда многие хазарейцы также эмигрировали в поисках лучшей жизни.

После завершения военной кампании центрально-азиатские племена возвратились на историческую родину - в монгольские степи. Но какое-то количество из этих родов и племен после походов было распределено между сыновьями Чингисхана на завоеванных территориях. И в короткие исторические сроки они растворились среди подавляющей массы местного населения.

Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.

1. Западная группа - калмыки и ойраты.

2. Северная группа - буряты.

3. Группа восточных монголов - халхасцы (племена собственно Монголии) и южно-монгольские племена (иначе племена Внутренней Монголии) - чохары, суниты, харачины, тумуты, ураты, монголы Ордоса, а также племена Восточной Монголии и Маньчжурии - горлосы, харчины, дурбэты. Однако есть племена, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных групп, - баргуты, дауры и другие.

И совсем особняком стоят хазарейцы - народ монгольского происхождения, живущий в Афганистане и Иране. Еще академик Б.Я. Владимирцов в начале ХХ века писал, что "в Афганистане монголы, как известно, сохранились до наших дней, сберегли свой язык". Это же подтверждал и академик В.В. Бартольд, писавший, что вне Монголии "единственные потомки монголов Чингисхана, до сих пор сохранившие язык, - это небольшое количество монголов в пределах Афганистана, представителей которых в 1903 году видел в Кушке финский ученый Рамстед, успевший записать отдельные слова их языка. Монгольский характер этого языка доказал в 1866 году Габленц на основании словаря, составленного еще в 1838 г. лейтенантом Личем". Еще одно косвенное подтверждение этой теории есть у Е.И. Кычанова, автора известной книги "Жизнь Темуджина, думавшего покорить мир": "Старый тип юрты с шейкой в современной Монголии не сохранился, но им пользуются монголы Афганистана - хазарейцы".

Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому "Панджшерскому льву" Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане).

Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.

Но, к сожалению, свидетельства русских ученых Бартольда и Владимирцова не нашли подтверждения. Многовековое проживание в ираноязычном окружении не прошло для них даром. Со временем они перешли на иранский язык, близкий к дари, тем не менее, сохранив значительный словарный запас монгольских слов. (К тому же, как писал Георгий Вернадский в своей книге "Монголы и Русь", кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен еще до Чингисхана. А как известно, аланы - это кочевые племена иранского происхождения, когда-то обитавшие в степях Центральной Азии. В доказательство этого Вернадский переводит имя легендарной прародительницы Чингисхана Алан-Гоа как прекрасная аланка).

Сами хазарейцы называют себя "хазара", от персидского "тысяча", а "тысяча" была военным подразделением кочевников. Ахмад Башир подтвердил версию о том, что основу народа составили монголы времен Чингисхана, но, кроме того, в их культуре есть значительный тюркский и иранский элементы. Хазарейцы долгое время оставались независимыми, и только в конце ХIХ века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-пуштунов, которым он отвел там летние пастбища. Живут они в центральном Афганистане, главным образом, в горном районе Хазараджат, а также провинциях Герат, Кандарага, Нанагахар и Бадахшан. Есть они и в Иране, в Восточном Хорасане. Численность хазарейцев в Афганистане составляет 1 миллион 700 тысяч человек, а в Иране - 220 тысяч человек. Сохранилось родоплеменное деление, особенно у хазарейцев Хазараджата, а главные племена - это шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Несмотря на это, в последние годы усилилась этническая консолидация хазарейцев.

Основные традиционные занятия народа - пашенное земледелие и скотоводство. Занимаются торговлей и ремеслами: кузнечным и кожевенным, ткачеством, сукноделием и другими. В доталибском Кабуле им принадлежало множество магазинов и лавок. Ахмад Башир особенно выделяет у хазарейцев такие качества, как трудолюбие и способность к коммерции. Хазарейцы, живущие ныне в России, владеют множеством фирм в Москве, других городах, вплоть до Иркутска.

Еще до недавних пор отдельные группы хазарейцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Селения были обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. У кочевников сохранялась в неизменном виде монгольская юрта. Сейчас по образу жизни они ничем не отличаются от других, оседлых, национальностей страны. Одежда у них такая же, как у фарсов или узбеков. Мужская и женская одежда - рубаха и штаны. Мужчины носят также безрукавку, кафтан, халат; женщины - шапочку, похожую на кокошник, поверх которой повязывают два платка. Сейчас в связи с ужесточением нравов талибами хазарейские женщины вынуждены надеть паранджу.

Музыкальный фольклор - песни и танцы под аккомпанемент зурны и бубна; на свадьбах - выступления шута с помощником. В театрализованных представлениях женские роли исполняют мужчины. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. И хотя хазарейцы давно приняли ислам шиитского толка, у них до сих пор сохранились пережитки культа сил природы и шаманизма.

Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.

Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. "В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств".

Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.

Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название, прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими.

Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа.

© sosh4sosnogorsk.ru, 2024
Образовательный портал для всех